Джумбес из дерева
Джумбе из Нхотакота — династия арабских торговцев суахили , базирующаяся в Нхотакоте , на западном берегу озера Малави . [1] Они вели караванную торговлю с Востока на Запад, обменивая ткани с побережья Суахили на слоновую кость и рабов . [2] Они познакомили с мусульманской верой и культурой район Нхотакота и первыми стали выращивать в этом регионе рис и кокосы. [2]
История
[ редактировать ]Основатель династии Салим бин Абдаллах прибыл в Нхотакоту около 1840 года. [2] [3] Он был арабом из Занзибара и ранее занимался работорговлей и торговлей слоновой костью в Уджиджи и Таборе на территории нынешней Танзании. [4] Он попросил у местных вождей чева немного земли для основания торгового поста. Он смог укрепить свою власть, построив дау , которые позволяли торговцам торговать товарами через озеро, а также благодаря тому, что он владел огнестрельным оружием, с помощью которого он мог защитить население озера от вторжений нгони .
Джумбе ежегодно привозили около 20 000 рабов в порт Килва (ныне Танзания) . [1] Пленников держали в Нхотакоте, пока их не набралось 1000 человек. Затем их переправили через озеро Малави и заставили идти три-четыре месяца, пока они не прибыли на невольничий рынок Килва, где их продали. [1] Шотландский исследователь и миссионер Дэвид Ливингстон стал свидетелем этой работорговли, когда он посетил Нкотакоту в 1861 году. В 1864 году он заключил договор с вождями джумбе и чу, чтобы положить конец работорговле. Однако это оказалось безрезультатно, и торговля продолжилась. [1]
Джумбе также занимались торговлей слоновой костью. Они наняли местных охотников для сбора слоновой кости на холмах к западу от Нхотакоты. К 1889 году работорговля сошла на нет, и большую часть своих доходов джумбе получал от торговли слоновой костью. Его охотники расходились во всех направлениях от центральной Малави. [4] Поскольку вождество Джумбе находилось на том же пути торговли слоновой костью, что и вождество Мвасе, между ними происходили серьезные распри. [4]
Он приобрел большое количество последователей в деревнях, которыми управляли его старосты. [3] Он настоял на том, чтобы его последователи, в основном торговцы Яо и беженцы Чева, приняли ислам . В конечном итоге Салим бин Абдаллах объявил себя султаном Маримбы. [3] выражая свою преданность султану Занзибара . Джумбес (что означает «принц» [4] ) установили свою власть путем косвенного правления , опираясь на авторитет местных вождей чева. Они не пытались обратить своих подданных. Однако, чтобы повысить лояльность вождей, они призвали их отправить своих потомков мужского пола в Султанат Занзибар, чтобы они получили исламское образование. [3]
В конце 19 века Нхотакота стала процветающим торговым центром с населением 6000 человек. Это был главный исламский форпост в Ньяссаленде, вдоль берега озера было распространено выращивание риса. [4]
Власть джамбов оставалась неоспоримой до тех пор, пока Генри Гамильтон Джонстон не утвердил власть британского протектората в Центральной Африке в этой области. [2] Он предпринял значительные усилия, чтобы положить конец работорговле. Он напал на последний Джумбе с отрядом сикхов в 1894 году, был осужден и сослан на Занзибар. [1]
Достопримечательности
[ редактировать ]Некоторые объекты наследия Джумбес Нхотакота можно увидеть в Малави. В их число входят первая мечеть, построенная в стране, могилы трех первых Джумбе, а также могилы их помощников. под До сих пор можно увидеть фиговые деревья, которыми Джамбе и Ливингстон встретились и договорились прекратить работорговлю. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Невольничьи маршруты Малави и тропа доктора Дэвида Ливингстона» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Калинга, Оуэн Дж. М. (2012). Исторический словарь Малави . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780810859616 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Боун, Дэвид С. (1982). «Ислам в Малави». Журнал религии в Африке . 13 (2): 126–138. дои : 10.2307/1581207 . ISSN 0022-4200 . JSTOR 1581207 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Моррис, Брайан (2006). «Торговля слоновой костью и вождества в доколониальной Малави». Журнал Общества Малави . 59 (2): 6–23. ISSN 0037-993X . JSTOR 29779210 .