Jump to content

Безопасность космического лифта

Существуют риски, связанные с никогда ранее не применявшимися технологиями, такими как строительство и эксплуатация космического лифта . Космический лифт будет представлять опасность для навигации как для самолетов, так и для космических кораблей. С воздушными судами можно бороться с помощью простых ограничений управления воздушным движением. Более сложную проблему для строительства и эксплуатации космического лифта создают удары космических объектов, таких как метеороиды, спутники и микрометеориты.

Спутники

[ редактировать ]

Если бы ничего не было предпринято, практически все спутники с перигеями ниже верхней части лифта в конечном итоге столкнулись бы с тросом лифта. [ 1 ]

Каскад отказов

[ редактировать ]

Для стабильности недостаточно того, чтобы другие волокна могли принять на себя нагрузку вышедшей из строя пряди — система также должна выдерживать немедленные динамические последствия отказа волокна, в результате чего образуются снаряды, направленные на сам кабель. Например, если кабель имеет рабочее напряжение 50 гигапаскалей (7 300 000 фунтов на квадратный дюйм) и модуль Юнга 1000 гигапаскалей (150 000 000 фунтов на квадратный дюйм), его деформация составит 0,05, а запасенная упругая энергия составит 1/2 × 0,05 × 50 ГПа = 1,25×10 9 джоули на кубический метр. Разрыв волокна приведет к тому, что пара волн снятия натяжения разойдется со скоростью звука в волокне, при этом сегменты волокна за каждой волной будут двигаться со скоростью более 1000 метров в секунду (3300 футов / с) (больше, чем начальная скорость) . стандартного .223 патрона калибра ( 5,56 мм ), выпущенного из винтовки М16 ). Если эти быстро движущиеся снаряды не удастся безопасно остановить, они порвут и другие волокна, инициируя каскад отказов, способный разорвать кабель. Проблема предотвращения разрыва волокна, вызывающего каскад катастрофических отказов, по-видимому, не рассматривается в современной литературе по наземным космическим лифтам. [ нужна ссылка ] Проблемы такого рода было бы легче решить в приложениях с более низким напряжением (например, в лунных лифтах). Эту проблему описал физик Фримен Дайсон . [ 2 ]

Коррозия

[ редактировать ]

Некоторые считают, что коррозия представляет собой риск для любого тонкого троса (чего требует большинство конструкций). В верхних слоях атмосферы атомарный кислород постоянно разъедает большинство материалов. [ 3 ]

Другие анализы показывают, что атомарный кислород на практике не представляет проблемы. [ 4 ]

Радиация и пояса Ван Аллена

[ редактировать ]

Большая часть конструкции космического лифта будет находиться внутри радиационного пояса Ван Аллена , а космический лифт будет проходить через пояса Ван Аллена . Это не проблема для большинства грузов, но количество времени, которое альпинист проводит в этом регионе, может вызвать радиационное отравление любого незащищенного человека или других живых существ. [ 5 ] [ 6 ] Придется пересечь внутренний пояс, где – за экраном из трех миллиметров (0,12 дюйма) алюминия – мощность дозы может достигать 465 мЗв/ч. [ 7 ] [ 8 ]

Более того, эффективность магнитосферы по отклонению излучения, исходящего от Солнца, резко снижается после подъема на несколько радиусов Земли над поверхностью. Это ионизирующее излучение может привести к повреждению материалов как внутри троса, так и внутри альпинистов. [ 9 ]

Поэтому, чтобы космический лифт мог использоваться пассажирами-людьми, радиационный пояс Ван Аллена должен быть освобожден от заряженных частиц. Это было предложено в рамках проекта Высоковольтного орбитального длинного троса. [ 10 ] [ 11 ]

В случае неудачи

[ редактировать ]

Разрезать возле точки привязки

[ редактировать ]

Если лифт будет разрезан в точке его крепления на поверхности Земли, внешняя сила, создаваемая противовесом, заставит весь лифт подняться вверх на более высокую орбиту или вообще выйти из-под земной гравитации. [ 12 ]

Пробег примерно до 25 000 км.

[ редактировать ]

Если бы разрыв произошел на большей высоте, примерно до 25 000 километров (16 000 миль), нижняя часть лифта опустилась бы на Землю и расположилась вдоль экватора к востоку от точки привязки, в то время как теперь уже несбалансированная верхняя часть поднялась бы до высоты. более высокая орбита. [ 13 ]

Пробег выше 25 000 км.

[ редактировать ]

Если бы обрыв произошел на стороне противовеса лифта, нижняя часть, которая теперь включает в себя «центральную станцию» лифта, начала бы падать и продолжила бы движение вниз, чтобы войти в атмосферу, если бы ни одна часть троса ниже также не вышла из строя. В зависимости от размера он либо сгорит при входе в атмосферу, либо ударится о поверхность. Механизм немедленного разрыва кабеля под станцией предотвратил бы повторный вход станции и привел бы к ее продолжению на высокой и слегка измененной орбите. Моделирование показало, что по мере того, как спускающаяся часть космического лифта «обертывает» Землю, нагрузка на оставшуюся длину кабеля увеличивается, в результате чего его верхние секции отрываются и отбрасываются. Детали того, как эти кусочки ломаются, и траектории, по которым они двигаются, очень чувствительны к начальным условиям. [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кларк, Артур К. (12 августа 2003 г.). «Космический лифт: «мысленный эксперимент», или ключ к Вселенной? (Часть 3)» . Справочник по космическому лифту. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
  2. ^ ван Пелт, Мишель (12 июня 2009 г.). Космические тросы и космические лифты . Спрингер. ISBN  978-0-387-76556-3 .
  3. ^ де Руджи, А. «Коррозия в космосе» (PDF) . Европейское космическое агентство . Проверено 8 февраля 2011 г.
  4. ^ Эдвардс, Брэдли Карл. «Космический лифт: исследование фазы II» .
  5. ^ Келли Янг (13 ноября 2006 г.). «Космические лифты: «Первый этаж, смертельная радиация!» » . Новый учёный .
  6. ^ А. М. Йоргенсена; С. Е. Патамиаб и Б. Гассенд (февраль 2007 г.). «Аспекты пассивной радиационной защиты предлагаемого космического лифта». Акта Астронавтика . 60 (3). ООО «Эльзевир»: 189–209. Бибкод : 2007AcAau..60..198J . дои : 10.1016/j.actaastro.2006.07.014 .
  7. ^ «Определение дозы радиации миссии Аполлон-11» (PDF) . Проверено 13 ноября 2022 г.
  8. ^ «Информационная система ЕКА по космической среде» .
  9. ^ «Зонды Ван Аллена и доза радиации» (PDF) .
  10. ^ Мирнов Владимир; Учер, Дефне; Данилов Валентин (10–15 ноября 1996 г.). «Высоковольтные тросы для усиленного рассеяния частиц в ремнях Ван Аллена». Тезисы докладов заседания Отделения физики плазмы АФН . 38 . Колледж-Парк, Мэриленд: Американское физическое общество , собрание отдела физики плазмы: 7. Бибкод : 1996APS..DPP..7E06M . ОСЛК   205379064 . Аннотация №7Е.06.
  11. ^ «Высоковольтный орбитальный длинный трос (HiVOLT): система восстановления радиационных поясов Ван Аллена» . Тетерс без ограничений. Архивировано из оригинала 17 мая 2011 г. Проверено 18 июня 2011 г.
  12. ^ Эдвардс, Брэдли Карл (август 2005 г.). «Подъемник в небеса» . IEEE Спектр онлайн . Архивировано из оригинала 25 октября 2005 г.
  13. ^ Jump up to: а б Гассенд, Блез (2004). «Анимация сломанного космического лифта» . Проверено 14 января 2007 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b4184a6c71b57b43bb7b797db45267c__1710209460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/7c/5b4184a6c71b57b43bb7b797db45267c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space elevator safety - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)