Динара Асанова
Динара Асанова | |
---|---|
Динара Асанова | |
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 4 апреля 1985 г. Мурманск , Советский Союз | ( 42 года
Род занятий | Кинорежиссер, актриса |
Годы активности | 1969–1985 |
Динара ( кыргызско Кулдашевна Асанова 24 октября 1942 — 4 апреля 1985) — кинорежиссёр -советский и одна из самых известных и признанных женщин-кинорежиссёров позднего Советского Союза . Она наиболее известна своими фильмами «У дятлов не болит голова» (1975) и «Крутые дети или мальчики » (Патсани) (1983). [ 1 ] Хотя на Западе она была не очень известна, Асанова пользовалась популярностью в СССР . [ 2 ] Ее карьера длилась более 25 лет и закончилась ее смертью в возрасте 42 лет из-за болезни сердца. С 1969 по 1984 год Асанова сняла десять фильмов. Ее фильмы часто затрагивали тему трудного подросткового возраста и содержали критику советского общества. [ 1 ] У Асановой редко возникали проблемы с цензурой, несмотря на то, что в ее фильмах были подобные темы. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Динара Асанова родилась в Бишкеке (ранее Фрунзе), Киргизия , 24 октября 1942 года. После окончания средней школы в 1959 году Асанова начала свою карьеру в кино в качестве помощника режиссера, монтажера и актрисы на студии «Кыргызфильм» с 1960 по 1962 год. Во время работы на студии она работала с Ларисой Шепитько над фильмом 1963 года «Жара» ( «Зной» ). [ 4 ] Затем Асанова начала учиться во , ВГИКе советской государственной киношколе в Москве . Она училась вместе с Михаилом Роммом и Александром Столпером , двумя другими известными советскими режиссерами. [ 1 ] По дипломному проекту Асановой она сняла свой первый фильм «Рудольфио» (1970). [ 5 ] Асанова окончила университет в 1969 году, а затем в 1974 году переехала в Ленинград, чтобы начать работать на студии «Ленфильм» . На студии Асанова сняла свой первый полнометражный фильм «У дятла не болит голова» (1975), который помог ей утвердиться в советском кино . Асанова снимет на студии еще 8 фильмов. «Мальчики» (1983) стал ее самой известной работой и самым кассовым хитом — за фильм она получила Государственную кинопремию СССР. [ 1 ] Она умерла 4 апреля 1985 года в Мурманске , Советский Союз , от сердечного приступа в возрасте 42 лет. [ 1 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Rudolfio ( Russian : Рудольфио ) (1970)
- The Woodpecker Doesn't Get Headaches (Не болит голова у дятла) (1975)
- The Key That Should Not Be Handed On (Ключ без права передачи) (1976)
- Проблема (1977)
- The Wife has left (Жена ушла) (1979)
- The Useless Girl (Никудышняя) (1980)
- What Did You Chose? (Что бы ты выбрал?) (1981)
- Boys (Пацаны) (1983)
- Dear, Dearest, Beloved, Unique... (Милый, дорогой, любимый, единственный) (1984)
- Children of Discord (Дети раздоров) (1984)
Рудольфио (1970)
[ редактировать ]Первым фильмом Динары Асановой стал «Рудольфио» . Фильм является экранизацией романа «Рудольфио» Валентина Распутина 1965 года . Главные темы фильма — подростковый возраст, сексуальность молодой женщины, стыд и возраст согласия. Речь идет о девятикласснице по имени Ио, которая влюбляется в Рудольфио, женатого мужчину постарше. Хотя фильм посвящен теме женской сексуальности, многие части книги, иллюстрирующие сексуальность Ио и ее страсть к Рудольфио, не были включены, чтобы избежать проблем с цензорами. [ 5 ] В эпоху Советского Союза фильмы строго проверялись советскими цензорами, чтобы гарантировать, что тематика фильмов соответствует советским убеждениям. После того, как фильм был проанализирован цензорами, его пришлось переделывать перед официальным выпуском. Несколько сцен были удалены, например, сцена, где Ио и Родольфио вместе гуляют по морю. Цензоры хотели, чтобы сообщение о том, что Ио и Рудольфио не могут быть вместе, было ясным. Из-за проблем с цензурой Асанова пять лет не могла устроиться на режиссерскую работу. Период ее отсутствия в кино закончился, когда она начала работать на «Ленфильме» . [ 6 ]
У дятла не болит голова (1975)
[ редактировать ]« Не болит голова у дятла» — первый полнометражный фильм Динары Асановой. Это был первый фильм, который она сняла, когда начала работать на студии «Ленфильм» в Ленинграде , и благодаря этому она завоевала себе имя в советском кино. Он также определил стиль и общие темы повествования, изображенные во всех фильмах Асановой. [ 1 ] В фильме «Дятел не болит голова» изображен молодой начинающий барабанщик, который во время летних каникул влюбляется в девушку. [ 7 ] Речь идет о трудностях первой любви и жизненном выборе молодых людей. [ 8 ]
Крутые дети или мальчики (1983)
[ редактировать ]«Пацаны» («Пацаны») стал самым коммерчески успешным фильмом Динары Асановой. Он был сделан ближе к концу ее карьеры, когда она работала на студии «Ленфильм», и продолжила тенденцию трудного подросткового возраста как основной темы фильмов Асановой. [ 1 ] Речь идет о аспиранте, который наставляет и оказывает поддержку группе преступников и преступников в лагере. [ 7 ] После выхода фильм получил высокую оценку и получил Асанову Государственную премию СССР . [ 1 ]
Форма фильма
[ редактировать ]Повествование
[ редактировать ]В фильмах Динары Асановой часто изображена борьба людей и молодежи в повседневной жизни. Ее самые известные фильмы, такие как «Рудольфио», «Дятел не болит голова» и «Крутые дети», рассказывают о трудном подростковом возрасте и трудном переходе от детства к взрослой жизни. Они также сосредоточены на личных проблемах, трудностях советской жизни и вопросах, связанных с человеческими трудностями. Асанова считается членом «Ленинградской школы» кинематографистов. Это была группа кинематографистов, известных своей схожей формой кино. Другими ключевыми участниками были Виталий Мельников , Алексей Герман, Глеб Панфилов и Илья Авербах . Их фильмы характеризовались как реалистичные, неоднозначные и содержали критику повседневного и советского общества. [ 8 ]
Стиль
[ редактировать ]Киностиль Динары Асановой можно охарактеризовать как реалистичный, документальный стиль и неприукрашенное изображение мира. Она включила реализм в свои работы, чтобы внести свой вклад в повествование своих фильмов, которое часто фокусируется на личности и реалистичном изображении повседневной жизни. [ 8 ] Асанова известна тем, что включает в свои фильмы импровизацию в форме диалогов и сюжета, чтобы придать своим фильмам суровость и реалистичность. Также Асанова смешивала в своих фильмах как известных, так и неизвестных актеров. Молодые актеры часто были неизвестны и появлялись впервые. [ 1 ]
Khrushchev's thaw on Asanova’s film form
[ редактировать ]Форма фильмов Динары Асановой и фильмов других режиссеров «Ленинградской школы» отражает изменение взглядов и использования искусства в годы Советского Союза, известные как хрущевская оттепель . [ 8 ] Оттепель произошла во время президентского срока Хрущева в 50-х и 60-х годах. Это был период перехода от сталинской культурной политики и строгой цензуры к тому, чтобы писателям, художникам и кинематографистам разрешили критиковать советские социальные проблемы и сосредоточиться на индивидуальном опыте, а не только на коллективном. Последствия «оттепели» продолжались и в последующие годы существования Советского Союза , после Хрущева . окончания срока полномочий [ 9 ] Асанова – выдающийся кинорежиссер, представляющий художников того периода. Она часто откровенно критиковала советское общество, особенно по вопросам сексуальности, пола и повседневной советской жизни. [ 5 ] Эту критику можно найти во всех ее фильмах, и она часто изображается через ее молодых и подростковых персонажей. Хотя цензура не была такой строгой во время и после периода оттепели, Асанова стратегически использовала эту критику в своих фильмах, чтобы не допустить ее откладывания на полку. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Динара Асанова остается выдающейся женщиной-режиссером позднего Советского Союза . Несмотря на раннюю смерть в 42 года, она создала несколько фильмов, которые способствовали формированию позднего советского кино . она была удостоена Государственной премии СССР За работу над фильмом «Крепкие дети» и удостоена звания Заслуженной артистки РФ в 1980 году, Бишкек , Киргизия . Фильм Асановой « Дорогой, самый дорогой, любимый, единственный...» был показан в секции «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 1985 года . [ 10 ] После ее кончины о ней было снято три документальных фильма: первый - « Я вас всех очень люблю» (1987), второй - «Динара» (1988) и третий - «Динара Асанова» (2003). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Роллберг, Питер (2016). Исторический словарь российского и советского кино . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 9781442268425 . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Одри Фостер, Гвендолин (1995). Женщины-кинорежиссеры: международный биокритический словарь . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 22 . ISBN 9780313289729 . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Кун, Аннетт; Рэдстон, Сюзанна (1994). Женский спутник международного кино (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. стр. 24–25. ISBN 978-0520088795 .
- ^ «Динар Асанова» . Getmovies.ru . X-Медиа Диджитал. Архивировано из оригинала 29 января 2016 года . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дмитрик, Елена (23 января 2014 г.). «Трудные случаи: коммунистическая мораль, гендер и воплощение в кино оттепели» . Исследования российского и советского кино . 11 :3–19. дои : 10.1080/17503132.2017.1277325 . S2CID 220273997 .
- ^ Шварц, Матиас; Винкель, Хайке (2014). Восточноевропейские молодежные культуры в глобальном контексте . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780521388146 . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Динара Асанова» . Плохой . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лоутон, Анна (1992). Киногласность: Советское кино в наше время . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 23. ISBN 9780521381178 . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Рясановский, Николай; Стейнберг, Марк (2010). История России . Издательство Оксфордского университета. п. 563.
- ^ «Каннский фестиваль: Дорогой, самый дорогой, любимый, неповторимый...» Festival-cannes.com . Проверено 1 июля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1942 года рождения
- 1985 смертей
- советские кинорежиссеры
- советские киноактрисы
- Советские женщины-кинорежиссеры
- Киргизские кинорежиссеры
- Кыргызстанские женщины-кинорежиссеры
- Киргизские актрисы
- Люди из Бишкека
- Выпускники института кинематографии им. Герасимова.
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Лауреаты премии Ленинского комсомола.
- Захоронения на кладбище Ала-Арча.