Культура Ичма
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( январь 2023 г. ) |
Королевство Ичма Не пей | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1100–1469 | |||||||||
Домен народа Ичма или Ичсма (желтым цветом) | |||||||||
Расположение | Пять | ||||||||
Капитал | Пачакамак | ||||||||
Правительство | Двоевластие | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1100 | ||||||||
• Упразднено | 1469 | ||||||||
|
Королевство Ичма (также пишется Ychma или Yschma , среди других вариантов написания) или Королевство Пачакамак. [ 1 ] [ 2 ] была коренным государством до инков, позже поглощенным Империей инков и реорганизованным в ваньами (провинция). У инков он был известен как Пачакамак (Пачакамак), а не как первоначальное название Ишма.
Королевство Ишмай располагалось к югу от Лимы , Перу, в долине реки Лурин ; позже он распространился на север, в Римак реки долину . Культура Ишма сформировалась около 1100 года нашей эры после распада империи Вари . Автономия Ишмы продлилась примерно до 1469 года, когда они были поглощены Империей инков. [ 3 ]
Несмотря на то, что жители Ишмы занимали пустыню, у них был высокий уровень жизни благодаря их опыту в прокладке многочисленных ирригационных каналов, насколько могли достигать речные воды, чтобы дать жизнь обширному фруктовому саду и лесу. [ 4 ]
Ономастика
[ редактировать ]По крайней мере, со времен испанского завоевания древний храм , а также прилегающая территория назывались Пачакамак (от имени божества на языке кечуа ). Однако, согласно некоторым колониальным источникам, название Пачачамак могло быть дано завоевателями инков, а предыдущее название места и храма было Ичма . [ 5 ]
Этот последний топоним имеет большое разнообразие в колониальных источниках, включая <Ychma>, <Yzma>, <Ychsmac>, <Ychsma>, <Ychima>, <Ychmay> и <Irma>. [ 5 ] Это слово явно было частью классического словаря кечуа , поскольку в колониальных словарях оно записывалось как <yxma> или <ychma>, как цветовой термин, обозначающий красный цвет . Современные лингвисты интерпретируют дополнительные свидетельства как указывающие на киноварь как на основной источник этого термина. [ 6 ] [ 5 ] В то время как колониальные словари кечуа указывают на [iʃma] или [itʃma] как на классическое произношение кечуа для цветового термина , варианты <Irma> и <Ychsma> интерпретируются как свидетельство ретрофлексного аффрикатного звука , а *[iʈʂma] как оригинальное местное произношение топонима. [ 5 ]
Археолог Криштоф Маковски предположил аймаранское происхождение Ичмы как объяснение существования двух топонимов, в отличие от явно кечуа Пачакамак. [ 7 ] Последняя гипотеза не была принята лингвистами.
Организация
[ редактировать ]Ишма контролировала прибрежные долины рек Римак и Лурин в современной Лиме , от устья рек до средней долины или «Чаупи Юнга» (средняя высота Юнги , от 500 до 1200 метров над уровнем моря). [ 8 ] [ 9 ] Территория Ишмы доходила до святилища Мама, расположенного в Римаке (современный Рикардо Пальма ), и мест Чонтай и Сисикайя в Лурине на высоте 1000 метров над уровнем моря. [ 8 ] [ 10 ]
Ишма были разделены на две половины административных единиц или сая : анан (верхняя) сая Ичма и люрен (нижняя) сая Ичма. [ 11 ] На побережье, в отличие от высокогорья Анд, наиболее важной частью часто был люрен (лурин), поскольку он был связан с морем. [ 4 ]
Каждая сая, в свою очередь, делилась на подразделения уну или варанка , которые, в свою очередь, также делились на части анан и люрен. [ 12 ] Доминионы Ишмы Лати, Сурко (Сулко), Гуатка, Римак (Лима) и Маранга (Маланка) были расположены в долине Римак, а владения Пачакамак (Ишма), Манчай, Килкай (Килькаюна) и Каринга были расположены в долине Римак в долине Лурин. [ 8 ]
Город Пачакамак , ранее известный как Ишма до завоевания инками, был столицей королевства Ишма и резиденцией его правителей. [ 13 ] Вдоль побережья Лимы было обнаружено множество руин Ишмы, однако, за исключением Пачакамака и нескольких других мест, нет единого мнения, согласно которому подавляющее большинство памятников могло бы соответствовать каждому домену, а также неизвестно их физическое распределение. [ 14 ] Было высказано предположение, что археологический памятник Пампа де Флорес может быть главой доминиона Манчай и резиденцией Манчай айллу (подразделение варанка). [ 14 ]
История
[ редактировать ]
После распада Империи Вари было создано несколько небольших королевств и конфедераций. Со временем в регионе стали доминировать две культуры: культура Чанкай к северу от Лимы и культура Ишма к югу.
Считается, что народ ишма был народом , говорящим на языке аймара , который заселил прибрежные районы недалеко от Лимы после распада империи Вари.
Люди Ишма населяли Пачакамак и продолжали рост и влияние города. Люди Ишма построили как минимум 16 пирамид в Пачакамаке, а также построили или реконструировали еще больше построек в районе Лимы. Среди них Уака Уантилле в Магдалена-дель-Мар районе , Уака Матео Саладо в районе Лимы Пуэбло-Либре , Уака Сан-Борха в районе Сан-Борха , а также Уака Каса Росада , Уака Уантинамарка и Уака Сан-Мигель в районе Сан-Мигель . археологические памятники в Пуручуко и Кахамаркилье . Кроме того, народу ичма приписывают [ 3 ]
Археология
[ редактировать ]На различных стоянках Ичмы был обнаружен ряд культурных и человеческих останков. В Уака-Уантилье по меньшей мере 9 мумий было обнаружено , захороненных с керамическими изделиями и украшениями, изготовленными из меди , серебра и золота . [ 15 ] В 2012 году при раскопках на территории Пачакамака была обнаружена погребальная камера с более чем 80 мумифицированными останками и дюжиной детских останков. Помимо скелетов, на этом месте также находились различные артефакты, в том числе керамические изделия, украшения и останки животных. [ 16 ]
Как отмечает Луиза Диас Арриола: «Этноисторические повествования, созданные испанцами с 1533 года нашей эры, когда они прибыли в Пачакамак, обогащают, но имеют предвзятость. Это то, что хотели рассказать информаторы, и они отражают то, что считали испанцы 16 века. Важно записать об этих древних жителях Лимы. В хрониках записаны религиозные верования, важность божества Пачакамака и его родственников, отношения между долинами, существование кураказго, прибрежных экосистем, ирригационных систем и других аспектов. информации недостаточно, чтобы знать все аспекты прошлого доколониального общества. Археология имеет прямой контакт с материалами, оставленными ychsma». [ 17 ]
Крах Ичмы
[ редактировать ]Когда Империя инков распространилась на этот регион, культуры народа Ичма и Чанкай, а также более мелкие культуры были поглощены Империей инков.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мора, Сезар Гальвес; Ротьетти, Ана (20 марта 2018 г.). Культурное наследие Перу: Андское человечество (на испанском языке). Эдувим. ISBN 9789876992206 .
- ^ (Ростворовский, 1989: 71, 1992: 77)
- ^ Jump up to: а б «История Лимы, культура Чанкай и Ичма» . www.limaeasy.com. Архивировано из оригинала 31 июля 2012 г. Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Сориано, Вальдемар Эспиноза (2014). «Ла этния Ишма (Ычсма, Ичма, Ичмай)» [Этническая Ишма (Ычсма, Ичма, Ичмай)]. Investigaciones Sociales (на испанском языке). 18 (32): 117–159. дои : 10.15381/is.v18i32.10950 . ISSN 1818-4758 .
- ^ Jump up to: а б с д Серрон-Паломино, Родольфо (2008). Голоса Анд: очерки андской ономастики . Сборник исследований Анд (на испанском языке) (1-е изд.). Лима, Перу: Редакционный фонд Папского католического университета Перу. стр. 178–179. ISBN 978-9972-42-856-2 .
- ^ Тореро, Альфредо (2005). Языки Анд: лингвистика и история . Филология, языкознание (2-е изд.). Пятое: Эд. Горизонт. стр. 139–140. ISBN 978-9972-699-38-2 .
- ^ Маковский, Кшиштоф (март 2015 г.). «Пачакамак — древнее Вака или синкретическое божество инков?: Имперская трансформация священного ландшафта в долине Нижнего Ичсма (Лурин)» . Археология Вакаса: исследования священного в доколумбовых Андах : 127–166.
- ^ Jump up to: а б с Салазар, Касас; Лизбет, Лида (2017). «Район Карапонго как физическое выражение политического образования в период Поздних королевств и светлостей» . Национальный университет Сан-Маркос . Архивировано из оригинала 26 октября 2019 г. Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ Роман Годинес, «Оскар» (2013). «Пейзаж Ньеве Ньеве: чаупи юнга Лурина» . Министерство культуры .
- ^ (Ростворовский, 1976, 1989; Эспиноза, 1963, 1964, 1983).
- ^ Вальехо, Франциско; Диас, Луиза (9 апреля 2002 г.). «Арматамбо и владения инков в долине Лимы» . Археологический бюллетень PUCP (6): 355–374. doi : 10.18800/boletindearqueologiapucp.200201.014 . ISSN 2304-4292 .
- ^ Маковский, Кшиштоф (9 апреля 2002 г.). «Архитектура, стиль и самобытность позднего горизонта: участок Пуэбло-Вьехо-Пукара, долина Лурин» . Археологический бюллетень PUCP (6): 137–170. doi : 10.18800/boletindearqueologiapucp.200201.007 . ISSN 2304-4292 .
Это место, расположенное на высоте от 400 до 600 метров над уровнем моря в лома-экозоне на левом берегу реки, могло быть главным центром проживания каринга Уарочири, одной из группировок каринга уну Лурен.
- ^ Диас, Луиза; Вальехо, Франциско (2004). «КУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАЦИИ В ДОЛИНЕ ЛИМЫ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ ИНКОВ / КУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАЦИИ В ДОЛИНЕ ЛИМЫ В ПЕРИОД ИНКА». Чунгара: Журнал чилийской антропологии . 36 (2): 295–302. ISSN 0716-1182 . JSTOR 27802272 .
- ^ Jump up to: а б Марконе Флорес, Джанкарло (1 декабря 2004 г.). «Сьенегилья по прибытии инков. Подходы экологической истории и археологии » Бюллетень Французского института Андских исследований (на испанском языке). 33 (3): 715–734. дои : 10.4000/bifea.5330 . ISSN 0303-7495 .
- ^ «Мумии доинкской эпохи, найденные в Лиме» . infosurhoy.com. Архивировано из оригинала 26 января 2013 г. Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ «Храм Судьбы: ученые обнаружили перуанскую гробницу, наполненную мумиями и младенцами» . time.com. 24 мая 2012 г. Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ Диас Арриола, Луиза (2022). Ычсма. Доиспанские жители Лимы (PDF) (на испанском языке). Муниципалитет Лимы.