Арт-нуво в Мадриде
Модерн в Мадриде (исп. Modernismo madrileño ) — историографический термин, обозначающий художественный стиль модерн в том виде, в каком он развивался в Мадриде , столице Испании, и его окрестностях около 1900 года, проникая в архитектуру, дизайн, декоративное искусство , графику и более широкая культура. В области литературы также существует «Мадриленский модерн», который также расположен в столице и считается ядром истоков современного движения испанской литературы. [ 1 ]
Являясь частью общего течения, возникшего по всей Европе и одновременно известного как модерн (франкоязычные страны), югендстиль (немецкоязычные страны и Скандинавия), модернизм ( Каталония ), стиль свободы или стиль флореале (Италия), сецессион (Австрия). , Сесессио (Венгрия), Новое искусство (Нидерланды), среди многих других терминов, модернизм в Мадриде развивался на различных стадиях интенсивности в зависимости от рассматриваемой отрасли искусства. В то время как в архитектуре он использовался преимущественно поверхностно. [ 2 ] в декоративном и иногда структурном качестве, [ 3 ] в литературе и декоративном искусстве, в том числе витраже [ 4 ] и керамика, она развивалась в соответствии с творческой направленностью этих дисциплин, каждая из которых имела свою индивидуальность.
Архитектура
[ редактировать ]Основные характеристики
[ редактировать ]Архитектуру Мадрида в стиле модерн часто называют эклектичной не только потому, что она соответствует эклектичным течениям, доминировавшим в городском планировании того времени. [ 3 ] но также и из-за слияния французских, бельгийских, итальянских, венских и каталонских моделей. [ 5 ] Такие модели в Мадриде достигают преимущественно декоративной реализации, ограничиваясь фасадами и интерьерами и почти не имеют структурного перевода, так что в большинстве случаев здания проектируются на основе традиционных образцов, но с модернистской отделкой. [ 3 ]
Несмотря на это, были возведены сооружения большого архитектурного значения, такие как Дворец Лонгории , который Педро Наваскуес описывает как главную веху для всего развития европейского модерна; [ 6 ] Casa de Enrique Pérez Villaamil, построенный по проекту бельгийского архитектора Виктора Орта ; Восточный некрополь, один из самых выдающихся вкладов в историю испанского модерна и одно из лучших кладбищ своего времени; [ 7 ] [ 8 ] или, в области скульптуры, Пантеон Гирао, шедевр погребального искусства. [ 9 ] [ 10 ]
Стиль модерн в Мадриде также характеризуется меньшим декоративным изобилием, чем в других местах, - особенность, которую некоторые авторы связывают с архитектурной сдержанностью города, унаследованной от династии Габсбургов . [ 11 ] не забывая о классическом влиянии Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо или прочных корнях архитектурного эклектизма. [ 3 ]
Хотя в Мадриде было построено множество зданий в стиле модерн, многие из них с тех пор исчезли, а его историография была омрачена силой и важностью каталонского модерна ( модернизма ). [ 12 ] В настоящее время в столице сохранилось около двухсот зданий этого стиля. [ 13 ] включая дворцы, общественные дома, кварталы (города-сады), промышленные и коммерческие здания, мосты, гидротехнические сооружения, религиозные храмы и места захоронений.
Эволюция
[ редактировать ]По мнению Оскара да Роча Аранда и Рикардо Муньоса Фахардо, архитектура Мадрида в стиле модерн развивается в три четко дифференцированных этапа, которые охватывают последние годы девятнадцатого века и первые два десятилетия двадцатого века. [ 3 ] Первый из них, который можно датировать 1896–1904 гг., означает робкое внедрение и последующее уточнение стиля в архитектурной среде, в которой преобладает эклектика. Пиковый период длился с 1905 по 1914 год, после чего период спада продолжался с 1915 по 1923 год.
Первый этап (1896–1904)
[ редактировать ]Первые проявления стиля модерн в столице возникли в 1883 году в изобразительном искусстве, с единичным прецедентом картин в Зале собраний Атенео де Мадрид (Мадридский Атенеум). [ 14 ] Но только в конце девятнадцатого века движение достигло своей полной формы, когда в 1896 году была построена штаб-квартира журнала Blanco y Negro , одно из первых зданий в городе, украшенных орнаментом в стиле модерн и которое , по мнению Да Роча и Муньоса, знаменует собой начало мадридского модерна, хотя и ограничивается областью декоративного искусства. [ 3 ] За ним в 1899 году последовало здание, расположенное по адресу Calle del Barquillo, 22, зал которого также украшен мотивами модерна.
В последующие годы течения в стиле модерн все более активно проникали в архитектуру: проекты, вдохновленные как сепаратизмом, так и французскими и бельгийскими моделями (редко каталонским модернизмом), которые вошли в столицу в результате Всемирной выставки 1900 года в Париже . По мнению Педро Наваскуэса, это событие имело решающее значение для развития модернистской архитектуры Мадрида не только потому, что оно оказало прямое влияние, но и потому, что Мадрид был назначен местом проведения VI Международного конгресса архитекторов, который состоялся в 1904 году. , основной темой которого является модерн. [ 15 ]
Одним из крупнейших практиков модерна в Мадриде был архитектор Антонио Фаррес Аймерих. [ 16 ] который использовал этот стиль, начиная с 1901 года, хотя и поверхностно, с тремя жилыми домами, расположенными на улице Валенсуэла (так называемая Каса-де-Томас Сальвани), улице Алькала (на ее пересечении с улицей Педро Муньос Сека) и месте слияния улицы Сагаста. и Калле Франсиско де Рохас. Также в 1901 году неизвестным архитектором было спроектировано еще одно новаторское здание по адресу Авенида де ла Альбуфера, 3, которое выделяется ярким каменным декором балюстрады и центральной смотровой площадки.
В 1902 году были возведены три важных здания в стиле модерн, которые, в отличие от предыдущих, более смело вобрали в себя стиль в композиционном, пространственном и структурном отношении; то есть не просто декоративный: Пантеон Хосе де Палаты работы Бенито Гонсалеса дель Валле; Дом маркизы Вильямехор работы Мануэля Медрано Уэтоса; [ 17 ] и Дворец Лонгории работы Хосе Грасеса Риеры. [ 18 ] К этому следует добавить снесенный отель-студию Феликса де ла Торре и Эгиа, построенный между 1902 и 1905 годами на улице Веласкес, где традиционные влияния сочетаются с элементами ар-нуво. [ 19 ] [ 20 ]
Да Роша и Муньос утверждают, что этот этап подошел к концу в 1904 году. Одновременное открытие Дворца Лонгории, несомненно, самого важного сооружения этого периода, [ 21 ] и вышеупомянутый Международный конгресс архитекторов, одно из трех мероприятий 1904 года, которые, как обсуждается ниже, также сыграли ключевую роль в распространении движения.
Здание | Архитектор | Построен | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|
Пантеон Хосе де ла Камара ( Мадрид ) | Бенито Гонсалес дель Валье (архитектор) |
1902 | Погребальная архитектура Мадрида очень рано усвоила принципы модерна. В гробницах Паулы Браво (1901 г.), семьи Эстебана де ла Пенья (1901 г.) и Хосе Марио Эчарри (1902 г.), все они расположены в Сакраментале Сан-Хусто , наблюдается зачаточная эстетика модерна, которая полностью видна. в могиле Хосе де ла Камары (1902 г.), также принадлежащей вышеупомянутому кладбищу. Выразительная сила этой последней работы заключается в ее мощном объеме, достигнутом с помощью простой конструкции, покрытой двумя водами, и обработки каменных материалов. Помимо сепаратистского вдохновения, в использовании арок и дизайне решеток чувствуется французское влияние. [ 22 ] | ![]() |
Дом маркизы Вильямехор ( Мадрид ) | Мануэль Медрано Уэтос (архитектор) |
1902–1904 | Это старое жилое здание, расположенное на Калле дель Маэстро Виктория, построенное маркизой Вильямехор, почти не имеет модернистских черт из-за радикальных реформ, проведенных для его превращения в отель, которые привели к практическому исчезновению одного из ключевые произведения раннего мадридского модернизма. [ 22 ] Первоначальные планы представляют собой симметричную композицию с осевой осью, которая объединяет весь комплекс и из которой возникают различные связующие элементы, окружающие фасад. [ 23 ] От первоначального проекта остались лишь несколько решеток и главный дверной проем, украшенный растительными формами. | ![]() |
Дворец Лонгория ( Мадрид ) | Хосе Грасес Риера (архитектор) |
1902–1904 | Расположенный на Калле де Фернандо VI, этот дворец был построен по инициативе Хосе Гонсалеса Лонгории с целью не только жилого (верхний этаж), но и коммерческого, в качестве штаб-квартиры его банковского бизнеса (нижний этаж). [ 24 ] Это одно из величайших произведений европейского модернизма, ярлык, который Педро Наваскуэс оправдывает способностью Грасеаса адаптировать модернистский язык к городской дворцовой архитектуре; в его выразительной свободе при оформлении фасадов и профилей фасадов; в интимной обработке задних фасадов, задуманных как переход к саду с его любопытными колоннами-пальмами; и в использовании железа как в декоративных, так и в конструкционных целях. [ 25 ] Отдельного упоминания заслуживает внутренняя императорская лестница, созданная под влиянием французских моделей и представляющая собой эффектную двустворчатую конструкцию из смеси мрамора, бронзы, железа и стекла. | ![]() |
Дом Руиса де Веласко ( Мадрид ) | Хосе Лопес Саллаберри (архитектор) Франсиско Андрес Октавио (архитектор) |
1904–1906 | Франсиско Андрес Октавио разработал первый проект, основанный на традиционных образцах, которые Хосе Лопес Саллаберри позже преобразовал . Последний задумал решительно современный фасад, который, однако, унаследовал от первоначального проекта его вкус к балансу и симметрии. Выделяются натуралистические мотивы декора, основанные на цветах и переплетающихся стеблях, а также волнообразные формы, которые очерчены на проемах, балюстрадах, карнизах, вершинах, колоннах или заводских смотровых площадках. Здание, расположенное на Калле Майор , получило свое название от своих основателей, текстильных бизнесменов Бонифачо и Пабло Руиса де Веласко, которые зарезервировали первый этаж для своего магазина. [ 26 ] | ![]() |
Второй этап (1905–14).
[ редактировать ]Второй этап начался в 1905 году, через год после того, как произошли три ключевых события, которые способствовали распространению движения по всему городу Мадрида:
- VI Международный конгресс архитекторов (VI Congreso Internacional de Arquitectos), который собирает престижных архитекторов со всего мира в столицу, чтобы почти монографически обсудить масштабы и удобство модернистского языка. Он проходил в Атенео де Мадрид, и среди его участников - бельгиец Франц де Вестель, немец Герман Мутезиус , австриец Герман Хельмер , итальянец Филиппо Виванет и голландцы Пьер Кайперс и Хендрик Петрус Берлаге , а также испанцы и каталонцы. Хосеп Пуч и Кадафалк , Рикардо Веласкес Боско , Хосе Уриосте, Энрике Мария Репуллес и Луис Доменек и Монтанер . [ 15 ]
- Национальная выставка изящных искусств (Exposición Nacional de Bellas Artes), которая в своем издании 1904 года объединяет значительное количество произведений в стиле модерн из всех художественных дисциплин, которые стали известны в Мадриде.
- Международный конкурс на строительство Казино Мадрид , на который было представлено около тридцати проектов отечественных и зарубежных авторов, в том числе несколько с использованием стиля модерн. [ 3 ] Конкурс был отменен после подачи нескольких проектов, и тогда было решено объединить лучшие идеи каждого из проектов с эклектичным решением, в конечном итоге выполненным Хосе Лопесом Саллаберри , отличающимся своей монументальной лестницей, которая демонстрирует безошибочный отпечаток Арт Нуво. [ 27 ]
Хотя невозможно точно оценить влияние трех упомянутых событий, начиная с 1905 года в Мадриде была построена серия зданий явно в стиле модерн. В отличие от развития модернизма в Барселоне, где главными покровителями были буржуазия и высшие классы, [ 28 ] в Мадриде стиль модерн откликнулся на инициативы различных социальных групп, от аристократии (случай здания, построенного маркизом Мореллой на улице Монтальбан или построенного герцогиней Фернан Нуньес в Кава-де-Сан-Мигель) до либеральных профессионалов (Энрике Дом Переса Вильямиля на площади Матуте), а также сама буржуазия, торговые общества (штаб-квартиры еженедельной газеты Nuevo Mundo и Compañía Colonial) или низшие классы (как на улице Calle de don Pedro, 4).
По мнению Педро Наваскуэса, существование самых разных покровителей объясняет разнородность запущенных проектов, культурные формы которых сосуществуют с популярными решениями. Проявления каталонского модернизма распространяются, [ 29 ] хотя первоначально в очень ограниченной форме, но появились и чисто мадридские творческие источники. Первая группа соответствует вышеупомянутому Casa de Pérez Villaamil работы Эдуардо Рейнальса Толедо, что свидетельствует об очень глубоком знании творчества Орты, а последняя иллюстрируется Некрополем дель Эсте, где Франсиско Гарсиа Нава определил действительно новый архитектурный язык. . [ 7 ]
Одной из областей, где этот стиль нашел лучший прием, была временная или эфемерная архитектура. [ 16 ] которые на основе экспериментальных материалов покрывали конкретные и временные потребности. В эту область вошло большое количество съемочных площадок начала ХХ века, задуманных как эффектные павильоны в стиле модерн, пытавшиеся привлечь внимание потенциальных клиентов; [ 30 ] и постройки Луиса Беллидо Гонсалеса и Рикардо Магдалены Галлифы для Мадридской промышленной выставки, состоявшейся в 1907 году в парке Ретиро, включая Центральный дворец и Дворец кружка изящных искусств, соответственно.
Сила, которой достиг модерн, начиная с 1905 года, демонстрируется в проектах архитектора с высоким академическим авторитетом, такого как Энрике Мария Репуллес-и-Варгас, который спроектировал отель-студию для Мариано Бенлиуре (1908), который в конечном итоге не был реализован. вне. Однако Антонио Паласиос Рамило также работал в этом стиле, спроектировав жилой дом по адресу Calle del Marqués de Villamejor, 3 (1906–07); он также участвовал в проектах мадридского метро , в которых можно увидеть явное влияние венского сецессиона, как, например, в навесах исчезнувших павильонов Пуэрта-дель-Соль и Красного де-Сан-Луис или в перилах, которые до сих пор сохранились на некоторых входах. [ 16 ]
За пределами столицы стиль модерн быстро распространился на соседние города, многие из которых теперь присоединены к Мадриду, реагируя на городское развитие, направленное на уменьшение заторов в центре. В старых муниципалитетах Канильяс и Чамартин-де-ла-Роса Артуро Сориа построил Сьюдад-Линеаль, где следы ар-нуво можно увидеть в некоторых шале (таких как Вилла Росарио и Касита Бланка, которые все еще стоят) и, прежде всего, в различных местах ныне построенный Parque de Diversiones (1906 г.), например, Teatro Escuela, бар или ресторан. [ 31 ]
В Карабанчеле Фелипе Марио Лопес Бланко построил Колонию де ла Пренса с четким набором деталей в стиле модерн, а каталонский архитектор Хосеп Пуч-и-Кадафалк построил башню лордов Бофарулла, дворец, широко известный как замок Бофарулл, снесенный после повреждений. пострадал во время Гражданской войны (1936–39). [ 32 ] В этом старом муниципалитете, ныне включенном в состав самого Мадрида, также была построена Военная радиографическая станция (1911 г.). [ 33 ]
В Сьерра-де-Гуадаррама сохранились различные образцы архитектуры в стиле модерн, в основном виллы для отдыха, построенные по инициативе высшего сословия. Хотя те, что находятся в Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал (например, Вилла Манолита, Эль-Капричо или Вилла Лас-Торрес), географически сгруппированы вместе, [ 34 ] [ 35 ] Есть также интересные примеры резиденций и других типов недвижимости в Серседилья , Эль-Эскориал , Гуадаррама , Лас-Матас , Лос-Молинос , Лозоя , Мирафлорес-де-ла-Сьерра , Посуэло-де-Аларкон и Торрелодонес . [ 33 ]
В других районах автономного сообщества стиль модерн имеет чисто декоративное воздействие, что можно увидеть в сграффито и скульптурных деталях некоторых домов в Арганда-дель-Рей , Чинчоне , Кольменар-де-Ореха , Эстремере , Ла-Асебеда , Моралеха-де-Энмедио или Пинто. , хотя это также связано с промышленной архитектурой. Так обстоит дело с ныне несуществующим портландцементным заводом в Аранхуэсе, винокуренными заводами Грау и Саес в Чинчоне или гидроэлектростанцией Санта-Люсия в Торрелагуне , приписываемой Антонио Паласиосу. [ 33 ]
В 1908 году строительная деятельность в Мадриде практически прекратилась во время экономического кризиса, который замедлил развитие архитектуры в стиле модерн. Около 1911 года произошло возрождение, хотя и без жизненной силы предыдущих работ и с уклоном во многих случаях в сторону так называемого «современного французского стиля», предполагающего смягчение модерна.
По словам Педро Наваскуэса, это течение можно определить как «утонченный и буржуазный эклектизм», который снизил первоначальный авангардный импульс посредством более сбалансированных и академических решений. [ 36 ] Хотя в некоторых случаях они остаются верными образцам в стиле модерн (например, Casa Gallardo), в других они сводятся к простым декоративным деталям ( например, здание Metropolis , отель Ritz, отель Palace и военное казино).
В дополнение к этому дрейфу движение было также ослаблено так называемым регионализмом, националистической радикализацией эклектики, которая способствует замене стилей, считавшихся автохтонными, любой иностранной моделью. [ 3 ] Около 1914 года стало ощутимым исчерпание модерна в мадридской архитектуре, что, однако, не помешало ему развить третью и последнюю стадию эпигонального характера.
Третий этап (1915–23).
[ редактировать ]В разгар Первой мировой войны и спустя долгое время после его упадка в большинстве других европейских центров (хотя, в частности, не в Барселоне), модерн в Мадриде потерял большую часть своей популярности и растворился в других архитектурных тенденциях, таких как регионализм и зарождающееся искусство. Деко . В этот последний период, который длился с 1915 по 1923 год, было построено несколько примечательных зданий, которые, хотя им и не хватает творческой силы двух предыдущих периодов, все же сохраняют некоторые влияния модерна.
По словам Да Роча и Муньоса, в это время снизилось количество и качество зданий в стиле модерн. [ 3 ] Несмотря на это, были построены некоторые очень примечательные сооружения, такие как отель «Королева Виктория» , который предвосхищает модель коммерческого здания Антонио Паласиоса; К ним добавляются бывший дом-мастерская Патрисио Ромеро работы Луиса Ферреро Томаса, расположенный на улице Генерала Паланка, 33, и ныне снесенная эстрада на Пасео дель Художника Росалеса работы Луиса Беллидо Гонсалеса. [ 33 ]
Театр Салон Сервантеса, Театр Центро Обреро и Театр Сине Варьедадес также принадлежат к этому позднему направлению модерна. Они расположены за пределами столицы, в Алькала-де-Энарес , Навалькарнеро и Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал соответственно. Первые два в настоящее время находятся в эксплуатации после ремонта и кондиционирования, а третий закрыт в 2007 году, поскольку его сохранность находится в хрупком состоянии. [ 37 ]
Здание | Архитектор | Дата | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|
Квин Виктория Отель | Хесус Карраско-Муньос Энсина (архитектор) |
1916–23 | Первоначально задуманное как торговый центр, спроектированный для Альмасенеса Симеона, это здание знаменует собой важную веху в истории архитектуры Мадрида, поскольку возрождает старый эклектизм посредством своеобразной формулы модерна, которая, в то же время, остается связанной с творениями архитектора Антонио. Паласиос . [ 38 ] Соединение традиций и современности также очевидно во внешнем орнаменте с любопытным сочетанием сепаратистских элементов и историзма . Отель расположен на площади Пласа-де-Санта-Ана , на углу площади Пласа-дель-Анхель . | ![]() |
Национальный храм Святой Терезы Иисуса и монастырь босых отцов-кармелитов | Хесус Карраско-Муньос Энсина (архитектор) |
1916–28 | Хотя первый камень был заложен в 1916 году на участке недалеко от площади Испании, работы начались только в 1923 году и завершились в 1928 году. Хесус Карраско-Муньос подходит к модернизму с формул медиевистов, с помощью которых он намерен ссылаться на работу «Интерьер». замок (также называемый Лас Морадас ) работы Санта-Тереза де Хесус, которому посвящен ансамбль. Церковь имеет латинский крестовый план с тремя нефами (два по бокам с трибунами) и плоской крышей, поддержанной опущенными полукруглыми арками. Его грандиозный купол, покрытый керамической мозаикой Даниэля Сулоаги, выделяется на фоне отсутствия огромной 90-метровой башни, которая из-за финансовых проблем так и не была построена. [ 39 ] Он украшен витражами, как Casa Maumejean. | ![]() |
Бывший Дом-мастерская Патрисио Ромеро (Мадрид) | Луис Ферреро Томас (архитектор) |
1922–25 | Это здание, расположенное на Калле-дель-Хенераль-Паланка, представляет собой уникальный пример каталонского модернизма , не находящего прецедентов ни в городском пейзаже Мадрида, ни в предыдущей карьере Луиса Ферреро Томаса , архитектора, традиционно приверженного эклектизму. Первоначально задуманный для промышленного использования, в конечном итоге было построено несколько этажей домов, оставив под мастерскую только первый этаж. Автора вдохновляет мозаика из битой плитки, популяризированная Антонио Гауди. [ 40 ] осуществить то, что Да Роша и Муньос называют лучшим примером тренкадис , существующим в Мадриде. [ 41 ] Rejerías в виде асимметричных корзин и ложные арки проемов, сформированные путем приближения рядов, являются другими элементами, которые обозначают каталонское влияние комплекса. | |
Музыкальный киоск на улице художников Росалес | Луис Беллидо Гонсалес (архитектор) |
1923 | Основываясь на подходе нео-рококо, который отражает модернистские течения того времени, Луис Беллидо Гонсалес задумал большую крышу, поддерживаемую шестнадцатью прекрасными железными колоннами, объединенными в восемь групп. Его открытие состоится 15 мая 1923 года концертом испанской популярной музыки, организованным Муниципальным симфоническим оркестром Мадрида и Хоровой ассоциацией под руководством Рикардо Вилья. [ 42 ] Киоск располагался на искусственной эспланаде, у слияния улиц Пасео-дель-Пинтор-Росалес с Калле-дель-Маркес-де-Уркихо , рядом с Парком дель-Оэсте , где оставался до 1951 года, когда его снесли. | ![]() |
Театр Салон Сервантеса (Алькала де Энарес) | Хосе Мария Агилар (первый архитектор) Архитектор секций в стиле модерн неизвестен. |
1888 (строительство) 1924 |
Этот небольшой театр был построен в 1888 году на месте бывшего монастыря капуцинов на старой улице Тахона (ныне улица Сервантеса) по заказу Общества владельцев округа Алькала-де-Энарес. Особенности модерна заключаются в том, что представленное здание не основано на оригинальном проекте Хосе Марии Агилара, а было включено во время реконструкции 1924 года, когда стиль переживал свою последнюю фазу эпигонального характера. Результатом этой реформы стал нынешний фасад, состоящий из трех корпусов с криволинейной отделкой, и внутреннее убранство, также приписываемое модернизму. [ 43 ] В 1989, 1997 и 2004 годах были проведены новые мероприятия, направленные на адаптацию его в качестве одного из залов Сети театров Мадридского сообщества, частью которого он является. | ![]() |
Декоративное искусство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2022 г. ) |
Скульптура
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2022 г. ) |
Живопись
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2022 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Педро Хосе Визосо (2010). Модернистский Мадрид: Городские пространства Мадрида в богемной литературе испанского модернизма . Университет Аризоны.
- ^ Анхель Уррутиа Нуньес (1997). Испанская архитектура. 20 век . Стул. п. 45. ИСБН 84-376-1532-1 .
[Этот тип модерна является] «эпителиальным»; [то есть] своевременно требовались в атмосфере, типичной для начала века, распространялись в бесчисленном количестве работ, разбросанных по всем испанским городам и большинство из которых до недавнего времени были анонимными, которые опираются на традиционные структуры и схемы, как для украшения фасадов достаточно, чтобы их можно было применить к деталям интерьера, работая в целом с очень интересным ремесленным изобилием.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Оскар Да Роча и Рикардо Муньос (2007). Модернистский Мадрид: путеводитель по архитектуре . Распространение. ISBN 978-8473602549. стр. 13–16.
- ^ Внук Надзирателя Виктор; Сото Каба, Виктория; Аснар Альмазан, Саграрио (1997). Витражи Мадрида: от модернизма до ар-деко (PDF) . Сообщество Мадрида (Виртуальная библиотека). ISBN 9788445112090 .
- ^ Педро Наваскуэс (1976). Варианты модерна в архитектуре Мадрида (PDF) . п. 21.
{{cite book}}
:|periodical=
игнорируется ( помогите ) - ^ Педро Наваскуэс (1976). Варианты модерна в архитектуре Мадрида (PDF) . стр. 29–31.
{{cite book}}
:|periodical=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Оскар Да Роча и Рикардо Муньос (2007). Модернистский Мадрид: путеводитель по архитектуре . Тебар. ISBN 978-8473602549. п. 48.
- ^ Анхель Леаль Серрано, (2015). «Подход к фигуре астурийского архитектора Франсиско Гарсиа Нава (1868–1937)». Линьо 21. Revista Anual de Historia del Arte , стр. 59–70.
- ^ Карлос Сагуар Кер (1986). «Пантеон Гирао работы Агустина Кероля в Сакраментале Сан-Исидро». Анналы Института мадридских исследований 13, стр. 79–86.
- ^ Оскар Да Роша и Рикардо Муньос (2007). Модернистский Мадрид: путеводитель по архитектуре . Распространение. ISBN 978-8473602549. стр. 84–85.
- ↑ Октавио Фрайле (23 сентября 2011 г.). «Los estilos arquitectonicos que pasaron de puntillas por Madrid». [1] 20 минут . По состоянию на 13 мая 2014 г. «Мадридский модерн выделяется своей сдержанностью, которая «подстраивается под общий облик города. ...Столица всегда имела очень серьезный стиль, унаследованный от Габсбургов, и чистый, благодаря толчок, который дал ему Карлос III. Это самая характерная черта Мадрида», - объясняет Рикардо Арока».
- ^ Педро Наваскуэс (1976). Варианты модерна в архитектуре Мадрида (PDF) . п. 21.
{{cite book}}
:|periodical=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Хесус Эсетена (10 июня 2013 г.). «Дом Переса Вильямиля». [2] Страсть к Мадриду. По состоянию на 17 марта 2017 г.
- ↑ Виктория Мелида Ардура (21 марта 2012 г.). «Артуро Мелида-и-Алинари. Архитектор, объединивший искусство XIX века». [3] По состоянию на 23 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [4] Про-Арт . стр. 28–29.
- ^ Перейти обратно: а б с Да Роша, Оскар (2009). Модернизм в мадридской архитектуре: зарождение и развитие эклектического варианта. Высший совет по научным исследованиям. ISBN 978-84-00-08889-7.
- ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [5] Про-Арт . стр. 31–33.
- ↑ Лопес Уллоа, Фабиан (7–9 июня 2007 г.). «Хосе Грасес Риера, в строительных инновациях Мадрида последней трети XIX и первых лет XX века». [6] Материалы Пятого Национального конгресса по истории строительства (стр. 613–621). По состоянию на 26 апреля 2017 г.
- ^ Да Роша, Оскар (2009). Модернизм в мадридской архитектуре: зарождение и развитие эклектического варианта. Высший совет по научным исследованиям. ISBN 978-84-00-08889-7.
- ↑ Санчидриан Гальего, Хесус Мария (14 мая 2016 г.). «Феликс де ла Торре, архитектор-республиканец, изображенный Соролой в музее Суперунда-Капротти в Авиле». [7] Авиларед. По состоянию на 26 апреля 2017 г.
- ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [8] Про-Арт . стр. 29–31.
- ^ Перейти обратно: а б Да Роча (2009)
- ^ Наваскуэс Паласио (1976), стр. 31–32
- ^ Игнасио С. Каллеха (11 октября 2015 г.). «Дворец Лонгории, сингулярный модернист» . АВС . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Наваскуэс Паласио (1976), стр. 29–31
- ^ Диас де Лианьо Аргуэльес, Хосе Луис; Диес Ортельс, Хуан Энрике (2016). Мадрид. Столица становится городом: Экономика, общество и искусство Мадрида в XIX и XX веках . Экокнига: издательство экономиста. ISBN 9788494541032 .
- ^ "Файл казино Мадрида". [9] Монументамадрид . Городской совет Мадрида. По состоянию на 27 апреля 2017 г.
- ^ Бохигас Гвардиола, Ориол (1983). Обзор и каталог модернистской архитектуры , том I. Люмен. ISBN 9788426411501.
- ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [10] Про-Арте . п. 35.
- ^ Наваскуэс Паласио, Педро (1984). Предыстория: двадцать пять лет архитектуры в Мадриде (1900–1925), [11] в здании Telefonica. Эспаса Кальпе. стр. 20–24. ISBN 9788423952724.
- ^ Наваскуес Паласио, Педро (1969). «Линейный город Артуро Сориа». [12] Мадридская вилла 28). стр. 49–58. По состоянию на 9 мая 2017 г.
- ^ Санчес Молледо, Хосе Мария (май – июнь 2012 г.). «Женщина, давшая свое имя району». Исторический Мадрид 39. стр. 18–23. По состоянию на 9 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Муньос Фахардо, Рикардо (2015). Отсутствующий и забытый модернизм из Мадрида . Книги Маблаз. ISBN 9788494327629.
- ^ Humanes Bustamante, Альберто (2009). Путеводитель по Королевскому комплексу Эскориал: монастырь и территория. Виртуальная библиотека Мадридского сообщества . ISBN 978-84-451-3236-4.
- ↑ Сайнс де лос Террерос, Хесус (17 июня 2010 г.). «Дом Башен». [13] Блог Хесуса Сайнса де лос Террерос. По состоянию на 3 июня 2017 г.
- ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [14] Про-Арт . стр. 42–43.
- ↑ Дуран, Луис Ф. (26 мая 2014 г.). «20-летняя девушка погибла, выпав из старого кинотеатра в Сан-Лоренцо». [15] Мир . По состоянию на 8 марта 2017 г.
- ^ Да Роша и Муньос (2007), с. 166.
- ^ Теллерия, Альберто Бартоломе (21 января 2016 г.). Исторический отчет о площади Испании (PDF) . Гражданство и наследие Мадрида (стр. 79–86) . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Манме Ромеро (4 февраля 2014 г.). «Каталонская модернистская архитектура: Антонио Гауди» . Мастерская художника . Проверено 8 мая 2017 г.
В этой статье декоративная техника тренкадис определяется как «использование отходов керамики в качестве мозаики, приближающейся к природе».
- ^ Да Роча и Муньос (2007), стр. 176–77.
- ^ «Эстрада на Пасео де Росалес» . 20 сентября 2014 года . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ Алькала-де-Энарес, исторический центр: каталог охраняемых зданий . Университет Алькала-де-Энарес (стр. 53). 2006 год . Проверено 8 мая 2017 г.