Безопасность космического лифта
Существуют риски, связанные с никогда ранее не применявшимися технологиями, такими как строительство и эксплуатация космического лифта . Космический лифт будет представлять опасность для навигации как для самолетов, так и для космических кораблей. С воздушными судами можно бороться с помощью простых ограничений управления воздушным движением. Более сложную проблему для строительства и эксплуатации космического лифта создают удары космических объектов, таких как метеороиды, спутники и микрометеориты.
Спутники
[ редактировать ]Если бы ничего не было предпринято, практически все спутники с перигеями ниже верхней части лифта в конечном итоге столкнулись бы с тросом лифта. [ 1 ]
Каскад отказов
[ редактировать ]Для стабильности недостаточно того, чтобы другие волокна могли принять на себя нагрузку вышедшей из строя пряди — система также должна выдерживать немедленные динамические последствия отказа волокна, в результате чего образуются снаряды, направленные на сам кабель. Например, если кабель имеет рабочее напряжение 50 гигапаскалей (7 300 000 фунтов на квадратный дюйм) и модуль Юнга 1000 гигапаскалей (150 000 000 фунтов на квадратный дюйм), его деформация составит 0,05, а запасенная упругая энергия составит 1/2 × 0,05 × 50 ГПа = 1,25×10 9 джоули на кубический метр. Разрыв волокна приведет к тому, что пара волн снятия натяжения разойдется со скоростью звука в волокне, при этом сегменты волокна за каждой волной будут двигаться со скоростью более 1000 метров в секунду (3300 футов / с) (больше, чем начальная скорость) . стандартного .223 патрона калибра ( 5,56 мм ), выпущенного из винтовки М16 ). Если эти быстро движущиеся снаряды не удастся безопасно остановить, они порвут и другие волокна, инициируя каскад отказов, способный разорвать кабель. Проблема предотвращения разрыва волокна, вызывающего каскад катастрофических отказов, по-видимому, не рассматривается в современной литературе по наземным космическим лифтам. [ нужна ссылка ] Проблемы такого рода было бы легче решить в приложениях с более низким напряжением (например, в лунных лифтах). Эту проблему описал физик Фримен Дайсон . [ 2 ]
Коррозия
[ редактировать ]Некоторые считают, что коррозия представляет собой риск для любого тонкого троса (чего требует большинство конструкций). В верхних слоях атмосферы атомарный кислород постоянно разъедает большинство материалов. [ 3 ]
Другие анализы показывают, что атомарный кислород на практике не представляет проблемы. [ 4 ]
Радиация и пояса Ван Аллена
[ редактировать ]Большая часть конструкции космического лифта будет находиться внутри радиационного пояса Ван Аллена , а космический лифт будет проходить через пояса Ван Аллена . Это не проблема для большинства грузов, но количество времени, которое альпинист проводит в этом регионе, может вызвать радиационное отравление любого незащищенного человека или других живых существ. [ 5 ] [ 6 ] Придется пересечь внутренний пояс, где – за экраном из трех миллиметров (0,12 дюйма) алюминия – мощность дозы может достигать 465 мЗв/ч. [ 7 ] [ 8 ]
Более того, эффективность магнитосферы по отклонению излучения, исходящего от Солнца, резко снижается после подъема на несколько радиусов Земли над поверхностью. Это ионизирующее излучение может привести к повреждению материалов как внутри троса, так и внутри альпинистов. [ 9 ]
Поэтому, чтобы космический лифт мог использоваться пассажирами-людьми, радиационный пояс Ван Аллена должен быть освобожден от заряженных частиц. Это было предложено в рамках проекта Высоковольтного орбитального длинного троса. [ 10 ] [ 11 ]
В случае неудачи
[ редактировать ]Разрезать возле точки привязки
[ редактировать ]Если лифт будет разрезан в точке его крепления на поверхности Земли, внешняя сила, создаваемая противовесом, заставит весь лифт подняться вверх на более высокую орбиту или вообще выйти из-под земной гравитации. [ 12 ]
Пробег примерно до 25 000 км.
[ редактировать ]Если бы разрыв произошел на большей высоте, примерно до 25 000 километров (16 000 миль), нижняя часть лифта опустилась бы на Землю и расположилась вдоль экватора к востоку от точки привязки, в то время как теперь уже несбалансированная верхняя часть поднялась бы до высоты. более высокая орбита. [ 13 ]
Пробег выше 25 000 км.
[ редактировать ]Если бы обрыв произошел на стороне противовеса лифта, нижняя часть, которая теперь включает в себя «центральную станцию» лифта, начала бы падать и продолжила бы движение вниз, чтобы войти в атмосферу, если бы ни одна часть троса ниже также не вышла из строя. В зависимости от размера он либо сгорит при входе в атмосферу, либо ударится о поверхность. Механизм немедленного разрыва кабеля под станцией предотвратил бы повторный вход станции и привел бы к ее продолжению на высокой и слегка измененной орбите. Моделирование показало, что по мере того, как спускающаяся часть космического лифта «обертывает» Землю, нагрузка на оставшуюся длину кабеля увеличивается, в результате чего его верхние секции отрываются и отбрасываются. Детали того, как эти кусочки ломаются, и траектории, по которым они двигаются, очень чувствительны к начальным условиям. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Лунный космический лифт - Предлагаемая транспортная система
- Безракетный запуск в космос - Концепции запуска в космос
- Строительство космического лифта
- Экономика космического лифта - сравнивает стоимость отправки полезного груза на околоземную орбиту с помощью космического лифта со стоимостью этого с альтернативами.
- Космические лифты в художественной литературе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кларк, Артур К. (12 августа 2003 г.). «Космический лифт: «мысленный эксперимент», или ключ к Вселенной? (Часть 3)» . Справочник по космическому лифту. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ ван Пелт, Мишель (12 июня 2009 г.). Космические тросы и космические лифты . Спрингер. ISBN 978-0-387-76556-3 .
- ^ де Руджи, А. «Коррозия в космосе» (PDF) . Европейское космическое агентство . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ Эдвардс, Брэдли Карл. «Космический лифт: исследование фазы II» .
- ^ Келли Янг (13 ноября 2006 г.). «Космические лифты: «Первый этаж, смертельная радиация!» » . Новый учёный .
- ^ А. М. Йоргенсена; С. Е. Патамиаб и Б. Гассенд (февраль 2007 г.). «Аспекты пассивной радиационной защиты предлагаемого космического лифта». Акта Астронавтика . 60 (3). ООО «Эльзевир»: 189–209. Бибкод : 2007AcAau..60..198J . дои : 10.1016/j.actaastro.2006.07.014 .
- ^ «Определение дозы радиации миссии Аполлон-11» (PDF) . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ «Информационная система ЕКА по космической среде» .
- ^ «Зонды Ван Аллена и доза радиации» (PDF) .
- ^ Мирнов Владимир; Учер, Дефне; Данилов Валентин (10–15 ноября 1996 г.). «Высоковольтные тросы для усиленного рассеяния частиц в ремнях Ван Аллена». Тезисы докладов заседания Отделения физики плазмы АФН . 38 . Колледж-Парк, Мэриленд: Американское физическое общество , собрание отдела физики плазмы: 7. Бибкод : 1996APS..DPP..7E06M . ОСЛК 205379064 . Аннотация №7Е.06.
- ^ «Высоковольтный орбитальный длинный трос (HiVOLT): система восстановления радиационных поясов Ван Аллена» . Тетерс без ограничений. Архивировано из оригинала 17 мая 2011 г. Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Эдвардс, Брэдли Карл (август 2005 г.). «Подъемник в небеса» . IEEE Спектр онлайн . Архивировано из оригинала 25 октября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Гассенд, Блез (2004). «Анимация сломанного космического лифта» . Проверено 14 января 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лифт: 2010 г. Архивировано 6 января 2007 г. на Wayback Machine Space. соревнованиях по призам лифтов
- Справочник по космическому лифту
- Смелые и возмутительные: космические лифты
- СМИ, связанные с космическими лифтами , на Викискладе?