Кяхта торговля
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Кяхтинская торговля ( русский : Кяхтинская торговля , Кяхтинская торговля , китайский : 恰克图商路 ) относится к торговле между Россией и Китаем через город Кяхта на монгольской границе к югу от озера Байкал с 1727 года. Торговля велась в основном сибирскими мехами. для китайского хлопка, шелка, табака и чая.
Ранняя Нерчинская торговля 1689–1722 гг.
[ редактировать ]Россия и Китай вступили в прямой контакт после того, как русские стали хозяевами сибирских лесов между 1582 и 1639 годами. В 1689 году Нерчинский мирный договор определил русско-китайскую границу в «Маньчжурии». В этом договоре ничего не говорилось о Монголии , поскольку эта территория еще не перешла под контроль Китая и Маньчжурии . Пятая статья договора разрешала торговлю при наличии надлежащих документов, но в остальном была расплывчатой. Русские купцы начали организовывать караваны для путешествий из Нерчинска (к востоку от Читы) в Пекин ( русский : Пекин , латинизированный : Пекин ), путешествие туда и обратно обычно занимало от 10 до 12 месяцев. В 1692–93 Эберхард Исбранд Идес отправился с торгово-дипломатической миссией в Пекин. Он покинул Пекин в феврале 1694 года и через 11 месяцев прибыл в Москву. Царь Петр I в России решил, что торговля должна быть государственной монополией. Четырнадцать русских государственных караванов отправились в Пекин в период с 1689 по 1722 год. [ 1 ] [ 2 ] [ нужна цитата для проверки ] Частная торговля продолжалась, большая ее часть осуществлялась на небольшие расстояния в такие места, как Урга (современный Улан-Батор) и Цицикар . В 1721 году Лоренц Ланге подсчитал, что торговля только по Урге в четыре раза превышала торговлю государственных караванов. [ 3 ] Первый государственный караван покинул Москву в 1697 году и вернулся через два года. Четвертый, при Иване Саватееве, покинул Москву в 1702 году, воспользовался обычным Нерчинским путем, но вернулся через Ургу и Селенгинск, что заняло всего 70 дней. [ 4 ] На нем было письмо от Лифаньюаня (китайского регионального органа власти), в котором предлагалось сделать этот маршрут стандартным. [ 5 ] поскольку Монголия теперь находилась под контролем маньчжуров , и местными отношениями мог управлять хан Тушету в Урге. В 1705–09 был пятый караван при Петре Худякове. Первая ойратско-маньчжурская война 1687–1697 годов вынудила Джунгарское ханство покинуть Монголию и повысила важность пограничного контроля. Путешествие Тулишена в 1712-1715 годах дало маньчжурам больше знаний о западных областях. С 1717 года маньчжуры начали оказывать давление на русских с целью очертить монгольскую границу. В 1717–20 Лев Васильевич Измайлов отправился в Пекин для переговоров о торговом договоре, но эта попытка не удалась из-за пограничной проблемы. Караван под одним «Ифином» был остановлен у Великой стены , а другой под командованием Федора Истопникова был задержан в 1718 году. В 1722 году маньчжуры заблокировали торговлю до решения пограничного вопроса. Это привело к Кяхтинскому договору 1727 года.
Основание Кяхты
[ редактировать ]
предусматривал Кяхтинский договор (1727 г.) , что вся официальная торговля между двумя империями будет проходить через пункты вблизи Кяхты и Цурукаиту на границе с Маньчжурией. Цурукаиту так и не стал важным, потому что Кяхтинский маршрут был намного лучше, чем долгий путь на восток от озера Байкал. До заключения договора русские в этом районе были сосредоточены в Селенгинске , а маньчжуры действовали через хана Тушету в Урге . Кяхта была приблизительной точкой заключения договора и точкой начала делимитации границы. Русские быстро построили пост Кяхта на границе, а маньчжуры построили форт Маймайчэн в нескольких сотнях футов южнее своей стороны. Официальные лица с обеих сторон занимались дипломатическими обменами между двумя империями, торговыми спорами и обычными полицейскими делами, которых следовало ожидать на длинной границе, населенной кочевниками, которых мало заботили правила, установленные далекими империями. Главного маньчжурского чиновника звали Дзаргучей, а Маймайчэном управлял Лифаньюань, который занимался западными лугами. Русских в основном интересовала торговля, а китайцы главным образом хотели контролировать границу и предотвратить вмешательство России в их экспансию на запад, в сторону Джунгарского ханства . Маньчжуры иногда препятствовали торговле, чтобы оказать давление на русских. Самая продолжительная пауза произошла в 1785–1792 годах из-за бурятского грабителя, которого русским не удалось казнить.
Маршрут
[ редактировать ]
Торговый путь следовал по обычному маршруту в Иркутск: на плоскодонке через озеро Байкал и на юг, вверх по реке Селенге мимо Селингинска. Около устья реки Чикой , в местечке под названием Стрелка или Петропавловск, товары грузили на подводы и везли на юг, в Кяхту, где собирали караваны или обменивали товары. Зимой в Кяхте осуществлялся большой обмен, а когда реки таяли, китайские товары отправлялись на запад. С 1760-х годов сухопутный путь из Екатеринбурга стал заменять сибирские реки. Когда земля замерзла, это могло занять 70 или 80 дней. Позже в том же веке меха из Русской Америки через Охотск и Якутск отправлялись в Кяхту.
На юге маршрут вел на юг к Урге , на юго-восток к Калгану на Великой стене, а затем к Пекину. Переход через Гоби занял не менее 30–40 дней. Второй государственный караван следовал вдоль реки Керулен на восток, но повторения этого не произошло. Путешествие туда и обратно по этому маршруту может занять от одного до трех лет.
Государственные караваны
[ редактировать ]В договоре говорилось, что караваны будут проходить с интервалом в три года. В период с 1727 по 1760 год из Кяхты шло шесть государственных караванов. В Пекине вожди караванов занимались дипломатией, русской церковью в Пекине и немногими русскими студентами, которые были там, чтобы изучать маньчжурский и китайский языки. Вождь часто имел аудиенцию у Императора.
- 1727 г.: Молоков, Лоренц Ланге в качестве дипломата: выезд в сентябре-декабре 1727 г., пробыл в Пекине 6 месяцев, вернулся в июле-сентябре 1728 г. Они отправились с 205 людьми, 1650 лошадьми, 475 товарными повозками, 162 повозками с продовольствием и 665 головами скота для продовольствия. Товара у них было на 285 404 рубля, в том числе 2 100 000 шкурок. Между Селенгинском и Калганом они потеряли 489 лошадей и 258 голов крупного рогатого скота. В Калгане они оставили лишних лошадей, чтобы их забрали на обратном пути. В Пекине они останавливались в «Русском доме» или «Лифан Юань» . Вскоре появились многочисленные «охранники». Торговля шла медленно, и русские винили в этом китайских чиновников. Перед отъездом Ланге имел аудиенцию у императора. Они вернулись с 125 000 саженей шелка, 570 000 саженей хлопка, 30 000 пудов чая (гораздо меньше, чем позднее), 65 000 рублей золотом и серебром и 404 000 непроданных шкурок. В 1731-33 излишки товаров обменивались на границе примерно на 125 000 руб. по московским ценам. В Москву для продажи было привезено 335 301 рубль китайских товаров, часть которых оставалась непроданной до 1735 года. Стоимость каравана оценивалась в 62 687 рублей.
- 1731: Молоков+Ланге: 31 ноября — март 1732 года, вернулся 32 сентября — 33 сентября. 113 человек, товаром около 100 000 рублей и монетой 140 000. Вернулись с 214 699 рублей китайских товаров по московским ценам. У Ланге была еще одна аудиенция у императора. Отправляясь в сторону пустыни Гоби, они направились вдоль реки Керулен , где их ограбили. Они вернулись на север, в Цурукаиту , и снова были ограблены. Бандиты были схвачены, а головы девяти бандитов маньчжуры отправили в Кяхту в знак доброй воли. Путешествие из Пекина в Цурукаиту длилось с сентября 32-го по апрель 33-го. В Цурукаиту им было трудно найти складские помещения и рабочих. Им потребовалось все лето, чтобы отправиться на запад, в Иркутск. Этот маршрут больше не использовался.
- 1736: Фирсов+Ланге: Июль? 36 – ноябрь 1936 г., возврат май – август 1937 г. 100 000 рублей товаром. Товары продаются в Санкт-Петербурге, а не в Москве.
- 1741: Фирсов: июнь-сен 41 г., апрель 42 г.-?. Около 100 000 руб. Продается в Санкт-Петербурге.
- 1745: Лебратовский: 45 августа — декабрь 45, июнь? 46-?
- 1753?: Vladykin ?-Dec' 53?, Jul? 54-?
Из-за Джунгарских войн караванов больше не было. В 1762 году Екатерина заменила государственные караваны свободной торговлей. Российские товары будут продаваться или обмениваться в Кяхте.
Товары и деньги
[ редактировать ]Некоторое количество нелегальной и неформальной торговли имело место, но цифр у нас нет. Существовало множество постановлений, запрещающих экспорт одних товаров и делающих другие государственной монополией. Правила часто менялись. Торговля велась в основном бартером, и обе стороны иногда пытались предотвратить вывоз чеканных денег.
Денежная стоимость Денежная стоимость товаров должна была быть оценена, практика бухгалтерского учета была несовершенной, и имело место взяточничество. После периода государственных караванов стоимость вывезенных товаров составляла около: 1755:600 000 рублей, 1768: 1 000 000, 1780: 2 700 000, 1800: 4 200 000, 1805: 5 700 000. Налоговые поступления составляли около 20% экспорта. Торговля Кяхты составляла, пожалуй, 7% внешней торговли России. Другой писатель [ 6 ] говорит, что годовой товарооборот в 1824-30 годах составлял от 5,5 до 7,8 миллионов рублей и к середине века достиг 16 миллионов рублей, но неясно, является ли это экспортом, импортом или тем и другим.
Экспорт мехов составлял 70-85% по стоимости, причем этот процент имел тенденцию к снижению, особенно по мере увеличения количества товаров европейского производства. Самой крупной по численности была белка, производившая около 2-4 миллионов шкурок в год. [ 7 ] За мехами следовали кожа и шкуры, русское, а затем и зарубежное сукно, а затем и разные товары. В период 1800-1805 гг. около двух третей кяхтинского экспорта было нерусского происхождения. Процент до 1800 не ясен.
Импорт Около 50-60% составлял хлопок (откуда он взялся, непонятно). Шелк, как сырой, так и обработанный, составлял около трети. Импорт чая поначалу был небольшим, но составлял 22% по стоимости в 1792 году и 40% десять лет спустя. За ними следовали табак и промышленные товары. Неизвестную часть торговли, идущей на север, везли «бухарцы», как русские называли среднеазиатских торговцев.
Китайская сторона
[ редактировать ]К югу от Кяхты торговый путь имел три участка.
- 1. 170 миль на юг до Урги. Здесь можно было использовать тележки. На этой земле было больше дождя, травы, людей, холмов и рек, чем южнее.
- 2. 625 миль на юго-восток до Калгана караваном верблюдов через пустыню Гоби. Это заняло около 30 дней. Повозки с быками использовались для тяжелых грузов. Лошадей использовали для скорости и для наблюдения за караванами.
- 3. 100 миль к юго-востоку от Калгана до Пекина, через горы к западу от Пекина . Это заняло около четырех дней и использовало мулов из-за сложного перевала, вероятно, на перевал Джуйонг .
Общей торговлей чаем в Монголии управляли семь компаний, крупнейшей из которых была Да Шэн Куй, базировавшаяся в Хух-Хото после 1724 года. Они занимались другими товарами и взаимодействовали с многочисленными ламаистами, которые также были политическими и экономическими центрами.
-
Перевозится на верблюдах
-
Груз через реку
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фауст, стр. 12. Он не приводит списка.
- ^ Фауст, Клиффорд М. (1969). Москвич и мандарин: торговля России с Китаем и ее условия, 1727-1805 гг . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807811191 . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Фауст, стр. 14.
- ↑ Дж. Патрик Марч, Eastern Destiny, глава 6.
- ^
Марш, Дж. Патрик (30 октября 1996 г.). «Кяхтинская система». Восточная судьба: Россия в Азии и северной части Тихого океана . Вестпорт, Коннектикут: Bloomsbury Publishing, США. п. 60. ИСБН 9780313390142 . Проверено 16 мая 2024 г.
В караване было письмо от Лифана Юаня, предлагающее этот маршрут в будущем.
- ^ Эйвери, страница 132.
- ^ Фауст, стр. 346. Другие историки Сибири мало говорят о белке, что кажется странным.
Источники
[ редактировать ]- Клиффорд М. Фауст, «Москвич и мандаринец: торговля России с Китаем и ее условия, 1727–1805, 1968 г.» - эта статья представляет собой краткое изложение работы Фауста.
- Александр Мичи, «Сибирский сухопутный путь от Пекина до Петербурга», 1864 г. - следовал по маршруту в 1863 г.