Экономика космического лифта
Экономика космического лифта сравнивает стоимость отправки полезного груза на околоземную орбиту с помощью космического лифта со стоимостью этого с помощью альтернатив, таких как ракеты .
Стоимость существующих систем (ракет)
[ редактировать ]Затраты на использование хорошо протестированной системы для запуска полезной нагрузки высоки. Основная стоимость приходится на компоненты стартовой системы, не предназначенные для повторного использования, которые обычно сгорают в атмосфере или отправляются на орбиты-кладбища . Даже при повторном использовании компонентов стоимость восстановления часто оказывается высокой. [ 1 ] Для геостационарных переходных орбит составляет всего около 11 300 долларов США за кг цена запуска Falcon Heavy или Falcon 9 . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Затраты на запуски на низкую околоземную орбиту значительно меньше, но это не предназначенная орбита для космического лифта.
Предлагаемое сокращение расходов
[ редактировать ]Для снижения стоимости были предложены различные модификации традиционной конструкции ракеты. Некоторые из них в настоящее время находятся в разработке, например, SpaceX Starship . Желательная цена на эту полностью многоразовую ракету-носитель составляет 10 долларов за килограмм (4,5 доллара за фунт), что значительно дешевле, чем у большинства предлагаемых космических лифтов. [ 5 ] В настоящее время также находится в разработке New Glenn — частично многоразовая ракета, которая обещает снизить цену. Однако точная стоимость запуска не уточняется. [ 6 ] Другие, такие как Sea Dragon и Roton, не смогли получить достаточного финансирования. « Спейс Шаттл» обещал значительное снижение затрат, но оказался неэффективным с финансовой точки зрения из-за значительных затрат на ремонт, необходимых после каждого запуска. [ 1 ]
Смета расходов на космический лифт
[ редактировать ]Стоимость космического лифта варьируется в зависимости от конструкции. Брэдли К. Эдвардс получил финансирование от NIAC с 2001 по 2003 год на написание статьи. [ 7 ] описание конструкции космического лифта. В нем он заявил, что: «Первый космический лифт сразу снизит затраты на лифт до 100 долларов за фунт» (220 долларов за кг). [ 8 ] [ 9 ]
Гравитационная потенциальная энергия любого объекта на геостационарной орбите (GEO) относительно поверхности Земли составляет около 50 МДж (15 кВтч) энергии на килограмм ( см. В разделе «Геосасинхронная орбита подробности »). Учитывая оптовые цены на электроэнергию с 2008 по 2009 год и нынешнюю эффективность передачи энергии в 0,5% , космический лифт потребует 220 долларов США за кг только на затраты на электроэнергию. Доктор Эдвардс ожидает, что технические достижения повысят эффективность до 2%. [ 10 ] [ 11 ]
Однако из-за того, что космические лифты будут иметь ограниченную пропускную способность, поскольку только несколько полезных грузов могут подняться по тросу одновременно, цена запуска может зависеть от рыночных сил.
Финансирование капитальных затрат
[ редактировать ]Согласно докладу, представленному на 55-м Международном астронавтическом конгрессе [ 12 ] в Ванкувере в октябре 2004 года космический лифт можно считать престижным мегапроектом, текущая сметная стоимость которого (6,2 миллиарда долларов США) выгодна по сравнению с другими мегапроектами, такими как мосты, трубопроводы, туннели, высокие башни, высокоскоростные железнодорожные пути и магнитные подвески. Затраты также выгодны по сравнению с другими аэрокосмическими системами и ракетами-носителями. [ 13 ]
Общая стоимость космического лифта Эдвардса, финансируемого из частных источников
[ редактировать ]Общая стоимость космического лифта, построенного по предложению Эдвардса, оценивается примерно в 40 миллиардов долларов (в эту цифру входят 1,56 миллиарда долларов эксплуатационных расходов на первые 10 лет). Стоимость последующих космических лифтов оценивается всего в 14,3 миллиарда долларов каждый. [ 14 ]
Для сравнения, потенциально в тот же период времени, что и лифт:
- Skylon . , одноступенчатый космический самолет грузоподъемностью 12 000 кг (не обычная ракета), стоимость исследований, разработок и производства оценивается примерно в 15 миллиардов долларов [ 14 ] Цена автомобиля составляет около 3000 долларов за кг. Скайлон подойдет для запуска грузов и особенно людей на низкую/среднюю околоземную орбиту (максимум 30 человек за полет). [ 15 ] ). Первые конструкции космических лифтов перевозили только грузы, но могли перевозить и людей в гораздо более широком диапазоне пунктов назначения. [ 16 ]
- Еще одним альтернативным проектом по недорогой доставке большого количества людей и грузов на орбиту в этот период времени является SpaceX Starship , который, как и Skylon, не представляет собой традиционную конструкцию ракеты, поскольку будет полностью многоразовым. Его грузоподъемность составит от 100 до 150 тонн (от 220 000 до 330 000 фунтов), а затраты на НИОКР оцениваются в 10 миллиардов долларов. [ 17 ] и стоимость производства около 200 миллионов долларов для экипажа Starship, 130 миллионов долларов для танкера Starship и 230 миллионов долларов для Super Heavy. Цена системы составляет менее 140 долларов США за кг, что, возможно, составляет всего 47 долларов США за кг. [ 18 ] [ 19 ] Он будет способен с комфортом доставить на Марс 100 человек (следовательно, значительно больше — на низкую/среднюю околоземную орбиту). [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Груш, Лорен (24 декабря 2015 г.). «Многоразовые ракеты SpaceX сделают космос дешевле – но насколько?» . Грань . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Возможности и услуги» (PDF) . SpaceX.com . СпейсИкс . Проверено 4 февраля 2021 г.
Falcon 9: 62 миллиона долларов за 5,5 тонны. Falcon Heavy: 90 миллионов долларов за груз до 8 тонн.
- ^ Шитц, Майкл (12 февраля 2018 г.). «Илон Маск говорит, что новая ракета SpaceX Falcon Heavy превосходит конкурентов по стоимости» . CNBC .
- ^ «Экономика интерфейсного транспорта» . 2003 . Проверено 5 марта 2006 г.
- ^ Зафар, Рамиш (8 мая 2020 г.). «SpaceX может снизить затраты на запуск звездолетов до 10 долларов за кг, считает Маск» . Wccftech . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ «Новый Гленн» . Голубое происхождение . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Брэдли Эдвардс (1 марта 2003 г.). «Исследование фазы II NIAC» . Эврика Научный.
- ^ «2-я ежегодная международная конференция по космическим лифтам прошла в Санта-Фе, штат Нью-Мексико» . 24 сентября 2003 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ «Что такое космический лифт?» . Институт научных исследований, Inc. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 г. Проверено 5 марта 2006 г.
- ^ Брэдли С. Эдвардс, Эрик А. Вестлинг (ноябрь 2003 г.). Космический лифт: революционная транспортная система Земля-космос . Компания «Спагео Инкорпорейтед». ISBN 0-9726045-0-2 .
- ^ Брэдли С. Эдвардс, Филип Рэган (октябрь 2006 г.). Покидание планеты на космическом лифте . Лулу.com. ISBN 978-1-4303-0006-9 .
- ^ «55-й Международный астронавтический конгресс» . Институт научных исследований, Inc. Проверено 5 марта 2006 г.
- ^ Райт, Дэвид; Брэдли Эдвардс. «КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ: ЭКОНОМИКА И ПРИМЕНЕНИЕ» (PDF) . 55-й Международный астронавтический конгресс 2004 г. - Ванкувер, Британская Колумбия, Канада. IAC-04-IAA.3.8.3. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2006 г. Проверено 5 марта 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Брэдли Эдвардс (2003). «11: Бюджетная смета». Космический лифт . Архивировано из оригинала 14 января 2018 г. Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Дж. Л. Скотт-Скотт; М. Харрисон и А.Д. Вудроу (2003). «Аспекты пассажирских перевозок на современных космических самолетах» (PDF) . Журнал Британского межпланетного общества . 56 : 118–126. Бибкод : 2003JBIS...56..118S . Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 г.
- ^ Брэдли Эдвардс (2003). «7: Направления». Космический лифт . Архивировано из оригинала 14 января 2018 г. Проверено 18 января 2010 г.
- ^ «Пять вещей, которые нужно знать о космических проектах Илона Маска» . Физика.орг . 6 февраля 2018 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2017 г. Проверено 16 февраля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Обзор Сокола-1» . SpaceX. Архивировано из оригинала 18 января 2012 г. Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ Динкин, Сэм (9 октября 2017 г.). «Оценка стоимости BFR» . Космический обзор .