Филей и Филором
Святые Филей и Филором | |
---|---|
Рожденный | 3 век Египет |
Умер | в. 306 Александрия , Египет |
Праздник | 4 февраля (римский календарь) 26 ноября (восточный календарь) |

Святые Филей и Филом (умер около 306 г. ) были двумя египетскими мучениками при императоре Диоклетиане . Филеас был епископом Тмуида , а Филором — старшим имперским офицером.
аккаунт Джерома
[ редактировать ]Из De viris illustribus (4 век):
Филей, житель египетского города, называемого Тмуис, знатного рода и немалого богатства, став епископом, составил прекрасно написанный труд, восхваляющий мучеников и выступавший против судьи, пытавшегося заставить его приносить жертвы, был обезглавлен за Христа во время того же гонения, во время которого Лукиан был казнен в Никомидии . [ 1 ]
Счет монахов Рамсгейта
[ редактировать ]Монахи аббатства Святого Августина Рамсгейт написали в своей Книге святых (1921 г.):
Филсиас и другие (СС.) ММ. (4 февраля)
(4 в.) Мученики, о Страстях которых рассказывает современный историк Евсевий . Святитель Филсий был епископом Тумуиса, древнего города Нижнего Египта . Он был обезглавлен из-за своей религии при Диоклетиане около 306 г. н.э. Вместе с ним погиб святой Филором, выдающийся имперский офицер. [ 2 ] Их казни предшествовало казнь множества христиан, жителей Тумуиса и его окрестностей. [ 3 ] Об их героическом постоянстве в вере свидетельствует сам святой Филсей в письме, сохранившемся до нас Евсевием. [ 4 ]
Аккаунт Батлера
[ редактировать ]Агиограф Албан Батлер (1710–1773) писал в своих «Житиях отцов, мучеников и других главных святых» :
Святители Филей и Филором, епископ Тмуидские, мученики
Филеас был богатым дворянином из Тмуида в Египте, очень красноречивым и образованным. Обратившись в веру, он был избран епископом этого города; но был схвачен и отведен в плен в Александрию гонителями, при преемниках Диоклесиана. Евсевий сохранил часть письма, которое он написал в своей темнице и послал своей пастве, чтобы утешить и ободрить ее. Описывая страдания своих собратьев-исповедников в Александрии, он говорит, что каждому была предоставлена полная свобода оскорблять, бить и бить их розгами, кнутами или дубинками. [ 5 ] Некоторых исповедников, заложив руки за спину, привязывали к столбам, тела растягивали паровозами, а бока, живот, бедра, ноги и щеки чудовищно разрывали железными крюками; других подвешивали за одну руку, страдая чрезмерная боль от растяжения суставов: другие висели за обе руки, их тела были опущены вниз. [ 6 ] Губернатор считал, что для христиан нет слишком плохого обращения. Некоторые скончались на стойках; другие умирали вскоре после того, как их сняли; других клали на спину в темницы, вытянув ноги в деревянных колодах до четвертой дыры и т. д. Кулциан, бывший префектом Фиваиды, был тогда правителем всего Египта. при тиране Максимине, но впоследствии потерял голову в 313 году по приказу Лициния. Перед нами длинный допрос святителя Филея из президентских реестров. Кулкиан после многих других вопросов спросил его: «Был ли Христос Богом?» Святой ответил: «Да». и утверждал, что его чудеса являются доказательством его божественности. Губернатор выразил большое уважение к его качествам и заслугам и сказал: «Если вы попали в беду или нужду, вас следует отправить без дальнейших церемоний; но так как у тебя есть богатство и поместья, достаточные не только для тебя и семьи, но и для содержания почти целой провинции, то мне жаль тебя и я сделаю все, что в моих силах, чтобы спасти тебя». Советники и законники, желая также спасти его, сказали: «Он уже принес жертву во Фронтистерии (или академии для занятий литературой».) Филей воскликнул: «Я не приносил в жертву никакого жертвоприношения; но скажи едва, что я принес жертву, и ты скажешь не больше, чем правду». Пробыв там какое-то время, он, возможно, мог бы отслужить там мессу. [ 7 ]
На суде присутствовали его жена, дети, брат и другие родственники, знатные люди и язычники. Правитель, надеясь одолеть его нежностью к ним, сказал: «Смотри, как печальна твоя жена, устремив на тебя взоры». Филей ответил: «Иисус Христос, Спаситель душ, призывает меня к своей славе: и он может, если пожелает, призвать мою жену». Адвокаты из сострадания сказали судье: «Филес просит отсрочки». Кулкиан сказал ему: «Я охотно предоставляю тебе это, чтобы ты мог подумать, что делать». Филей ответил: «Я обдумал и принял неизменное решение умереть за Иисуса Христа». [ 7 ] Тогда все советники, наместник императора, который был первым судьей города, все остальные судебные чиновники и его родственники вместе пали к его ногам, обнимая его колени и заклиная его сострадать своей безутешной семье. и не оставлять своих детей в их нежном возрасте, пока его присутствие было им абсолютно необходимо. [ 8 ] Но он, как скала, непоколебимая бурными волнами, разбивающимися о нее, стоял неподвижно; и, возведя сердце свое к Богу, громко заявил, что у него нет других родственников, кроме апостолов и мучеников. Присутствовал Филором, благородный христианин: он был трибуном или полковником и генеральным казначеем императора в Александрии, и имел свой трибунал в городе, где он заседал каждый день, слушая и вынося решения, в присутствии многих высокопоставленных чиновников. Восхищаясь благоразумием и несгибаемым мужеством Филея и движимый негодованием на своих противников, он воззвал к ним: «Зачем вы стараетесь одолеть этого храброго человека и заставить его нечестивым уступчивостью людям отречься от Бога? Разве ты не видишь, что, созерцая славу небесную, он не думает о земных вещах?» Эта речь вызвала на него негодование всего собрания, которое в ярости потребовало приговорить обоих к смерти. На что судья с готовностью согласился. [ 9 ]
Когда их вели на казнь, брат Филея, который был судьей, сказал правителю: «Филес желает его прощения». Поэтому Кулциан перезвонил ему и спросил, правда ли это. Он ответил: «Нет: не дай бог. Не слушайте этого несчастного человека. Я вовсе не желаю отмены моего приговора, но считаю себя весьма обязанным императорам, вам и вашему двору, ибо благодаря вам я становлюсь сонаследником Христа и вступаю сегодня же во владение Его царством. ». После этого его доставили на место казни, где, произнеся вслух молитву и призвав верующих к постоянству и настойчивости, он был обезглавлен вместе с Филоромом. Точное время их мученической кончины неизвестно, но произошло это между 306 и 312 годами. Их имена стоят в древних мартирологах. [ 9 ]
счет Ларднера
[ редактировать ]Натаниэль Ларднер (1684–1768) в своей книге «Достоверность евангельской истории» писал:
ФИЛИАС, ЕПИСКОП ТМУИССКИЙ В ЕГИПТЕ; И ФИЛОРОМ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРИЕМНИК В АЛЕКСАНДРИИ.
«ФИЛЕЙ, — говорит Иероним , — из города в Египте по имени Тмуис, из знатного рода и с большим поместьем, принял епископский сан. Он написал прекрасную книгу во славу мучеников. После долгого спора с судьей, повелевшим ему принести жертву, он был обезглавлен за Христа тем же гонителем, по приказу которого Лукиан пострадал в Никомидии».
Иероним означает императора Максимина . Но ученые люди не пришли к единому мнению относительно года мученической кончины этого доброго человека. У Пещеры он помещен в 311 г., у Баснажа - в 311 или 312 г., у Тиллемона - после 306 г. и до указа в 311 или 312 г. Местом его мученической кончины теперь, я думаю, обычно считается Александрия, хотя когда-то Валезиус склонялся к тому, чтобы в Фиваиду .
Расцвет Филея, по подсчетам Кейва, пришелся на конец третьего века, примерно в 296 году. Вполне вероятно, что Тмуис был местом его рождения и епископства.
Евсевий в своей «Церковной истории» приводит длинный отрывок из письма Филея христианам в Тмуиде; обычно считается, что это то же самое, что Иероним называет книгой «Похвала мучеников».
В то же время Евсевий сообщает о мученической кончине Филорома. И до сих пор сохранились акты мученичества этих двух лиц, которые Тиллемон и Рюинар считают подлинными и искренними; и действительно, они в основном приятны Евсевию; но все же мне кажется, что они вставлены: по крайней мере, Я придерживаюсь мнения, что на них нельзя полагаться как на искренность и неподкупность, и по этой причине я не буду ими пользоваться. [ 10 ]
Но я немедленно перепишу рассказ Евсевия о смерти Филея и Филорома, а также часть только что упомянутого отрывка из письма, написанного первым. [ 11 ]
Наш церковный историк, упомянув затем множество других примеров героического мужества и твердости духа в деле истины, добавляет: «И это действительно достойно восхищения, но еще более достойны восхищения те, кто, отличаясь своим богатством, высоким происхождением, почестями, ученость и красноречие предпочитали всему остальному истинную религию и веру в Иисуса Христа. Среди них был Филором, который не носил обычной должности, но был генеральным приемником императора в Александрии; и, как и подобало его высокому положению в римском правительстве, он ежедневно заслушивал дела, сопровождаемые солдатской гвардией. Точно так же Филеас, епископ церкви в Тмуиде, который с хорошей репутацией исполнял все государственные должности в своей стране и отличался своими философскими познаниями, когда многие из их родственников и других уважаемых друзей, а также некоторые магистраты и даже сам судья советовал им пожалеть себя и подумать о своих женах и детях, чтобы все их мольбы не побудили их из уважения к собственной жизни преступить божественные законы об отрицании и исповедуя нашего Спасителя; но с мужественным, смелым и философским умом, или, вернее, с религиозным сердцем, истинно преданным Богу, выдержав все угрозы и оскорбления судьи, они оба были обезглавлены». [ 11 ]
«Но, поскольку мы сказали, что Филеас был выдающимся ученым, пусть он будет представлен в качестве его собственного свидетеля. В то же время он показывает, каким он был сам, он расскажет о мучениях, произошедших в его время в Александрии, гораздо точнее, чем мы можем. Так он пишет в своем послании к народу Тмуиса: «Все эти образцы, образцы и превосходные увещевания, представленные перед нами в божественных и священных писаниях, блаженные мученики среди нас без колебаний устремили взор своей души на Бога. над всеми и охотно приняв смерть ради религии, стойко держались своего призвания, зная, что Господь наш Иисус Христос ради нас стал человеком, чтобы уничтожить всякий грех и доставить нам помогает для обретения вечной жизни: Ибо он не ревностно желал показаться подобным Богу, но уничижил себя, приняв образ раба, и, будучи найден в образе человека, смирил Себя до смерти, даже до смерти крест: «Филипп. ii. 6, 7». Посему и эти мученики, полные Христа, «усердно желая величайших даров» (1 Кор. 12. 31.), претерпевали не один раз, но некоторые из них часто, всякие боли и муки, какие только можно. быть выдуманными; и хотя офицеры делали все возможное, чтобы словами и делами запугать их, они не унывали, «потому что совершенная любовь изгоняет страх»: 1 Иоанна 4. 18. [ 12 ]
Я опускаю остальное, что можно увидеть у самого Евсевия, который, закончив свои отрывки, добавляет: «Это слова истинного философа и мученика, исполненного любви к Богу, который, находясь в темнице, перед последним приговор судьи, быть отправлен людям, находящимся под его опекой; отчасти сообщая им, каковы были его собственные обстоятельства, отчасти призывая их твердо держаться веры во Христа даже после его смерти, которая тогда была близка». [ 13 ]
Я также полагаю, что никто не станет оспаривать мою интерпретацию этой фразы, которая в нашем английском переводе переведена как «не думал, что грабеж равен Богу»; ибо здесь Филей, очевидно, использует и понимает это слово как выражение смирения нашего Господа, а не Его достоинства и величия. Подобным же образом мы уже видели это выражение, понимаемое некоторыми древними христианскими авторами. [ 13 ]
Я бы лишь заметил, что в конце отрывка, цитируемого Евсевием, Филей цитирует некоторые заповеди Ветхого Завета, как священного писания. [ 13 ]
Филеас в другом месте упоминается Евсевием среди других епископов Египта, принявших мученическую смерть во время гонений Диоклесиана. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джером , с. 2498.
- ^ Аббатство Святого Августина, Рамсгейт, 1921 , с. 217.
- ^ Аббатство Святого Августина, Рамсгейт, 1921 , стр. 217–218.
- ^ Аббатство Святого Августина, Рамсгейт, 1921 , с. 218.
- ^ Батлер 1866 , с. 41.
- ^ Батлер 1866 , с. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Батлер 1866 , с. 42.
- ^ Батлер 1866 , стр. 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б Батлер 1866 , с. 43.
- ^ Ларднер 1838 , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б Ларднер 1838 , с. 235.
- ^ Ларднер 1838 , стр. 235–236.
- ^ Перейти обратно: а б с Ларднер 1838 , с. 236.
- ^ Ларднер 1838 , с. 237.
Источники
[ редактировать ]- Батлер, Албан (1866), Жития отцов, мучеников и других главных святых , том. 2, Джеймс Даффи , получено 19 августа 2021 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джером, Жизни выдающихся людей , Филип Шафф: NPNF2-03. Теодорет, Иероним, Геннадий и Руфин: Исторические сочинения, Эфирная библиотека христианской классики
- Ларднер, Натаниэль (1838), Работы Натаниэля Ларднера , том. 3, У. Болл , получено 19 августа 2021 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Аббатство Святого Августина, Рамсгейт (1921), Книга святых: словарь служителей Божьих, канонизированных католической церковью , Лондон: A. & C. Black, ltd. , получено 26 июля 2021 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .