Этьен Лули
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2024 г. ) |
Этьен Лулье (англ. Французский: [etjɛn lulje] ; 1654 — 16 июля 1702) — музыкант, педагог и теоретик музыки.
Жизнь
[ редактировать ]Лулье родилась в семье парижских фехтовальщиков и освоила как музыкальную практику, так и музыкальную практику. и музыкальную теорию, будучи мальчиком из хора в Сент-Шапель парижской под руководством ученого мэтра музыки Рене Уврара . В 1673 году Лулье покинула капеллу и поступила на службу к Марии де Лотарингии, герцогине де Гиз , в качестве инструменталистки ( клавесин , орган , скрипка , блокфлейта и, возможно, поперечная флейта ), выступая главным образом в ее домашнем ансамбле. Поэтому с 1673 по конец 1687 года он исполнил многие сочинения Марка-Антуана Шарпантье , домашнего композитора Гизов. В конце 1680-х годов Лулье занялся музыкальной педагогикой и написал серию методических пособий для учителей музыки. Ему приписывают введение шестикратной системы классификации метров, которая преподается до сих пор. В эти же годы он подружился на всю жизнь с Себастьяном де Броссаром , который стал знаменитым коллекционером музыкальных партитур и сохранил бумаги Лулье, включив их в свой дар Королевской библиотеке (сегодня это Национальная библиотека Франции ).
Герцогиня де Гиз умерла в 1688 году. С этого дня и до 1691 года Лулье сотрудничал с математиком Жозефом Совером, чтобы подготовить курс обучения для Филиппа II, герцога Орлеанского , в то время известного как «герцог Шартрский».
Один из немногих музыкантов того времени, досконально знавших как практику, так и теорию музыки, Лулье работал с Совером (около 1693-1699) под эгидой Французской академии наук , изучая акустику и разрабатывая «новую систему». настройки и нотной грамоты. Совместное предприятие закончилось, когда Лулье и работавшие с ним музыканты пришли в негодование из-за мельчайших единиц, на которых Совер основал свою систему и которые, как настаивали музыканты, не могли быть ни услышаны, ни воспроизведены даже самым острым человеческим ухом и самым обученным голосом.
Поклонник Жана-Батиста Люлли , Лулье объединился с Анри Фуко , продавцом музыки, чтобы копировать произведения Люлли и распространять их в рукописях (около 1691-1702). Сын и брат мастера, Лулье в 1690-х годах изобрел несколько устройств: устройство для начертания музыкальных нотоносцев на бумаге, метрономный хронометр на основе Галилея секунд маятника и сонометр для настройки клавесинов, в которых использовался монохорд в качестве отправной точки . . Первое из этих устройств явно было вызвано его копировальным бизнесом; два последних изобретения, по-видимому, были вдохновлены его работой с Шартром и Совером. Все три устройства получили одобрение Французской академии наук , и в 1699 году Лулье лично представил свой сонометр этому августейшему органу .
Контакты Лулье с Рене Увраром и коллекционером Франсуа Роже де Геньером из Отеля де Гиз, а также его сотрудничество с Жозефом Совером пробудили любопытство Лулье к «старинной» музыке ( la musique ancienne ). В конце концов он порвал с Совером из-за полезности теории для практикующих музыкантов и провел свои последние годы как историк музыкальной практики.
Лулье стремился примирить теорию с музыкальной практикой 1690-х годов и сделать это как можно более лаконично. Его рукописи раскрывают исследователя, который был хорошо знаком с произведениями Марина Мерсенна и музыкальных теоретиков, процветавших до 1600 года. В своем личном споре между древними и современными Лулье занял позицию «модерна».
Сочинения
[ редактировать ]- «Элементы или принципы музыки в новом порядке» (Париж, 1696 г.), справочник по нотной грамоте.
- Краткое изложение принципов музыки с уроками по каждой сложности этих же принципов (Париж, 1696 г.), упрощенное руководство по нотной грамоте.
- Новая система музыки или новое деление монохорда [...] с описанием и использованием шумомера (Париж, 1698 г.), аспект работы Лулье с Жозефом Совером и «новой системой» музыки, над которой он работал. вне .
- Разнообразные рукописные педагогические трактаты и методы по элементарной композиции, сольфеджио , игре на скрипке и блокфлейте , а также по истории музыки (Национальная библиотека Франции, г-жа на фр. 6355).
- Неполный «рассуждение» об истории «античной» музыки (Королевская библиотека, Брюссель)
Библиография
[ редактировать ]- Патрисия М. Ранум, «Музыкант-портной: Этьен Лулье и музыка древних», в книге « От одного века к другому: древние и современники» , акты 16-го коллоквиума CMR 17 января. 1986), Марсель, стр. 239–258
- Патрисия М. Ранум, «Сладкое рабство, жизнь музыканта при дворе мадемуазель де Гиз», Early Music , 15 (1987), стр. 347–360.
- Патрисия М. Ранум, «Этьен Лулье (1654–1702), музыкант мадемуазель де Гиз, педагог и теоретик», Recherches sur la Musique françaiseculturallle , 23 (1987), стр. 27–76 и 24 (1988–1990), стр. 5–49
- Патрисия М. Ранум, «М р де Люлли в трио: Этьен Лулье, Фуко и транскрипция произведений Жана-Батиста Люлли (1673-1702), в книге Жан-Батиста Люлли , изд. Ж. де Ла Горс и Х. Шнайдер (Laaber: Laber, 1990), стр. 309-330.
- Патрисия М. Ранум, «Этьен Лулье: магнитофон, учитель, музыковед», American Recorder , 32 (1991), стр. 6–11.
- Патрисия М. Ранум, «Портной-музыкант: Этьен Лулье и музыка древних», в издании Луизы Годар де Донвиль, « От одного века к другому: древние и современники» (Марсель, 1987), стр. 239–59 (о сотрудничестве и споре Лулье с Жозефом Совером )
- Патрисия М. Ранум, Портреты Марка-Антуана Шарпантье (Балтимор, 2004), стр. 189–201.
- Информацию о музыкантах Guise см. на http://www.ranumspanat.com/guise_music.html.
- Альберт Коэн, Музыка во Французской королевской академии наук (Принстон: Princeton University Press, 1981), и особенно стр. 20, 49, 68, 120 для Лулье.
- Альберт Коэн, «Этьен Лули как теоретик музыки», Журнал Американского музыковедческого общества , 18 (1965), стр. 70–72.
- Ричард Семменс, «Этьен Лулье и новый гармонический контрапункт», Journal of Music Theory , 28 (1984), стр. 73–88.
- Ричард Семменс, «Этьен Лулье как теоретик музыки: анализ г-жи Пэрис, фонды fr. na 6355», доктор философии. диссертация, Стэнфордский университет, 1980 г.
- Оригинальную статью, одобряющую сонометр Лулье (хотя и с неполным сканированием самого устройства), см. на стр. 187 и 189 из Google Books. скана книги Machines Approuvées par l'Académie Royale des Sciences
/18th_ Century_precursors_the_метронома
- Музыканты из Парижа
- 1654 рождения
- 1702 смерти
- Французские классические флейтисты
- Французские скрипачи в стиле барокко
- Французские изобретатели 17 века.
- Французские педагоги 17 века
- Французские теоретики музыки
- Французские клавесинисты
- Французские классические органисты
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские классические органисты мужского пола