Формула Радбруха
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (июнь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Формула Радбруха (нем. Radbruchsche Formel ) — это правовая теория, которая была впервые сформулирована в эссе 1946 года немецким профессором права и политиком Густавом Радбрухом . Согласно этой теории, судья, который сталкивается с конфликтом между законом и тем, что он считает справедливым, должен принять решение об отказе от применения закона, если — и только если — правовая концепция, лежащая в основе рассматриваемого закона, кажется либо «невыносимо несправедливой», либо «намеренное игнорирование» равенства людей перед законом.
Формула Радбруха уходит корнями в ситуацию системы гражданского права . Считается, что [ ласковые слова ] быть реакцией на опыт Радбруха в судебной системе нацистской Германии и неоднократно применялся в решениях судов Федеративной Республики Германия. Некоторые авторы [ ласковые слова ] рассматривайте его эссе 1946 года Gesetzliches Unrecht und übergesetzliches Recht («Уставное беззаконие и сверхстатутное право»), в котором впервые была включена его теория, как одно из самых влиятельных немецких философско-правовых произведений 20-го века. [ 1 ]
Формула Радбруха имеет ряд исторических предшественников, таких как максима Святого Августина « несправедливый закон вообще не является законом ».
Формирование и содержание
[ редактировать ]До Второй мировой войны Радбрух, похоже, был сторонником безусловного юридического позитивизма , требующего строгого разделения права и морали. В результате судьям придется применять позитивное право (т.е. законы) без каких-либо исключений. Его опыт во время правления нацистов (Радбруху, тогда профессору, запретили преподавать), похоже, изменил его точку зрения. Вскоре после окончания войны Радбрух впервые изложил свою формулу в эссе 1946 года:
- Конфликт между справедливостью и правовой определенностью вполне может быть разрешен таким образом: позитивное право, обеспеченное высказыванием и властью, имеет приоритет, даже если его содержание несправедливо ( ungerecht ) и не достигает своей цели принести пользу людям, за исключением случаев, когда конфликт между Позитивный статут и справедливость достигают такой невыносимой степени, что статут как «порочный закон ( unrichtiges Recht )» должен уступить справедливости. Невозможно провести более резкую грань между случаями статутного беззакония ( gesetzliches Unrecht ) и законами ( Gesetze ), имеющими юридическую силу, несмотря на свое порочное содержание. Однако с предельной ясностью можно проследить еще одну линию различия: там, где нет даже попытки добиться справедливости, где равенство, составляющее основу справедливости, намеренно предается при установлении позитивного права, тогда статут не действует. даже просто «неправильный закон» — скорее, в нем полностью отсутствует сама природа закона. Ибо право, включая позитивное право, не может быть определено иначе, как как система и институт, смысл которого состоит в служении правосудию. Если судить по этому стандарту, целые части национал-социалистического права никогда не достигали достоинства действующего закона ( право, применимое к достоинству ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Заявление в суд
[ редактировать ]Германии И Федеральный конституционный суд , и Федеральный суд неоднократно применяли формулу Радбруха. Его первые выступления в суде были по делам, связанным с национал-социалистов преступлениями . Обвиняемые по этим делам утверждали, что согласно нацистским законам, действовавшим на момент их действий, эти действия были законными. Суды использовали формулу Радбруха, чтобы доказать, что некоторые законы настолько нетерпимы, что они вообще не являются законом и, следовательно, не могут быть использованы для оправдания рассматриваемых действий. [ 6 ]
Совсем недавно формула Радбруха вновь появилась в судебных процессах против пограничников в бывшей Восточной Германии , которые расстреливали людей, пытавшихся бежать на Запад в соответствии с политикой Шиссбефеля . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Полсон, Стэнли Л.; Драйер, Ральф (1999). «Введение в философию права Радбруха». Густав Радбрух: Философия права, учебное издание [ Густав Радбрух: Философия права, учебное издание ] (на немецком языке). Гейдельберг: К.Ф. Мюллер. стр. 235–50.
- ^ Радбрух, Густав (2006). «Уставное беззаконие и сверхзаконное право (1946 г.)». Оксфордский журнал юридических исследований . 26 . Перевод Литшевски Полсона, Бонни; Полсон, Стэнли Л.: 1 из 7 (изменено). дои : 10.1093/ojls/gqi041 .
- ^ Радбрух, Густав (1973). «Правовая несправедливость и надправовое право». В Вольфе, Эрик; Шнайдер, Ханс-Петер (ред.). Философия права (8-е изд.). Штутгарт: Келер. стр. 339-50 на 345-6.
- ^ Радбрух, Густав (2006). «Пять минут философии права (1945)». Оксфордский журнал юридических исследований . 26 (1). Перевод Литшевски Полсона, Бонни; Полсон, Стэнли Л.: 13–15. дои : 10.1093/ojls/gqi042 . JSTOR 3600539 .
- ^ Радбрух, Густав (1973). «Пять минут философии права». В Вольфе, Эрик; Шнайдер, Ханс-Петер (ред.). Философия права (8-е изд.). Штутгарт: Келер. стр. 327–9 на 327.
- ^ Отт, Уолтер; Реа-Фраухигер, Мария Анна (1992). Разновидности юридического позитивизма (2-е изд.). Цюрих: Дике. стр. 216–17, 221–6.
- ^ Полсон, Стэнли Л. (2006). «О предыстории и значении послевоенных документов Густава Радбруха». Оксфордский журнал юридических исследований . 26 : 17 в 28. doi : 10.1093/ojls/gqi043 .