Сибирские речные маршруты
Сибирские речные пути были основными путями сообщения в русской Сибири до 1730-х годов, когда дороги начали строить . Реки также имели первостепенное значение в процессе завоевания Россией и освоения обширных сибирских территорий на востоке. Поскольку три великие сибирские реки — Обь , Енисей и Лена — впадают в Северный Ледовитый океан , целью было найти части или рукава этих рек, которые текут примерно с востока на запад, и найти короткие переправы между ними. Поскольку Сибирь относительно равнинная, волоки обычно были короткими. Несмотря на сопротивление сибирских племен, русские казаки смогли распространиться от Урала до Тихого океана всего за 57 лет (1582-1639). Эти речные маршруты имели решающее значение в первые годы сибирской пушной торговли , поскольку пушнину было легче транспортировать по воде, чем по суше. Реки соединяли основные центры добычи меха и обеспечивали относительно быструю транспортировку между ними. [1]
Южный маршрут
[ редактировать ]Расстояния представляют собой прямые линии и являются приблизительными. Сибирские реки могут быть очень извилистыми. Даты обычно относятся к основанию первого русского поселения.
За Уралом: От реки Волги вверх по Каме до Перми (1472 г.), затем вверх по реке Чусовой , или Вишере (см. Чердынский путь ). Урал здесь имеет высоту всего около 350 метров, примерно на 150 метров выше окружающей низменности. Вниз по реке Тавде или реке Туре и небольшой путь вверх по реке Тобол до ее слияния с рекой Иртыш у Тобольска (1582 г.). Примерно таким маршрутом пользовался Ермак . Тобольск находится примерно в 700 км к востоку от Перми и в 1800 км к востоку от Москвы.
Сибирский путь , дорога, начатая в 1730-х годах, пролегала на юго-восток от Перми до Кунгура , затем через другой невысокий перевал до Екатеринбурга (1723 г.) и Тобольска . К 1885 году от Перми до Екатеринбурга прошла железная дорога. Другая ветка Транссибирской магистрали (1891 г.) идет южнее Урала через Челябинск (1736 г.), Омск (1716 г.) и Новосибирск (1893 г.).
Бассейн Оби: недалеко от Тобольска была столица Сибирского ханства , завоеванного в 1582 году. На север вниз по Иртышу до его впадения в Обь , затем 750 км вверх по Оби до Нарыма (1594 г.) и вверх по реке Кеть (1602 г.). ) примерно в 300 км до истоков.Здесь волок ведет к реке Енисей у Енисейска (1619 г.). Енисейск находится примерно в 1400 км от Тобольска и в 3200 км от Москвы.Альтернативный маршрут вел от слияния Иртыш-Обь 450 км вверх по Оби до Ваха , 500 км вверх по Ваху, затем волоком до Сыма, вниз по нему до Енисея, вверх по течению до Енисеска.
Бассейны Енисея и Лены: Енисейск расположен на реке Енисей, к северу от ее впадения в реку Ангара . От Енисейска на восток вверх по Ангаре до реки Илим , вверх по течению до Илимска (1630 г.), волок до реки Куты , короткий поход вниз по течению до Усть-Кута (1631 г.) на реке Лене . Отсюда на северо-восток вниз по Лене около 1400 км до Якутска , что в 4900 км восточнее Москвы. Якутск — крупный остановочный пункт и административный центр. Затем 125 км вниз по Лене до Алдана, вверх по реке Алдану до Усть-Майи , затем вверх по реке Мая или ее правому притоку — реке Юдоме .
Охотск: От любого из двух последних до Тихого океана около 150 км (более 2000 футов) ( Охотское побережье , 1639 г., город Охотск , 1647 г.). Здесь использовались вьючные лошади. Охотск находится в 800 км к востоку-юго-востоку от Якутска и в 5600 км к востоку от Москвы. После 1715 года в Охотске были судостроительные мощности, позволявшие морское путешествие на Камчатку , Курильские острова , Алеутские острова и Аляску. См. также «История пушного промысла Охотского моря» .
На Амур: В 1643–1689 гг. русские пытались проникнуть с юга Лены в Приамурье, но были отброшены маньчжурами. См. российско-маньчжурские пограничные конфликты . С 1689 по 1859 год русско-китайской границей проходили река Аргунь и Становые горы . В 1859 году Россия присоединила Амурскую область. С запада русские проникли к Улан-Удэ (1666 г.), Чите (1653 г.) и Нерчинску (1654 г.) в сторону Аргуни. С 1727 года большая часть русско-китайской торговли переместилась в Кяхту, недалеко от места, где река Селенга пересекает нынешнюю русско-монгольскую границу.
Северный маршрут
[ редактировать ]По крайней мере, с XII века русские поморы плавали по Белому и Баренцеву морям. В какой-то момент они вошли в Обскую губу или переправились через полуостров Ямал . От Обской губы до Тазовского лимана , вверх по реке Таз , мимо Мангазеи (1601 г.), волок в Янов Стан на реке Турухан , ведущий в Туруханск (1607 г.) на Енисее в месте его слияния с Нижней Тунгуской . На восток вверх по Нижней Тунгуске. Там, где он поворачивает на юг, волок к реке Чоне , притоку реки Вилюй — место слияния этих двух рек сейчас затоплено, образуя Вилюйское водохранилище. На восток по Вилюю до реки Лены , а затем вверх по Лене до Якутска. Можно было также продолжить путь вверх по Нижней Тунгуске до района Киренска (1630 г.) (175 км северо-восточнее Усть-Кута), совершить небольшой волок до Лены и спуститься по Лене до Якутска. Якутск находится примерно в 2400 км от Тазовского лимана. Примерно после 1700 года большая часть торговли переместилась на юг, и путь к западу от Туруханска был практически заброшен.
Северо-восток
[ редактировать ]От устья реки Лены , по побережью до устья реки Колымы , до реки Большой Анюй , волок, вниз по реке Анадырь до Анадырска (1650). Можно было продолжить путь вниз по Анадырю до Тихого океана, но эта местность была слишком бесплодной, чтобы представлять интерес. Район к северо-востоку от этого маршрута избегали из-за воинственных чукчей. Около 1700 русских проникли на Камчатку из Анадырска и позже отплыли туда из Охотска . От Якутска до Берингова пролива 1800 км.
Юго-запад
[ редактировать ]После завоевания Астрахани в 1566 году Россия расширилась на юго-восток вокруг южного подножия Урала. Это включало усиление политического контроля над Ногайской Ордой , калмыками и северными казахами с последующей крестьянской колонизацией различной степени. Другой путь лежал вверх по Иртышу в сторону Алтая ( Семипалатинск , 1718 г.).
Упадок речного пути
[ редактировать ]К началу XVIII века численность пушных зверей по всей Сибири резко сократилась, поскольку звероловы и торговцы собирали пушнину, не задумываясь об устойчивом контроле над популяцией, а в 1913 году был наложен запрет на охоту на соболя , чтобы уберечь этого зверя от охоты на него. вымирание. [2]
Бабиновская дорога была первой сухопутной дорогой через Урал. Он был основан Артемием Бабиновым в конце 1590-х годов. В 1598 году на этой дороге было основано Верхотурье как ворота в Сибирь. Дорожное строительство в Сибири началось в 1730-х годах, а с 1760-х годов сухопутный путь от Екатеринбурга до Кяхты стал заменять сибирские реки. Когда земля замерзла, это могло занять 70 или 80 дней. Транссибирская магистраль началась в 1891 году. В двадцатом веке Транссибирская магистраль была построена, а участок к северу от Амура был завершен в 2013 году. В результате получается модель, по которой русские образуют длинный узкий пояс вдоль южного побережья. граница с некоторыми расширениями на север, в основном туда, где можно найти полезные ископаемые. Реки все еще используются, но в основном для перевозок с севера на юг к Транссибирской магистрали и обратно.
См. также
[ редактировать ]- Сибирский маршрут
- Эпоха открытий
- Нерчинский мирный договор
- Кяхта торговля
- Список русских исследователей
- Первая Камчатская экспедиция
- Великая Северная экспедиция
- Канадские маршруты на каноэ (рано)
- Сибирский портал
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фишер, Раймонд Генри (1943). Русская меховая торговля, 1550-1700 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. hdl : 2027/евр.00142.0001.001 . ISBN 978-1-59740-044-2 .
- ^ Линкольн, В. Брюс (2007). Покорение континента: Сибирь и русские . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8922-8 .
- Форсайт, Джеймс, «История народов Сибири», 1992 г.
- Н.П. Загоскин Русские водные пути и судовое дело в до-петровской России , 1910 (in Russian)