Jump to content

Потеря гравитации

В астродинамике и ракетостроении потери гравитации являются мерой потери чистых характеристик ракеты во время ее движения в гравитационном поле . Другими словами, это цена удержания ракеты в гравитационном поле.

Потери силы тяжести зависят от времени приложения тяги, а также от направления приложения тяги. Потери силы тяжести как пропорция дельта-v минимизируются, если максимальная тяга применяется в течение короткого времени и избегается тяги непосредственно от местное гравитационное поле. Однако на этапе запуска и подъема тяга должна прилагаться в течение длительного периода времени, при этом основная составляющая тяги направлена ​​в направлении, противоположном гравитации, поэтому гравитационные потери становятся значительными. Например, чтобы достичь скорости 7,8 км/с на низкой околоземной орбите, требуется дельта-v от 9 до 10 км/с. Дополнительная дельта-v от 1,5 до 2 км/с обусловлена ​​гравитационными потерями, потерями рулевого управления и атмосферным сопротивлением . [ нужна ссылка ]

Рассмотрим упрощенный случай транспортного средства с постоянной массой, ускоряющегося вертикально с постоянной тягой на единицу массы a в гравитационном поле напряженностью g . Фактическое ускорение корабля равно a - g , и он использует дельта-v со скоростью a в единицу времени.

За время t изменение скорости космического корабля равно ( a - g ) t , тогда как затраченная дельта-v равна . Гравитационные потери представляют собой разницу между этими цифрами, которая составляет gt . Как пропорция дельта-v, гравитационные потери составляют г / а .

Очень большая тяга за очень короткое время позволит достичь желаемого увеличения скорости с небольшой потерей силы тяжести. С другой стороны, если a лишь немного больше, чем g , гравитационные потери составляют значительную долю дельты-v. Потеря гравитации может быть описана как дополнительная дельта-v, необходимая из-за невозможности мгновенно потратить всю необходимую дельту-v.

Этот эффект можно объяснить двумя равнозначными способами:

  • Удельная энергия, полученная на единицу delta-v, равна скорости, поэтому эффективность максимизируется, когда delta-v расходуется, когда корабль уже имеет высокую скорость, из-за эффекта Оберта .
  • Эффективность резко падает с увеличением времени, затрачиваемого на тягу против силы тяжести. Поэтому желательно минимизировать время горения.

Эти эффекты применяются при подъеме на орбиту с более высокой удельной орбитальной энергией , например, во время запуска на низкую околоземную орбиту (НОО) или с НОО на запасную орбиту . Это расчет наихудшего случая — на практике потери силы тяжести при запуске и наборе высоты меньше максимального значения gt , поскольку траектория запуска не остается вертикальной, а масса аппарата непостоянной из-за расхода топлива и ступени .

Векторные соображения

[ редактировать ]
Тяга, направленная под углом к ​​вертикали, может уменьшить последствия гравитационных потерь.

Тяга является векторной величиной, и направление тяги оказывает большое влияние на размер гравитационных потерь. Например, потеря силы тяжести на ракете массы m уменьшит тягу массой 3 , мг вверх, до ускорения 2 г. направленную Однако та же самая тяга в 3 мг могла быть направлена ​​под таким углом, что она имела восходящую составляющую в 1 мг , полностью компенсируемую силой тяжести, и горизонтальную составляющую мг×. = 2,8 мг (по теореме Пифагора ), достигая горизонтального ускорения 2,8 g .

По мере приближения к орбитальным скоростям вертикальная тяга может уменьшаться, поскольку центробежная сила (во вращающейся системе отсчета вокруг центра Земли) противодействует значительной части силы гравитации, действующей на ракету, и большая часть тяги может быть использована для ускорения. . Поэтому гравитационные потери можно также описать как интеграл силы тяжести (независимо от вектора ракеты) минус центробежную силу. С этой точки зрения, когда космический корабль достигает орбиты, гравитационные потери продолжаются, но им прекрасно противодействует центробежная сила. Поскольку при запуске ракета имеет очень небольшую центробежную силу, чистые гравитационные потери в единицу времени при старте велики.

Важно отметить, что минимизация гравитационных потерь — не единственная цель запуска космического корабля. Скорее, цель состоит в том, чтобы достичь комбинации положения/скорости для желаемой орбиты. Например, чтобы максимизировать ускорение, нужно броситься прямо вниз; однако движение вниз явно не является жизнеспособным вариантом действий для ракеты, намеревающейся достичь орбиты.

См. также

[ редактировать ]
  • Тернер, Мартин Дж.Л. (2004), Движение ракет и космических кораблей: принципы, практика и новые разработки , Springer, ISBN  978-3-540-22190-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66a9b60fd193ca52b61edb25a83e7bf5__1704848040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/f5/66a9b60fd193ca52b61edb25a83e7bf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gravity loss - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)