Теория интеграции функций
Теория интеграции признаков — это теория внимания, разработанная в 1980 году Энн Трейсман и Гарри Геладом, которая предполагает, что при восприятии стимула признаки «регистрируются рано, автоматически и параллельно, в то время как объекты идентифицируются отдельно» и на более позднем этапе обработки. . Эта теория стала одной из самых влиятельных психологических моделей зрительного внимания человека .
Этапы [ править ]
Согласно Трейсману, первым этапом теории интеграции признаков является этап предварительного внимания. На этом этапе разные части мозга автоматически собирают информацию об основных характеристиках (цветах, форме, движении), которые обнаруживаются в поле зрения. Идея автоматического разделения функций кажется нелогичной. Однако мы не осознаем этого процесса, поскольку он происходит на ранних стадиях перцептивной обработки, еще до того, как мы осознаем объект.
Второй этап теории интеграции признаков — это этап сосредоточенного внимания, на котором субъект объединяет отдельные особенности объекта, чтобы воспринимать объект целиком. Объединение отдельных особенностей объекта требует внимания, и выбор этого объекта происходит на «основной карте» локаций. Основная карта местоположений содержит все местоположения, в которых были обнаружены объекты, причем каждое местоположение на основной карте имеет доступ к нескольким картам объектов. Эти множественные карты объектов или подкарты содержат большую базу данных объектов. На этих подкартах хранятся такие функции, как цвет, форма, ориентация, звук и движение. [1] [2] .Когда внимание сосредоточено на определенном месте на карте, объекты, находящиеся в данный момент в этом положении, обрабатываются и сохраняются в «объектных файлах». Если объект знаком, между ним и предшествующими знаниями возникают ассоциации, что приводит к идентификации этого объекта. Этот нисходящий процесс, использующий предварительные знания для информирования о текущей ситуации или решении, имеет первостепенное значение как для идентификации, так и для распознавания объектов. [3] [4] В подтверждение этой стадии исследователи часто ссылаются на пациентов с синдромом Балинта . Из-за поражения теменной доли эти люди не могут концентрировать внимание на отдельных предметах. Учитывая стимул, требующий объединения функций, люди с синдромом Балинта не могут сосредоточить внимание достаточно долго, чтобы объединить функции, что обеспечивает поддержку этого этапа теории. [5]

Трейсман различает два типа задач визуального поиска: «поиск признаков» и «поиск соединений». Поиск объектов может выполняться быстро и с предварительным вниманием для целей, определенных только одним признаком, например цветом, формой, воспринимаемым направлением освещения, движением или ориентацией. Признаки должны «выскакивать» во время поиска и иметь возможность образовывать иллюзорные соединения . И наоборот, поиски соединений происходят при сочетании двух или более признаков и идентифицируются последовательно. Поиск соединений происходит намного медленнее, чем поиск признаков, и требует сознательного внимания и усилий. В ходе многочисленных экспериментов, некоторые из которых упоминаются в этой статье, Трейсман пришел к выводу, что цвет , ориентация и интенсивность — это признаки, по которым можно выполнять поиск признаков.
В качестве реакции на теорию интеграции признаков Вулф (1994) предложил Модель управляемого поиска 2.0. Согласно этой модели, внимание направляется на объект или место посредством процесса предварительного внимания. Превнимательный процесс, как объясняет Вулф, направляет внимание как снизу вверх, так и сверху вниз. Информация, полученная посредством обработки как снизу вверх, так и сверху вниз, ранжируется в соответствии с приоритетом. Ранжирование приоритетов направляет визуальный поиск и делает его более эффективным. Являются ли модель управляемого поиска 2.0 или теория интеграции функций «правильными» теориями визуального поиска, до сих пор остается предметом горячих дискуссий.
Эксперименты [ править ]
Чтобы проверить представление о том, что внимание играет жизненно важную роль в зрительном восприятии, Трейсман и Шмидт (1982) разработали эксперимент, чтобы показать, что особенности могут существовать независимо друг от друга на ранних этапах обработки. Участникам была показана картинка с четырьмя объектами, скрытыми двумя черными цифрами. Дисплей мигал в течение одной пятой секунды, после чего на экране появлялось поле маскировки случайных точек, чтобы устранить «любое остаточное восприятие, которое могло остаться после отключения стимулов». [6] Участники должны были сообщить о черных цифрах, которые они видели в каждом месте, где ранее находились фигуры. Результаты этого эксперимента подтвердили гипотезу Трейсмана и Шмидта. В 18% испытаний участники сообщили, что видели формы, «состоящие из комбинации признаков двух разных стимулов». [7] даже когда стимулы имели большие различия; это часто называют иллюзорным соединением . В частности, иллюзорные соединения возникают в различных ситуациях. Например, вы можете опознать проходящего мимо человека в красной рубашке и желтой шляпе и очень быстро превратить его или ее в человека в желтой рубашке и красной шляпе. Теория интеграции признаков дает объяснение иллюзорным соединениям; поскольку признаки существуют независимо друг от друга во время ранней обработки и не связаны с конкретным объектом, их легко можно неправильно совместить как в лабораторных условиях, так и в реальных жизненных ситуациях. [8]
Как упоминалось ранее, пациенты с синдромом Балинта поддержали теорию интеграции признаков. В частности, участник исследования RM, страдавший синдромом Балинта и неспособный сосредоточить внимание на отдельных объектах, испытывал иллюзорные соединения при предъявлении простых стимулов, таких как «синяя буква О» или «красная буква Т». В 23% испытаний, даже когда РМ мог видеть стимул в течение 10 секунд, он сообщал, что видел «красную букву О» или «синюю букву Т». [9] Этот вывод соответствует предсказанию теории интеграции функций о том, как человек с недостатком сосредоточенного внимания может ошибочно комбинировать функции.

Если люди используют свои предварительные знания или опыт для восприятия объекта, они с меньшей вероятностью совершат ошибки или иллюзорные соединения. Чтобы объяснить этот феномен, Трейсман и Саутер (1986) провели эксперимент, в котором участникам предлагались три формы, в которых могли существовать иллюзорные соединения. Удивительно, но когда она сказала участникам, что им показывают морковь, озеро и шину (вместо оранжевого треугольника, синего овала и черного круга соответственно), иллюзорных соединений не существовало. [10] Трейсман утверждал, что предварительные знания играют важную роль в правильном восприятии. Обычно для идентификации новых объектов используется восходящая обработка; но, как только мы вспоминаем предварительные знания, используется нисходящая обработка. Это объясняет, почему люди лучше идентифицируют знакомые объекты, чем незнакомые.
Чтение [ править ]
При распознавании букв во время чтения улавливаются не только их формы, но и другие особенности, такие как их цвета и окружающие элементы. Отдельные буквы обрабатываются последовательно при пространственном соединении с другой буквой. Расположение каждой особенности буквы заранее неизвестно, даже когда буква находится перед читателем. Поскольку расположение элементов буквы и/или расположение буквы неизвестно, обмен функциями может произойти, если не сфокусироваться внимательно. Это известно как латеральная маскировка , которая в данном случае означает трудность отделения буквы от фона. [11]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Кристьянссон, Арни; Эгет, Ховард (01 января 2020 г.). «Как теория интеграции функций объединила когнитивную психологию, нейрофизиологию и психофизику» . Внимание, восприятие и психофизика . 82 (1): 7–23. дои : 10.3758/s13414-019-01803-7 . ISSN 1943-393X . ПМИД 31290134 .
- ^ Чан, Луи К.Х.; Хейворд, Уильям Г. (2009). «Пересмотр теории интеграции функций: обнаружение диссоциирующих функций и управление вниманием при визуальном поиске» . Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 35 (1): 119–132. дои : 10.1037/0096-1523.35.1.119 . ISSN 1939-1277 . ПМИД 19170475 .
- ^ Нобре, Киа; Кастнер, Сабина (2014). Оксфордский справочник по вниманию . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-967511-1 .
- ^ Чан, Луи К.Х.; Хейворд, Уильям Г. (2009). «Пересмотр теории интеграции функций: обнаружение диссоциирующих функций и управление вниманием при визуальном поиске» . Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 35 (1): 119–132. дои : 10.1037/0096-1523.35.1.119 . ISSN 1939-1277 . ПМИД 19170475 .
- ^ Коэн, Ашер; Рафаль, Роберт Д. (1991). «Внимание и интеграция функций: иллюзорные соединения у пациента с поражением теменной доли» . Психологическая наука . 2 (2): 106–110. дои : 10.1111/j.1467-9280.1991.tb00109.x . ISSN 0956-7976 . JSTOR 40062648 . S2CID 145171384 .
- ^ Когнитивная психология, Э. Брюс Гольдштейн, стр. 105.
- ^ Когнитивная психология, Э. Брюс Гольдштейн, стр. 105.
- ^ Трейсман, А. Когнитивная психология 12, 97-136 (1980)
- ^ Фридман-Хилл и др., 1995; Робертсон и др., 1997.
- ^ Иллюзорные слова: роль внимания и ограничений сверху вниз при соединении букв в слова.Трейсман, Энн; Саутер, Джанет. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, том 12 (1), февраль 1986 г., 3–17.
- ^ Энн Трейсман и Гарри Гелад (1980). «Теория интеграции функций внимания». Когнитивная психология, Vol. 12, № 1, стр. 97-136.
Ссылки [ править ]
- Энн Трейсман и Гарри Гелад (1980). «Теория интеграции функций внимания». Когнитивная психология , 12 (1), стр. 97–136.
- Энн Трейсман и Хилари Шмидт (1982). «Иллюзорные соединения в восприятии предметов». Когнитивная психология , 14 , стр. 107–141.
- Энн Трейсман и Джанет Саутер (1986). «Иллюзорные слова: роль внимания и ограничений сверху вниз при соединении букв в слова». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 12 (1), стр. 3–17.
- Энн Трейсман (1988). «Особенности и объекты: четырнадцатая лекция памяти Бартлетта». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 40A , стр. 201–236.
- Энн Трейсман и Нэнси Канвишер (1998). «Восприятие визуально представленных объектов: распознавание, осознание и модульность». Современное мнение в нейробиологии , 8 , стр. 218–226.
- Дж. М. Вулф (1994). «Управляемый поиск 2.0: обновленная модель визуального поиска». Психономический бюллетень и обзор , 1 , стр. 202–238.