Обсерватория научных коммуникаций
Обсерватория научной коммуникации ( каталанский : Observatori de la Comunicació Científica , испанский : Observatorio de la Comunicación Científica , OCC) — специальный исследовательский центр при факультете коммуникаций Университета Помпеу Фабра в Барселоне , Испания , созданный в 1994 году. Центр специализируется на изучении и анализе передачи обществу научных, медицинских, экологических и технологических знаний. Журналист Владимир де Семир , доцент кафедры научной журналистики Университета Помпеу Фабра , был основателем и нынешним директором центра. Многопрофильная группа исследователей разного происхождения (т.е. журналистов, биологов, врачей, лингвистов, историков и т. д.) работает над различными направлениями исследований: научная коммуникация ; популяризация науки, информирование о рисках и кризисах ; научная коммуникация и представление знаний; журналистика, специализирующаяся на науке и технологиях; анализ научного дискурса; здоровье и медицина в ежедневной прессе; взаимоотношения научных журналов и средств массовой информации; история научной коммуникации; общественное понимание науки; гендер и наука в средствах массовой информации, пропаганда научных профессий, научная музеология и т. д. [1]
Сеть и Академия PCST
[ редактировать ]Обсерватория научной коммуникации связана с международной сетью общественных коммуникаций о науке и технологиях (PCST), в которую входят люди со всего мира, которые активно создают и изучают PCST посредством научной журналистики, научных музеев и научных центров, академических исследователей в области социальных наук. и экспериментальных наук, ученые, работающие с общественностью, сотрудники по общественной информации научных учреждений и другие лица, связанные с наукой в вопросах общества. Сеть PCST спонсирует международные конференции, электронные дискуссии и другие мероприятия, способствующие диалогу между различными группами людей, интересующихся PCST, что приводит к взаимному обогащению через профессиональные, культурные, международные и дисциплинарные границы. Сеть PCST стремится продвигать новые идеи, методы, интеллектуальные и практические вопросы и перспективы. [2]
Первая конференция, проведенная сетью PCST, состоялась в Пуатье, Франция, в 1989 году. С тех пор конференции проводились раз в два года в Мадриде (1991 г.), Монреале (1994 г.), Мельбурне (1996 г.), Берлине (1998 г.), Женеве (2000 г.), Кейптауне и Кейптауне. Город (2002 г.), Барселона (2004 г.), Сеул (2006 г.), Мальмё/Копенгаген (2008 г.) и Нью-Дели (2010 г.). Конференция 2012 года запланирована на 2012 год во Флоренции.
Благодаря мероприятиям в Мельбурне, Пекине, Сеуле и Кейптауне Сеть расширилась от своего европейского происхождения и стала по-настоящему международной сетью. В состав Научного комитета, управляющего организацией, входят представители 19 разных стран мира. Комитет возглавляет г-н Тосс Гаскойн (Австралия).
В Обсерватории научных коммуникаций находится Академия PCST. Академия PCST отвечает за создание документальной основы сети Public Communication of Science and Technology (PCST), а ее основной задачей является отбор и организация сбора статей, отчетов и ресурсов по конкретным темам в области коммуникации и социальных сетей. понимание наук. Как заявил председатель Сети с 2004 по 2006 год Владимир де Семир, Академия ищет необходимые ресурсы на международном уровне, чтобы гарантировать доступ к сети представителей тех стран, которым в настоящее время приходится сталкиваться с большими трудностями: «Основные Цель состоит в том, чтобы представить и включить в себя множество идентичностей, существующих в мире, поскольку изучение и практика научной коммуникации должны уважать различные культурные контексты и интегрировать знания, поступающие со всех континентов».
Преподавание, публикации и совместные проекты
[ редактировать ]Обсерватория научных коммуникаций имеет степень магистра естественных, медицинских и экологических коммуникаций в Барселоне (Испания) с 1995 года. [3] и диплом в области научной коммуникации в Буэнос-Айресе (Аргентина) с 2008 года, а также другие курсы и семинары по научной коммуникации и популяризации науки. Обсерватория научных коммуникаций также издает Quark , журнал о «Науке, медицине, коммуникации и культуре», а также проводит исследования и анализ в области «Наука в обществе», работая с другими европейскими учреждениями и академическими группами над несколькими европейскими проектами, такими как:
• PLACES – Платформа местных властей и коммуникаторов, занимающихся наукой, [4] четырехлетний европейский проект по созданию и развитию концепции Европейского города научной культуры. Проект направлен на развитие и укрепление партнерства городов, объединяя 67 научных центров, музеев, фестивалей и мероприятий, каждый из которых сотрудничает с местными властями, а также 10 европейских региональных сетей. Проект способствует сотрудничеству между этими альянсами для структурирования их научной коммуникационной деятельности, обмена инструментами, ресурсами и результатами.
• KiiCS – Инкубация знаний в области инноваций и творчества для науки. Проект направлен на наведение мостов между искусством, наукой и технологиями, предоставляя доказательства положительного воздействия их взаимодействия на творчество, а также на стимулирование интереса к науке. Проект будет стимулировать процессы совместного творчества с участием творцов и ученых, а также творчески воспитывать интерес молодежи к науке. (KiiCS начинается 15 февраля 2012 г.)
• MASIS – Мониторинг политики и исследовательской деятельности в области науки в обществе в Европе, проект по развитию структурных связей и взаимодействия между учеными, политиками и обществом в целом, что, следовательно, является инструментом для стимулирования дальнейшего сотрудничества в Европе и уменьшения фрагментации посредством выявление общих ресурсов, общих тенденций, общих интересов и общих проблем.
• ESCITY – Европа, наука и город: продвижение научной культуры на местном уровне, инициатива по созданию ядра сети для обмена информацией и передовым опытом в области продвижения научной культуры, имеющая две особенности; сосредоточение внимания на местных и региональных действиях и внедрение стратегий, которые ставят продвижение научной культуры под эгидой культурной политики.
• ESCnet – Европейская сеть научных коммуникаций, которая объединяет опытных преподавателей научных коммуникаций, исследователей и практиков со всей Европы для обучения ученых-естествоиспытателей и технологов эффективному общению со средствами массовой информации, политиками и широкой общественностью. Семинары ESCnet не только развивают эти основные коммуникативные навыки, но и побуждают ученых критически размышлять о социальных, культурных и этических аспектах их научной работы.
• E-KNOWNET – Сеть для неформального научного обучения с использованием ИКТ, проект, поддерживаемый Программой непрерывного обучения Европейской Комиссии, направленный на разработку инновационного и жизнеспособного механизма на основе ИКТ для быстрого и эффективного обмена новыми знаниями среди более крупных негосударственных организаций. экспертных сегментов общества в формах, подходящих для неформального обучения.
• Проект STEPE - Чувствительные технологии и европейская общественная этика является инновационным, способствуя раннему выявлению потенциально спорных технологических разработок и связанной с ними общественной этики, путем систематического рассмотрения как точек зрения ключевых заинтересованных сторон в технологической, политической и общественной жизни, так и восприятия европейских граждан. в 25 европейских государствах-членах, тем самым контекстуализируя результаты путем систематического анализа развития политики как на национальном, так и на европейском уровне. Междисциплинарный и мультиметодический подход будет направлен на создание интегрированной европейской карты общественной этики. Целью является стимулирование новых, эмпирически обоснованных взглядов на общественную этику как вклад в более широкие дебаты и разработку политики в области ответственных технологических инноваций. В качестве ключевого источника данных предложение основано на проводимом раз в три года исследовании Евробарометра по биотехнологиям и наукам о жизни.
• Сравнительный анализ продвижения культуры НИОКР и общественного понимания науки для определения текущего состояния культуры НИОКР в государствах-членах, проведения обзора текущей деятельности и рекомендации мер, которые необходимо предпринять для улучшения нынешней ситуации. Чтобы прояснить значение словаря, используемого в разных государствах-членах, наше введение также содержит анализ концепций, лежащих в основе«Общественное понимание науки», «Общественное понимание науки и гуманитарных наук (Wissenschaft)» и «Научная культура».
Научные знания и культурное разнообразие
[ редактировать ]Обсерватория научных коммуникаций отвечала за организацию 8-й Международной конференции сети PCST в Барселоне (Испания) в июне 2004 г. Основной темой конференции были «Научные знания и культурное разнообразие», что открыло поле для дискуссий по вопросам глобальный научный дискурс в различных местных культурах и средах знаний. Говоря о различных культурах, мы имеем в виду разные группы, говорящие на одном языке, с одинаковыми традициями, идеологией или религией, живущие в определенной географической среде, имеющие одну и ту же работу или состоящие из мужчин и женщин, молодых людей, детей, старейшина… Все это богатое культурное разнообразие также отражается на научных знаниях, в их создании и применении, а также на всем процессе общественной коммуникации науки и техники.Основная тема «Научные знания и культурное разнообразие» включала 3 подтемы или темы обсуждения.
Местные знания и современная наукаКультурное разнообразие. Традиционные знания. Местная мудрость. Региональная идентичность и глобализация. Система знаний коренных народов. Гражданское участие в принятии научных решений. Популярная культура и научная культура. Возможности отечественных знаний при столкновении с новыми технологиями. Наука этика и убеждения. Влияние религии или морали на построение знаний. Сосуществование лекарственных средств с разными системами оценки. Знания, религия и убеждения. Паранауки. Наука как универсальное знание. Интеллектуальная собственность. Гендерный и культурный подход. Новые модели, тенденции и концепции в ПКСТ.
Научная коммуникация: исторические перспективы и новые тенденцииВлияние исторических процессов на научную коммуникацию. Величайшие пропагандисты науки. Роль средств массовой информации. Роль научных центров и музеев. Основные инициативы в развитии научной культуры. Методика анализа результатов. Международные сети. Новые модели, тенденции и концепции в ПКСТ.
Научная коммуникация и социальное участиеПериферийная наука и наука на окраине. Научная культура и сотрудничество с неграмотным населением и маргинальными группами. Социальная инклюзивность. Участие общественности в научной политике (консенсусные конференции, гражданские жюри, совещательные опросы). Научные профессии в меняющемся мире. Влияние СМИ на мнение науки. Научные фестивали. Этика научной коммуникации. Государственная политика в научной культуре. Участие граждан в принятии научных решений. Неформальное научное образование. Научные центры и музеи. Обучение научной коммуникации. Новые модели, тенденции и концепции в ПКСТ.
Европейский форум научной журналистики
[ редактировать ]В декабре 2007 года Обсерватория научных коммуникаций организовала совместно с Европейской комиссией Европейский форум научной журналистики (EFSJ), на котором ведущие научные журналисты и редакторы национальных газет и специализированных научных изданий со всей Европы и мира встретились в Барселоне, чтобы обсудить проблемы, связанные с репортажами. о науке, влиянии новых технологий на профессию и важности связи науки с обществом и повседневной жизнью вместе с ведущими учеными и ведущими специалистами в области научных коммуникаций со всей Европы, США, Канады, Китая и Австралии. На форуме были представлены специальный Евробарометр по научным исследованиям в средствах массовой информации и Европейское руководство по обучению научной журналистике.Как усилить освещение науки в европейской прессе? Как убедить редакторов публиковать научные статьи? Как оценить достоверность научных исследований? Как объяснить науку доступным языком? Как стимулировать общественный интерес к новостям науки?... Эти вопросы были одними из ключевых, рассмотренных на первом Европейском форуме научной журналистики.
Форум СМИ для науки
[ редактировать ]В мае 2010 года Обсерватория научных коммуникаций стала членом научного комитета Форума СМИ для науки, организованного Испанским фондом науки и технологий при сотрудничестве Европейской комиссии в контексте председательства Испании в Европе в 2010 году. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Между быстрым мышлением и подлинной культурой» Интервью с В. де Семиром в RTD Info - журнале европейских исследований, ноябрь 2005 г.
- ^ Международная сеть по связям с общественностью в области науки и технологий Пьер Файяр, Паола Катапано и Брюс Левенштейн, июнь 2004 г.
- ^ Магистр научных, медицинских и экологических коммуникаций. Журнал Science Communication , март 2009 г.
- ^ «Открытые места – компании, соответствующие эмпирическим требованиям» . 03.07.2023 . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Научная коммуникация и научная журналистика - Fecyt, май 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Европейское руководство по обучению научной журналистике – второе издание, август 2008 г.