Дадасаре Абдуллахи
Дадасаре Абдуллахи | |
---|---|
Рожденный | 1918 Гола, штат Адамава |
Умер | август 1984 г. |
Род занятий | Писательница, медсестра и учительница |
Организация | Правда лучше, чем правда |
Заметная работа | Теперь это можно рассказать (1984) |
Маймуна Дада-Саре Абдуллахи МОН (1918–1984) была нигерийской писательницей, медсестрой, учителем и журналистом фуланиского происхождения. Ее противоречивые романтические отношения с Рупертом Истом , британским писателем и педагогом, бросили вызов культурным и социальным представлениям колониальной Северной Нигерии .
Жизнь
[ редактировать ]Дадасаре ( слово фульфульде, обозначающее жену или мать дома) родился в довольно привилегированной семье в Голе в районе Бахама в Адамаве . Когда она была еще совсем маленькой, ее ближайшие родственники переехали в Джамбуту, также в Адамаве. В своей книге « Теперь это можно рассказать» она написала, что до похищения ее детство было насыщенным и счастливым. [1]
Похищение
[ редактировать ]Во время поездки в Голу в 1929 году с родственником она была похищена по приказу британского колониального окружного офицера, который желал молодую девушку Фулани. Ее старший двоюродный брат, с которым она путешествовала на Голу, участвовал в планировании и осуществлении ее похищения. В то время ей было всего 11 лет. Офицер приказал провести парад похищенных трех молодых девушек фулани, из которых он выбрал Дадасаре. [2]
Попытка побега
[ редактировать ]Ее семья в Джамбуту вооружилась и угрожала вторгнуться в Голу, чтобы спасти ее, но некоторые члены ее клана умоляли семью не применять насилие, а сначала поговорить с офицером. Колониальные власти в штаб-квартире провинции Йола начали расследование. После завершения расследования они спросили Дадасаре, хочет ли она вернуться домой или остаться со своим похитителем. Ее спрашивали несколько раз, и каждый раз она заявляла о своем желании вернуться к матери. Несмотря на ее явное желание, британские колониальные власти приказали ей остаться с похитителем. [2] В середине дня, вскоре после этого решения, она попыталась сбежать, пока гвардейцы спали. По пути домой в Джамбуту она провела ночь в кустах. В конце концов колониальные полицейские нашли ее и отвезли обратно в резиденцию офицера. Из-за ее попытки побега ее дядя, который был главой района Гола, был отстранен от должности, а другие ее родственники, особенно женщины, покинули Голу, опасаясь собственного похищения. [2]
Переехать в Бенуэ, а затем вернуться в Адамаву.
[ редактировать ]ее похититель был переведен в Ибби в провинции Бенуэ Вскоре после этого и взял ее с собой. В Ибби она выступала в роли «хозяйки» офицера для его многочисленных европейских гостей. В этот момент она смирилась со своей судьбой и попыталась извлечь из своей ситуации максимум пользы. В течение трех лет он использовал ее в качестве сексуальной рабыни , в результате чего офицер родил ей ребенка. Вскоре после этого служба офицера в Нигерии подошла к концу, и он вернулся в Англию, оставив ее и ребенка. Он сказал Дадасаре, что вернется и что ей следует вернуться к своей матери в Адамаву. На обратном пути в Адамаву на реке Бенуэ ее ребенок умер от малярии . [3] [2] В своей книге она рассказывает:
Я провел ночь в маленьком местечке под названием Бахабуре. Комары роились повсюду. Моего ребенка всю ночь сильно кусали. Он быстро заболел малярией , а так как он был не очень силен и я не смог попасть к врачу, он умер у меня на руках в Сонге по дороге в Голу. Я не буду останавливаться на этом событии. Только мать может знать, что я чувствовала. [1]
Отношения с Рупертом Истом
[ редактировать ]Вскоре после возвращения домой ее родственники выдали ее замуж за мужчину из общины. [2] Эта перспектива наполнила Дадасаре «мраком», как она выразилась в своей книге. Далее она написала, что больше не является «ребенком, которого бессовестно украли» и что «что-то фундаментально изменилось и мой кругозор расширился». [1] Дадасаре быстро скучала по жизни со своим похитителем, поскольку у нее был доступ к эксклюзивным колониальным привилегиям и роскоши. В 1933 году доктор Руперт Ист пригласил Дадасаре жить с ним в Зарии , в 500 милях от Голы. Она встретила Руперта Иста в кругу общения своего похитителя. Тогда она влюбилась в него и научила его фульфульде (своему родному языку). Она немедленно приняла его приглашение и начала готовиться к встрече с ним в Зарии. Руперт Ист руководил недавно созданным Литературным агентством Северного региона (Корпорация Гаския). Ему было 35 лет, а ей на момент его приглашения было 15 лет. [3] Дадасаре в своих мемуарах объяснила свое решение переехать к доктору Исту, которого она называла Джаумусаре (Хозяин дома):
На этот раз меня не пришлось похищать. Я по собственной воле решила пойти к человеку, которого, как мне казалось, я могла бы полюбить и который, я была уверена, испытывал ко мне настоящие чувства. Я не собираюсь ни сейчас, ни позже распространяться о личных отношениях, возникших между мной и Джауму-саре. Тем, кто глубоко любил, не нужно будет говорить, а те, кто не любил, никогда не смогут понять. [4]
Их отношения были противоречивыми, что породило множество спекуляций и слухов. [5] Она была хозяйкой дома, где развлекала его гостей, среди которых были писатели, художники и государственные чиновники. [3] Он нашел ей учителя, который научил ее читать и писать на английском языке и хауса , используя латиницу . У нее быстро появилась любовь к чтению книг, особенно на языке хауса. Она трижды прочитала Библию в версии хауса, несмотря на то, что сама была мусульманкой . Она также любила читать английскую художественную литературу и полюбила Джейн Остин . [2] Ист относился к Дадасаре как к своей жене, и она пользовалась всеми привилегиями, престижем и властью, которые давала жизнь супруге колониального чиновника. [2] Близкий соратник Руперта Иста, г-н Эллиот сказал в своих мемуарах следующее:
Ист настаивал на том, чтобы ее приняли в их компанию европейцев, как любого другого партнера/супругу. Он относился к ней как к жене и был хозяйкой в их доме. [5] [6]
В 1951 году Руперт Ист вернулся в Великобританию со своей новой женой Жаклин де Нейер, у которой позже родилось двое детей, но он все еще поддерживал связь с Дадасаре. Она несколько раз навещала его в их доме в Уилтшире во время отпуска в Англии. HP Эллиотт также в своих мемуарах вспоминает:
Я все еще осваивал эту тяжелую работу, когда однажды мне пришло сообщение срочно позвонить и встретиться с Дада Саре. Я нашел ее в слезах. «Я уверена, что с моим мужем случилось что-то ужасное», — сказала она. Я изо всех сил старался ее успокоить и утешить, но не верил. Руперт направлялся домой через Судан и Египет с другом DO [районным офицером]. Несколько дней спустя мы узнали, что DO был убит, а Руперт серьезно ранен в результате крушения поезда на железной дороге между Каиром и Тель-Авивом. Дада Саре был прав. Это было «психическое» ощущение — единственное в своем роде, с которым я столкнулся в Нигерии. Она была замечательной женщиной, которая позже стала офицером образования и недавно умерла, пользуясь большим уважением, в своей родной провинции Адамава. [6]
После своей смерти в 1975 году он оставил ей «значительную сумму» денег. [5] [7]
Карьера
[ редактировать ]Во время пребывания Дадасаре с Рупертом Истом в Зарии в конце 1930-х годов она работала журналистом в корпорации «Гаския», которая издавала еженедельник «Гаския Тафи Квабо» . До работы там Дадасаре был читателем еженедельника. Она часто писала в редакцию письма по разным вопросам, обычно под псевдонимом. Однажды она пожаловалась на отсутствие клиник в городе Зария и его густонаселенном Тудун Вада . Это привело к тому, что колониальные власти пришли в ярость и попытались наказать писателя, которого не смогли найти. Однако это привело к тому, что они открыли клиники в Зарии и Тудун Вада. Позже она работала в корпорации Gaskia. [8]
Она тесно сотрудничала с легендарными писателями и журналистами на языке хауса, такими как Абубакар Имам , который был редактором, и Нуху Бамалли . Она писала о проблемах в газете, уделяя особое внимание проблемам женщин. [9] В 1946 году корпорация «Гаския» запустила «Джакадию», газету, ориентированную на женщин. Он стал широко популярен отчасти благодаря Дадасаре. Она создала женскую страницу, на которой писала статьи об успешных женщинах, таких как Элизабет Фрай и Флоренс Найтингейл . Она также писала эссе по гигиене и уходу за детьми. Она также была писательницей, связанной с читательницами, поскольку редко можно было найти женщину-писателя или журналиста в сфере, где доминируют мужчины. [8]
Во время Второй мировой войны она стала медсестрой-добровольцем в миссионерском госпитале в Вусасе . Благодаря своему опыту общения с миссионерами она приняла христианство и вскоре после этого крестилась. Однако расистская молитва, в которой фулани обвиняли в порабощении христиан, заставила ее вернуться в ислам несколько лет спустя. [5] [9]
В декабре 1949 года она уехала в Англию , чтобы в течение шести лет учиться на медсестру. Она обучалась в больнице общего профиля Хортон в Банбери , а затем до 1955 года перешла в родильный дом Плейнстоу в Лондоне . [10] Именно в этот период Руперт Ист женился на своей единственной жене, бельгийской художнице Жаклин де Нейер, с которой познакомился в корпорации Gaskia. Прежде чем она смогла вернуться в Нигерию, Руперт Ист уже покинул страну и вернулся в Англию, вынудив Дадасаре продолжать свою жизнь. Позже она стала медсестрой, поступила в государственную больницу в Зарии и достигла уровня медсестры. [5]
Позже Дадасаре стал педагогом для взрослых и учителем в новой независимой Северной Нигерии . Она работала в региональной службе помощником суперинтенданта по образованию взрослых, а затем в Северо-Центральной государственной службе до конца 70-х годов, когда вышла на пенсию. Выйдя на пенсию, она начала свою карьеру в качестве офицера связи во многих международных исследованиях в Северной Нигерии . [5] [3]
В 1970 году она была награждена Орденом Национальной награды Нигера, став одной из первых женщин-кандидатов.
Смерть
[ редактировать ]В 1984 году Дадасаре прыгнул в колодец, пытаясь покончить жизнь самоубийством. Ее спасли и срочно доставили в больницу. Она выжила, но через две недели умерла из-за повреждений, уже нанесенных ее телу и разуму. Перед попыткой самоубийства она сказала приемной дочери Айшату Дикко, что хочет ее увидеть. Дадасаре сообщил ей, что, если она в конце концов придет и не встретит ее, ей следует поискать сообщение под подушкой. Айшату потребовала объяснений, но Дадасаре отказался предоставить. В тот же день она сказала своей домработнице, которая первой нашла ее в колодце: «С завтрашнего дня ты меня больше не увидишь». Аишату прибыла слишком поздно, так как ее похороны уже шли, когда она приехала. [5] [10]
Перед смертью она написала автобиографию « Теперь можно рассказать» , которая была опубликована в 2019 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Абдуллахи, Дадасаре (2019). Теперь это можно рассказать: автобиография первой женщины-писательницы в колониальной Северной Нигерии (1-е изд.). Издательство Информарт. стр. 13–22. ISBN 9789789713738 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Очону, Моисей Э. (5 апреля 2022 г.). Эмиры в Лондоне: Subaltern Travel и современность Нигерии . Издательство Университета Индианы. стр. 322–330. ISBN 978-0-253-05914-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Ишау, Олукореде (19 марта 2021 г.). «Позвольте мне рассказать вам о Дадасаре Абдуллахи» . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Абдуллахи, Дадасаре (2019). Теперь это можно рассказать: автобиография первой писательницы в колониальной Северной Нигерии . п. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мохаммед, Аиша Кабиру (18 июня 2022 г.). «Дадасаре Абдуллахи» . Документ «Женщины» . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фернисс, Грэм (24 февраля 2011 г.). «О продвижении либеральных ценностей в нигерийском колониальном государстве: идея корпорации Гаския» . Журнал истории Империи и Содружества . 39 (1): 95–119. дои : 10.1080/03086534.2011.543796 . S2CID 144058444 .
- ^ Суданика (28 мая 2019 г.). «Руперт Ист» . Суданика . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Очону, Моисей Э. (5 апреля 2022 г.). Эмиры в Лондоне: Subaltern Travel и современность Нигерии . Издательство Университета Индианы. п. 63. ИСБН 978-0-253-05914-7 .
- ^ Jump up to: а б Дори, Гамбо (28 ноября 2022 г.). «Дадасаре: Теперь ее историю можно рассказать» . Ежедневное доверие . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Насиди, Надир Абдулхади; Насиру, Мохаммед Абубакар (2021). «Теперь это может рассказать Маймунату Дадасаре Абдуллахи» . Исторический журнал «Заря» . 5 (2).