Практика повседневной жизни
«Практика повседневной жизни» — это книга Мишеля де Серто , в которой исследуются способы, которыми люди индивидуализируют массовую культуру, изменяя вещи: от утилитарных предметов до планов улиц, ритуалов , законов и языка, чтобы сделать их своими. Первоначально он был опубликован на французском языке как L'invention du quotidien. Том. 1, Arts de faire» (1974). Английский перевод 1984 года выполнен Стивеном Рендаллом. Книга является одним из ключевых текстов в изучении повседневной жизни .
«Практика повседневной жизни» пересматривает связанные фрагменты и теории от Канта , Фрейда и Витгенштейна до Бурдье , Фуко и Детьена в свете предложенной теоретической модели.
Вводная глава
[ редактировать ]«Практика повседневной жизни» начинается с указания на то, что, хотя социальные науки обладают способностью изучать традиции, язык, символы, искусство и предметы обмена, составляющие культуру, им не хватает формальных средств, с помощью которых можно было бы изучить способы, которыми люди переприспособить их в повседневных ситуациях.
Это опасное упущение, утверждает де Серто, поскольку в деятельности по повторному использованию кроется множество возможностей для обычных людей ниспровергнуть ритуалы и представления, которые институты стремятся им навязать.
Без четкого понимания такой деятельности социальные науки не могут создать ничего иного, как картину людей, которые не являются художниками (то есть не творцами и непроизводителями), пассивны и сильно подвержены принятой культуре. Действительно, такое неправильное толкование подтверждается термином «потребитель». В книге вместо этого предлагается слово «пользователь»; понятие «потребление» расширяется словосочетанием «процедуры потребления», которое затем трансформируется в «тактику потребления».
Ключевые аргументы
[ редактировать ]Самый влиятельный аспект « Практики повседневной жизни» возник в результате научного интереса к различению де Серто между концепциями стратегии и тактики. Де Серто определяет «стратегии» как скрытые средства, с помощью которых институты и структуры власти, или «производители», ограничивают место как должное и создают отношения с целевыми лицами или «потребителями», которые, следовательно, применяют «тактику», чтобы вывести из равновесия или отклоняться от предписанных традиций такой среды. Во влиятельной главе «Прогулка по городу» де Серто утверждает, что «город» создается стратегиями правительств, корпораций и других институциональных организаций, которые создают такие вещи, как карты, описывающие город как единое целое. Де Серто использует панораму Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, чтобы проиллюстрировать идею всеобъемлющего, единого взгляда. Напротив, пешеход на уровне улицы движется тактическим образом и никогда полностью не определяется планами организационных организаций, ища кратчайшие пути, несмотря на стратегическую сетку улиц. Это конкретно иллюстрирует аргумент де Серто о том, что повседневная жизнь осуществляется посредством браконьерства на чужой территории, использования правил и продуктов, которые уже существуют в культуре, таким образом, что они находятся под влиянием, но никогда полностью не определяются этими правилами и продуктами.
По словам Эндрю Бловелта, который опирается на работы де Серто в своем эссе о дизайне и повседневной жизни: [1]
Исследования Серто в области рутинных практик или «искусств действия», таких как ходьба, разговор, чтение, жилище и приготовление пищи, основывались на его убеждении, что, несмотря на репрессивные аспекты современного общества, существует элемент творческого сопротивления эти структуры созданы обычными людьми. В книге «Практика повседневной жизни » де Серто обрисовывает важное критическое различие между стратегией и тактикой в этой битве репрессий и самовыражения. По его словам, стратегии используются теми, кто находится в организационных властных структурах, малых или больших, таких как государство или муниципалитет, корпорация или собственник, научное предприятие или ученый. Стратегии применяются против какого-либо внешнего субъекта, чтобы установить ряд отношений для официальных или надлежащих целей, будь то противники, конкуренты, клиенты, заказчики или просто субъекты. С другой стороны, тактику используют те, кто порабощен. По своей природе тактика является оборонительной и оппортунистической, используется более ограниченными способами и на мгновение захватывается в пространствах, как физических, так и психологических, создаваемых и управляемых более мощными стратегическими отношениями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Странно знакомо: дизайн и повседневная жизнь , под редакцией Эндрю Бловелта, Центр искусств Уокера. 2003.
Библиография
[ редактировать ]- de Certeau, Michel, trans. Steven Rendall, University of California Press, Berkeley 1984
- Каммингс, Нил. Чтение вещей , Букмекеры шансов, Лондон, 1993 г.
- Джард, Люси. Программная речь в Музее Виктории и Альберта для Civiccentre, 15 апреля 2003 г.