Jump to content

Кяхта торговля

Китайский торговец в Кяхте (русская живопись, 17 век).

Кяхтинская торговля ( русский : Кяхтинская торговля , Кяхтинская торговля , китайский : 恰克图商路 ) относится к торговле между Россией и Китаем через город Кяхта на монгольской границе к югу от озера Байкал с 1727 года. Торговля велась в основном сибирскими мехами. для китайского хлопка, шелка, табака и чая.

Ранняя Нерчинская торговля 1689–1722 гг.

[ редактировать ]

Россия и Китай вступили в прямой контакт после того, как русские стали хозяевами сибирских лесов между 1582 и 1639 годами. В 1689 году Нерчинский мирный договор определил русско-китайскую границу в «Маньчжурии». В этом договоре ничего не говорилось о Монголии , поскольку эта территория еще не перешла под контроль Китая и Маньчжурии . Пятая статья договора разрешала торговлю при наличии надлежащих документов, но в остальном была расплывчатой. Русские купцы начали организовывать караваны для путешествий из Нерчинска (к востоку от Читы) в Пекин ( русский : Пекин , латинизированный : Пекин ), путешествие туда и обратно обычно занимало от 10 до 12 месяцев. В 1692–93 Эберхард Исбранд Идес отправился с торгово-дипломатической миссией в Пекин. Он покинул Пекин в феврале 1694 года и через 11 месяцев прибыл в Москву. Царь Петр I в России решил, что торговля должна быть государственной монополией. Четырнадцать русских государственных караванов отправились в Пекин в период с 1689 по 1722 год. [ 1 ] [ 2 ] [ нужна цитата для проверки ] Частная торговля продолжалась, большая ее часть осуществлялась на небольшие расстояния в такие места, как Урга (современный Улан-Батор) и Цицикар . В 1721 году Лоренц Ланге подсчитал, что торговля только по Урге в четыре раза превышала торговлю государственных караванов. [ 3 ] Первый государственный караван покинул Москву в 1697 году и вернулся через два года. Четвертый, при Иване Саватееве, покинул Москву в 1702 году, воспользовался обычным Нерчинским путем, но вернулся через Ургу и Селенгинск, что заняло всего 70 дней. [ 4 ] На нем было письмо от Лифаньюаня (китайского регионального органа власти), в котором предлагалось сделать этот маршрут стандартным. [ 5 ] поскольку Монголия теперь находилась под контролем маньчжуров , и местными отношениями мог управлять хан Тушету в Урге. В 1705–09 был пятый караван при Петре Худякове. Первая ойратско-маньчжурская война 1687–1697 годов вынудила Джунгарское ханство покинуть Монголию и повысила важность пограничного контроля. Путешествие Тулишена в 1712-1715 годах дало маньчжурам больше знаний о западных областях. С 1717 года маньчжуры начали оказывать давление на русских с целью очертить монгольскую границу. В 1717–20 Лев Васильевич Измайлов отправился в Пекин для переговоров о торговом договоре, но эта попытка не удалась из-за пограничной проблемы. Караван под одним «Ифином» был остановлен у Великой стены , а другой под командованием Федора Истопникова был задержан в 1718 году. В 1722 году маньчжуры заблокировали торговлю до решения пограничного вопроса. Это привело к Кяхтинскому договору 1727 года.

Основание Кяхты

[ редактировать ]
Храм Маймаченг в 1910 году.

предусматривал Кяхтинский договор (1727 г.) , что вся официальная торговля между двумя империями будет проходить через пункты вблизи Кяхты и Цурукаиту на границе с Маньчжурией. Цурукаиту так и не стал важным, потому что Кяхтинский маршрут был намного лучше, чем долгий путь на восток от озера Байкал. До заключения договора русские в этом районе были сосредоточены в Селенгинске , а маньчжуры действовали через хана Тушету в Урге . Кяхта была приблизительной точкой заключения договора и точкой начала делимитации границы. Русские быстро построили пост Кяхта на границе, а маньчжуры построили форт Маймайчэн в нескольких сотнях футов южнее своей стороны. Официальные лица с обеих сторон занимались дипломатическими обменами между двумя империями, торговыми спорами и обычными полицейскими делами, которых следовало ожидать на длинной границе, населенной кочевниками, которых мало заботили правила, установленные далекими империями. Главного маньчжурского чиновника звали Дзаргучей, а Маймайчэном управлял Лифаньюань, который занимался западными лугами. Русских в основном интересовала торговля, а китайцы главным образом хотели контролировать границу и предотвратить вмешательство России в их экспансию на запад, в сторону Джунгарского ханства . Маньчжуры иногда препятствовали торговле, чтобы оказать давление на русских. Самая продолжительная пауза произошла в 1785–1792 годах из-за бурятского грабителя, которого русским не удалось казнить.

Запах (Улан-Батор), пустыня Гоби, Калган (Чжанцзякоу) и Пекин. Кяхта находится к северу от Урги.

Торговый путь следовал по обычному маршруту в Иркутск: на плоскодонке через озеро Байкал и на юг, вверх по реке Селенге мимо Селингинска. Около устья реки Чикой , в местечке под названием Стрелка или Петропавловск, товары грузили на подводы и везли на юг, в Кяхту, где собирали караваны или обменивали товары. Зимой в Кяхте осуществлялся большой обмен, а когда реки таяли, китайские товары отправлялись на запад. С 1760-х годов сухопутный путь из Екатеринбурга стал заменять сибирские реки. Когда земля замерзла, это могло занять 70 или 80 дней. Позже в том же веке меха из Русской Америки через Охотск и Якутск отправлялись в Кяхту.

На юге маршрут вел на юг к Урге , на юго-восток к Калгану на Великой стене, а затем к Пекину. Переход через Гоби занял не менее 30–40 дней. Второй государственный караван следовал вдоль реки Керулен на восток, но повторения этого не произошло. Путешествие туда и обратно по этому маршруту может занять от одного до трех лет.

Государственные караваны

[ редактировать ]

В договоре говорилось, что караваны будут проходить с интервалом в три года. В период с 1727 по 1760 год из Кяхты шло шесть государственных караванов. В Пекине вожди караванов занимались дипломатией, русской церковью в Пекине и немногими русскими студентами, которые были там, чтобы изучать маньчжурский и китайский языки. Вождь часто имел аудиенцию у Императора.

  1. 1727 г.: Молоков, Лоренц Ланге в качестве дипломата: выезд в сентябре-декабре 1727 г., пробыл в Пекине 6 месяцев, вернулся в июле-сентябре 1728 г. Они отправились с 205 людьми, 1650 лошадьми, 475 товарными повозками, 162 повозками с продовольствием и 665 головами скота для продовольствия. Товара у них было на 285 404 рубля, в том числе 2 100 000 шкурок. Между Селенгинском и Калганом они потеряли 489 лошадей и 258 голов крупного рогатого скота. В Калгане они оставили лишних лошадей, чтобы их забрали на обратном пути. В Пекине они останавливались в «Русском доме» или «Лифан Юань» . Вскоре появились многочисленные «охранники». Торговля шла медленно, и русские винили в этом китайских чиновников. Перед отъездом Ланге имел аудиенцию у императора. Они вернулись с 125 000 саженей шелка, 570 000 саженей хлопка, 30 000 пудов чая (гораздо меньше, чем позднее), 65 000 рублей золотом и серебром и 404 000 непроданных шкурок. В 1731-33 излишки товаров обменивались на границе примерно на 125 000 руб. по московским ценам. В Москву для продажи было привезено 335 301 рубль китайских товаров, часть которых оставалась непроданной до 1735 года. Стоимость каравана оценивалась в 62 687 рублей.
  2. 1731: Молоков+Ланге: 31 ноября — март 1732 года, вернулся 32 сентября — 33 сентября. 113 человек, товаром около 100 000 рублей и монетой 140 000. Вернулись с 214 699 рублей китайских товаров по московским ценам. У Ланге была еще одна аудиенция у императора. Отправляясь в сторону пустыни Гоби, они направились вдоль реки Керулен , где их ограбили. Они вернулись на север, в Цурукаиту , и снова были ограблены. Бандиты были схвачены, а головы девяти бандитов маньчжуры отправили в Кяхту в знак доброй воли. Путешествие из Пекина в Цурукаиту длилось с сентября 32-го по апрель 33-го. В Цурукаиту им было трудно найти складские помещения и рабочих. Им потребовалось все лето, чтобы отправиться на запад, в Иркутск. Этот маршрут больше не использовался.
  3. 1736: Фирсов+Ланге: Июль? 36 – ноябрь 1936 г., возврат май – август 1937 г. 100 000 рублей товаром. Товары продаются в Санкт-Петербурге, а не в Москве.
  4. 1741: Фирсов: июнь-сен 41 г., апрель 42 г.-?. Около 100 000 руб. Продается в Санкт-Петербурге.
  5. 1745: Лебратовский: 45 августа — декабрь 45, июнь? 46-?
  6. 1753?: Vladykin ?-Dec' 53?, Jul? 54-?

Из-за Джунгарских войн караванов больше не было. В 1762 году Екатерина заменила государственные караваны свободной торговлей. Российские товары будут продаваться или обмениваться в Кяхте.

Товары и деньги

[ редактировать ]

Некоторое количество нелегальной и неформальной торговли имело место, но цифр у нас нет. Существовало множество постановлений, запрещающих экспорт одних товаров и делающих другие государственной монополией. Правила часто менялись. Торговля велась в основном бартером, и обе стороны иногда пытались предотвратить вывоз чеканных денег.

Денежная стоимость Денежная стоимость товаров должна была быть оценена, практика бухгалтерского учета была несовершенной, и имело место взяточничество. После периода государственных караванов стоимость вывезенных товаров составляла около: 1755:600 000 рублей, 1768: 1 000 000, 1780: 2 700 000, 1800: 4 200 000, 1805: 5 700 000. Налоговые поступления составляли около 20% экспорта. Торговля Кяхты составляла, пожалуй, 7% внешней торговли России. Другой писатель [ 6 ] говорит, что годовой товарооборот в 1824-30 годах составлял от 5,5 до 7,8 миллионов рублей и к середине века достиг 16 миллионов рублей, но неясно, является ли это экспортом, импортом или тем и другим.

Экспорт мехов составлял 70-85% по стоимости, причем этот процент имел тенденцию к снижению, особенно по мере увеличения количества товаров европейского производства. Самой крупной по численности была белка, производившая около 2-4 миллионов шкурок в год. [ 7 ] За мехами следовали кожа и шкуры, русское, а затем и зарубежное сукно, а затем и разные товары. В период 1800-1805 гг. около двух третей кяхтинского экспорта было нерусского происхождения. Процент до 1800 не ясен.

Импорт Около 50-60% составлял хлопок (откуда он взялся, непонятно). Шелк, как сырой, так и обработанный, составлял около трети. Импорт чая поначалу был небольшим, но составлял 22% по стоимости в 1792 году и 40% десять лет спустя. За ними следовали табак и промышленные товары. Неизвестную часть торговли, идущей на север, везли «бухарцы», как русские называли среднеазиатских торговцев.

Китайская сторона

[ редактировать ]

К югу от Кяхты торговый путь имел три участка.

  • 1. 170 миль на юг до Урги. Здесь можно было использовать тележки. На этой земле было больше дождя, травы, людей, холмов и рек, чем южнее.
  • 2. 625 миль на юго-восток до Калгана караваном верблюдов через пустыню Гоби. Это заняло около 30 дней. Повозки с быками использовались для тяжелых грузов. Лошадей использовали для скорости и для наблюдения за караванами.
  • 3. 100 миль к юго-востоку от Калгана до Пекина, через горы к западу от Пекина . Это заняло около четырех дней и использовало мулов из-за сложного перевала, вероятно, на перевал Джуйонг .

Общей торговлей чаем в Монголии управляли семь компаний, крупнейшей из которых была Да Шэн Куй, базировавшаяся в Хух-Хото после 1724 года. Они занимались другими товарами и взаимодействовали с многочисленными ламаистами, которые также были политическими и экономическими центрами.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фауст, стр. 12. Он не приводит списка.
  2. ^ Фауст, Клиффорд М. (1969). Москвич и мандарин: торговля России с Китаем и ее условия, 1727-1805 гг . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  9780807811191 . Проверено 16 мая 2024 г.
  3. ^ Фауст, стр. 14.
  4. Дж. Патрик Марч, Eastern Destiny, глава 6.
  5. ^ Марш, Дж. Патрик (30 октября 1996 г.). «Кяхтинская система». Восточная судьба: Россия в Азии и северной части Тихого океана . Вестпорт, Коннектикут: Bloomsbury Publishing, США. п. 60. ИСБН  9780313390142 . Проверено 16 мая 2024 г. В караване было письмо от Лифана Юаня, предлагающее этот маршрут в будущем.
  6. ^ Эйвери, страница 132.
  7. ^ Фауст, стр. 346. Другие историки Сибири мало говорят о белке, что кажется странным.

Источники

[ редактировать ]
  • Клиффорд М. Фауст, «Москвич и мандаринец: торговля России с Китаем и ее условия, 1727–1805, 1968 г.» - эта статья представляет собой краткое изложение работы Фауста.
  • Александр Мичи, «Сибирский сухопутный путь от Пекина до Петербурга», 1864 г. - следовал по маршруту в 1863 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0785d1e6159fb84d3b427afd4a24a6ad__1715832240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/ad/0785d1e6159fb84d3b427afd4a24a6ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kyakhta trade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)