Гурайада Аппарат
Гурайада Аппарат | |
---|---|
Рожденный | Аппарат Гурайада Венката 21 сентября 1862 г. |
Умер | 30 ноября 1915 г. | ( 53 года
Род занятий | Драматург Драматург Поэт |
Известный | Каньясулкам Сарангадхара Мутьяла Саралу Пурнамма |
Супруг (а) | Попросите меня услышать, 1885 г. |
Дети | Лакшми Нарасамма (дочь) Венката Рамадасу (сын) |
Награды | Почетный научный сотрудник Мадрасского университета |
Гураджада Венката Аппарао (21 сентября 1862 — 30 ноября 1915) — индийский драматург, драматург, поэт и писатель, известный своими работами в театре на телугу . [1] [2] Рао написал пьесу «Каньясулкам» в 1892 году, которая считается величайшей пьесой на языке телугу . [3] [4] Один из пионеров индийского театра, Рао носит титулы Кавишекхара и Абьюдая Кавита Питхамахуду . [5] [6] [7] [8] В 1910 году Рао написал широко известную патриотическую песню на телугу « Desamunu Preminchumanna ». [9] [10]
В 1897 году был опубликован «Каньясулкам» (издательством «Вавилла Рамасвами Саструлу и сыновья» , Мадрас) и посвящен Махарадже Ананде Гаджапати. Аппарао (вместе со своим братом Шьямалой Рао) написал несколько стихотворений на английском языке. Его эпопея «Сарангадхара» , опубликованная в журнале «Indian Leisure Hour», была хорошо принята. [11] Редактор калькуттской газеты «Рис и Райот» Самбху Чандра Мукерджи прочитал ее и переиздал в своем журнале. Гундукурти Венката Раманайя , редактор «Индийского часа досуга», в тот же период очень поддерживал Аппарао. В 1891 году Гураджада был назначен на должность эпиграфиста махараджи Визианагарама . [9] [10]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Гураджада родился в брамина Нийоги. семье [12] 21 сентября 1862 года в доме своего дяди по материнской линии в деревне Раяварам, недалеко от Еламанчили , округ Анакапалли . [9] [10] Его родителями были Венката Рама Дасу и Каушальямма. Гуражада прожил большую часть своей жизни в Визианагараме и его окрестностях, в месте, которое тогда называлось Калинга Раджьям. Он и его отец до него оба работали в княжестве Визианагарам. Во время своей взрослой жизни Гураджада поддерживал тесные отношения с правящей семьей. [9] [10] Первоначальное образование он получил в Чипурупалли , пока там работал его отец. После смерти отца он получил оставшееся образование в Визианагараме. В это время о нем заботился тогдашний директор колледжа Ч. Чандрасекхара Шастри , который предоставил ему бесплатное жилье и питание. Он закончил зачисление в 1882 году и получил степень FA в 1884 году. Вскоре после этого он устроился учителем в среднюю школу MR в 1884 году с зарплатой 25 рупий. [9] [10]
В 1887 году Гуражада выступил на собрании партии Конгресса в Визианагараме. Его дочь Волети Лакшми Нарасамма родилась в 1887 году. Он одновременно занимался социальной работой и стал членом Корпуса добровольной службы в Вишакхапатнаме в 1888 году. В 1889 году он был избран вице-президентом дискуссионного клуба Ананда Гаджапати. Его сын Гураджада Венката Рамадасу родился в 1890 году. В 1891 году его повысили до преподавателя (уровень III) с зарплатой в 125 рупий. Он преподавал классам FA и BA несколько предметов, включая английскую грамматику, санскритскую литературу, перевод, греческую и римскую историю. Его младший брат Шьямала Рао умер в 1892 году во время учебы в Мадрасском юридическом колледже. [9] [10]
Сессия Конгресса 1908 года в Мадрасе
[ редактировать ]В 1911 году он был назначен членом Учебного совета Мадрасского университета . В том же году Гураджада и его друзья основали Андхра Сахитья Паришат, чтобы продвигать использование разговорных диалектов. В следующем году его пригласили присутствовать на собрании Bangeeya Sahitya Parishat (Бенгальской литературной ассоциации) в Калькутте. [9] [10]
Каньясулкам
[ редактировать ]Каньясулкам рассказывает о плачевном положении вдов в традиционных семьях браминов в Андхра регионе индийском в XIX веке. [ нужна ссылка ] Спектакль представляет собой социальную драму, заставляющую задуматься, затрагивающую социальные проблемы, актуальные для того времени. Гуражада Аппарао была глубоко обеспокоена двойными стандартами, лицемерием и социальным неравенством в индийском обществе. В английском предисловии к первому изданию его пьесы говорится: «Такое скандальное положение вещей является позором для общества, и у литературы не может быть более высокой функции, чем разоблачать подобные практики и давать распространение высоким стандартам моральных идей. [9] [10] Пока привычка к чтению не преобладает среди масс, нужно смотреть только на сцену, чтобы оказать такое здоровое влияние».
Возможно, впервые в истории литературы на телугу проститутке был присвоен настолько позитивный образ, что в ходе пьесы показано, что она улучшает жизнь многих людей. Пьеса нестареющая в том смысле, что ее проекция индийского мышления и психики очень актуальна и применима в современном индийском обществе. Пьеса в некотором смысле опередила свое время и очень смело критиковала популярные мнения и обычаи той эпохи. Он часто наносит удар по индийскому обществу, в котором доминируют мужчины, выдвигая на передний план определенные эгоистические особенности типичного индийского мужчины в нелестной манере. Он также ставит под сомнение практику колдовства , колдовства и их популярное использование в медицинской практике в тот период в Индии. [9] [10]
Личная жизнь
[ редактировать ]Гураджада женился на Аппале Нарасамме в 1885 году. Он продолжил учебу и получил степень бакалавра (специальность по философии и минор по санскриту) в 1886 году. Некоторое время в течение 1886 года он работал старшим клерком в офисе заместителя коллекционера. В день Виджаядасами в 1887 году он поступил на должность преподавателя (уровень IV) в колледж MR с зарплатой в 100 рупий. Примерно в то же время его познакомили с махараджей Пусапати Анандой Гаджапати Раджу (1850–1897). [9] [10]
В 1905 году умерла мать Гураджады. [ нужна ссылка ] В 1906 году его близкий друг П.Т. Шриниваса Иянгар, директор колледжа г-жи АВН в Вишакхапатнаме, основал ассоциацию, целью которой было продвижение реформы учебных программ в средних школах. [ нужна ссылка ] Одной из главных целей было введение разговорных диалектов. Наряду с ним основными членами были Дж. А. Йейтс (1874–1951) — британский государственный служащий, Гидугу и Гураджада. Другой друг С. Шриниваса Айенгар (1874–1941) также оказал большую поддержку и поддержку. Между прочим, этот Шриниваса Айенгар был известным юристом и президентом ежегодной сессии AICC (Всеиндийского комитета Конгресса) в Гувахати в 1926 году. Друг детства и одноклассник Гураджады в Чипурупалли Гидугу Раммурти (1863–1940) был его школой мысли. . [9] [10]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]Гураджада вышел на пенсию в 1913 году, и тогдашний Мадрасский университет удостоил его звания «Почетный научный сотрудник». [9] [10] Он умер 30 ноября 1915 года. [9] [10]
Библиография
[ редактировать ]Другие литературные произведения
[ редактировать ]- Повар (нет данных. Английское стихотворение, 1882 г.)
- Сарангадхара (на английском языке, длинное стихотворение (padya kavyam) - 1883 г. {См. письмо, адресованное редактором Reis and Rayyet Гундукурти Венкатараманаях, датированное 14 августа 1883 г.)
- Чандрахаса (нет данных. Английское длинное стихотворение, падья кавьям - авторство и дата неизвестны)
- Виктория Прашасти (английские стихи в честь королевы Виктории, подаренные тогдашнему вице-королю Индии Махарани Ривы - 1890 г.)
- КаньяСулкаму (драма, первое изд. -1892 г., полностью переработанное второе изд. -1909 г.)
- Обзор и введение на английском языке к Шри Рама Виджаям и Джарджи Дева Чаритам (оба санскритских произведения - 1894 г.)
- Отредактировано (1890-е годы) «Войны Раджаса, история Ханде Анантапурам, Татхачарьюла каталу», оба первоначально собраны К. П. Брауном. Эти работы были опубликованы после смерти Гураджады.
- Обзор и введение на английском языке к «Харишчандре» (английская драма, 1897 г.)
- Минугурлу (детский рассказ, возможно, первый в современном стиле -1903 год?)
- Кондубхаттеям (Неоконченная юмористическая драма, 1906 г.)
- Нилагири паталу (Песни, описывающие красоту холмов Нилагири, где Гураджада выздоровел от болезни - 1907 г.)
- «Мадрасский конгресс» - статья Гураджады в The Hindu о ежегодной сессии партии Конгресса 1908 года в Мадрасе, критикующая отсутствие целеустремленности, честности и сильной воли к борьбе с британскими правителями, оригинал не прослеживается, сейчас доступен только перевод Авасаралы Сурьярао на телугу. доступный. Часть вышеупомянутой статьи, стихотворение, пародирующее сеанс, теперь доступна.
- «Canna kalapu cinnabuddhulu», эссе, разоблачающее суеверия, связанные с появлением кометы Галлея в 1910 году.
- Мутьяла Саралу и Касулу (Стихи в собственном размере Гураджады, матра Чандассу -1910). Множество стихов и рассказов в современном стиле за этот же год. Возможно, это были самые ранние экземпляры современных рассказов на телугу. Также опубликовал несколько эссе в поддержку использования просторечия в качестве формального языка. его знаменитая патриотическая песня « Desamunu Preminchumanna ». Примерно в это же время была написана
- Билханеям (Неоконченная драма, акт I – 1910 г., акт II – 1911 г.)
- Лаванараджу кала (Поэма -1911 г.)
- Каньяка (Поэма -1912)
- Субхадра (Поэма -1913 г.)
- Вишвавидьялаялу: самскрита, матру Бхашалу (Отчет представлен в Мадрасский университет, 1914 г.)
- Асаммати патрам (Протокол несогласия - отчет против решения Мадрасского университета сохранить классический язык в качестве платформы для разработки учебных программ - 1914 г.)
- Димку лангару (Поэма -1914)
- Лангареттуму (Поэма -1915)
- «Шри Гураджада аппа раву гари Дайрилу», Сборник ежедневных газет Гураджады, опубликованный спустя много десятилетий после смерти Гураджады. Монтажер: Бурра Сешагири Рао
- «Гуруджадалу», полное собрание сочинений Гураджады (Махакави Гураджада Сарвалабхья Рачанала Самкаланам); Редакторы: Шри Пеннепалли Гопалакришна, доктор Калидасу Пурушотхам и Шри Маннем Райуду, опубликовано Фондом МАНАСУ, Хайдарабад. Первое издание: 21 сентября 2012 г.
- «Предмет феерии» — английское стихотворение Гураджады, опубликованное Рамадасу Пантулу в журнале «Виджая» примерно в 1940 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штатный корреспондент (22 сентября 2016 г.). «Воспоминание о литературном вкладе Гураджады» – через The Hindu.
- ^ Сарма, Г. против Прасада (22 сентября 2016 г.). «Патриотическая песня Гураджады скоро станет популярной» – через The Hindu.
- ^ Гопал, Б. Мадху (26 декабря 2012 г.). «Время увековечить память о Гураджаде» – через The Hindu.
- ^ Аппарао, Гуруджада Венката (1 января 2002 г.). Каньясулкам . Книжный обзор Literacy Trust. ISBN 9788188434008 – через Google Книги.
- ^ «Журнал Forbes India - Следующий этап: развивающееся лицо театра в Индии» .
- ^ «Гураджада вспомнила» .
- ^ Светила телугу 20-го века, Телугуский университет Потти Шрирамулу, Хайдарабад, 2005 г.
- ^ «Аппарат Гурджада Венката – Чилуме» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Рау, М. Чалапати (1 января 1976 г.). «Памятный том Гуразады» . Ассоциация Южного Дели и Андхры - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сурьянараяна, Пери (1 января 1968 г.). «Жизнь и величие Шри Гураджады Венката Аппарао» . Публикации Виньяны Сахити - через Google Книги.
- ^ Штатный репортер (3 сентября 2012 г.). «Призыв к распространению работ Гураджады Аппа Рао» – через The Hindu.
- ^ Ганди, Раджмохан. «Роман на малаялам и пьеса на телугу глубоко затронули кастовый вопрос Южной Индии в 19 веке» . Прокрутка.в . Проверено 16 января 2022 г.
- поэт на телугу
- Индуистские поэты
- 1862 рождения
- 1915 смертей
- Писатели, говорящие на телугу
- Выпускники Мадрасского университета
- Индийские администраторы искусств
- Индийские театральные режиссеры
- Индийские драматурги и драматурги XIX века.
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Индийские драматурги и драматурги-мужчины
- Драматурги и драматурги, говорящие на телугу
- Писатели из Вишакхапатнама
- Индийские писатели-мужчины XIX века
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Жители района Вишакхапатнам
- Люди из Уттарандхры
- Люди из президентства Мадраса
- Драматурги и драматурги Британской Индии
- Поэты Британской Индии