Сабиха Сертель
![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Октябрь 2023 г. ) |


Рожденный | |
---|---|
Имя | Сабиха Сертель |
Год | 1895 |
Расположение | Салоники, Османская империя (ныне Салоники, Греция) |
Смерть | |
Дата | 2 сентября 1968 г. |
Расположение | Баку, Азербайджан СССР |
Резиденция | |
Салоники, Стамбул, Нью-Йорк, Париж, Будапешт, Лейпциг, Москва, Баку | |
Образование | |
Колумбийский университет, Нью-Йоркская школа социальной работы | |
Занятие | |
Журналист, издатель, автор, общественный/политический деятель | |
Публикации | |
Бююк Мечмуа (Большое обозрение), Ресимли Ай , (Иллюстрированный ежемесячный журнал), Тан (Рассвет) | |
Супруг | |
Мехмет Зекерия Сертель (род. 1890, смерть 1980) | |
Семья | |
Муж Мехмет Зекерия Сертель ; дочери Севим Сертель О'Брайен, Йылдыз Сертель |
Сабиха Сертель (1895–1968) была первой профессиональной женщиной -журналистом и издателем в современной Турции . Ее статьи и колонки выступали за реформирование прав женщин и рабочих и критиковали государственное угнетение, империализм, фашизм и социальное неравенство в Турции. Ее громкая активность в защиту демократии, гражданских свобод и свободной прессы привела к социальному и политическому давлению, цензуре, тюремному заключению и, в конечном итоге, изгнанию. Сертель считается первым, кто публично женился за пределами общины денме , евреев, принявших ислам в 17 веке, но в частном порядке сохранивших свои убеждения, и мусульмане относились к ним с подозрением. Она была первой турчанкой, которую судили и заключили в тюрьму за свои произведения. Она также была одной из первых турецких женщин, умерших в политической ссылке.
Ее брак в 1915 году с Зекерией Сертель , ведущей фигурой в истории турецкой прессы, положил начало издательскому партнерству на протяжении всей жизни. Их публикации Büyük Mecmua («Большое обозрение») , Resimli Ay ( «Иллюстрированный ежемесячный журнал» ) и газета «Тан» («Рассвет») послужили мощной платформой для голосов оппозиции.
4 декабря 1945 года организованная правительством многотысячная толпа разрушила издательство Сертелей. В автобиографии Сертеля «Роман Гиби» («Как роман») она описывает разрушения, приведшие к их заключению и, в конечном итоге, изгнанию. Книга, написанная в 1968 году из ссылки незадолго до ее смерти, изначально была запрещена в Турции.
Содержание
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]В 1895 году Сабиха Назми родилась в османском портовом городе Салоники (ныне Салоники, Греция) в семье матери Атие и отца Назми. Она была младшей из шести детей. Ее семья входила в общину дёнме , небольшую группу, которая обратилась из иудаизма в ислам в 17 веке, но в частном порядке сохранила свои убеждения и вызывала подозрения у мусульманского населения империи. На рубеже 20-го века дом Сабихи был непрактикующим и светским, как и многие семьи денме .
В своей автобиографии «Роман Гиби» Сертель описывает, как она стала свидетельницей совершенно неравных отношений своих родителей и домашнего насилия над ее матерью. Свою радикализацию как феминистки в восьмилетнем возрасте она связывает с тем вечером, когда ее мать поздно вернулась домой после посещения сестры. Несмотря на то, что Атие содержала семью, работая прачкой, ее отец, бюрократ на пенсии, пришел в ярость и тут же развелся с ее матерью в соответствии с исламскими законами, выгнав ее из дома.
Сертель посещала Теракки Мектеби (Школу прогресса) в Салониках, заканчивая среднюю школу с 1902 по 1911 год. Хотя женщинам было отказано в высшем образовании, Сертель вместе с другими молодыми женщинами, которые также хотели продолжить обучение, основала Тефейюз Джемиети (Общество прогресса). их учеба. Она также начала публиковать эссе, в том числе статьи в журнале, издаваемом Зекерией Сертель. После того, как Османская империя проиграла Балканскую войну, переехала в Стамбул в 1913 году она вместе с семьей .
В 1915 году она вышла замуж за турка Зекерию Сертель на громкой свадьбе, оплаченной Центральным комитетом младотурков и рекламируемой как пример будущего светского общества. В своих мемуарах Хатирладикларим [ постоянная мертвая ссылка ] он описывает Сабиху как первого денме , вышедшего замуж за пределами общины. В 1917 году она родила первую дочь Севим.
Пара основала журнал Büyük Mecmua («Большое обозрение») 6 марта 1919 года вместе с другими интеллектуалами. Под влиянием первой волны феминизма и международного женского избирательного движения статьи Сертель для издания были посвящены правам женщин.
В своих мемуарах она подробно рассказала об этих годах и описала Бююк Мечмуа как средство обсуждения путей восстановления страны, от турецкого национализма и нового османизма к социализму и феминизму. В книге прослеживаются истоки многих реформ Ататюрка после Войны за независимость (1919-1923) в интеллектуальных дебатах в Буюк-Мечмуа , а также в стремлении к равным правам женщин, предлагая точку зрения, альтернативную традиционному историческому анализу. .
В 1919 году Зекерия Сертель, владелец газеты «Буюк Мечмуа» , был заключен в тюрьму после того, как журнал критиковал западную оккупацию страны. Сабиха Сертель спасла издание, взяв на себя редакционные обязанности, несмотря на жесткую цензуру в послевоенный период. Ее мужа выпустили из тюрьмы, но вскоре после этого журнал закрылся.
Соединенные Штаты Америки 1919-1923 гг.
[ редактировать ]После того, как Büyük Mecmua закрылась, Сертель переехала в Нью-Йорк со своим мужем и маленькой дочерью, чтобы продолжить образование с помощью стипендии, организованной Халиде Эдип . Она получила степень в Колумбийском университете в тогдашней Нью-Йоркской школе социальной работы. [ 1 ] Сертель изучала книги Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и книгу Августа Бабеля «Женщина и социализм», которую она перевела позже. [ 1 ] Сертель также путешествовал по США, объединяя в профсоюзы турецких и курдских фабричных рабочих, а также организовывая сбор средств, которые собрали 100 000 долларов в поддержку Турецкого национального движения и сирот войны. [ 1 ] Во время учебы, сбора средств и участия в профсоюзах Сертель 1 ноября 1922 года родила вторую дочь Йылдыз.
Ресимли Ай [Иллюстрированный ежемесячный журнал] 1924-1931 гг.
[ редактировать ]
После завершения учебы Сертель вернулась в Турцию в 1923 году после Войны за независимость и поселилась в Анкаре, новой столице. [ 1 ] Дочерям Сертеля в то время было шесть и два года. Ей предложили должность в Обществе защиты детей. Сертель предложил провести социальный опрос для определения послевоенных условий жизни детей, а также связанных с этим вопросов, в том числе состояния здоровья, детского труда и образования. Проект не был одобрен, и после отставки мужа с поста Главного управления печати и информации они вернулись в Стамбул.
1 февраля 1924 года Сертели опубликовали первый номер « Ресимли Ай» , своего второго крупного издательского предприятия. Resimli Ay , созданный по образцу популярных иллюстрированных журналов в американском стиле, был направлен на привлечение широкой публики, а также элиты страны. Журнал стал особенно известен своей пропагандой литературного авангарда Турции, а также прогрессивных и социалистических политических идей.
Помимо прочего, Сертель запустила свою популярную колонку советов под псевдонимом « Чичи Энн » («Милая мать») в одной из ведущих ежедневных газет «Джумхуриет» («Республика»), давая советы турецким семьям, борющимся с социальными реформами и потрясениями. Она также временно заняла пост редактора газеты «Ресимли Ай», когда Зекерия снова был заключен в тюрьму за опубликованную им статью. Помимо Resimli Ay , колонка Сертель «Cici Anne» появилась в Resimli Perşembe («Иллюстрированный четверг»), и она опубликовала Çocuk Ansiklopedisi (Детская энциклопедия).
В 1928 году турецкий поэт Назым Хикмет начал работать в журнале «Ресимли Ай» , где читателям были представлены его новаторские стихи в свободной форме. Признанный коммунист, Хикмет оставался близким другом семьи Сертелов, а также оказывал большое влияние на их художественные и политические взгляды до конца своей жизни.
В 1930 году Сабиху Сертель вновь предстали перед судом по обвинению в оскорблении Ататюрка переводом статьи под названием «Психология лидера» из американского психологического журнала.
Поскольку политические позиции Ресимли Ай привлекали все большее внимание полиции, его владельцы закрыли журнал в 1931 году.
Тан 1936-1945 гг.
[ редактировать ]
Зекерия Сертель стал совладельцем «Тан» («Рассвет»), переживающей трудности турецкой ежедневной газеты и издательства. При Сертелах «Тан» стала второй по величине газетой Турции и последним и самым известным изданием пары.
В преддверии Второй мировой войны и во время самой войны газета была известна своим решительным противодействием идеям и политике фашистских и нацистских движений в Турции и за рубежом. В своей колонке «Görüsler» [Мнения] Сертель сосредоточила внимание на политических вопросах и предостерегла от заключения союза с Германией во время войны. Критики атаковали Сертеля, опубликовав карикатуры с оскорбительными названиями, такими как «Большевистка» и «Цыганка с щипцами».
Сертель трижды запрещали писать: первый раз в 1941 году за критику сотрудничества Турции с Германией во время Второй мировой войны , второй раз за ее статьи против националистического движения в Турции в 1942 году и третий раз в 1942 году за ее статьи о колониализме в XIX веке. века по отношению к обеим мировым войнам.
Находясь под запретом, Сертель реализовал и другие проекты, в том числе перевод на турецкий язык «Классовой борьбы» Карла Каутского, «Диалектического материализма» Адоратского, «Социализма и войны» Ленина и Августа Бебеля «Женщины и социализма» . Она также опубликовала «Tan Cep Kitapları» («Карманные книги») по мотивам американской серии книг. В 1936 году она написала роман «Читра Рой и ее отец» («Читра Рой и ее отец») о молодой женщине-социалистке, живущей в Индии в условиях британского колониализма. В 1936 году она издавала журнал Projektör .
По мере того как напряженность между левыми писателями и националистической прессой возрастала, 4 декабря 1945 года организованная правительством многотысячная толпа уничтожила газету и издательство Сертельса « Тан» . Уничтожение «Тана» стало международным инцидентом. Сертели были арестованы, отправлены в тюрьму Султанахмет в 1946 году и предстали перед судом. Хотя в конечном итоге Сертели были оправданы, они оставались под наблюдением полиции и не могли работать. Автобиография Сертеля заканчивается решением пары в 1950 году бежать из страны, опасаясь за свою жизнь.
Годы ссылки 1950-1973.
[ редактировать ]
Остаток жизни Сабиха Сертель провела в изгнании, живя в Париже, Будапеште , Лейпциге , Москве и Баку (Азербайджан). Находясь в Будапеште и Лейпциге, она работала на радио Коммунистической партии Турции (ТКП) за рубежом. В 1958 году Сертели тайно сотрудничали с Назымом Хикметом на «Бизим Радио», финансируемой коммунистами радиостанции, передающей новости в Турцию из Будапешта, Венгрия. Сертели согласились писать новости и другой контент при условии, что он не проходит цензуру и создается из Лейпцига, Восточная Германия . Их участие продолжалось до 1962 года. С помощью Хикмета они переехали в Баку, где 2 сентября 1968 года Сертель умер от рака легких.
Сертель оставалась плодовитым автором, написав свою книгу о Тевфике Фикрете (поэте) и мемуары о Назыме Хикмете (поэте) и Сабахаттине Али (авторе), а также свои мемуары Романа Гиби . Автобиография ограничена периодом с 1915 по 1950 год и описывает ее взлет и падение как профессионального журналиста и издателя. Она никогда не упоминает о своих спорных [ как? ] Родился как член общины дёнме в Салониках . Дёнме считался уничижительным термином. [ кем? ] , особенно в новом турецком национальном государстве. Речь идет о евреях, которые приняли ислам в 17 веке, но в частном порядке сохранили свою веру, и некоторые мусульмане относились к ним с подозрением.
Сертель утверждала, что Турция не готова к социалистической революции, и в результате поддержала реформы нового правительства. Тем не менее, она не удержалась от указания на недемократический путь, по которому пошла новая республика. Хотя она нашла реформы новой республики правдоподобными в теории, в том числе реформы, касающиеся прав женщин, она, не колеблясь, раскритиковала их провал на практике.
Ссылки
[ редактировать ]- Аканьылдыз-Гёлбаши, Р. Чигдем. «Альтернативный голос: Сабиха (Зекерия) Сертель как женщина-переводчик и представитель зарождающегося социалистически-феминистского культурного репертуара в ранней республиканской Турции», Feminist Voices, январь 2016 г.; 33-56.
- FemBio Известные женщины International
- Либал, К. «Трансатлантические связи в создании социалистически-феминистской структуры социального обеспечения в Турции: наследие Сабихи Зекерии Сертель». Аффилиа , 2012. 27(3), 328–337.
- Шисслер, А. Х. «Если вы спросите меня», колонка советов Сабихи Сертель, гендерное равенство и социальная инженерия в ранней Турецкой Республике», Журнал женских исследований Ближнего Востока , 2007. 3 (2), 1-30.
- Шисслер, А. Х. «Женственность не продается: Сабиха Зекерия Сертель против проституции и за женскую занятость», Журнал женских исследований Ближнего Востока , 4 (3). 2008. 12-30.
- Булут, Айча. «Исследование Сабихи Сертель в рамках гендерной политики кемалистской эпохи и женского движения», Университет Хасеттепе, Институт социальных наук, 2002, Анкара.
- Эрдуран, Рефик. Сабиха , Стамбул: Ремзи, 2004.
- Эртуна Бичер, Бурку. «Женщины, общество и политика в контексте модернизации в интеллектуальных трудах Сабихи Зекерии Сертель, интеллектуалки ранней республиканской эпохи». Университет Мармара, Институт социальных наук, декабрь 2008 г., Стамбул.
- Эртуна Бичер, Бурку и др. Биография 9, Сабиха Сертель , Стамбул: Контекст, 2010.
- Кочак, К. (1988) «Кандидатура Сабихи Сертель на муниципальных выборах 1930 года», «История и общество» , №: 51, стр. 28–29.
- «Борьба за современную Турцию: справедливость, активизм и революционная женщина-журналистка » под редакцией внучки Сертеля Тиа О'Брайен и внучатой племянницы Нур Дериш; перевод Дэвида Селима Сэйерса и Эврима Эмира-Сайерса, IB Tauris, июнь 2019 г., ISBN 9781788313575
- Толстая, Хуля. «Взгляды журналистки Сабихи Сертель на период Второй мировой войны», Стамбульский университет, Институт социальных наук, 2008 г., Стамбул.
- «Сертель, Сабиха», Энциклопедия литературы от Танзимата до наших дней , Стамбул: YKY, 2010.
- Сертель, Йылдыз. Моя мама: Кем была Сабиха Сертель и что она написала? Яшанти, Стамбул: YKY, 1994.
- Сертель, Зекерия, Что я помню . Стамбул: Книжный магазин Ремзи, 2000.
- Земля, Победа. «Сабиха Сертель и турецкий феминизм», Социальная история , №: 51, март 1998 г.
Работы: Сабиха Сертель
[ редактировать ]- Детская энциклопедия, 1927-1928 гг., четыре тома с Зекерией Сертель и Фаиком Сабри (Детская энциклопедия)
- Читра Рой и ее отец , 1936 год.
- Тевфик Фикрет в борьбе против прогрессивизма и реакционизма с другим названием в 1945 году (Тевфик Фикрет в дебатах о прогрессивизме и реакционизме)
- Бой Тевфик Фикрет-Мехмет Акиф , 1940 год (Дебаты Тевфика Фикрета - Мехмета Акифа)
- Тевфик Фикрет: его идеология и философия, 1946 г.
- Наше дело и защита, 1946 год с Зекерией Сертель (Наше дело и наша защита)
- , 1969. Как роман
- История ВОВ, 1999 (История ВОВ)
Переводы Сабихи Сертель (с английского на турецкий)
[ редактировать ]- К. Каутский, «Классовая борьба» (1934)
- А. Бебель, Женщины и социализм (1935).
- В. Адоратский, Диалектический материализм (1936).
- Конституция Советского Союза (1936 г.)
- Дж. Брайс, Современные демократии (1939).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сертель, Сабиха (26 октября 2021 г.) [1968]. «В Америке» . Факультетская гостиная . Парижский институт критического мышления . Проверено 6 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сабихой Сертель, на Викискладе?
- Борьба за современную Турцию
- Борьба за современную Турцию
- Биография Сабихи Сертель
- Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, XIX и XX века
- Книги Сабихи Сертель
- Биография Сабихи Сертель
- Писатели Турции. Архивировано 7 мая 2016 г. в Wayback Machine.
- Основатели газет ХХ века
- Издатели газет ХХ века (чел.)
- Турецкие писательницы XX века
- Турецкие писатели XX века
- 1895 рождений
- 1968 смертей
- саббатианцы
- Турецкий народ еврейского происхождения
- Писатели из Салоник
- македонские турки
- Турецкие социалистические феминистки
- Турецкие феминистки
- турецкие социалисты
- Основатели турецкого журнала
- Турецкие марксисты
- Турецкие женщины-журналистки
- Турецкие эмигранты в Советский Союз
- Феминистки из Османской империи