Вада (дом)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Вада — тип жилища, найденный в Махараштре , западная Индия . Вада — это слово на языке маратхи , обозначающее большой особняк. Термин, по всей вероятности, произошел от санскритского слова Вата , означающего участок или участок земли, предназначенный для дома. Со временем оно стало обозначать дом, построенный на этом участке. Вади , расширенное значение слова вада, обозначает группу хижин. [1] Обычно вада относится к дому с внутренними дворами, который можно найти в Махараштре и прилегающих регионах Индии .
Источник
[ редактировать ]Дома с внутренним двором возникли в средневековой Индии и были распространены по всему субконтиненту, в зависимости от региона, под разными названиями. Их называли Вада в Махараштре (западная Индия), Хавели в Раджастане (Северная Индия), Деори в Хайдарабаде (южное индийское плато), Налукетту в Керале (самая южная прибрежная Индия) и Раджбади в Бенгалии (восточная Индия). [1]


В Махараштре форма дома вада получила покровительство со стороны правителей маратхов в 17 веке, а затем со стороны пешв и их преемников. Последние отвечали за распространение по всему сайту и его распространение на прилегающие регионы малва, части Гуджарата и Карнатаки . [1]
Виды Вада
[ редактировать ]В зависимости от размера
Гархи представляли собой укрепленные вады с бастионами и валами в центре деревни. Деревня или город росли вокруг Гархи, а вокруг располагались скопления домов вада по периферии. Это замкнутые сооружения, построенные из кирпича и камня, с несколькими внутренними дворами. Примерами являются Шанивар Вада в Пуне , Холкар Вада в Чандваде и Вафгаон. [1]
Дома Раджвада или Дворца Вада также были центром города, но без бастионов и валов. Примерами являются Бхор Раджвада с одним двором и Сатара Раджвада с двумя дворами. [1]
Меньшие дома вада образовывали группы вокруг ядра города, которое представляет собой либо Гархи , либо Раджвада . В то время как Гархи и Раджвада представляли собой изолированные здания, построенные на больших площадях, эти дома представляли собой узкие здания, построенные вдоль улиц узкой стороной, обращенной к улице, и разделяющие стены с соседними зданиями. [1]
Существовал еще один класс построек, обычно бедные сельские жилища, называемые вади , с внешней структурой и временными границами, которые существовали лишь для обозначения границ. Центральное пространство не определено, как в других домах. [1]
Внутренний двор
Вада с интегрированным открытым двором являются наиболее популярными: двор в центре, полуоткрытые пространства вокруг него, а затем закрытые помещения. В основном это типы Гархи или Раджвада .
Тип переднего и заднего двора - это двор с открытыми кортами спереди и сзади. Это дома командиров по периферии Гархи или Раджвады .
Вада без открытого закрытого двора — это особый тип, построенный в местах с сильными дождями, например, в прибрежном регионе Конкан .
Распространение на основе местоположения
Большая часть Гархи и Раджвада проживает в регионах Деш и Видхарба , центре власти пешв . Они были построены с искусной резьбой по дереву, тремя или четырьмя дворами, четырьмя-пятью этажами и более разнообразным стилем, заимствовавшим элементы раджпутского и исламского стилей архитектуры. В регионе Конкан , где проживали административные дворяне, также была большая вада, но практически без украшений. В регионах Хандеш и Маратвада , где проживала торговая знать, были дома меньшего размера с общими стенами. В Кахандеше сочеталась архитектура Гуджарати, поскольку он граничил со штатом Гуджарат.
Модели расчетов
[ редактировать ]
Дома Вада обычно имеют интровертный проект с внутренним двором в центре. Несколько домов вада образовали жилые кластеры, называемые пет в Пуне, пол в Ахмадабаде или мохалла на севере Индии. В этих кластерах, окруженных стеной по периметру, будет достаточно колодцев (для питьевой воды), мест для богослужений и удушения . [1] Точно так же, как в доме есть чок (двор), зеркальным отражением на уровне кластера является также чок внутри группы меньших вада, которые являются пространствами для общественной деятельности в сообществе. Эти пространства не несут какой-то конкретной функции, большая часть деятельности просто выплеснулась сюда. Именно такое использование пространства на открытом воздухе с климатологической и социальной точки зрения привело к необходимости формальной интеграции двора в застроенную форму. [1] Чаук в деревне обычно представляет собой дерево, вокруг которого находится невысокая площадка ( паар ). Это способствовало скоплению людей для религиозного собрания и отдыха на открытом воздухе. [1]
Внутренняя планировка здания
[ редактировать ]
Поскольку вада — интровертный дом, двор становится центром дома и является главным организатором всех пространств и функций, ориентированных на него. Поддерживается определенная пространственная иерархия, пороги которой могут быть физическими или сенсорными. [1]
Отласы . или осари (платформы) на уровне цоколя по обе стороны от входной лестницы были первой ступенью интерактивных общественных пространств По обе стороны от входа располагались девди (небольшие комнаткообразные вестибюли). Войдя в ваду, можно было попасть в первый чоук (двор).
Крайние помещения, ближе к входу, использовались для хранения оружия ( шахастрагар ) и рукописей ( потхичи холи ), служебных помещений ( качери и дафтар ) и других общественных работ ( калбатхана ). Самые внутренние помещения (вокруг второго двора, если таковой имеется) предназначались для женщин: родильная комната ( балантиничи кхоли ), медицинский кабинет ( аушадхи бхандар ), кухня ( сваипак гхар ), столовая ( пангатича сопа ), место поклонения ( деогхар ) и сокровищница ( тиджори) . ). Ближе к заднему входу располагались складские помещения ( котар ), коровники ( гошала ) и ванные комнаты ( гончая ). Третий двор, если таковой имеется, будет отведен под коровник и колодцы. Расположение пространств перешло от общественного к частному.
Все эти комнаты выходили в полуоткрытую площадку с колоннами ( сопа) вокруг открытых дворов. Он образует соединительное пространство между комнатами и двором. В центре двора находится священная трава в горшке (тулси вриндаван) из камня или кирпича, во внутреннем дворе, если их было больше одной. Во внешнем дворе будет фонтан или пруд.
Первый этаж входа предназначен для общественных и получастных дневных мероприятий. Первый этаж более приватный, на нем расположены спальни, жилые помещения и развлекательные залы ( дивархана ) с видом во внутренний двор. Самый верхний второй этаж представляет собой одно большое помещение без перегородок. Он остается пустым и не используется для какой-либо повседневной деятельности. В основном он используется как дополнительное место для хранения вещей, за исключением фестивалей, где размещаются гости. [1]
Строительные материалы и строительство
[ редактировать ]Расстояние в структурной сетке зависело от длины имеющейся древесины. Пространства внутри были кратны единице длины бухты, называемой хаан . [1]
Для цоколя используется базальтовый или гранитный камень. Помимо обилия базальта по всему штату, он также богат гранитом, обнаруженным в прибрежных районах. Восточные части богаты известняком.
Стены представляют собой толстую несущую кирпичную кладку или комбинацию кирпича и каркасной конструкции с использованием саангвана (тикового дерева) и песчаника и известкового раствора для каркаса. [2] Кирпичи обжигались в печи и изготавливались из смеси глины, песка, коровьего навоза и извести и назывались Пушпак Вит (книжные кирпичи). Эти кирпичи были размером с книгу (10 х 6 х 2 дюйма). раствор, изготовленный из различных пропорций извести, песка, неочищенного пальмового сахара Для склеивания конструкции использовался другая местная древесина из Хеджри , Пипала и Агара , пшеничной соломы и воды. Использовалась . Для штукатурки использовалась камедь этих деревьев, сок кактуса, неочищенный пальмовый сахар, черный нут и бананы. [3]
В верхней пролетной части горизонтальное распределение нагрузки осуществляется через деревянные балки на колоннах или стенах, а для крепления используется второстепенная решетка из деревянных балок. Над ним укладывается составная плита с поддоном из деревянных досок или каменных плит, на который засыпается сухая смесь песка и шелухи или кирпича. Полы отделаны каменными плитами. Верхний этаж, независимо от нижнего, остается деревянной каркасной конструкцией со стеновыми панелями, варьирующимися от деревянных досок, лузговых досок или продолжения кирпичной кладки. Филигранные деревянные перила, наиболее заметный декоративный элемент фасада, обвивают балконную плиту и перехватываются более тонкими деревянными столбами, поднимающимися до уровня крыши. [2]
Форма крыши обычно состоит из бамбуковых прогонов и стропил на фермах, поддерживающих терракотовую плитку. На фасадах и внутренних стенах были замечены арочные ниши для освещения светильников или хранения вещей. Лестницы представляли собой узкие прямые деревянные лестницы внутри толстых кирпичных стен, соединенных между собой этажами. [1] Крыши различались в зависимости от местоположения: от скатных крыш в жарких и влажных прибрежных регионах до жарких и засушливых восточных регионов. [2]
Климатически чувствительные архитектурные особенности
[ редактировать ]
Народная архитектура максимизирует полезность из ограниченных ресурсов, используя строительные материалы местного производства и стратегии пассивного проектирования. Они возникают в результате географических, экономических и социально-политических факторов, которые по-разному сочетаются не только для обеспечения жилья, но также являются показателем имиджа и стремлений владельца. [1] Эти построенные формы чувствительны к климату благодаря встроенным технологиям пассивного охлаждения. [4]
Внутренний двор в доме вада действует как конвективный термостат, защищая от экстремальных погодных условий и усредняя суточные разницы температур. Другими словами, они служат модераторами микроклимата, а также являются основным источником света и вентиляции. Они обеспечивают непрямой рассеянный свет в пространство вокруг себя. Горизонтальная поперечная вентиляция осуществляется через открытый двор, а также через двери и окна комнат вокруг двора. Вертикальная циркуляция осуществляется по узким лестницам. Передний двор и вход обычно выходят на север, чтобы минимизировать прямое поглощение солнечных лучей. Дворы достаточно широки, чтобы обеспечить тень летом и дневной свет зимой. [1] Фонтаны и пруды в первом дворе обеспечивают испарительное охлаждение, когда воздух через них поступает в помещения. [4]
Сопа . , полуоткрытый вестибюль с колоннами вокруг двора, хорошо освещен и вентилируем со стороны двора, образуя идеальное пространство для повседневной деятельности и повседневной деятельности Пангатича -сопа, окружающая внутренний двор, также служит столовой.
Маджгар . , переходное пространство между двумя дворами, действует как буферное пространство между общественным и частным пространством Это темное пространство, и его намеренно оставили таким, чтобы посторонний не мог войти в личное пространство. [1]
Каменный цоколь расширен и образует дадо, над которым приподнят первый этаж для защиты от наводнений.
и крыши местного производства Высокая тепловая масса стен обеспечивает более длительную задержку во времени и предотвращает накопление тепла в помещении за счет обратного изменения температуры, а также действует как звуко- и пылеизолятор. Наружные стены окрашены в светлый цвет, чтобы минимизировать поглощение солнечного света. Краска имеет характерный светло-голубой оттенок, поскольку ее получают путем смешивания индиго с известковым раствором. Окна узкие и высокие, с небольшим стеклянным отверстием вверху. Высокие окна обеспечивают циркуляцию воздуха даже на уровне ног.
Нависающие скатные крыши построены с уклоном на север и юг, чтобы предотвратить прямое солнечное излучение и отвести дождевую воду. Поле, покрытое терракотовой плиткой, обеспечивает много тепла в дневное время. Но самый верхний пустой этаж действует как тепловая полость между крышей и жилыми помещениями внизу.
Вымирание
[ редактировать ]Народные стили вымирают из-за распада совместных семей, раздела наследства, нехватки материалов и мастерства. Это также происходит из-за падения правящей династии, которая когда-то могла оказывать им покровительство, в данном случае падения маратхов и пешв.
Устойчивость и актуальность
[ редактировать ]При строительстве используются местные материалы, расположенные недалеко от участка; следовательно, это эффективно с точки зрения времени и ресурсов. Строительные материалы оказывают относительно низкое воздействие на окружающую среду и в некоторых случаях являются естественными биоразлагаемыми или могут быть использованы повторно. Внутренняя планировка, разработанная с учетом функций и преобладающих климатических условий, выдерживает испытание временем и обеспечивает достаточный тепловой комфорт для находящихся в помещении. Эти конструктивные особенности, учитывающие климатические изменения, по своей сути не требуют особого обслуживания и актуальны для достижения энергоэффективности даже сегодня. Дома вада обычно строятся на ровных участках, и основными структурными проблемами являются осадки и наводнения. Построенные с массивной оболочкой и высоким фундаментом, большинство из них выдержали климатические условия и являются структурно устойчивыми. Планирование городов способствует объединению общин благодаря обширным общественным пространствам для праздников и собраний. Это вызывает чувство идентичности и принадлежности. Хотя ограничения по актерскому составу (на открытом воздухе) и гендерному признаку (в помещении) преобладали, от них необходимо отказаться.
Хотя народная архитектура является устойчивой по определению и на практике, достижение такого уровня устойчивости в наше время с ограниченными природными ресурсами, умирающими знаниями и требованиями современного образа жизни является сложной задачей. К счастью, архитектурный стиль вада не такой уж древний, и в целом большинство особенностей дизайна и конструкции можно перенять с небольшими изменениями. Архитектура Вада набирает популярность в Индии, прежде всего как дом для отдыха, поскольку такая открытая планировка не может быть достигнута в условиях плотной городской застройки.
Вадасы, существующие в настоящее время
[ редактировать ]- Читнис Вада в Сатаре
- Читнис Вада в Нагпуре
- Пхаднавис Вада в Сатаре
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гупта, Рупа Радже (2007). Вада Махарашты, индийский дом с внутренним двором (кандидатская диссертация). Кардиффский университет.
- ^ Перейти обратно: а б с Мадан, профессор Амрита; Джайн, Нитиш. «Современные исследования традиционных материальных систем, Вай, Махараштра» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Анушри К, диссертация, вады Махарштры Анушри Кулкарни - Иссуу» . issuu.com . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Алапуре, генеральный директор; Джордж, Авраам; Бхаттачарья, СП (2017). Сета, Фумихико; Бисвас, Ариндам; Кхаре, Аджай; Сен, Джой (ред.). «Климатическая чувствительность архитектуры Вада» . Понимание искусственной среды . Springer Transactions в области гражданского и экологического строительства. Сингапур: Спрингер: 29–35. дои : 10.1007/978-981-10-2138-1_3 . ISBN 978-981-10-2138-1 .