Аркас (ракета)




Аркас (первоначально «Универсальная ракета для сбора данных зондирования атмосферы», [ 1 ] также обозначается как Big Boy Rocket или «PWN-6». [ 2 ] (англ.) — обозначение американской ракеты-зонда , разработанной компанией Atlantic Research Corp. (ныне Atlantic Richfield Company (ARCO) ), Александрия, штат Вирджиния. [ 3 ]
Ракета-зонд «Аркас» представляет собой неуправляемое транспортное средство диаметром 4,5 дюйма, предназначенное для перевозки полезных грузов массой 12 фунтов или меньше на высоту более 200 000 футов при запуске с уровня моря. [ 1 ] [ 4 ] Arcas имеет максимальную высоту полета 52 километра, взлетную тягу 1,5 кН, взлетную массу 34 килограмма и диаметр 11 сантиметров. [ 1 ] Arcas имел длину 2,30 м и размах плавников 0,33 м. [ 1 ]
С учетом вариантов с 4 ноября 1958 г. по 9 августа 1991 г. он запускался не менее 1441 раз. [ 1 ] Стартовые площадки Аркаса включают Уайт-Сэндс , Ванденберг , Форт-Черчилль , Пойнт-Мугу , Сан-Николас , мыс Канаверал LC43 , Эглин , Кроногард , Киндли , станцию Мак-Мердо , Баркинг-Сэндс , CELPA (Мар-Чикита) , Вознесение , Бердлингс-Флэт , остров Уоллопс LA2 , Тумба. , Барбадос , Кевино , авиабаза Туле , стартовый центр Баррейра-ду-Инферно , Антигуа , Форт Грили , остров Гранд-Терк , Тартагал , Форт Шерман и озеро Примроуз . [ 1 ]
История
[ редактировать ]1957 года В исследовании Стэнфордского исследовательского института была предложена небольшая одноступенчатая зондирующая ракета для измерения высотных ветров и определения распространения радиоактивных осадков. США Управление военно-морских исследований и Исследовательский центр ВВС заключили с Atlantic Research Corporation контракт на разработку зондирующей ракеты, известной как «Китти». [ 2 ] [ 5 ] в январе 1958 года. Компания ARC разработала ракету «Аркас», первая из которых была готова к летным испытаниям в конце 1958 года. К концу 1960 года было запущено более 400 ракет «Аркас».
Двигатель
[ редактировать ]«Аркас» был оснащен твердотопливным двигателем медленного сгорания SR45-AR-1 с зерном торцевого горения, создававшим среднюю тягу 336 фунтов силы (1490 Н; 152 кгс) в течение 30 секунд. Общий импульс составляет 9089 фунт-сила-с (40 430 Н⋅с). [ 4 ] Поскольку диаметр ракеты был больше диаметра сопла двигателя, кормовая часть ракеты заканчивалась конусообразным «хвостом лодки», чтобы уменьшить дозвуковое сопротивление.
Запуск «Аркаса» осуществлялся из трубчатой пусковой установки с закрытым затвором, которая обеспечивала более быстрый разгон за счет поршневого действия, улавливающего газы двигателя. Ракета удерживалась в центре трубы четырьмя пластиковыми проставками. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]Использование Arcas с телеметрией DMQ-6
[ редактировать ]
При использовании для калибровки радара в 1960-х годах конфигурация ракеты Arcas состояла из пусковой установки с закрытым затвором, зондирующей ракеты и двух конфигураций полезной нагрузки: одна - парашютная система восстановления с телеметрическим передатчиком DMQ-6, совместимым со стандартным приемным оборудованием наземной метеорологической станции. другой - металлизированный баллон диаметром один метр для калибровки радара. Характеристики Arcas для этого типа операции были следующими: [ 6 ]
ДМQ-6
- Номинальная полезная нагрузка: 12 фунтов (5,4 кг)
- Максимальная высота: 210 000 футов (64 000 м).
- Время набора максимальной высоты: 128 секунд.
Воздушный шар
- Номинальная полезная нагрузка: 7 фунтов (3,2 кг)
- Максимальная высота: 300 000 футов (91 000 м).
- Время набора максимальной высоты: 134 секунды.
Ракета:
- Высота при выгорании: 47 300 футов (14 400 м).
- Скорость запуска: 150 футов/с (46 м/с).
- Общий вес ракеты: 77 фунтов (35 кг)
- Внешний размер хвоста: 4,45 дюйма (113 мм).
Передатчик:
- Поперечное сечение воздушного шара Робина
- Сечение передатчика DMQ-6
Китти
[ редактировать ]Вариантами базовых Arcas были Atlantic Research PWN-6A и 6B « Kitty ». [ 2 ] [ 5 ] У них был потолок в 60 км. [ 5 ]
Петух
[ редактировать ]Еще одним вариантом базового «Аркаса» стал PWN-7 « Петух ». [ 7 ] [ 8 ] Его потолок составлял 65 км. [ 8 ]
Сайдвиндер Аркас
[ редактировать ]Sidewinder Arcas представляла собой двухступенчатую зондирующую ракету , состоящую из стартовой ступени Sidewinder и верхней ступени Arcas. Sidewinder Arcas имеет потолок 90 км, взлетную тягу 26 кН, взлетную массу 120 кг, диаметр 130 мм и длину 4,80 м. [ 9 ]
Супер Аркас
[ редактировать ]Версия Arcas с большей мощностью, Super Arcas , широко использовалась по всему миру с самых разных платформ на суше и на море. Благодаря разгону от пусковой трубы с питанием от газогенератора Super Arcas был способен достигать высоты до 100 км. [ 10 ] На этой ракете было проведено множество погодных экспериментов с привязкой ко времени из-за способности пусковой трубы быстро разворачиваться для следующего запуска. запускалась одна ракета в час в течение 24 часов В ходе одного из этих экспериментов в Антарктиде .
Усиленные ковчеги
[ редактировать ]
Другой вариант Arcas назывался Boosted Arcas и представлял собой двухступенчатую ракету; одна вторая ступень «Аркас» и один ускоритель. [ 11 ] [ 12 ]
Воробей Аркас
[ редактировать ]Sparrow Arcas представлял собой двухступенчатую машину, состоящую из первой ступени Sparrow и второй ступени Arcas. [ 13 ]
Хрупкие арки
[ редактировать ]Frangible Arcas — экспериментальный вариант, запускавшийся четыре раза в период с 1964 по 1965 год. [ 14 ] Ракета была спроектирована так, чтобы фрагментироваться после отделения полезной нагрузки, что снижало риск для населенных пунктов от падения отработавшего ракетного двигателя. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Skua - британская зондирующая ракета с аналогичным профилем полета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Аркас» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Андреас Парш, «PWN-6» , Справочник военных ракет и ракет США. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Контракты» , Ракеты и ракеты , 20 марта 1961 г., с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Брюс Боллерман, Исследование систем метеорологического ракетного зондирования на расстоянии от 30 до 200 км, Том 1 , Глава 6.3.2, «Аркас», Отчет НАСА CR-1529, май 1970 г., стр. 248-258. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Китти» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ↑ Государственный контракт RCA DA-36-034-ORD-3144, 20 февраля 1960 г.
- ^ Андреас Парш, «PWN-7» , Справочник военных ракет и ракет США. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Петух» . 28 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Сайдуиндер-Аркас» . 24 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2015 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Супер Аркас» . 28 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Усиленные Аркас» . 28 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Усиленный Аркас 2» . 27 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Воробей Аркас» . 28 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Хрупкие аркасы» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Данфи, Д.; Осс, Г. (февраль 1967 г.). РАЗРАБОТКА РАКЕТНО-ЗОНДИРУЮЩЕЙ МАШИНЫ . Конференция специалистов по зондирующей ракетной технике. Вильямсбург, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.1967-1331 .