Морская запретная зона
Морская запретная зона (МЭЗ) — это военная зона отчуждения на море. Хотя это общепринятая концепция на международном уровне, она не является предметом явного договора , и существовали различные названия, в том числе: «зона отчуждения военно-морских сил», «зона морской безопасности», «зона блокады», «морская оперативная зона». «район, подлежащий дальней блокаде» и «район, опасный для судоходства». [ 1 ]
Во время вооруженных конфликтов после русско-японской войны 1904 года воюющие стороны иногда создавали морские зоны для контроля или запрета доступа иностранных кораблей и самолетов с различными уровнями ограничений и риском нападения на торговые суда. [ 2 ] МЭЗ отличается от блокады тем, что силы военно-морских сил дислоцируются не вблизи порта, а на обширной территории, и что суда-нарушители обычно подвергаются нападению, а не конфискации. Развитие концепции МЭЗ после блокады отражает технологические изменения, обеспечивающие большую дальность действия систем обнаружения и вооружения. [ 1 ]
Современная концепция
[ редактировать ]Более современный и последовательный подход был принят после публикации в 1994 году Руководства Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море , в статьях 105–108 которого определены зоны блокады. [ 2 ] [ 3 ] МЭЗ предупреждают суда и самолеты обходить этот район, чтобы снизить риск того, что нейтральные или невоенные суда будут ошибочно выбраны целью. Однако торговые суда, нейтральные или вражеские, не становятся автоматически законной целью, находясь в МЭЗ; прежде чем нападать на них, их следует рассматривать как законные военные цели. [ 4 ]
Многие руководства по военному морскому праву, в том числе руководства военно-морских сил Австралии, Канады, Германии и Великобритании, устанавливают правила эксплуатации МЭЗ на основе международно признанного Руководства Сан-Ремо . В австралийском руководстве отмечается, что «не существует конкретного положения договора международного права, касающегося [морских запретных зон], однако их использование приобрело определенную степень действительности в соответствии с обычным международным правом ». [ 2 ]
Нейтральным судам должен быть предоставлен безопасный проход через МЭЗ, если это существенно затрудняет безопасный доступ к нейтральным портам, хотя воюющая сторона может обыскивать их в пути. Иногда для регулирования такого безопасного доступа определяется и публикуется «синий безопасный морской коридор» через МЭЗ. [ 4 ] [ 5 ]
МЭЗ регулярно использовались, например, Великобританией и Аргентиной во время Фолклендской войны , Ираном и Ираком во время Танкерной войны , Соединенными Штатами во время войны в Персидском заливе и войне в Ираке , а также Россией во время российского вторжения на Украину . [ 5 ]
МЭЗ не требуются в непосредственной близости от военно-морских операций, чтобы воюющая сторона контролировала район, «в пределах которого ведутся боевые действия или фактически действуют воюющие силы», где деятельность и связь нейтральных судов и самолетов могут быть запрещены. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Бесполетная зона
- Зона полного отчуждения - более строгий вариант, использовавшийся во время Фолклендской войны.
- Блокада сектора Газа
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву
- Международная морская организация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Микаэльсен, Кристофер (октябрь 2003 г.). «Морские запретные зоны во время вооруженных конфликтов на море: юридические споры все еще не решены» . Журнал права конфликтов и безопасности . 8 (2): 363–390. дои : 10.1093/jcsl/8.2.363 . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сивакумаран, Сандеш (2016). «Зоны отчуждения в праве вооруженных конфликтов на море: эволюция в праве и практике» . Стоктонский центр изучения международного права . Военно-морской колледж США . стр. 154–155, 192, 200–201. ISSN 2375-2831 . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ «Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море» . Международный комитет Красного Креста. 12 июня 1994 года . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Педрозо, Рауль (12 апреля 2022 г.). «Украинский симпозиум – Морские зоны отчуждения в вооруженных конфликтах» . Вест-Пойнт . Военная академия США . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Педросо, Рауль (2022). «Морские зоны отчуждения в вооруженных конфликтах» . Исследования международного права . 99 . Стоктонский центр международного права: 526–536. ISSN 2375-2831 . Проверено 13 августа 2023 г.