Иоанн Столпник
Иоанн Столпник , [ а ] также известный как Иоанн из Литарба [ б ] (умер около 737/738 г.), сирийский православный монах и писатель. Он был столиком монастыря Атариб и входил в круг сирийских интеллектуалов, действовавших на севере Сирии при династии Омейядов . [ 1 ] [ 3 ]
Лишь немногие из сочинений Иоанна сохранились. Хотя он поддерживал переписку с Иаковом Эдесским (умер в 708 г.) и Георгием, епископом арабов (умер в 724 г.), его единственное сохранившееся письмо является фрагментарным и неопубликованным (по состоянию на 2011 г.). Оно адресовано арабскому священнику Даниилу Туойо и касается пророчества в Бытие 49:10 . как продолжение хроники Иакова Эдесского, закончившейся в 692 году, которая сама по себе была продолжением Хроники Евсевия IV Он также написал историю с сильным хронографическим акцентом, по-видимому , века . Иоанн рассказал эту историю на Манцикертском соборе в 726 году. [ 4 ] Однако оно не сохранилось, хотя на него ссылаются и в нескольких местах цитируют Дионисий Тель-Махрский и Михаил Сирийский . [ 1 ] [ 3 ] Комментарии Дионисия предполагают, что Иоанн не совсем следовал формату Евсевия или Иакова. [ 4 ] Другие данные свидетельствуют о том, что Иоанн исправил хронологию Мухаммада, составленную Иаковом , дав ему десятилетнее правление (622–632). [ 5 ] Иоанн написал трактат о душе был полностью скопирован в аналогичный трактат Иоанном Дарским . , который век спустя [ 6 ]
Является ли «Иоанн Столпник в монастыре Мар Зура в Саруге» спорным вопросом. [ с ] написавшего краткий грамматический трактат и диспут, следует отождествить его с Иоанном Столпником из Литарба. [ 2 ] [ 3 ] Монастырь Мар Зура в Саруге упоминается Михаилом Сирийцем в XII веке. [ 2 ] В пользу идентичности говорит тот факт, что грамматический трактат зависит от грамматики Иакова Эдесского; [ д ] против этого то, что оно сохранилось только в несторианском манускрипте. [ 1 ] Спор [ и ] также сохранилось только в виде маронитского резюме. [ 2 ] Оно написано как богословский спор между Иоанном и нехристианским (возможно, мусульманским ) оппонентом. [ 1 ] Харальд Зуерманн приводит доводы в пользу параллелей между диспутом и письмом Иакова Эдесского Иоанну Литарбу. Карл Антон Баумстарк не признал его произведением стилита Литхарба, но принял грамматический трактат. [ 2 ] Роберт Хойланд считает, что существуют два разных человека. [ 7 ]
Хотя его собственные сочинения в значительной степени утеряны, кое-что об интеллекте и образовании Иоанна можно почерпнуть из сохранившихся одиннадцати писем Иакова Эдесского и четырех писем Георгия, адресованных ему. На них изображен круг интеллектуалов, обсуждающих самые разные темы: хронологию, историю, философию, астрономию, литературную критику и библейскую экзегезу. [ 1 ] [ 3 ] Иоанн был младшим современником Иакова, и его смерть обычно относят к 737 или 738 году. [ 1 ] [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сирийский Юханон Эшунойо [ 1 ] или на эстонском языке . [ 2 ]
- ^ Также пишется Литарб (Līṯārb) или Литарба, от сирийского LYTʾRB или LYTRYB . Обычно его отождествляют с Атарибом. [ 1 ]
- ^ Или «Юханон Эшунойо в монастыре Мор Зуро близ Серуга». [ 1 ]
- ↑ Он также опирается на грамматика V века Джозефа Хузая. [ 2 ] и сирийский перевод Дионисия Фракса . [ 1 ]
- ↑ В рукописи под названием « Каллил мен мамлла д-мар(й) Юханна эстоная д-бет мар(й) З'ура каддиша д-ба-Сруг (Часть речи Мара Иоанна Столпника Мара Зура в Саруге). [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ван Ромпей 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Суерманн 2008 .
- ^ Jump up to: а б с д Таннус 2018 .
- ^ Jump up to: а б Хойланд 1997 , с. 390.
- ^ Палмер 1993 , с. 36.
- ^ Барсум 2003 , с. 392.
- ^ Хойланд 1997 , стр. 516–517.
Библиография
[ редактировать ]- Барсум, Игнатий Афрам (2003). Рассеянный жемчуг: история сирийской литературы и науки . Перевод Матти Мусы (2-е исправленное изд.). Горгиас Пресс.
- Хойланд, Роберт Г. (1997). Видеть ислам так, как его видели другие: обзор и оценка христианских, еврейских и зороастрийских сочинений о раннем исламе . Дарвин Пресс.
- Палмер, Эндрю (1993). Седьмой век в Западно-сирийских хрониках . Издательство Ливерпульского университета.
- Пенья, Игнас; Кастеллана, Паскаль; Фернандес, Ромуальд (1975). Les Stylites syriens . Милан: Studium Biblicum Francisconum.
- Суерманн, Харальд [на немецком языке] (2008). «Иоанн Столпник Мар Зура в Саруге». У Дэвида Томаса; Барбара Роггема (ред.). Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история . Том. 1 (600–900). Брилл. стр. 314–315.
- Таннус, Джек Б. (2018). «Иоанн из Литарба» . В Оливере Николсоне (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 830. ИСБН 978-0-19-866277-8 .
- Ван Ромпей, Лукас (2018) [2011]. «Юханон Литарба» . У Себастьяна П. Брока ; Аарон М. Баттс; Джордж А. Кираз ; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Бет Мардуто [Gorgias Press] . Проверено 10 июня 2020 г.