Сделай один
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Мак-йек ( тайский : หมากแยก , RTGS : мак яек для двух игроков, ) — это абстрактная стратегическая настольная игра в которую играют в Таиланде и Мьянме . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Игроки перемещают свои фигуры, как в « Ладье в шахматах» , и пытаются захватить фигуры противника посредством захвата хранителя или вмешательства. Возможно, игра была впервые описана в литературе капитаном Джеймсом Лоу, автором работы «Азиатские исследования» 1839 года; или «Труды общества, учрежденного в Бенгалии, для изучения истории, древностей, искусства и науки и литературы Азии», вторая часть двадцатого тома, в которой он написал главу X «О сиамской литературе» и задокументировал игру как Маак да . [ 1 ] Другое раннее описание игры принадлежит Х. Дж. Р. Мюррею в его работе «История шахмат» 1913 года , а игра была написана как «Маак-йек» . [ примечание 1 ] [ 2 ]
Настраивать
[ редактировать ]В игру играют на квадратной доске 8 на 8 два игрока, каждый из которых имеет набор из шестнадцати фигур или «человечков», причем каждый набор отличается от другого цветом или дизайном.
Мужчины раскладываются на первом и третьем ряду от игрока. [ примечание 2 ]
Правила
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Переход к квадрату 1: Захват вмешательства
Перейдите на клетку 2: захват хранителя.
Перейдите на клетку 3: захват двух смотрителей.
Переход к квадрату 4: Вмешательство и захват опекуна.
- Не существует специального способа решить, кто начнет игру.
- Игроки по очереди перемещают одну из своих фигур по горизонтали или вертикали, как ладью в шахматах (т. е. не через фигуры), захватывая фигуры противника посредством захвата хранителя и захвата вмешательства . Захваченные фигуры немедленно убираются с доски.
- Интервенционный захват – это противоположность хранительскому. Если фигура перемещается между двумя фигурами противника, расположенными на расстоянии одной клетки в ряду или столбце, она захватывает обе фигуры.
- Проигрывает первый игрок, у которого не осталось фигур.
Варианты
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Переход к квадрату 1: Захват вмешательства
Переход на поле 2: Хранитель захватывает линию из трех белых фигур.
Переход к квадрату 3: результат неопределенен. Если используется интервенционный захват, то захватываются только две белые фигуры, прилегающие к полю 3, а белая фигура на b3 должна быть в безопасности. Но если используется взятие хранителя, то белые фигуры на b3 и b4 захватываются, но белая фигура на b6 должна быть в безопасности. Другая возможность состоит в том, что все три белые фигуры взяты.
Переход на поле 4: белая фигура в правом верхнем углу не захвачена, несмотря на то, что она полностью окружена черными фигурами.
Если черная фигура на e2 переместится на поле 5, она не будет взята, как и черная фигура на g3, поскольку попытка взятия не была инициирована белыми.а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Поке-поке
[ редактировать ]Малайзийский вариант под названием Апит-содок тесно связан с ним. [ 4 ] Игра описана в работе Р. Дж. Уилкинсона « Записки о малайских предметах» (1910 г.). [ 5 ] и статья Раджи Самусы «Малайская игра в апит» (1932), [ 4 ] и оба называют игру Apit . Самуса также называет игру Содок Апит . Оба автора описывают сторожевой захват и интервенционный захват, но только Самуса описывает ортогональное движение фигур, как в шахматной ладье. Самуса конкретно описывает, что линия вражеских фигур может быть захвачена через хранителя, тогда как в Мак-еке можно захватить только одну вражескую фигуру. Но описание Маак йека капитаном Джеймсом Лоу действительно включает в себя захват хранителя линии вражеских фигур. [ 1 ] Самуса описывает, что угловую фигуру нельзя захватить, окружив ее на двух соседних ортогонально соседних клетках и на соседней по диагонали клетке. Он также описывает, что фигура может безопасно перемещаться рядом с дружественными фигурами (в ряду или столбце), несмотря на то, что на двух противоположных концах ее фланкируют как линейная группа противостоящих фигур, при условии, что между любыми из них (дружественными и дружественными) нет промежутков. противоположные части). И Уилкинсон, и Самуса согласны с тем, что игра ведется на шашечной доске, а Самуса конкретно иллюстрирует бесклеточную доску 8 x 8, похожую на большинство версий Мак-ека. Самуса описывает, что «есть 16 фигур, все одинаковой ценности; и они расположены в два ряда, как в шахматах», но не упоминает конкретно шахматный вариант. Вариант шахмат в Малайзии называется Main Chator, и фигуры располагаются в первых двух рядах, ближайших к каждому игроку, как в западных шахматах. [ примечание 3 ] [ 6 ] Это контрастирует с тем, как изначально расставляются фигуры Мак-ека, которые находятся в первом и третьем ряду, ближайшем к каждому игроку. В английском переводе с малайского языка «апит» означает «сжатый», «сжатый». [ 7 ] и это связано с кастодиальным захватом. [ 4 ] Содок означает лопату или заступ, или утиный клюв, или процесс лопаты, [ 8 ] и это связано с захватом вмешательства. [ 4 ]
запись
[ редактировать ]В похожую игру также играют в Камбодже под названием Рек . [ 9 ] Игра ведется на бесклеточной квадратной доске 8 x 8, где у каждого игрока есть по 16 фигур, подобных Мак-еку и Апит-содоку. Одна из 16 фигур — король, а остальные 15 фигур называются человечками. Короли должны быть того же цвета, что и их люди, но отличаться от них по размеру или дизайну. Игра начинается с того, что 15 человек располагаются в первом и третьем ряду (чем-то похоже на Мак-ека), только 7 человек в первом ряду и 8 человек в третьем ряду. Король каждого игрока расположен в крайнем левом (или очень правом) квадрате соответствующих вторых рядов. Квадрат первого ряда непосредственно под каждым королем остается свободным. Все фигуры, включая короля, движутся ортогонально на любое количество свободных клеток на доске, как в шахматах с ладьей. Цель каждого игрока — захватить короля другого игрока. Таким образом, в этом отношении это напоминает шахматы. Это не игра на выбывание, как в Мак-еке и Апит-содоке, хотя уничтожение всех фигур подразумевает захват короля другого игрока. Захват вмешательства такой же, как в Мак-еке и Апит-содоке, и называется он Рек, от которого и произошло название игры. В игре также присутствует тип захвата хранителя, но в отличие от Мак-ека и Апит-содока, где игроку нужно только обойти с фланга фигуру(и) противника с двух противоположных сторон, он требует, чтобы игрок, выполняющий захват, полностью окружил фигуру(и) противника. фигура или группа фигур противника с помощью края доски или без нее, и таким образом, что захваченные фигуры не могут выполнить правильный ход (гипотетически на следующем ходу противника). Рек - это переходный глагол, который означает «нести на плече шест, на каждом конце которого находится контейнер, связка или предмет», а два контейнера на каждом конце шеста символизируют две части, захваченные в результате вмешательства и переносимые от игрока, выполняющего захват. «Рек» произносится как «грабли», но «к» молчит. Другой вариант под названием Мин Рек Чан также имеет такое же отношение. [ 9 ]
Гала
[ редактировать ]Еще одна игра, в которой используется захват хранителя, — это Gala из Сулавеси (ранее называвшегося Целебес), острова Индонезии. Игра была описана Гарольдом Джеймсом Рутвеном Мюрреем в «Истории настольных игр, кроме шахмат» (1952). [ 10 ] в котором он ссылается на Вальтера Каудерна «Этнографические исследования на Целебесе » : Результаты экспедиции автора на Целебес 1917–20, том. 4: Игры и танцы на Целебесе. (1929) в качестве источника, а Вальтер Каудерн, в свою очередь, ссылается на « Макассаарш-Голландский Вурденбо » Бенджамина Фредерика Маттеса (1859). [ 11 ] и этнографический атлас (1859 г.) [ 12 ] как его источники, написанные на голландском языке. Каудерн не пытается перевести описание и правила игры Маттеса, а просто дословно копирует отрывок из книги Маттеса вместе со схемой доски. Мюррей пытается описать это на английском языке, хотя может быть небольшое несоответствие с описанием Мэтта, но описание Матте может быть неясным в некоторых областях. Мюррей описывает ее как игру для двух игроков на квадратной доске 7х7, центральная клетка которой отмечена знаком X (или крестиком), а также средняя клетка каждого краевого ряда (есть четыре краевых ряда, и они — это самые верхние и самые нижние ряды, а также самые левые и самые правые ряды доски). Это описывало бы доску, содержащую пять крестиков. Однако в диаграмме доски Каудерна, основанной на диаграмме Маттеса, на доске можно найти девять крестиков. Остальные четыре крестика находятся на четырех угловых клетках доски. Один игрок играет 10 черными фигурами, а другой игрок играет 13 белыми фигурами. Игра начинается с пустой доски. Черные ходят первыми и ставят одну фигуру на центральное поле (которое в народе называют соэлисангка). Бугис из Сулавеси). Мюррей утверждает, что игра продолжается, когда каждый игрок поочередно размещает одну из своих фигур на своей половине доски (Мэттес конкретно не упоминает, что фигуры вводятся по одной, хотя, возможно, именно это и было его намерением). [ примечание 4 ] Маттес особо отмечает, что фигура игрока не может быть перемещена на половину доски противника, пока все его фигуры не будут введены на доску. Мюррей описывает, что фигуры движутся ортогонально на любое количество незанятых мест, как в ладье в шахматах, а не по диагонали. [ примечание 5 ] Мюррей описывает, что фигуры захватываются путем перехвата (метод хранителя), при котором одна фигура противника окружена с двух ортогонально противоположных сторон двумя фигурами игрока, выполняющего захват. Мюррей утверждает, что, когда один игрок зажал все фигуры другого игрока, то есть фигуры другого игрока не могут выполнить правильный ход в свой ход, Буги называют эту ситуацию «поле» и «баттоэ- mi nai» макассаров Сулавеси.
Гала не следует путать с другой одноименной игрой, разновидностью шахмат, в которую играют в Северной Германии. [ 13 ]
Вторая версия Мак-ека
[ редактировать ]И капитан Джеймс Лоу, и Х.Дж.Р. Мюррей описали вторую версию Мак-ека, которая больше напоминает охотничью игру, в которой один игрок владеет только одной фигурой и идет против другого игрока с шестнадцатью фигурами. Игрок с одной фигурой может двигаться в любом направлении, кроме диагонали, и захватить одну фигуру противника, перепрыгнув через нее, если за ней есть пустое поле. [ 1 ] [ 2 ] Никаких дополнительных подробностей о правилах игры не приводится, но кажется, что игра ведется на одной и той же квадратной доске 8х8, поскольку оба автора не пытаются описать разные доски. Если это не та же самая доска, то это, по крайней мере, квадратная доска какого-то размера, поскольку оба автора описывают, что отдельная фигура может перепрыгнуть через одну из шестнадцати фигур при условии, что она приземлится на пустое поле позади перепрыгнутой фигуры. Если это действительно охотничья игра, то она контрастирует с большинством охотничьих игр со всего мира, особенно в Юго-Восточной Азии, где большинство охотничьих игровых полей имеют линейный рисунок. Это также не будет вариантом первой версии Мак-ека, которая определенно не является охотничьей игрой.
Классификация
[ редактировать ]Мак-ек, Апит-содок, Рек и Мин Рек Чан играют на квадратной доске 8 × 8, где каждый игрок имеет шестнадцать фигур, демонстрируя захват вмешательства и захват хранителя (или модифицированного хранителя в случае Река и Мин Рек). Чан), а фигуры ходят как ладья в шахматах, за исключением королей в Мин Рек Чан; кроме того, захваченные фигуры немедленно удаляются с доски (в отличие от преобразования в фигуры захватившего игрока, как в Минг Манге и некоторых других). Эти общие черты позволяют предположить, что они могут образовывать подсемейство внутри семейства игр, в которое также входят Джул-Гону, Хасами сёги, Дай хасами сёги, Минг Ман, Гундру, Сига, Ludus latrunculorum, Петтейя и Нард Фирдоуси. Они также имеют сходство с играми Тафл, в которых наблюдается захват хранителя и ладейное перемещение фигур, за исключением того, что игры Тафл асимметричны по количеству и типам фигур, которыми обладает каждый игрок, и цель игр Тафл состоит в том, чтобы один игрок передвинул свои фигуры. короля к краю доски с целью другого игрока захватить этого короля. Они отдаленно напоминают Агон, Авитлакнакве, Бизинго, Арбузные шахматы, Реверси и Отелло, поскольку во всех этих играх присутствует захват хранителем или какая-либо его форма. Они также могут отдаленно напоминать Вейци, Бадук и Го, поскольку в этих играх также есть метод захвата, напоминающий хранителя.
Метод «хранителя» Река и Мин Рек Чана напоминает метод «Арбузных шахмат», где игрок, выполняющий захват, должен полностью окружить фигуру противника (или, возможно, фигуры, как в случае с Реком) с помощью или без помощи края(ов) на доске, и таким образом, что захваченные фигуры не могут выполнить правильный ход (гипотетически на следующем ходу противника). Метод захвата также напоминает метод Вэйци, Бадук и Го.
Рек и Мин Рек Чан можно отнести к вариантам шахмат, поскольку цель состоит в том, чтобы захватить короля другого игрока.
Поскольку Гала использует захват хранителя и бесклеточную доску nxn, она, следовательно, связана с Мак-еком, Апит-содоком, Реком и Минь Рек Чаном. Но Гала во многом сильно отличается. Во-первых, его доска меньше — 7 x 7 клеток, поскольку, по словам Мюррея, изначально она использовалась для гоночной игры. Во-вторых, количество фигур у каждого игрока разное: у черного игрока всего 10 фигур, а у белого — 13 фигур. В-третьих, в начале игры доска пуста, поэтому перед началом фазы движения требуется фаза выпадения. При этом первый ход игры (который делают черные) необходимо сделать на центральном поле. Наконец, не существует захвата путем вмешательства.
Вторая версия Мак-ека может быть охотничьей игрой, но одна из наиболее редких, в которой используется квадратная доска, как в «Лисе и гончих» , за исключением того, что в «Лисе и гончих» не допускается захват прыжком (или любая форма захвата), но в Мак-еке это разрешено.
Примечания
[ редактировать ]- ^ см. сноску 15 на странице 114 книги Х. Дж. Р. Мюррея «История шахмат» (1913).
- ^ Это та же схема расстановки, что и в Макруке (также известном как Тайские шахматы) и Оук Чатранг (также известном как Ок или Камбоджийские шахматы).
- ^ см. стр. 99 книги Х.Дж.Р. Мюррея «История шахмат» (1913), где говорится: «В начале игры шахматные фигуры расположены так же, как в индийской игре (диаграмма, стр.80)...», и на стр. 80 фигур в современных индийских шахматах располагаются в первых двух рядах, ближайших к каждому игроку.
- ↑ Поскольку белые ходят вторыми, у белых осталось три фигуры, когда черные сбросили все свои фигуры на доску, но ни Мюррей, ни Маттес не описывают, как расположены оставшиеся три фигуры. Продолжают ли белые сбрасывать их по одной фигуре за ход (что позволяет черным передвигать свои фигуры три раза, прежде чем белые смогут это сделать), или все три сбрасываются за один ход, или существует другая процедура?
- ^ Это может быть правильной интерпретацией правила Маттеса, хотя другая интерпретация формулировки Маттеса может заключаться в том, что фигуры располагаются по прямой линии, а не в кресте (возможно, квадраты, отмеченные знаком X), но если бы это было В этом случае Маттес не делает попыток описать возможности движения фигур. Мюррей утверждает, что это поле также используется для игры в гонки, и квадраты, отмеченные знаком X (за исключением центрального квадрата), могут не иметь никакой функции в Гала.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лоу, капитан Джеймс (1839). «Глава X о сиамской литературе» . Азиатские исследования; или «Труды общества, учрежденного в Бенгалии, для исследования истории, древностей, искусств и наук и литературы Азии», вторая часть двадцатого тома . Калькутта: Издательство Бишопс-Колледжа. стр. 382–383 . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Мюррей, Гарольд Джеймс Рутвен (1913). История шахмат . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 114 . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Кронида, Арес (7 августа 2016 г.). «Солдатские игры» . Истории, мифы, легенды, магия и многое другое об Аресе Крониде . WordPress.com . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Самуса, Раджа (январь 1932 г.). Журнал Малайского отделения Королевского азиатского общества, том X (PDF) . Сингапур: Printers Limited. стр. 138–140 . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Уилкинсон, Ричард Джеймс (1910). Статьи по малайской тематике. Жизнь и обычаи. Часть III. Малайские развлечения . Куала-Лумпур: Правительственная пресса ФМС. п. 58.
- ^ Мюррей, Гарольд Джеймс Рутвен (1913). История шахмат . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 99.
- ^ Поте, Жан-Поль Г. (2016). Английские заимствования и родственные слова Роли, Северная Каролина, США: Lulu Press, Inc. п. 86. ИСБН 978-1-326-61579-6 .
- ^ Уилкинсон, Р.Дж. (1901). Малайско-английский словарь . Сингапур: Келли и Уолш, Лимитед. стр. 417 .
Малайско-английский словарь, Содок.
- ^ Jump up to: а б Казо, Жан-Луи. «Камбоджиец» . Чесмейн . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Мюррей, HJR (1978). История настольных игр, кроме шахмат . Нью-Йорк: Hacker Art Books, Inc., с. 55. ИСБН 0-87817-211-4 .
- ^ Маттес, БФ (1859). Макассарско-Голландский словарь: с голландско-макассарскими названиями растений и объяснением этнографического атласа, приложенного для пояснения / Б. Ф. Маттеса: опубликовано от имени Голландского библейского общества . Амстердам: Мюллер. п. 899.
- ^ Маттес, Б.Ф.; Шредер, Калифорния (1859 г.). Этнографический атлас . Амстердам: Мюллер. стр. Табличка 13, рис. 12.
- ^ «Гала (также известные как Фермерские шахматы или Языческие шахматы)» . Настольные игрыGeek .
Библиография
[ редактировать ]- HJR Мюррей : История настольных игр, кроме шахмат (1952)