Jump to content

Арт-нуво в Мадриде

Модерн в Мадриде (исп. Modernismo madrileño ) — историографический термин, обозначающий художественный стиль модерн в том виде, в каком он развивался в Мадриде , столице Испании, и его окрестностях около 1900 года, проникая в архитектуру, дизайн, декоративное искусство , графику и более широкая культура. В области литературы также существует «Мадриленский модерн», который также расположен в столице и считается ядром истоков современного движения испанской литературы. [ 1 ]

Являясь частью общего течения, возникшего по всей Европе и одновременно известного как модерн (франкоязычные страны), югендстиль (немецкоязычные страны и Скандинавия), модернизм ( Каталония ), стиль свободы или стиль флореале (Италия), сецессион (Австрия). , Сесессио (Венгрия), Новое искусство (Нидерланды), среди многих других терминов, модернизм в Мадриде развивался на различных стадиях интенсивности в зависимости от рассматриваемой отрасли искусства. В то время как в архитектуре он использовался преимущественно поверхностно. [ 2 ] в декоративном и иногда структурном качестве, [ 3 ] в литературе и декоративном искусстве, в том числе витраже [ 4 ] и керамика, она развивалась в соответствии с творческой направленностью этих дисциплин, каждая из которых имела свою индивидуальность.

Архитектура

[ редактировать ]

Основные характеристики

[ редактировать ]

Архитектуру Мадрида в стиле модерн часто называют эклектичной не только потому, что она соответствует эклектичным течениям, доминировавшим в городском планировании того времени. [ 3 ] но также и из-за слияния французских, бельгийских, итальянских, венских и каталонских моделей. [ 5 ] Такие модели в Мадриде достигают преимущественно декоративной реализации, ограничиваясь фасадами и интерьерами и почти не имеют структурного перевода, так что в большинстве случаев здания проектируются на основе традиционных образцов, но с модернистской отделкой. [ 3 ]

Несмотря на это, были возведены сооружения большого архитектурного значения, такие как Дворец Лонгории , который Педро Наваскуес описывает как главную веху для всего развития европейского модерна; [ 6 ] Casa de Enrique Pérez Villaamil, построенный по проекту бельгийского архитектора Виктора Орта ; Восточный некрополь, один из самых выдающихся вкладов в историю испанского модерна и одно из лучших кладбищ своего времени; [ 7 ] [ 8 ] или, в области скульптуры, Пантеон Гирао, шедевр погребального искусства. [ 9 ] [ 10 ]

Стиль модерн в Мадриде также характеризуется меньшим декоративным изобилием, чем в других местах, - особенность, которую некоторые авторы связывают с архитектурной сдержанностью города, унаследованной от династии Габсбургов . [ 11 ] не забывая о классическом влиянии Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо или прочных корнях архитектурного эклектизма. [ 3 ]

Хотя в Мадриде было построено множество зданий в стиле модерн, многие из них с тех пор исчезли, а его историография была омрачена силой и важностью каталонского модерна ( модернизма ). [ 12 ] В настоящее время в столице сохранилось около двухсот зданий этого стиля. [ 13 ] включая дворцы, общественные дома, кварталы (города-сады), промышленные и коммерческие здания, мосты, гидротехнические сооружения, религиозные храмы и места захоронений.

Эволюция

[ редактировать ]

По мнению Оскара да Роча Аранда и Рикардо Муньоса Фахардо, архитектура Мадрида в стиле модерн развивается в три четко дифференцированных этапа, которые охватывают последние годы девятнадцатого века и первые два десятилетия двадцатого века. [ 3 ] Первый из них, который можно датировать 1896–1904 гг., означает робкое внедрение и последующее уточнение стиля в архитектурной среде, в которой преобладает эклектика. Пиковый период длился с 1905 по 1914 год, после чего период спада продолжался с 1915 по 1923 год.

Первый этап (1896–1904)

[ редактировать ]

Первые проявления стиля модерн в столице возникли в 1883 году в изобразительном искусстве, с единичным прецедентом картин в Зале собраний Атенео де Мадрид (Мадридский Атенеум). [ 14 ] Но только в конце девятнадцатого века движение достигло своей полной формы, когда в 1896 году была построена штаб-квартира журнала Blanco y Negro , одно из первых зданий в городе, украшенных орнаментом в стиле модерн и которое , по мнению Да Роча и Муньоса, знаменует собой начало мадридского модерна, хотя и ограничивается областью декоративного искусства. [ 3 ] За ним в 1899 году последовало здание, расположенное по адресу Calle del Barquillo, 22, зал которого также украшен мотивами модерна.

В последующие годы течения в стиле модерн все более активно проникали в архитектуру: проекты, вдохновленные как сепаратизмом, так и французскими и бельгийскими моделями (редко каталонским модернизмом), которые вошли в столицу в результате Всемирной выставки 1900 года в Париже . По мнению Педро Наваскуэса, это событие имело решающее значение для развития модернистской архитектуры Мадрида не только потому, что оно оказало прямое влияние, но и потому, что Мадрид был назначен местом проведения VI Международного конгресса архитекторов, который состоялся в 1904 году. , основной темой которого является модерн. [ 15 ]

Одним из крупнейших практиков модерна в Мадриде был архитектор Антонио Фаррес Аймерих. [ 16 ] который использовал этот стиль, начиная с 1901 года, хотя и поверхностно, с тремя жилыми домами, расположенными на улице Валенсуэла (так называемая Каса-де-Томас Сальвани), улице Алькала (на ее пересечении с улицей Педро Муньос Сека) и месте слияния улицы Сагаста. и Калле Франсиско де Рохас. Также в 1901 году неизвестным архитектором было спроектировано еще одно новаторское здание по адресу Авенида де ла Альбуфера, 3, которое выделяется ярким каменным декором балюстрады и центральной смотровой площадки.

В 1902 году были возведены три важных здания в стиле модерн, которые, в отличие от предыдущих, более смело вобрали в себя стиль в композиционном, пространственном и структурном отношении; то есть не просто декоративный: Пантеон Хосе де Палаты работы Бенито Гонсалеса дель Валле; Дом маркизы Вильямехор работы Мануэля Медрано Уэтоса; [ 17 ] и Дворец Лонгории работы Хосе Грасеса Риеры. [ 18 ] К этому следует добавить снесенный отель-студию Феликса де ла Торре и Эгиа, построенный между 1902 и 1905 годами на улице Веласкес, где традиционные влияния сочетаются с элементами ар-нуво. [ 19 ] [ 20 ]

Да Роша и Муньос утверждают, что этот этап подошел к концу в 1904 году. Одновременное открытие Дворца Лонгории, несомненно, самого важного сооружения этого периода, [ 21 ] и вышеупомянутый Международный конгресс архитекторов, одно из трех мероприятий 1904 года, которые, как обсуждается ниже, также сыграли ключевую роль в распространении движения.

Здание Архитектор Построен Описание Изображение
Пантеон Хосе де ла Камара ( Мадрид ) Бенито Гонсалес дель Валье
(архитектор)
1902 Погребальная архитектура Мадрида очень рано усвоила принципы модерна. В гробницах Паулы Браво (1901 г.), семьи Эстебана де ла Пенья (1901 г.) и Хосе Марио Эчарри (1902 г.), все они расположены в Сакраментале Сан-Хусто , наблюдается зачаточная эстетика модерна, которая полностью видна. в могиле Хосе де ла Камары (1902 г.), также принадлежащей вышеупомянутому кладбищу. Выразительная сила этой последней работы заключается в ее мощном объеме, достигнутом с помощью простой конструкции, покрытой двумя водами, и обработки каменных материалов. Помимо сепаратистского вдохновения, в использовании арок и дизайне решеток чувствуется французское влияние. [ 22 ]
Дом маркизы Вильямехор ( Мадрид ) Мануэль Медрано Уэтос
(архитектор)
1902–1904 Это старое жилое здание, расположенное на Калле дель Маэстро Виктория, построенное маркизой Вильямехор, почти не имеет модернистских черт из-за радикальных реформ, проведенных для его превращения в отель, которые привели к практическому исчезновению одного из ключевые произведения раннего мадридского модернизма. [ 22 ] Первоначальные планы представляют собой симметричную композицию с осевой осью, которая объединяет весь комплекс и из которой возникают различные связующие элементы, окружающие фасад. [ 23 ] От первоначального проекта остались лишь несколько решеток и главный дверной проем, украшенный растительными формами.
Дворец Лонгория ( Мадрид ) Хосе Грасес Риера
(архитектор)
1902–1904 Расположенный на Калле де Фернандо VI, этот дворец был построен по инициативе Хосе Гонсалеса Лонгории с целью не только жилого (верхний этаж), но и коммерческого, в качестве штаб-квартиры его банковского бизнеса (нижний этаж). [ 24 ] Это одно из величайших произведений европейского модернизма, ярлык, который Педро Наваскуэс оправдывает способностью Грасеаса адаптировать модернистский язык к городской дворцовой архитектуре; в его выразительной свободе при оформлении фасадов и профилей фасадов; в интимной обработке задних фасадов, задуманных как переход к саду с его любопытными колоннами-пальмами; и в использовании железа как в декоративных, так и в конструкционных целях. [ 25 ] Отдельного упоминания заслуживает внутренняя императорская лестница, созданная под влиянием французских моделей и представляющая собой эффектную двустворчатую конструкцию из смеси мрамора, бронзы, железа и стекла.
Дом Руиса де Веласко ( Мадрид ) Хосе Лопес Саллаберри (архитектор)

Франсиско Андрес Октавио (архитектор)

1904–1906 Франсиско Андрес Октавио разработал первый проект, основанный на традиционных образцах, которые Хосе Лопес Саллаберри позже преобразовал . Последний задумал решительно современный фасад, который, однако, унаследовал от первоначального проекта его вкус к балансу и симметрии. Выделяются натуралистические мотивы декора, основанные на цветах и ​​переплетающихся стеблях, а также волнообразные формы, которые очерчены на проемах, балюстрадах, карнизах, вершинах, колоннах или заводских смотровых площадках. Здание, расположенное на Калле Майор , получило свое название от своих основателей, текстильных бизнесменов Бонифачо и Пабло Руиса де Веласко, которые зарезервировали первый этаж для своего магазина. [ 26 ]

Второй этап (1905–14).

[ редактировать ]

Второй этап начался в 1905 году, через год после того, как произошли три ключевых события, которые способствовали распространению движения по всему городу Мадрида:

  • VI Международный конгресс архитекторов (VI Congreso Internacional de Arquitectos), который собирает престижных архитекторов со всего мира в столицу, чтобы почти монографически обсудить масштабы и удобство модернистского языка. Он проходил в Атенео де Мадрид, и среди его участников - бельгиец Франц де Вестель, немец Герман Мутезиус , австриец Герман Хельмер , итальянец Филиппо Виванет и голландцы Пьер Кайперс и Хендрик Петрус Берлаге , а также испанцы и каталонцы. Хосеп Пуч и Кадафалк , Рикардо Веласкес Боско , Хосе Уриосте, Энрике Мария Репуллес и Луис Доменек и Монтанер . [ 15 ]
  • Национальная выставка изящных искусств (Exposición Nacional de Bellas Artes), которая в своем издании 1904 года объединяет значительное количество произведений в стиле модерн из всех художественных дисциплин, которые стали известны в Мадриде.
  • Международный конкурс на строительство Казино Мадрид , на который было представлено около тридцати проектов отечественных и зарубежных авторов, в том числе несколько с использованием стиля модерн. [ 3 ] Конкурс был отменен после подачи нескольких проектов, и тогда было решено объединить лучшие идеи каждого из проектов с эклектичным решением, в конечном итоге выполненным Хосе Лопесом Саллаберри , отличающимся своей монументальной лестницей, которая демонстрирует безошибочный отпечаток Арт Нуво. [ 27 ]

Хотя невозможно точно оценить влияние трех упомянутых событий, начиная с 1905 года в Мадриде была построена серия зданий явно в стиле модерн. В отличие от развития модернизма в Барселоне, где главными покровителями были буржуазия и высшие классы, [ 28 ] в Мадриде стиль модерн откликнулся на инициативы различных социальных групп, от аристократии (случай здания, построенного маркизом Мореллой на улице Монтальбан или построенного герцогиней Фернан Нуньес в Кава-де-Сан-Мигель) до либеральных профессионалов (Энрике Дом Переса Вильямиля на площади Матуте), а также сама буржуазия, торговые общества (штаб-квартиры еженедельной газеты Nuevo Mundo и Compañía Colonial) или низшие классы (как на улице Calle de don Pedro, 4).

По мнению Педро Наваскуэса, существование самых разных покровителей объясняет разнородность запущенных проектов, культурные формы которых сосуществуют с популярными решениями. Проявления каталонского модернизма распространяются, [ 29 ] хотя первоначально в очень ограниченной форме, но появились и чисто мадридские творческие источники. Первая группа соответствует вышеупомянутому Casa de Pérez Villaamil работы Эдуардо Рейнальса Толедо, что свидетельствует об очень глубоком знании творчества Орты, а последняя иллюстрируется Некрополем дель Эсте, где Франсиско Гарсиа Нава определил действительно новый архитектурный язык. . [ 7 ]

Одной из областей, где этот стиль нашел лучший прием, была временная или эфемерная архитектура. [ 16 ] которые на основе экспериментальных материалов покрывали конкретные и временные потребности. В эту область вошло большое количество съемочных площадок начала ХХ века, задуманных как эффектные павильоны в стиле модерн, пытавшиеся привлечь внимание потенциальных клиентов; [ 30 ] и постройки Луиса Беллидо Гонсалеса и Рикардо Магдалены Галлифы для Мадридской промышленной выставки, состоявшейся в 1907 году в парке Ретиро, включая Центральный дворец и Дворец кружка изящных искусств, соответственно.

Сила, которой достиг модерн, начиная с 1905 года, демонстрируется в проектах архитектора с высоким академическим авторитетом, такого как Энрике Мария Репуллес-и-Варгас, который спроектировал отель-студию для Мариано Бенлиуре (1908), который в конечном итоге не был реализован. вне. Однако Антонио Паласиос Рамило также работал в этом стиле, спроектировав жилой дом по адресу Calle del Marqués de Villamejor, 3 (1906–07); он также участвовал в проектах мадридского метро , ​​в которых можно увидеть явное влияние венского сецессиона, как, например, в навесах исчезнувших павильонов Пуэрта-дель-Соль и Красного де-Сан-Луис или в перилах, которые до сих пор сохранились на некоторых входах. [ 16 ]

За пределами столицы стиль модерн быстро распространился на соседние города, многие из которых теперь присоединены к Мадриду, реагируя на городское развитие, направленное на уменьшение заторов в центре. В старых муниципалитетах Канильяс и Чамартин-де-ла-Роса Артуро Сориа построил Сьюдад-Линеаль, где следы ар-нуво можно увидеть в некоторых шале (таких как Вилла Росарио и Касита Бланка, которые все еще стоят) и, прежде всего, в различных местах ныне построенный Parque de Diversiones (1906 г.), например, Teatro Escuela, бар или ресторан. [ 31 ]

В Карабанчеле Фелипе Марио Лопес Бланко построил Колонию де ла Пренса с четким набором деталей в стиле модерн, а каталонский архитектор Хосеп Пуч-и-Кадафалк построил башню лордов Бофарулла, дворец, широко известный как замок Бофарулл, снесенный после повреждений. пострадал во время Гражданской войны (1936–39). [ 32 ] В этом старом муниципалитете, ныне включенном в состав самого Мадрида, также была построена Военная радиографическая станция (1911 г.). [ 33 ]

В Сьерра-де-Гуадаррама сохранились различные образцы архитектуры в стиле модерн, в основном виллы для отдыха, построенные по инициативе высшего сословия. Хотя те, что находятся в Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал (например, Вилла Манолита, Эль-Капричо или Вилла Лас-Торрес), географически сгруппированы вместе, [ 34 ] [ 35 ] Есть также интересные примеры резиденций и других типов недвижимости в Серседилья , Эль-Эскориал , Гуадаррама , Лас-Матас , Лос-Молинос , Лозоя , Мирафлорес-де-ла-Сьерра , Посуэло-де-Аларкон и Торрелодонес . [ 33 ]

В других районах автономного сообщества стиль модерн имеет чисто декоративное воздействие, что можно увидеть в сграффито и скульптурных деталях некоторых домов в Арганда-дель-Рей , Чинчоне , Кольменар-де-Ореха , Эстремере , Ла-Асебеда , Моралеха-де-Энмедио или Пинто. , хотя это также связано с промышленной архитектурой. Так обстоит дело с ныне несуществующим портландцементным заводом в Аранхуэсе, винокуренными заводами Грау и Саес в Чинчоне или гидроэлектростанцией Санта-Люсия в Торрелагуне , приписываемой Антонио Паласиосу. [ 33 ]

В 1908 году строительная деятельность в Мадриде практически прекратилась во время экономического кризиса, который замедлил развитие архитектуры в стиле модерн. Около 1911 года произошло возрождение, хотя и без жизненной силы предыдущих работ и с уклоном во многих случаях в сторону так называемого «современного французского стиля», предполагающего смягчение модерна.

По словам Педро Наваскуэса, это течение можно определить как «утонченный и буржуазный эклектизм», который снизил первоначальный авангардный импульс посредством более сбалансированных и академических решений. [ 36 ] Хотя в некоторых случаях они остаются верными образцам в стиле модерн (например, Casa Gallardo), в других они сводятся к простым декоративным деталям ( например, здание Metropolis , отель Ritz, отель Palace и военное казино).

В дополнение к этому дрейфу движение было также ослаблено так называемым регионализмом, националистической радикализацией эклектики, которая способствует замене стилей, считавшихся автохтонными, любой иностранной моделью. [ 3 ] Около 1914 года стало ощутимым исчерпание модерна в мадридской архитектуре, что, однако, не помешало ему развить третью и последнюю стадию эпигонального характера.

Третий этап (1915–23).

[ редактировать ]

В разгар Первой мировой войны и спустя долгое время после его упадка в большинстве других европейских центров (хотя, в частности, не в Барселоне), модерн в Мадриде потерял большую часть своей популярности и растворился в других архитектурных тенденциях, таких как регионализм и зарождающееся искусство. Деко . В этот последний период, который длился с 1915 по 1923 год, было построено несколько примечательных зданий, которые, хотя им и не хватает творческой силы двух предыдущих периодов, все же сохраняют некоторые влияния модерна.

По словам Да Роча и Муньоса, в это время снизилось количество и качество зданий в стиле модерн. [ 3 ] Несмотря на это, были построены некоторые очень примечательные сооружения, такие как отель «Королева Виктория» , который предвосхищает модель коммерческого здания Антонио Паласиоса; К ним добавляются бывший дом-мастерская Патрисио Ромеро работы Луиса Ферреро Томаса, расположенный на улице Генерала Паланка, 33, и ныне снесенная эстрада на Пасео дель Художника Росалеса работы Луиса Беллидо Гонсалеса. [ 33 ]

Театр Салон Сервантеса, Театр Центро Обреро и Театр Сине Варьедадес также принадлежат к этому позднему направлению модерна. Они расположены за пределами столицы, в Алькала-де-Энарес , Навалькарнеро и Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал соответственно. Первые два в настоящее время находятся в эксплуатации после ремонта и кондиционирования, а третий закрыт в 2007 году, поскольку его сохранность находится в хрупком состоянии. [ 37 ]

Здание Архитектор Дата Описание Изображение
Квин Виктория Отель Хесус Карраско-Муньос Энсина
(архитектор)
1916–23 Первоначально задуманное как торговый центр, спроектированный для Альмасенеса Симеона, это здание знаменует собой важную веху в истории архитектуры Мадрида, поскольку возрождает старый эклектизм посредством своеобразной формулы модерна, которая, в то же время, остается связанной с творениями архитектора Антонио. Паласиос . [ 38 ] Соединение традиций и современности также очевидно во внешнем орнаменте с любопытным сочетанием сепаратистских элементов и историзма . Отель расположен на площади Пласа-де-Санта-Ана , на углу площади Пласа-дель-Анхель .
Национальный храм Святой Терезы Иисуса и монастырь босых отцов-кармелитов Хесус Карраско-Муньос Энсина
(архитектор)
1916–28 Хотя первый камень был заложен в 1916 году на участке недалеко от площади Испании, работы начались только в 1923 году и завершились в 1928 году. Хесус Карраско-Муньос подходит к модернизму с формул медиевистов, с помощью которых он намерен ссылаться на работу «Интерьер». замок (также называемый Лас Морадас ) работы Санта-Тереза ​​де Хесус, которому посвящен ансамбль. Церковь имеет латинский крестовый план с тремя нефами (два по бокам с трибунами) и плоской крышей, поддержанной опущенными полукруглыми арками. Его грандиозный купол, покрытый керамической мозаикой Даниэля Сулоаги, выделяется на фоне отсутствия огромной 90-метровой башни, которая из-за финансовых проблем так и не была построена. [ 39 ] Он украшен витражами, как Casa Maumejean.
Бывший Дом-мастерская Патрисио Ромеро (Мадрид) Луис Ферреро Томас
(архитектор)
1922–25 Это здание, расположенное на Калле-дель-Хенераль-Паланка, представляет собой уникальный пример каталонского модернизма , не находящего прецедентов ни в городском пейзаже Мадрида, ни в предыдущей карьере Луиса Ферреро Томаса , архитектора, традиционно приверженного эклектизму. Первоначально задуманный для промышленного использования, в конечном итоге было построено несколько этажей домов, оставив под мастерскую только первый этаж. Автора вдохновляет мозаика из битой плитки, популяризированная Антонио Гауди. [ 40 ] осуществить то, что Да Роша и Муньос называют лучшим примером тренкадис , существующим в Мадриде. [ 41 ] Rejerías в виде асимметричных корзин и ложные арки проемов, сформированные путем приближения рядов, являются другими элементами, которые обозначают каталонское влияние комплекса.
Музыкальный киоск на улице художников Росалес Луис Беллидо Гонсалес
(архитектор)
1923 Основываясь на подходе нео-рококо, который отражает модернистские течения того времени, Луис Беллидо Гонсалес задумал большую крышу, поддерживаемую шестнадцатью прекрасными железными колоннами, объединенными в восемь групп. Его открытие состоится 15 мая 1923 года концертом испанской популярной музыки, организованным Муниципальным симфоническим оркестром Мадрида и Хоровой ассоциацией под руководством Рикардо Вилья. [ 42 ] Киоск располагался на искусственной эспланаде, у слияния улиц Пасео-дель-Пинтор-Росалес с Калле-дель-Маркес-де-Уркихо , рядом с Парком дель-Оэсте , где оставался до 1951 года, когда его снесли.
Театр Салон Сервантеса (Алькала де Энарес) Хосе Мария Агилар (первый архитектор)

Архитектор секций в стиле модерн неизвестен.

1888
(строительство)

1924
(ремонт в стиле модерн)

Этот небольшой театр был построен в 1888 году на месте бывшего монастыря капуцинов на старой улице Тахона (ныне улица Сервантеса) по заказу Общества владельцев округа Алькала-де-Энарес. Особенности модерна заключаются в том, что представленное здание не основано на оригинальном проекте Хосе Марии Агилара, а было включено во время реконструкции 1924 года, когда стиль переживал свою последнюю фазу эпигонального характера. Результатом этой реформы стал нынешний фасад, состоящий из трех корпусов с криволинейной отделкой, и внутреннее убранство, также приписываемое модернизму. [ 43 ] В 1989, 1997 и 2004 годах были проведены новые мероприятия, направленные на адаптацию его в качестве одного из залов Сети театров Мадридского сообщества, частью которого он является.

Декоративное искусство

[ редактировать ]

Скульптура

[ редактировать ]

Живопись

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Педро Хосе Визосо (2010). Модернистский Мадрид: Городские пространства Мадрида в богемной литературе испанского модернизма . Университет Аризоны.
  2. ^ Анхель Уррутиа Нуньес (1997). Испанская архитектура. 20 век . Стул. п. 45. ИСБН  84-376-1532-1 . [Этот тип модерна является] «эпителиальным»; [то есть] своевременно требовались в атмосфере, типичной для начала века, распространялись в бесчисленном количестве работ, разбросанных по всем испанским городам и большинство из которых до недавнего времени были анонимными, которые опираются на традиционные структуры и схемы, как для украшения фасадов достаточно, чтобы их можно было применить к деталям интерьера, работая в целом с очень интересным ремесленным изобилием.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Оскар Да Роча и Рикардо Муньос (2007). Модернистский Мадрид: путеводитель по архитектуре . Распространение. ISBN 978-8473602549. стр. 13–16.
  4. ^ Внук Надзирателя Виктор; Сото Каба, Виктория; Аснар Альмазан, Саграрио (1997). Витражи Мадрида: от модернизма до ар-деко (PDF) . Сообщество Мадрида (Виртуальная библиотека). ISBN  9788445112090 .
  5. ^ Педро Наваскуэс (1976). Варианты модерна в архитектуре Мадрида (PDF) . п. 21. {{cite book}}: |periodical= игнорируется ( помогите )
  6. ^ Педро Наваскуэс (1976). Варианты модерна в архитектуре Мадрида (PDF) . стр. 29–31. {{cite book}}: |periodical= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Перейти обратно: а б Оскар Да Роча и Рикардо Муньос (2007). Модернистский Мадрид: путеводитель по архитектуре . Тебар. ISBN 978-8473602549. п. 48.
  8. ^ Анхель Леаль Серрано, (2015). «Подход к фигуре астурийского архитектора Франсиско Гарсиа Нава (1868–1937)». Линьо 21. Revista Anual de Historia del Arte , стр. 59–70.
  9. ^ Карлос Сагуар Кер (1986). «Пантеон Гирао работы Агустина Кероля в Сакраментале Сан-Исидро». Анналы Института мадридских исследований 13, стр. 79–86.
  10. ^ Оскар Да Роша и Рикардо Муньос (2007). Модернистский Мадрид: путеводитель по архитектуре . Распространение. ISBN 978-8473602549. стр. 84–85.
  11. Октавио Фрайле (23 сентября 2011 г.). «Los estilos arquitectonicos que pasaron de puntillas por Madrid». [1] 20 минут . По состоянию на 13 мая 2014 г. «Мадридский модерн выделяется своей сдержанностью, которая «подстраивается под общий облик города. ...Столица всегда имела очень серьезный стиль, унаследованный от Габсбургов, и чистый, благодаря толчок, который дал ему Карлос III. Это самая характерная черта Мадрида», - объясняет Рикардо Арока».
  12. ^ Педро Наваскуэс (1976). Варианты модерна в архитектуре Мадрида (PDF) . п. 21. {{cite book}}: |periodical= игнорируется ( помогите )
  13. Хесус Эсетена (10 июня 2013 г.). «Дом Переса Вильямиля». [2] Страсть к Мадриду. По состоянию на 17 марта 2017 г.
  14. Виктория Мелида Ардура (21 марта 2012 г.). «Артуро Мелида-и-Алинари. Архитектор, объединивший искусство XIX века». [3] По состоянию на 23 апреля 2017 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [4] Про-Арт . стр. 28–29.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Да Роша, Оскар (2009). Модернизм в мадридской архитектуре: зарождение и развитие эклектического варианта. Высший совет по научным исследованиям. ISBN 978-84-00-08889-7.
  17. ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [5] Про-Арт . стр. 31–33.
  18. Лопес Уллоа, Фабиан (7–9 июня 2007 г.). «Хосе Грасес Риера, в строительных инновациях Мадрида последней трети XIX и первых лет XX века». [6] Материалы Пятого Национального конгресса по истории строительства (стр. 613–621). По состоянию на 26 апреля 2017 г.
  19. ^ Да Роша, Оскар (2009). Модернизм в мадридской архитектуре: зарождение и развитие эклектического варианта. Высший совет по научным исследованиям. ISBN 978-84-00-08889-7.
  20. Санчидриан Гальего, Хесус Мария (14 мая 2016 г.). «Феликс де ла Торре, архитектор-республиканец, изображенный Соролой в музее Суперунда-Капротти в Авиле». [7] Авиларед. По состоянию на 26 апреля 2017 г.
  21. ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [8] Про-Арт . стр. 29–31.
  22. ^ Перейти обратно: а б Да Роча (2009)
  23. ^ Наваскуэс Паласио (1976), стр. 31–32
  24. ^ Игнасио С. Каллеха (11 октября 2015 г.). «Дворец Лонгории, сингулярный модернист» . АВС . Проверено 20 апреля 2017 г.
  25. ^ Наваскуэс Паласио (1976), стр. 29–31
  26. ^ Диас де Лианьо Аргуэльес, Хосе Луис; Диес Ортельс, Хуан Энрике (2016). Мадрид. Столица становится городом: Экономика, общество и искусство Мадрида в XIX и XX веках . Экокнига: издательство экономиста. ISBN  9788494541032 .
  27. ^ "Файл казино Мадрида". [9] Монументамадрид . Городской совет Мадрида. По состоянию на 27 апреля 2017 г.
  28. ^ Бохигас Гвардиола, Ориол (1983). Обзор и каталог модернистской архитектуры , том I. Люмен. ISBN 9788426411501.
  29. ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [10] Про-Арте . п. 35.
  30. ^ Наваскуэс Паласио, Педро (1984). Предыстория: двадцать пять лет архитектуры в Мадриде (1900–1925), [11] в здании Telefonica. Эспаса Кальпе. стр. 20–24. ISBN 9788423952724.
  31. ^ Наваскуес Паласио, Педро (1969). «Линейный город Артуро Сориа». [12] Мадридская вилла 28). стр. 49–58. По состоянию на 9 мая 2017 г.
  32. ^ Санчес Молледо, Хосе Мария (май – июнь 2012 г.). «Женщина, давшая свое имя району». Исторический Мадрид 39. стр. 18–23. По состоянию на 9 мая 2017 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Муньос Фахардо, Рикардо (2015). Отсутствующий и забытый модернизм из Мадрида . Книги Маблаз. ISBN 9788494327629.
  34. ^ Humanes Bustamante, Альберто (2009). Путеводитель по Королевскому комплексу Эскориал: монастырь и территория. Виртуальная библиотека Мадридского сообщества . ISBN 978-84-451-3236-4.
  35. Сайнс де лос Террерос, Хесус (17 июня 2010 г.). «Дом Башен». [13] Блог Хесуса Сайнса де лос Террерос. По состоянию на 3 июня 2017 г.
  36. ^ Педро Наваскуэс (1976). «Модернистские варианты в архитектуре Мадрида». [14] Про-Арт . стр. 42–43.
  37. Дуран, Луис Ф. (26 мая 2014 г.). «20-летняя девушка погибла, выпав из старого кинотеатра в Сан-Лоренцо». [15] Мир . По состоянию на 8 марта 2017 г.
  38. ^ Да Роша и Муньос (2007), с. 166.
  39. ^ Теллерия, Альберто Бартоломе (21 января 2016 г.). Исторический отчет о площади Испании (PDF) . Гражданство и наследие Мадрида (стр. 79–86) . Проверено 19 апреля 2017 г.
  40. ^ Манме Ромеро (4 февраля 2014 г.). «Каталонская модернистская архитектура: Антонио Гауди» . Мастерская художника . Проверено 8 мая 2017 г. В этой статье декоративная техника тренкадис определяется как «использование отходов керамики в качестве мозаики, приближающейся к природе».
  41. ^ Да Роча и Муньос (2007), стр. 176–77.
  42. ^ «Эстрада на Пасео де Росалес» . 20 сентября 2014 года . Проверено 11 сентября 2017 г.
  43. ^ Алькала-де-Энарес, исторический центр: каталог охраняемых зданий . Университет Алькала-де-Энарес (стр. 53). 2006 год . Проверено 8 мая 2017 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66a86f2add2d5a8692a7a8c9c0ec4978__1714945200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/78/66a86f2add2d5a8692a7a8c9c0ec4978.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art Nouveau in Madrid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)