Jump to content

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько
Рожденный ( 1938-01-06 ) 6 января 1938 г.
Артемовск , Украинский SSR , Советский Союз
Умер 2 июля 1979 г. ) ( 1979-07-02 ) ( 41 год
Место отдыха Кунцевское кладбище , Москва.
Занятия
  • Кинорежиссер
  • сценарист
Годы активности 1956–1979
Супруг
( м. 1963)
Дети 1

Лариса Ефимовна Шепитько ( русский : Лари́са Ефи́мовна Сепі́тко , украинский : Лариса Юхимовна Шепитько , латинизированная : Лариса Юхимовна Шепитько ; 6 января 1938 — 2 июля 1979) [ 1 ] советский кинорежиссер и сценарист украинского происхождения. [ 2 ] Ее считают одной из лучших женщин-режиссеров всех времен. [ 3 ] ее фильм «Восхождение» стал вторым фильмом режиссера женщины, получившим « Золотого медведя». [ 4 ] [ 5 ] и третий фильм, снятый женщиной, получивший высшую награду на крупном европейском кинофестивале (Канны, Венеция, Берлин). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Шепитько также считался одним из самых выдающихся советских кинематографистов как во время хрущевской оттепели, так и в эпоху застоя . Хрущевская оттепель была прямым ответом на ограничения, которые были навязаны советским гражданам во время правления Сталина, и, по сути, ознаменовала начало новаторского возвращения в кинематографическое искусство. [ 9 ] [ 10 ] Карьера Шепитько оборвалась в 1979 году, когда она погибла в автокатастрофе во время поиска локаций для фильма « Прощание» . Ее муж Элем Климов создал 20-минутный документальный фильм «Лариса» , посвященный ее наследию.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Шепитько родился в Артемовске, городе на востоке Украины, ныне известном как Бахмут . Одна из троих детей, ее воспитывала мать, школьная учительница. Ее отец, военный, развелся с матерью Шепитько и бросил семью, когда Лариса была совсем маленькой. Она вспоминала: «Мой отец воевал всю войну. Для меня война была одним из самых сильных первых впечатлений. Я помню чувство расстроенной жизни, разлуки семьи. Я помню голод и то, как наша мать и мы, трое детей, были эвакуированы. Впечатление от глобальной катастрофы, безусловно, оставило неизгладимый след в памяти моего ребенка». [ 11 ] Из-за этого ее творчество часто связано с одиночеством и изоляцией.

В 1954 году окончила среднюю школу во Львове . Шепитько переехала в Москву, когда ей было шестнадцать, поступив во Всесоюзный государственный институт кинематографии ученицей Александра Довженко . Она была ученицей Довженко в течение 18 месяцев, пока он не умер в 1956 году. Она чувствовала родство между их общим наследием и образами соцреализма. Она также переняла его девиз: «Снимайте каждый фильм так, как будто он последний».

Несмотря на то, что она работала в среде, в которой доминируют мужчины, с историческим наследием преимущественно мужских фильмов, на котором можно учиться, позже она заявит: «Я никогда не пыталась брать режиссеров-мужчин в качестве модели, потому что я слишком хорошо знаю, что любая попытка моим подругам, моим коллегам – как младшим, так и старшим – подражать режиссерам-мужчинам нет смысла, потому что все это производное». [ 12 ]

Режиссура

[ редактировать ]

Шепитько окончила ВГИК в 1963 году, получив дипломный призовой фильм « Жара , или Зной» , снятый в 22 года. В фильме Кемель, недавний выпускник школы, отправляется в изолированную часть степей, чтобы работать в небольшом колхозном лагере в Центральной Азии в середине 1950-х годов. На создание фильма повлиял рассказ « Верблюжий глаз » Чингиза Айтматова . Ее фильм передал впечатление Довженко как в засушливой обстановке, так и в натуралистическом стиле. На этапе монтажа фильма Шепитько помогал Элем Климов, который на тот момент также был студентом ВГИКа. Позже они поженятся и у них родится ребенок. Во время съемок фильма «Жара » Шепитько заразилась гепатитом А и часто снимала отрывки из фильма с носилок. Температура в местах могла достигать более 50 градусов по Цельсию, из-за чего пленка неоднократно плавилась внутри камеры. [ 13 ] Хит выиграла Гран-при симпозиума ex aequo на МКФ в Карловых Варах в 1964 году. [ 14 ] и награда Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде . [ 15 ]

Первый постинститутский фильм Шепитько « Крылья» рассказывает о много раз украшенной летчице-истребителе времен Второй мировой войны. Пилот, ныне директор профессионального колледжа, оторвана от дочери и нового поколения. Она настолько усвоила военные идеи службы и послушания, что не может приспособиться к жизни в мирное время. Шепитько выявляет внутреннюю жизнь женщины средних лет, которая должна примирить свое прошлое с настоящей реальностью. Она выражает это, противопоставляя подавленность своего персонажа, отмеченную клаустрофобными интерьерами и тесными композициями, небесным, обширным кадрам неба и облаков, олицетворяющим свободу ее летных дней. Актриса Майя Булгакова наполняет эту суровую, но рассудительную женщину сопереживанием и юмором. В то время фильм вызвал серьезные споры в советской прессе, поскольку фильмы не были предназначены для изображения конфликтов между детьми и родителями (Вронская 1972: 39). Общественные дебаты начались с признания разницы между поколениями и изображения героя войны как забытой, потерянной души.

В 1967 году она сняла второй из трёх эпизодов фильма -портмоне « Начало неведомой эпохи» , снятого в ознаменование пятидесятилетия Октябрьской революции . В сериале Шепитько « Родина электричества » рассказывается о молодом инженере, который подает электроэнергию в обедневшую деревню. Власти сочли, что фильм в целом показывает большевиков в нелестном свете, и остался неизданным. Два эпизода, в том числе «Родина электричества» , были найдены и впервые показаны публично в 1987 году, однако фильм в полном исходном виде считается утерянным . [ 16 ]

В 1969 году она сняла свой первый цветной фильм — музыкально-фантастический фильм « В 13-й час ночи» — новогоднее ревю с участием Владимира Басова , Георгия Вицина , Зиновия Гердта , Спартака Мишулина и Анатолия Папанова .

Третий фильм Шепитько « Ты и я » рассказывает о жизни двух мужчин-хирургов, борющихся с разными представлениями о самореализации. Это одновременно исследование характера и критика потребительства. Это был ее второй и последний цветной фильм. Он был положительно принят на Венецианском кинофестивале .

В 1977 году Шепитько выпустила «Восхождение» — свой последний законченный фильм, получивший наибольшее внимание на Западе. Актеры Борис Плотников и Владимир Гостюхин получили в фильме свои первые главные роли. Адаптированный по роману Василия Быкова, Шепитько возвращается к страданиям Второй мировой войны, описывая испытания и невзгоды группы просоветских партизан в Беларуси суровой зимой 1942 года. Двое из партизан, Сотников и Рыбак, захвачены Вермахтом, а затем допрошены местным коллаборационистом, которого играет Анатолий Солоницын , прежде чем четверо из них будут казнены публично. Это изображение мученичества Советов во многом обязано христианской иконографии . «Восхождение» получило « Золотого медведя» на 27-м Берлинском международном кинофестивале в 1977 году. [ 17 ] Это также была официальная заявка Советского Союза на лучший фильм на иностранном языке на 50-й церемонии вручения премии Оскар в 1978 году, и он был включен в список «1001 фильм, который вы должны увидеть, прежде чем умереть» Стивена Шнайдера.

Шепитько хотел, чтобы фильм сохранил подлинность того, что пришлось пережить советским солдатам во время Второй мировой войны. В состав актерского состава вошли безымянные актеры, чье прошлое соответствовало персонажам, которых она хотела, чтобы они изобразили. Фильм снимался в Муроме во время суровых российских зим, когда температура достигала 40 градусов ниже нуля. Шепитько отказался от какого-либо особого обращения и носил только ту одежду, которую носили актеры, чтобы олицетворять страдания, через которые они прошли. [ 18 ]

Растущая международная репутация Шепитько привела к приглашению в состав жюри 28-го Берлинского международного кинофестиваля в 1978 году. [ 19 ] Шепитько предложили сняться в Голливуде, но она отложила эту возможность, пока не улучшила свой английский. [ 20 ] Сын Шепитько Антон Климов утверждает, что Фрэнсис Форд Коппола показал свой фильм 1979 года «Апокалипсис сегодня» перед его выпуском, чтобы узнать ее мнение о нем. Шепитько [ 21 ]

Во времена советского режима коммунистическое правительство подвергало цензуре фильмы, которые оно не одобряло. Так было с тремя ранними фильмами Шепитько: «Крылья» , «Родина электричества» и «Ты и я» . «Крылья» были выпущены для ограниченной аудитории, а затем позже запрещены, «Родина электричества» никогда не показывалась в кинотеатрах, а «Ты и я» был снят с выпуска на Венецианском кинофестивале и заменен советским правительством. Работать над производством фильма «Белорусский вокзал» она начала в 1971 году и планировала сменить оптимистический тон оригинальной сказки на более трагический. Когда об этих планах стало известно, «Мосфильм» отстранил ее от производства и заменил «менее спорным режиссером» Андреем Смирновым . [ 22 ]

Цензура в то время не имела четкого формата, которому нужно было следовать. Фильмы утверждались исключительно на основании того, какой правительственный чиновник увидел фильм первым. Элим Климов пояснил, что «Восхождение» , самый популярный фильм Шепитько, был показан в кинотеатрах только потому, что во время его показа Петр Машеров , первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, «вытер слезы и нарушил ошеломленное молчание толпы, выступая сорок минут». о важности фильма». [ 23 ] Сам Машеров был ветераном белорусского партизанского движения и имел близкое отношение к тому, что изображено в фильме. Через несколько дней после показа «Восхождение» было официально принято без каких-либо изменений.

Действуя

[ редактировать ]

До того как Шепитько стала режиссером полнометражных фильмов, за время учебы во ВГИКе она снялась в трех фильмах. Она была статисткой в ​​«Карнавальной ночи Юрия Лысенко » Эльдара Рязанова и играла Ханну в «Таврии» . Наконец, она сыграла Нину в Николая Литуса и Игоря Земгано «Обычной истории» . Она также ненадолго появилась в фильме своего мужа Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» , вышедшем в 1970 году.

Стиль и темы

[ редактировать ]

Стиль кинопроизводства Шепитько часто ассоциируется с реализмом, характеризующимся значительной степенью натурализма, который дает подлинное изображение предмета, который она исследует. Большинство ее фильмов сняты в черно-белом режиме и имеют изолированную обстановку. Ее кадры часто фокусируются на частях тела, что создает ощущение близости с ее персонажами.

Шепитько также использует грандиозные пейзажные снимки и негативное пространство, чтобы подчеркнуть изоляцию, с которой сталкиваются ее персонажи. Примеры этого можно увидеть в «Восхождении» , где два солдата борются за выживание посреди снежной бури, и в «Крыльях» , где бывший военный пилот летает один, иллюстрируя ее оторванность от современного общества. [ 24 ]

Стиль Шепитько вызывает много визуальной, поэтической символики. Во многом на этот стиль повлиял ее преподаватель во ВГИКе Александр Довженко .

Самая заметная тема в кинокарьере Шепитько — война. Точнее, Вторая мировая война в ретроспективе и ее отношение к современности. В «Крыльях » Шепитько изображает обстановку после Второй мировой войны, где бывший пилот вспоминает, что его считали героем войны. Что касается «Восхождения» , Шепитько описывает в интервью, что причина ее желания снять фильм, действие которого происходит во время Второй мировой войны, заключалась в том, что она видела, что его тематическая суть применима к тому, что она искала в современном климате советской культуры: «Каждый период времени выводит на поверхность определенные проблемы, и вопрос о героизме в наши дни, возможно, так же актуален, как и во время войны». [ 25 ]

В журнале Calvert Journal говорится, что «Шепитько — политический режиссер, но он твердо придерживается гуманизма, а не идеологии. И « Крылья» , и «Восхождение» — это яростно пацифистские работы, которые исследуют — хотя и с разных точек зрения — трагические последствия конфликта. Героические мифы жестоки. убрали, оставив вместо этого непримиримо непатриотические отчеты о токсичных издержках войны». [ 24 ]

По словам мужа Шепитько в короткометражном фильме, посвященном Ларисе , «Лариса вплотную подошла к центральной теме своего творчества — беспощадному осуждению самого себя и огромной ответственности, которую несет каждый из нас за то, что мы сделали в жизни». Это было ответом на его мысли о ее фильме « Ты и я » и о том, как с этого момента это станет выдающимся исследованием в ее фильмах «Восхождение» и «Прощание» .

В фильмах Шепитько иногда присутствуют религиозные темы. «Восхождение» использует историю Иуды и Иисуса, чтобы сравнить и противопоставить двух своих главных героев.

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1963 году Шепитько познакомилась с Элемом Климовым во время съемок фильма « Жара» . [ 26 ] Позже в том же году они поженились. У них родился ребенок Антон, родившийся в 1973 году.

Здоровье

[ редактировать ]

Шепитько боролась с проблемами физического и психического здоровья на разных этапах своей карьеры. [ 27 ] Во время съемок фильма «Жара » она заболела гепатитом А, и некоторые сцены ей пришлось снимать на носилках. Неоднократная цензура ее работ сказалась на ее психическом здоровье, что привело к нервному расстройству и госпитализации в санаторий в начале 1970-х годов. Во время госпитализации Шепитько упала, повредив позвоночник, что осложнило ее беременность и сделало рождение сына Антона в 1973 году почти смертельным опытом.

Шепитько погибла в автокатастрофе на шоссе недалеко от города Твери вместе с четырьмя членами своей съемочной группы в 1979 году, когда искала места для запланированной экранизации романа «Прощание с Матерой » Валентина Распутина . Андрей Тарковский , коллега-режиссер и друг Шепитько, после посещения ее похорон написал в своем дневнике об этом событии: «...Автомобильная авария. Все погибли мгновенно. Так внезапно, что ни у одного из них не было адреналина в крови. Кажется, водитель уснул за рулем. Между Остачково и Калинином было раннее утро». [ 28 ] Ее муж, режиссер Элем Климов , закончил работу под названием « Прощание» , а также снял 25-минутный трибьют «Лариса» (1980). [ 29 ]

«Прощание» рассказывает о маленькой деревне на красивом острове, которому грозит наводнение. В фильме рассказывается о жителях и их прощании с родиной. «Критики утверждали, что конечному продукту не хватало уникального личного видения Шепитько, очевидно, точки зрения, которую невозможно воспроизвести». Композитор Альфред Шнитке , который ранее неоднократно работал с Шепитько над озвучиванием ее фильмов, посвятил памяти Шепитько свой струнный квартет № 2 (1981).

Короткометражный фильм-трибьют Климова «Лариса» утверждает, что Шепитько всю свою жизнь готовилась к фильму «Прощание» , и что это, безусловно, стало бы звездным часом ее карьеры. [ 30 ]

Автор романа, по которому снято «Прощание» , Валентин Распутин, заявил: «...Я хотел попытаться предотвратить экранизацию Матёры. Я хотел сохранить Матёру в её оригинальном жанре, как произведение прозы, но Лариса очень быстро сумела меня уговорить. Она начала описывать, каким она себе представляет будущий фильм, и так увлеклась им, так заинтересовалась им, что я совершенно забыл о своем намерении не отпускать Матёру». [ 30 ]

Наследие

[ редактировать ]
Мемориальная доска Ларисе Шепитько на улице во Львове .

В 2008 году The Criterion Collection выпустила Eclipse Series 11. [ 31 ] где было представлено творчество Ларисы Шепитько. В серию вошли «Крылья» и «Восхождение» . В 2021 году коллекция выпустила самостоятельную реставрацию The Ascent. [ 32 ]

Мемориальная доска установлена ​​на улице Павла Ковжуна во Львове , Украина , городе, где вырос Шепитько. [ 33 ]

В 2022 году Австралийская синематека в Галерее современного искусства ( GOMA ) в Брисбене , Австралия, представила полную ретроспективу работ Шепитько. [ 34 ] В программу, курируемую Робертом Хьюзом, вошли четыре художественных фильма Шепитько, а также « Начало неизвестной эпохи» и ее телевизионное музыкальное ревю «В тринадцатом часу ночи» . На ретроспективе также были представлены два фильма Элема Климова; «Лариса» — короткометражка, посвященная жизни и наследию Шепитько, и «Прощание» , завершенная посмертно в ее честь.

Фильмография

[ редактировать ]

Всего Шепитько снял пять полнометражных фильмов, в том числе телефильм « В тринадцатом часу ночи» . [ 35 ] Она также снялась во второй части сборника фильмов « Начало неизвестной эпохи». Она умерла в 1979 году, когда ее последнего фильма «Прощание» только начались съемки . Ее муж Элем Климов завершил работу над фильмом в 1981 году.

# Год Заголовок Роль Примечания
1 1963 Нагревать Директор [ 36 ]
2 1966 Крылья Директор [ 37 ] [ 38 ] [ 36 ]
3 1967 Родина электричества ( вторая часть « Начала неизвестной эпохи») [ 39 ] Директор
4 1969 В тринадцатом часу ночи Директор
5 1971 Ты и я Директор [ 36 ]
6 1977 Восхождение Директор [ 40 ] [ 36 ]
7 1983 Прощание (Директор) Выполнено Элемом Климовым после смерти Шепитько

Награды и номинации

[ редактировать ]
Год Премия Категория Работа Результат Примечания
1977 Берлинский международный

Кинофестиваль

Золотой медведь - лучший фильм Восхождение Выиграл [ 5 ]
Премия OCIC - Конкурс Выиграл
Премия ФИПРЕССИ – Конкурс Выиграл
Специальный выпуск премии Интерфильма

Упоминание — Конкуренция

Выиграл

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шнайдер, Стивен Джей (2007). 501 кинорежиссер . Образовательная серия Бэрронса. стр. 406. ИСБН  978-0-7641-6022-6 .
  2. ^ Питер Роллберг (2016). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 667–668. ISBN  978-1442268425 .
  3. ^ Иван-Заде, Ларушка (10 января 2005 г.). «Женщина исчезает» . Хранитель . Проверено 11 января 2023 г.
  4. ^ «27-й Берлинский международный кинофестиваль» . www.berlinale.de . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 11 января 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Какие режиссеры победили на Берлинском кинофестивале?» . Хранитель . 6 февраля 2015 года . Проверено 11 января 2023 г.
  6. ^ LLC, New York Media (13 июля 1992 г.). Журнал Нью-Йорк . Нью-Йорк Медиа, ООО.
  7. ^ "Берлинский международный кинофестиваль "Берлинале" " . calendate.com.ua . Retrieved 3 января 2024 года .
  8. ^ "Лариса Шепитько - биография, факты из жизни" . calendate.com.ua . Retrieved 3 января 2024 года .
  9. ^ Салис, Римгайла (2013). Читатель российского кино: Том II, Оттепель настоящего . Бостон: Массачусетс: Издательство академических исследований. стр. 14–15.
  10. ^ Укадерова, Лида (2015). Кино советской оттепели: Пространство, материальность, движение . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 2.
  11. ^ Мучительное исследование войны и смысла человеческого существования: Восхождение (Восхождение, Лариса Шепитько, 1977) , Питер Уилшир. Off Screen , том 20, выпуск 3, март 2016 г.
  12. ^ «Лариса» . Канал «Критерий» . Проверено 7 декабря 2021 г.
  13. ^ « Если она этого не сделает, то умрет» История Ларисы Шепитько» . Дофин Продакшнс . 2 июня 2019 г.
  14. ^ «Архив фильмов > Жара» . КВИФФ . Проверено 26 сентября 2016 г.
  15. ^ "ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)" (in Russian). Archived from the original on 7 January 2011.
  16. ^ "Nachalo nevedomogo veka" . IMDb .
  17. ^ «Берлинале 1977 – Информационный бюллетень о фильме» . Архив Международного кинофестиваля в Берлине. 1977 год . Проверено 27 февраля 2010 г.
  18. ^ « Если она этого не сделает, то умрет» История Ларисы Шепитько» . Дофин Продакшнс . 2 июня 2019 г.
  19. ^ «Берлинале 1978: Жюри» . berlinale.de . Проверено 4 августа 2010 г.
  20. ^ «Шепитько, Лариса (1939–1979) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 августа 2022 г.
  21. ^ Пайкова, Валерия (26 марта 2021 г.). «Топ-5 советских женщин-кинорежиссёров» . Россия за пределами . Проверено 20 августа 2022 г.
  22. ^ Сорокина, Анастасия (2017). «Леди исчезает: советская цензура, соцреализм и исчезновение Ларисы Шепитько» (PDF) .
  23. ^ Сорокина, Анастасия (2017). «Леди исчезает: советская цензура, соцреализм и исчезновение Ларисы Шепитько» (PDF) .
  24. ^ Перейти обратно: а б Пронгер, Рэйчел. «Как стремление Ларисы Шепитько к истине породило жгучее наследие антивоенных фильмов» . Журнал Калверта . Проверено 7 декабря 2021 г.
  25. ^ «Разговоры с Ларисой — Восхождение» . Канал «Критерий» . Проверено 7 декабря 2021 г.
  26. ^ Лим, Деннис (10 августа 2008 г.). «Советские фильмы снова набирают обороты» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 11 января 2023 г.
  27. ^ Пронгер, Рэйчел. «Как стремление Ларисы Шепитько к истине породило жгучее наследие антивоенных фильмов» . Журнал Калверта . Проверено 20 августа 2022 г.
  28. ^ «Два фильма Ларисы Шепитько» . 2015.festival-lumiere.org (на французском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
  29. ^ Иван-Заде, Ларушка (9 января 2005 г.). «Женщина исчезает» . Хранитель . Проверено 1 августа 2016 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б «Лариса» . Канал «Критерий» . Проверено 7 декабря 2021 г.
  31. ^ Корески, Майкл (11 августа 2008 г.). «Затмение 11 серия: Лариса Шепитько» . Коллекция критериев . {{cite web}}: CS1 maint: статус URL ( ссылка )
  32. ^ Хау, Фанни (2021). «Восхождение: На холоде» . Коллекция критериев . {{cite web}}: CS1 maint: статус URL ( ссылка )
  33. ^ "Искатель | Мемориальная доска Ларисе Шепитько во Львове" . www.shukach.com . Retrieved 29 июня 2024 года .
  34. ^ «Лариса Шепитько – Кино» . Художественная галерея Квинсленда | Галерея современного искусства . Проверено 29 июля 2024 г.
  35. ^ Shepitko, Larisa, V trinadtsatom chasu nochi (Comedy, Fantasy), Zinoviy Gerdt, Anatoliy Papanov, Georgiy Vitsin, Ekran , retrieved 20 March 2024
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Лоутон, Анна (9 сентября 2010 г.). Перед падением: советское кино в годы Горбачева . Новая Академия+ОРМ. ISBN  978-1-122-84850-3 .
  37. ^ Гиллеспи, Дэвид К. (25 сентября 2014 г.). Российское кино . Рутледж. ISBN  978-1-317-87412-6 .
  38. ^ Баумгартнер, Майкл; Бочковска, Эвелина (23 сентября 2019 г.). Музыка, коллективная память, травма и ностальгия в европейском кино после Второй мировой войны . Рутледж. ISBN  978-1-315-29843-6 .
  39. ^ Gabay, Genrikh; Shepitko, Larisa; Smirnov, Andrey, Nachalo nevedomogo veka (Drama, History), Leonid Kulagin, Sergei Volf, Georgiy Burkov, Dovzhenko Film Studios, Eksperimental'naya Tvorcheskaya Kinostudiya, Mosfilm , retrieved 20 March 2024
  40. ^ Пайетта, Энн К. (18 ноября 2014 г.). Учителя в кино: фильмография изображений воспитателей начальной школы, дошкольных учреждений и детских садов с 1890-х годов по настоящее время . МакФарланд. п. 211. ИСБН  978-1-4766-2034-3 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Майкл Кореский, «Затмение», 11-я серия: Лариса Шепитько, The Criterion Collection, 2008
  • Питер Уилшир, Мучительное исследование войны и смысла человеческого существования: Восхождение (Восхождение, Лариса Шепитько, 1977), За кадром, Том 20, Выпуск 3/март 2016 г.
  • Кварт, Барбара Кениг. 1988. Женщины-режиссеры: появление нового кино. Нью-Йорк: Прегер. ISBN   0-275-92962-0 , OCLC   17385039 .
  • Вронская, Жанна. 1972. Молодые советские кинематографисты. Лондон: Джордж Аллен и Анвин
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de7b1b54a3d18f95e64bfc0a13fc167f__1723170360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/7f/de7b1b54a3d18f95e64bfc0a13fc167f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Larisa Shepitko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)