Чилийская национализация меди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |
Экономическая история Чили |
---|
![]() |
Национализация чилийской медной промышленности , обычно описываемая как чилийская медь ( испанский : Chilenización del cobre ) [ 1 ] Это был процесс, посредством которого чилийское правительство приобрело контроль над основной частью чилийской медной промышленности, принадлежащей иностранцам. В нем участвовали три огромных рудника, известных как «Ла Гран Минерия», и три меньших предприятия. Небольшие медные рудники, принадлежащие Чили, не пострадали. Процесс начался при правительстве президента Карлоса Ибаньеса дель Кампо и достиг кульминации во время правления президента Сальвадора Альенде , который завершил национализацию . Этот «акт суверенитета» стал основой для последующего международного экономического бойкота , который еще больше изолировал Чили от мировой экономики, усугубив состояние политической поляризации, которая привела к чилийскому государственному перевороту 1973 года .
Шахты, участвующие в национализации
[ редактировать ]К концу 1950-х годов тремя основными медными рудниками в Чили были Чукикамата , Сальвадор и Эль-Теньенте . Чукикамата и Сальвадор принадлежали Anaconda Copper Company , а Эль-Теньенте принадлежал Kennecott Copper Corporation . Шахта Ла-Экзотика , примыкающая к Чукикамате , была добавлена к этим крупным шахтам в 1966 году. Эти крупные шахты представляли собой в основном автономные и самодостаточные поселения со своими городами, в которых размещались рабочие, свои водные и электрические станции, свои собственные школы, магазины, железные дороги и даже в некоторых случаях собственная полиция.
Три других рудника в конечном итоге были национализированы: предприятие Андина в Серро-де-Паско , которое досталось Коделько, и два рудника, Лос-Бронсес и Эль-Сольдадо Пеньяррои , принадлежавшие компании Disputada de las Condes , которые были куплены ENAMI . Очевидно, эти рудники не вписывались в планы ENAMI, и Disputada de las Condes впоследствии была продана (со значительной прибылью) компании Exxon Minerals.
Второй этап национализации
[ редактировать ]26 июня 1969 года президент Эдуардо Фрей Монтальва подписал соглашение с компанией Anaconda Copper Company , компанией Kennecott Utah Copper и компанией Cerro (которое впоследствии было ратифицировано Конгрессом). По этому соглашению правительство приобрело 51% акций Kennecott и 25% акций Anaconda и Cerro, что позволило США сохранить некоторый уровень контроля в этом секторе экономики. [ 2 ]
Этот процесс был известен как «переговорная национализация» и был разработан, чтобы избежать конфликта с международными инвесторами (и, в конечном итоге, с Соединенными Штатами) и позволить транснациональным корпорациям приобрести технические, финансовые и маркетинговые знания. Аналогичный процесс использовался для приобретения доминирующего права собственности на остальную часть медной промышленности.
В соглашении было установлено, что чилийское правительство могло выкупить в течение следующих 13 лет (считая с 1970 года) оставшиеся 49% иностранной собственности у транснациональных корпораций, но только после выплаты не менее 60% текущего долга. от покупки оригинала 51%. Он также установил четкую формулу оценки приобретаемого имущества, ликвидации прибылей, увеличения прямых инвестиций в новые работы и связанных с этим вопросов.
Третий этап национализации
[ редактировать ]Процесс «переговорной национализации» встретил громкую критику со стороны левых политических партий и части президентской Христианско-демократической партии . Идею обвиняли в том, что она подчиняется американскому империализму , она слишком медленная и слишком дорогая.
На президентских выборах 1970 года полная национализация без компенсации (известная как чилийская медь) стала одним из главных вопросов предвыборной кампании. Двое из трех кандидатов в президенты включили эту идею в свои политические платформы, а третий предпочел более быструю версию «переговорной национализации».
После того, как кандидат от социалистов Сальвадор Альенде победил на выборах, он пообещал заняться этим вопросом напрямую. Фактически, в начале 1971 года он направил Конгрессу законопроект о поправке к конституции, которая позволила бы ему полностью национализировать все рудники и передать все нынешние и будущие медные месторождения государству. Конгресс принял эту поправку 11 июля 1971 года единогласно. [ 3 ] и на его основе 16 июля 1971 г. был обнародован закон 17.450, который немедленно вступил в силу. Это событие отмечалось как День национального достоинства ( исп . Día de la Dignidad Nacional ). [ 4 ]
В принципе, между всеми политическими партиями, представленными в Конгрессе Чили, было полное согласие относительно процесса национализации шахт, о чем свидетельствует единогласное голосование, утвердившее закон 17.450. Однако когда дело доходило до деталей, существовала большая обеспокоенность по поводу политического использования этого факта администрацией Альенде. Несмотря на это, большее беспокойство вызывала ожидаемая реакция правительства США .
Компенсация
[ редактировать ]Первоначально экспроприация основывалась на балансовой стоимости имущества. Тем не менее администрация Альенде ввела в расчет компенсации за шахты идею «сверхприбыли». Эта идея была основана на концепции, согласно которой транснациональные корпорации получали прибыль, намного превышающую ту, которая считалась «нормальной деловой практикой». Это было сделано путем сравнения прибылей меди в Чили с прибылью компаний в других странах мира. Было подсчитано, что двенадцать процентов составляли мировую норму прибыли этих компаний, и что в Чили с 1955 по 1970 год они заработали на 774 миллиона долларов больше этой суммы: «Этот вычет превысил балансовую стоимость собственности компаний».
В октябре 1971 года Управление Генерального контролера представило расчеты причитающейся компенсации в соответствии с параметрами, установленными Поправкой к Конституции. Согласно этому документу, американские компании не должны были получить никакой компенсации за рудники Чукикамата , Сальвадор и Эль-Теньенте , а за остальную часть их собственности — лишь очень небольшую компенсацию. Реакция правительства США была немедленной. Госдепартамент США заявил: «Это серьезное нарушение международной практики может нанести ущерб не только Чили, но и всем другим развивающимся странам». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Последствия
[ редактировать ]Национализированные чилийские рудники оставались под государственным контролем после Пиночета в чилийского государственного переворота 1973 году , несмотря на то, что хунте активно помогали Соединенные Штаты через ЦРУ. [ 5 ] Однако режим Пиночета согласился выплатить Анаконде компенсацию в размере более 250 миллионов долларов. [ 6 ] Шахты по-прежнему национализированы по сей день, в основном из-за общественного мнения и потому, что Codelco является крупным источником доходов чилийского казначейства. Codelco платит подоходный налог; все дивиденды поступают государству, а также оно платит 10% налог на экспортную стоимость медной продукции и связанных с ней побочных продуктов в соответствии с Законом 13136.
Статья 1 Горного кодекса Чили [ 7 ] утверждает, что «государство обладает абсолютной, исключительной, неотчуждаемой и неотъемлемой собственностью на все шахты», но далее говорит, что любой может вести разведку и устанавливать концессии или права на добычу полезных ископаемых для поиска или добычи веществ. Помимо Горного кодекса, иностранные инвесторы должны соблюдать Закон-декрет № 600, регулирующий иностранные инвестиции и инвестиционные контракты. [ 8 ] Это обеспечивает неизменность налогообложения в течение 10 лет с момента начала производства, доступ к валютному рынку и право на возврат фактически ввезенного в страну капитала без налогообложения. Неизменность налога может быть продлена до 20 лет для компаний с оборотом 50 миллионов долларов США и более. В обмен на эти уступки иностранные инвесторы должны платить комбинированную налоговую ставку в размере 42% по сравнению с нынешними 35%. Они могут перейти, но только один раз, на нынешний режим налогообложения горнодобывающей промышленности, но большинство из них выбрали более высокую ставку налога, поскольку это дает больше уверенности в финансовом планировании.
16 июня 2005 г. Закон 20.026 был опубликован в Официальном вестнике Чили ( Diario Oficial ). Закон устанавливает специальный налог на горнодобывающую деятельность, который вступил в силу 1 января 2006 года и состоит из скользящей шкалы в зависимости от производства меди от нуля ниже 12 000 тонн в год до 5% выше 50 000 тонн в год при добыче свыше 12 000 тонн в год. Это не касается компаний, которые подписали контракт DL 600 до 1 декабря 2004 года и по-прежнему несут ответственность за уплату налога по ставке 42%. Компании, зарабатывающие 50 миллионов долларов США и более, теперь могут получить неизменность налога на добычу полезных ископаемых, но должны платить обычный подоходный налог. Они также должны представлять свои годовые финансовые отчеты внешнему аудиту и Управлению по надзору за ценными бумагами и страхованием, а также свои ежеквартальные отчеты и годовой отчет об объекте недвижимости.
Горнодобывающим компаниям обычно предоставляются концессии, позволяющие им окупить первоначальные капитальные затраты из-за рискованного характера добычи полезных ископаемых. Наиболее важными из них в чилийском законодательстве являются организационные и стартовые расходы, процентные расходы, техническая помощь, налоговые потери и амортизация активов, которая может быть ускорена. [ 9 ] Это порождает длительный первоначальный безналоговый период и подозрения, что они уклоняются от уплаты налогов. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « История Коделько » . Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. Проверено 4 декабря 2013 г.
- ^ Орвилл Г. Коуп, «Выборы в Конгресс 1965 года в Чили: анализ», Журнал межамериканских исследований 10, вып. 2 (1968): с. 266-267, https://doi.org/10.2307/165390 .
- ^ История Чили, 1808–2002 , с. 325, в Google Книгах Саймона Коллиера и Уильяма Ф. Сатера.
- ↑ Речь Сальвадора Альенде 11 июля 1971 г. (на испанском языке)
- ^ Корнблу, Питер. «Чили и США: рассекреченные документы, касающиеся военного переворота, 11 сентября 1973 года» . Национальная безопасность. Архив . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Керли, Роберт. Компания «Анаконда» . Бриттаника . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Чилийский горный кодекс , заархивированный 6 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Указ-закон № 600. Архивировано 6 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Cochilco, законодательство. Архивировано 6 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Риеско, Мануэль (сентябрь – октябрь 2007 г.). «Пиночет мертв?» . Новый левый обзор . II (47). Новый левый обзор. Испанский pdf. Архивировано 8 марта 2017 г. в итальянском PDF-файле Wayback Machine . Архивировано 8 марта 2017 г. в Wayback Machine.