Исаак Бабалола Акинеле
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2022 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Сэр . Исаак Бабалола , кавалер ордена Британской империи (18 апреля 1882 г. - 30 мая 1964 г.) [1] ) был первым образованным олубаданом (ненаследственным традиционным правителем) Ибадана и вторым христианином, взошедшим на трон .
Семья
[ редактировать ]У Болуде, ибаданского воина во время многочисленных военных кампаний ибадана и травника , который практиковал известную традиционную религию йоруба в годы ибаданской милитократии, первым сыном был Иосия Акинеле. Иосия был одним из первых обращенных под эгидой Дэвида Хиндерера, немецкого лидера Общества церковной миссии (CMS) и его команды из шести миссионеров , которые впервые принесли христианство в Ибадан в 1851 году. Иосия Акинеле взял с собой Эбигейл Лапено, дочь Кукоми. , еще один могущественный ибаданский языческий воин, который также был обращен в христианство через Хиндерера; как его вторая жена в 1870 году.
В 1875 году она родила первенца; Александр Бабатунде Акиниеле , первый англиканский епархиальный епископ Ибадана. Несколько лет спустя, 18 апреля 1882 года, она родила второго сына, Исаака Бабалолу Акинеле. [2]
Государственная служба
[ редактировать ]Он пошел по стопам своего брата и преуспел в учебе. По примеру братьев Акиниеле жители Ибадана начали серьезно относиться к вопросу образования до такой степени, что в 1910 году прокламацию правитель сделал ; это сделало обязательным для каждой семьи отправить хотя бы одного ребенка в школу или заплатить штраф в пять фунтов . После Pax Britannica 1893 года ибаданцы начали вести гражданскую жизнь, занимаясь какао выращиванием ; введенный CMS около 1890 года, а также другие сельскохозяйственные и деловые предприятия . Исаак Акиниеле какое-то время работал государственным служащим, поступив на государственную службу на младшие должности, к которым в те дни были привязаны нигерийцы, а в 1903 году стал таможенным инспектором районного совета Ибадана. Он поднялся по служебной лестнице, позже став главным судьей родной суд. Он также был очень успешным предпринимателем; создание плантаций какао по всему Ибадану и его окрестностям.
Работа, поклонение и свидетельство
[ редактировать ]Он был политически чувствительным и получил известность среди вождей и политической среды Ибадана. В 1911 году он написал и опубликовал авторитетную книгу по истории Ибадана под названием «Иве Итан Ибадан». [3] [4] В 1914 году он и его брат присоединились к Эгбе Агба О'Тан , передовой ассоциации членов образованной элиты йоруба девятнадцатого века , приверженной борьбе за дело своего племени, явно предшественнику Эгбе Омо Одудува в социальной среде йоруба. и Прогрессивного союза Ибадана в контексте Ибадана. Его брат Александр Акинеле был первым покровителем МПС, и именно его миролюбивый характер повлиял на Союз в разработке легкого, мирного и не вызывающего разногласий плана преемственности Олубадана (ненаследственного традиционного правителя), считающегося наиболее ненаследственным планом преемственности. спорный в Йорубаленде. До 1924 года Исаак Акиниеле был набожным англиканским мирянином . Он был очень религиозным человеком и большим сторонником контекстуализации и аккультурации религиозных верований, поскольку придерживался мнения, что религия не уважает культурные корни; языческое население всегда будет рассматривать его как чуждую религию. Именно расширение этих сильных взглядов заставило его оторваться от основных взглядов. ортодоксальный бренд присоединится к Скинии Веры ; предшественник Апостольской церкви Христа , первой пятидесятнической церкви Аладура в Нигерии. Он стал первым Президентом этой Церкви. Это положило начало появлению пятидесятничества ; который получил огромное распространение в современной Нигерии .К 1933 году Исаак Акиниеле стал советником местной власти Ибадана. В 1935 году он стал Ибадан Олойе , и к этой должности он всегда подходил по-христиански. Например, когда он был назначен Балогуном , одной из самых высоких должностей в городе, которая примерно соответствует должности европейского герцога и которая влечет за собой занятие церемониального аппарата должности, который должен еженедельно помазываться овечьей кровью. Считалось, что невыполнение этого требования приведет к смерти того, кто пренебрегает традицией. Исаак Акиниеле приказал сделать христианский посох с прикрепленным наверху крестом, который члены церкви освятили молитвой и постом. В 1948 году он был удостоен чести короля Соединенного Королевства и его правительства в Нигерии, став Кавалер Ордена Британской Империи . 17 февраля 1955 года он стал Олубаданом (ненаследственным традиционным правителем) Ибадана. Хотя некоторые возражали, из-за его полного неприятия религии Исе он был выбран подавляющим большинством. Впоследствии он был посвящен в рыцари ордена в Британской империи Елизаветой II 1956 году во время ее государственного визита в Нигерию .
кипение
[ редактировать ]В 1962 году правление Акиньеле вскоре было поглощено бурными политическими событиями в Западном регионе Нигерии , результатом которых стал растущий раскол в Группе действий между ее лидером, вождем Обафеми Аволово , и его заместителем и премьер-министром Западного региона, вождем Сэмюэл Ладок Акинтола . Этому пришел конец, когда Альхаджи Адегбенро , сторонник вождя Аволово, был назначен премьер-министром губернатором сэром Титусом Адереми , Оони Илье-Ифу . вспыхнул хаос В Палате собрания , когда новый премьер представлял свое правительство на вотум доверия . После последующей вспышки насилия как среди парламентариев в ассамблее, так и среди их сторонников за ее пределами, в регионе было введено чрезвычайное положение . Правительство было приостановлено, и доктор Мозес А. Маджекодунми был назначен единоличным администратором Западного региона. На протяжении всего политического кризиса Исаак Акинеле, который вместе с некоторыми членами Палаты вождей был министром без портфеля в правительстве, оставался в стороне, отдавая себя в распоряжение любой мирной инициативы, местом проведения которой Ибадан несколько раз был. [5] [6] Он правил всего десять лет, но оставил после себя непреходящее наследие. Он умер в мае 1965 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеральд Х. Андерсон Биографический словарь христианских миссий
- ^ Кехинде, Феми (30 декабря 2022 г.). «Оба (сэр) Исаак Бабалола Акинеле, KBE: Олубадан, который ненавидел фетиш и оккультные практики - газета TheBoss» . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Все, что вам нужно знать о мегаполисе под названием Ибадан» . ИбаданМетро . 11 ноября 2015 года . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «[МНЕНИЕ] Оба Бенина, предков и Лагоса — Ласиси Олагунью» . www.reubenabati.com.ng . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Кехинде, Феми (12 января 2022 г.). «Олубадан: Кто станет следующим королем?» . www.premiumtimesng.com . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Тениола, Эрик (7 июня 2023 г.). «Уменьшение роли наших традиционных правителей Эрика Тениолы» . Журнал «Городские люди» . Проверено 17 июля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Теофил Аделеке Акиниеле : «Ибадан - город, платье и рассвет» взято из «Чтений по политической экономии и управлению в Нигерии», опубликованных CSS Ltd., 2002 г.
- Фаллола, Тойин (2000). Йоруба Гуру Африка World Press. ISBN 0-86543-699-1 .
- Нигерии Ежегодник , 1974, 1975, 1976–1978, 1979, 1980 ( Лагос : Нигерийская печатная и издательская компания).
- Нигерийские протестанты
- Нигерийские традиционные правители
- История Ибадана
- Монархи йоруба
- 1882 рождения
- 1965 смертей
- Нигерийские обладатели британских титулов
- Нигерийские рыцари-кавалеры Ордена Британской империи
- Нигерийцы XIX века
- Нигерийцы 20-го века
- Люди из колониальной Нигерии
- нигерийские землевладельцы
- Люди из Ибадана
- Помещики 20 века