Лариса Шепитько
Лариса Шепитько | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Артемовск , Украинский SSR , Советский Союз | 6 января 1938 г.
Умер | 2 июля 1979 г. Kalinin Oblast , Russian SFSR , Soviet Union | ( 41 год
Место отдыха | Кунцевское кладбище , Москва. |
Занятия |
|
Годы активности | 1956–1979 |
Супруг | |
Дети | 1 |
Лариса Ефимовна Шепитько ( русский : Лари́са Ефи́мовна Сепі́тко , украинский : Лариса Юхимовна Шепитько , латинизированная : Лариса Юхимовна Шепитько ; 6 января 1938 — 2 июля 1979) [ 1 ] советский кинорежиссер и сценарист украинского происхождения. [ 2 ] Ее считают одной из лучших женщин-режиссеров всех времен. [ 3 ] ее фильм «Восхождение» стал вторым фильмом режиссера женщины, получившим « Золотого медведя». [ 4 ] [ 5 ] и третий фильм, снятый женщиной, получивший высшую награду на крупном европейском кинофестивале (Канны, Венеция, Берлин). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Шепитько также считался одним из самых выдающихся советских кинематографистов как во время хрущевской оттепели, так и в эпоху застоя . Хрущевская оттепель была прямым ответом на ограничения, которые были навязаны советским гражданам во время правления Сталина, и, по сути, ознаменовала начало новаторского возвращения в кинематографическое искусство. [ 9 ] [ 10 ] Карьера Шепитько оборвалась в 1979 году, когда она погибла в автокатастрофе во время поиска локаций для фильма « Прощание» . Ее муж Элем Климов создал 20-минутный документальный фильм «Лариса» , посвященный ее наследию.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Шепитько родился в Артемовске, городе на востоке Украины, ныне известном как Бахмут . Одна из троих детей, ее воспитывала мать, школьная учительница. Ее отец, военный, развелся с матерью Шепитько и бросил семью, когда Лариса была совсем маленькой. Она вспоминала: «Мой отец воевал всю войну. Для меня война была одним из самых сильных первых впечатлений. Я помню чувство расстроенной жизни, разлуки семьи. Я помню голод и то, как наша мать и мы, трое детей, были эвакуированы. Впечатление от глобальной катастрофы, безусловно, оставило неизгладимый след в памяти моего ребенка». [ 11 ] Из-за этого ее творчество часто связано с одиночеством и изоляцией.
В 1954 году окончила среднюю школу во Львове . Шепитько переехала в Москву, когда ей было шестнадцать, поступив во Всесоюзный государственный институт кинематографии ученицей Александра Довженко . Она была ученицей Довженко в течение 18 месяцев, пока он не умер в 1956 году. Она чувствовала родство между их общим наследием и образами соцреализма. Она также переняла его девиз: «Снимайте каждый фильм так, как будто он последний».
Несмотря на то, что она работала в среде, в которой доминируют мужчины, с историческим наследием преимущественно мужских фильмов, на котором можно учиться, позже она заявит: «Я никогда не пыталась брать режиссеров-мужчин в качестве модели, потому что я слишком хорошо знаю, что любая попытка моим подругам, моим коллегам – как младшим, так и старшим – подражать режиссерам-мужчинам нет смысла, потому что все это производное». [ 12 ]
Карьера
[ редактировать ]Режиссура
[ редактировать ]Шепитько окончила ВГИК в 1963 году, получив дипломный призовой фильм « Жара , или Зной» , снятый в 22 года. В фильме Кемель, недавний выпускник школы, отправляется в изолированную часть степей, чтобы работать в небольшом колхозном лагере в Центральной Азии в середине 1950-х годов. На создание фильма повлиял рассказ « Верблюжий глаз » Чингиза Айтматова . Ее фильм передал впечатление Довженко как в засушливой обстановке, так и в натуралистическом стиле. На этапе монтажа фильма Шепитько помогал Элем Климов, который на тот момент также был студентом ВГИКа. Позже они поженятся и у них родится ребенок. Во время съемок фильма «Жара » Шепитько заразилась гепатитом А и часто снимала отрывки из фильма с носилок. Температура в местах могла достигать более 50 градусов по Цельсию, из-за чего пленка неоднократно плавилась внутри камеры. [ 13 ] Хит выиграла Гран-при симпозиума ex aequo на МКФ в Карловых Варах в 1964 году. [ 14 ] и награда Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде . [ 15 ]
Первый постинститутский фильм Шепитько « Крылья» рассказывает о много раз украшенной летчице-истребителе времен Второй мировой войны. Пилот, ныне директор профессионального колледжа, оторвана от дочери и нового поколения. Она настолько усвоила военные идеи службы и послушания, что не может приспособиться к жизни в мирное время. Шепитько выявляет внутреннюю жизнь женщины средних лет, которая должна примирить свое прошлое с настоящей реальностью. Она выражает это, противопоставляя подавленность своего персонажа, отмеченную клаустрофобными интерьерами и тесными композициями, небесным, обширным кадрам неба и облаков, олицетворяющим свободу ее летных дней. Актриса Майя Булгакова наполняет эту суровую, но рассудительную женщину сопереживанием и юмором. В то время фильм вызвал серьезные споры в советской прессе, поскольку фильмы не были предназначены для изображения конфликтов между детьми и родителями (Вронская 1972: 39). Общественные дебаты начались с признания разницы между поколениями и изображения героя войны как забытой, потерянной души.
В 1967 году она сняла второй из трёх эпизодов фильма -портмоне « Начало неведомой эпохи» , снятого в ознаменование пятидесятилетия Октябрьской революции . В сериале Шепитько « Родина электричества » рассказывается о молодом инженере, который подает электроэнергию в обедневшую деревню. Власти сочли, что фильм в целом показывает большевиков в нелестном свете, и остался неизданным. Два эпизода, в том числе «Родина электричества» , были найдены и впервые показаны публично в 1987 году, однако фильм в полном исходном виде считается утерянным . [ 16 ]
В 1969 году она сняла свой первый цветной фильм — музыкально-фантастический фильм « В 13-й час ночи» — новогоднее ревю с участием Владимира Басова , Георгия Вицина , Зиновия Гердта , Спартака Мишулина и Анатолия Папанова .
Третий фильм Шепитько « Ты и я » рассказывает о жизни двух мужчин-хирургов, борющихся с разными представлениями о самореализации. Это одновременно исследование характера и критика потребительства. Это был ее второй и последний цветной фильм. Он был положительно принят на Венецианском кинофестивале .
В 1977 году Шепитько выпустила «Восхождение» — свой последний законченный фильм, получивший наибольшее внимание на Западе. Актеры Борис Плотников и Владимир Гостюхин получили в фильме свои первые главные роли. Адаптированный по роману Василия Быкова, Шепитько возвращается к страданиям Второй мировой войны, описывая испытания и невзгоды группы просоветских партизан в Беларуси суровой зимой 1942 года. Двое из партизан, Сотников и Рыбак, захвачены Вермахтом, а затем допрошены местным коллаборационистом, которого играет Анатолий Солоницын , прежде чем четверо из них будут казнены публично. Это изображение мученичества Советов во многом обязано христианской иконографии . «Восхождение» получило « Золотого медведя» на 27-м Берлинском международном кинофестивале в 1977 году. [ 17 ] Это также была официальная заявка Советского Союза на лучший фильм на иностранном языке на 50-й церемонии вручения премии Оскар в 1978 году, и он был включен в список «1001 фильм, который вы должны увидеть, прежде чем умереть» Стивена Шнайдера.
Шепитько хотел, чтобы фильм сохранил подлинность того, что пришлось пережить советским солдатам во время Второй мировой войны. В состав актерского состава вошли безымянные актеры, чье прошлое соответствовало персонажам, которых она хотела, чтобы они изобразили. Фильм снимался в Муроме во время суровых российских зим, когда температура достигала 40 градусов ниже нуля. Шепитько отказался от какого-либо особого обращения и носил только ту одежду, которую носили актеры, чтобы олицетворять страдания, через которые они прошли. [ 18 ]
Растущая международная репутация Шепитько привела к приглашению в состав жюри 28-го Берлинского международного кинофестиваля в 1978 году. [ 19 ] Шепитько предложили сняться в Голливуде, но она отложила эту возможность, пока не улучшила свой английский. [ 20 ] Сын Шепитько Антон Климов утверждает, что Фрэнсис Форд Коппола показал свой фильм 1979 года «Апокалипсис сегодня» перед его выпуском, чтобы узнать ее мнение о нем. Шепитько [ 21 ]
Цензура
[ редактировать ]Во времена советского режима коммунистическое правительство подвергало цензуре фильмы, которые оно не одобряло. Так было с тремя ранними фильмами Шепитько: «Крылья» , «Родина электричества» и «Ты и я» . «Крылья» были выпущены для ограниченной аудитории, а затем позже запрещены, «Родина электричества» никогда не показывалась в кинотеатрах, а «Ты и я» был снят с выпуска на Венецианском кинофестивале и заменен советским правительством. Работать над производством фильма «Белорусский вокзал» она начала в 1971 году и планировала сменить оптимистический тон оригинальной сказки на более трагический. Когда об этих планах стало известно, «Мосфильм» отстранил ее от производства и заменил «менее спорным режиссером» Андреем Смирновым . [ 22 ]
Цензура в то время не имела четкого формата, которому нужно было следовать. Фильмы утверждались исключительно на основании того, какой правительственный чиновник увидел фильм первым. Элим Климов пояснил, что «Восхождение» , самый популярный фильм Шепитько, был показан в кинотеатрах только потому, что во время его показа Петр Машеров , первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, «вытер слезы и нарушил ошеломленное молчание толпы, выступая сорок минут». о важности фильма». [ 23 ] Сам Машеров был ветераном белорусского партизанского движения и имел близкое отношение к тому, что изображено в фильме. Через несколько дней после показа «Восхождение» было официально принято без каких-либо изменений.
Действуя
[ редактировать ]До того как Шепитько стала режиссером полнометражных фильмов, за время учебы во ВГИКе она снялась в трех фильмах. Она была статисткой в «Карнавальной ночи Юрия Лысенко » Эльдара Рязанова и играла Ханну в «Таврии» . Наконец, она сыграла Нину в Николая Литуса и Игоря Земгано «Обычной истории» . Она также ненадолго появилась в фильме своего мужа Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» , вышедшем в 1970 году.
Стиль и темы
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Стиль кинопроизводства Шепитько часто ассоциируется с реализмом, характеризующимся значительной степенью натурализма, который дает подлинное изображение предмета, который она исследует. Большинство ее фильмов сняты в черно-белом режиме и имеют изолированную обстановку. Ее кадры часто фокусируются на частях тела, что создает ощущение близости с ее персонажами.
Шепитько также использует грандиозные пейзажные снимки и негативное пространство, чтобы подчеркнуть изоляцию, с которой сталкиваются ее персонажи. Примеры этого можно увидеть в «Восхождении» , где два солдата борются за выживание посреди снежной бури, и в «Крыльях» , где бывший военный пилот летает один, иллюстрируя ее оторванность от современного общества. [ 24 ]
Стиль Шепитько вызывает много визуальной, поэтической символики. Во многом на этот стиль повлиял ее преподаватель во ВГИКе Александр Довженко .
Темы
[ редактировать ]Самая заметная тема в кинокарьере Шепитько — война. Точнее, Вторая мировая война в ретроспективе и ее отношение к современности. В «Крыльях » Шепитько изображает обстановку после Второй мировой войны, где бывший пилот вспоминает, что его считали героем войны. Что касается «Восхождения» , Шепитько описывает в интервью, что причина ее желания снять фильм, действие которого происходит во время Второй мировой войны, заключалась в том, что она видела, что его тематическая суть применима к тому, что она искала в современном климате советской культуры: «Каждый период времени выводит на поверхность определенные проблемы, и вопрос о героизме в наши дни, возможно, так же актуален, как и во время войны». [ 25 ]
В журнале Calvert Journal говорится, что «Шепитько — политический режиссер, но он твердо придерживается гуманизма, а не идеологии. И « Крылья» , и «Восхождение» — это яростно пацифистские работы, которые исследуют — хотя и с разных точек зрения — трагические последствия конфликта. Героические мифы жестоки. убрали, оставив вместо этого непримиримо непатриотические отчеты о токсичных издержках войны». [ 24 ]
По словам мужа Шепитько в короткометражном фильме, посвященном Ларисе , «Лариса вплотную подошла к центральной теме своего творчества — беспощадному осуждению самого себя и огромной ответственности, которую несет каждый из нас за то, что мы сделали в жизни». Это было ответом на его мысли о ее фильме « Ты и я » и о том, как с этого момента это станет выдающимся исследованием в ее фильмах «Восхождение» и «Прощание» .
В фильмах Шепитько иногда присутствуют религиозные темы. «Восхождение» использует историю Иуды и Иисуса, чтобы сравнить и противопоставить двух своих главных героев.
Личная жизнь
[ редактировать ]Свадьба
[ редактировать ]В 1963 году Шепитько познакомилась с Элемом Климовым во время съемок фильма « Жара» . [ 26 ] Позже в том же году они поженились. У них родился ребенок Антон, родившийся в 1973 году.
Здоровье
[ редактировать ]Шепитько боролась с проблемами физического и психического здоровья на разных этапах своей карьеры. [ 27 ] Во время съемок фильма «Жара » она заболела гепатитом А, и некоторые сцены ей пришлось снимать на носилках. Неоднократная цензура ее работ сказалась на ее психическом здоровье, что привело к нервному расстройству и госпитализации в санаторий в начале 1970-х годов. Во время госпитализации Шепитько упала, повредив позвоночник, что осложнило ее беременность и сделало рождение сына Антона в 1973 году почти смертельным опытом.
Смерть
[ редактировать ]Шепитько погибла в автокатастрофе на шоссе недалеко от города Твери вместе с четырьмя членами своей съемочной группы в 1979 году, когда искала места для запланированной экранизации романа «Прощание с Матерой » Валентина Распутина . Андрей Тарковский , коллега-режиссер и друг Шепитько, после посещения ее похорон написал в своем дневнике об этом событии: «...Автомобильная авария. Все погибли мгновенно. Так внезапно, что ни у одного из них не было адреналина в крови. Кажется, водитель уснул за рулем. Между Остачково и Калинином было раннее утро». [ 28 ] Ее муж, режиссер Элем Климов , закончил работу под названием « Прощание» , а также снял 25-минутный трибьют «Лариса» (1980). [ 29 ]
«Прощание» рассказывает о маленькой деревне на красивом острове, которому грозит наводнение. В фильме рассказывается о жителях и их прощании с родиной. «Критики утверждали, что конечному продукту не хватало уникального личного видения Шепитько, очевидно, точки зрения, которую невозможно воспроизвести». Композитор Альфред Шнитке , который ранее неоднократно работал с Шепитько над озвучиванием ее фильмов, посвятил памяти Шепитько свой струнный квартет № 2 (1981).
Короткометражный фильм-трибьют Климова «Лариса» утверждает, что Шепитько всю свою жизнь готовилась к фильму «Прощание» , и что это, безусловно, стало бы звездным часом ее карьеры. [ 30 ]
Автор романа, по которому снято «Прощание» , Валентин Распутин, заявил: «...Я хотел попытаться предотвратить экранизацию Матёры. Я хотел сохранить Матёру в её оригинальном жанре, как произведение прозы, но Лариса очень быстро сумела меня уговорить. Она начала описывать, каким она себе представляет будущий фильм, и так увлеклась им, так заинтересовалась им, что я совершенно забыл о своем намерении не отпускать Матёру». [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]
В 2008 году The Criterion Collection выпустила Eclipse Series 11. [ 31 ] где было представлено творчество Ларисы Шепитько. В серию вошли «Крылья» и «Восхождение» . В 2021 году коллекция выпустила самостоятельную реставрацию The Ascent. [ 32 ]
Мемориальная доска установлена на улице Павла Ковжуна во Львове , Украина , городе, где вырос Шепитько. [ 33 ]
В 2022 году Австралийская синематека в Галерее современного искусства ( GOMA ) в Брисбене , Австралия, представила полную ретроспективу работ Шепитько. [ 34 ] В программу, курируемую Робертом Хьюзом, вошли четыре художественных фильма Шепитько, а также « Начало неизвестной эпохи» и ее телевизионное музыкальное ревю «В тринадцатом часу ночи» . На ретроспективе также были представлены два фильма Элема Климова; «Лариса» — короткометражка, посвященная жизни и наследию Шепитько, и «Прощание» , завершенная посмертно в ее честь.
Фильмография
[ редактировать ]Всего Шепитько снял пять полнометражных фильмов, в том числе телефильм « В тринадцатом часу ночи» . [ 35 ] Она также снялась во второй части сборника фильмов « Начало неизвестной эпохи». Она умерла в 1979 году, когда ее последнего фильма «Прощание» только начались съемки . Ее муж Элем Климов завершил работу над фильмом в 1981 году.
# | Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1 | 1963 | Нагревать | Директор | [ 36 ] |
2 | 1966 | Крылья | Директор | [ 37 ] [ 38 ] [ 36 ] |
3 | 1967 | Родина электричества ( вторая часть « Начала неизвестной эпохи») [ 39 ] | Директор | |
4 | 1969 | В тринадцатом часу ночи | Директор | |
5 | 1971 | Ты и я | Директор | [ 36 ] |
6 | 1977 | Восхождение | Директор | [ 40 ] [ 36 ] |
7 | 1983 | Прощание | (Директор) | Выполнено Элемом Климовым после смерти Шепитько |
Награды и номинации
[ редактировать ]Год | Премия | Категория | Работа | Результат | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1977 | Берлинский международный | Золотой медведь - лучший фильм | Восхождение | Выиграл | [ 5 ] |
Премия OCIC - Конкурс | Выиграл | ||||
Премия ФИПРЕССИ – Конкурс | Выиграл | ||||
Специальный выпуск премии Интерфильма
Упоминание — Конкуренция |
Выиграл |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шнайдер, Стивен Джей (2007). 501 кинорежиссер . Образовательная серия Бэрронса. стр. 406. ИСБН 978-0-7641-6022-6 .
- ^ Питер Роллберг (2016). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 667–668. ISBN 978-1442268425 .
- ^ Иван-Заде, Ларушка (10 января 2005 г.). «Женщина исчезает» . Хранитель . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ «27-й Берлинский международный кинофестиваль» . www.berlinale.de . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Какие режиссеры победили на Берлинском кинофестивале?» . Хранитель . 6 февраля 2015 года . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ LLC, New York Media (13 июля 1992 г.). Журнал Нью-Йорк . Нью-Йорк Медиа, ООО.
- ^ "Берлинский международный кинофестиваль "Берлинале" " . calendate.com.ua . Retrieved 3 января 2024 года .
- ^ "Лариса Шепитько - биография, факты из жизни" . calendate.com.ua . Retrieved 3 января 2024 года .
- ^ Салис, Римгайла (2013). Читатель российского кино: Том II, Оттепель настоящего . Бостон: Массачусетс: Издательство академических исследований. стр. 14–15.
- ^ Укадерова, Лида (2015). Кино советской оттепели: Пространство, материальность, движение . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 2.
- ^ Мучительное исследование войны и смысла человеческого существования: Восхождение (Восхождение, Лариса Шепитько, 1977) , Питер Уилшир. Off Screen , том 20, выпуск 3, март 2016 г.
- ^ «Лариса» . Канал «Критерий» . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ « Если она этого не сделает, то умрет» История Ларисы Шепитько» . Дофин Продакшнс . 2 июня 2019 г.
- ^ «Архив фильмов > Жара» . КВИФФ . Проверено 26 сентября 2016 г.
- ^ "ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)" (in Russian). Archived from the original on 7 January 2011.
- ^ "Nachalo nevedomogo veka" . IMDb .
- ^ «Берлинале 1977 – Информационный бюллетень о фильме» . Архив Международного кинофестиваля в Берлине. 1977 год . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ « Если она этого не сделает, то умрет» История Ларисы Шепитько» . Дофин Продакшнс . 2 июня 2019 г.
- ^ «Берлинале 1978: Жюри» . berlinale.de . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ «Шепитько, Лариса (1939–1979) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Пайкова, Валерия (26 марта 2021 г.). «Топ-5 советских женщин-кинорежиссёров» . Россия за пределами . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Сорокина, Анастасия (2017). «Леди исчезает: советская цензура, соцреализм и исчезновение Ларисы Шепитько» (PDF) .
- ^ Сорокина, Анастасия (2017). «Леди исчезает: советская цензура, соцреализм и исчезновение Ларисы Шепитько» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б Пронгер, Рэйчел. «Как стремление Ларисы Шепитько к истине породило жгучее наследие антивоенных фильмов» . Журнал Калверта . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ «Разговоры с Ларисой — Восхождение» . Канал «Критерий» . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Лим, Деннис (10 августа 2008 г.). «Советские фильмы снова набирают обороты» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Пронгер, Рэйчел. «Как стремление Ларисы Шепитько к истине породило жгучее наследие антивоенных фильмов» . Журнал Калверта . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Два фильма Ларисы Шепитько» . 2015.festival-lumiere.org (на французском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Иван-Заде, Ларушка (9 января 2005 г.). «Женщина исчезает» . Хранитель . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лариса» . Канал «Критерий» . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Корески, Майкл (11 августа 2008 г.). «Затмение 11 серия: Лариса Шепитько» . Коллекция критериев .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Хау, Фанни (2021). «Восхождение: На холоде» . Коллекция критериев .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ "Искатель | Мемориальная доска Ларисе Шепитько во Львове" . www.shukach.com . Retrieved 29 июня 2024 года .
- ^ «Лариса Шепитько – Кино» . Художественная галерея Квинсленда | Галерея современного искусства . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Shepitko, Larisa, V trinadtsatom chasu nochi (Comedy, Fantasy), Zinoviy Gerdt, Anatoliy Papanov, Georgiy Vitsin, Ekran , retrieved 20 March 2024
- ^ Перейти обратно: а б с д Лоутон, Анна (9 сентября 2010 г.). Перед падением: советское кино в годы Горбачева . Новая Академия+ОРМ. ISBN 978-1-122-84850-3 .
- ^ Гиллеспи, Дэвид К. (25 сентября 2014 г.). Российское кино . Рутледж. ISBN 978-1-317-87412-6 .
- ^ Баумгартнер, Майкл; Бочковска, Эвелина (23 сентября 2019 г.). Музыка, коллективная память, травма и ностальгия в европейском кино после Второй мировой войны . Рутледж. ISBN 978-1-315-29843-6 .
- ^ Gabay, Genrikh; Shepitko, Larisa; Smirnov, Andrey, Nachalo nevedomogo veka (Drama, History), Leonid Kulagin, Sergei Volf, Georgiy Burkov, Dovzhenko Film Studios, Eksperimental'naya Tvorcheskaya Kinostudiya, Mosfilm , retrieved 20 March 2024
- ^ Пайетта, Энн К. (18 ноября 2014 г.). Учителя в кино: фильмография изображений воспитателей начальной школы, дошкольных учреждений и детских садов с 1890-х годов по настоящее время . МакФарланд. п. 211. ИСБН 978-1-4766-2034-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Майкл Кореский, «Затмение», 11-я серия: Лариса Шепитько, The Criterion Collection, 2008
- Питер Уилшир, Мучительное исследование войны и смысла человеческого существования: Восхождение (Восхождение, Лариса Шепитько, 1977), За кадром, Том 20, Выпуск 3/март 2016 г.
- Кварт, Барбара Кениг. 1988. Женщины-режиссеры: появление нового кино. Нью-Йорк: Прегер. ISBN 0-275-92962-0 , OCLC 17385039 .
- Вронская, Жанна. 1972. Молодые советские кинематографисты. Лондон: Джордж Аллен и Анвин
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1938 рождений
- 1979 смертей
- People from Bakhmut
- Русские люди украинского происхождения
- Захоронения на Кунцевском кладбище.
- Выпускники института кинематографии им. Герасимова.
- советские кинорежиссеры
- Советские женщины-кинорежиссеры
- Украинские женщины-кинорежиссеры
- Украинские кинорежиссеры
- Советские сценаристы
- советские женщины-сценаристы
- Украинские сценаристы
- Советские актрисы
- украинские актрисы
- Директора победителей «Золотого медведя»
- Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в Советском Союзе
- Сценаристы 20 века
- Актрисы Донецкой области