Франческо Бонифачо
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . ( Март 2011 г. ) |

Франческо Джованни Бонифачо (7 сентября 1912 — 11 сентября 1946) — итальянский католический священник , убитый югославскими коммунистами в Гризиньяне (тогда Италия, ныне Хорватия ); он был беатифицирован в Триесте 4 октября 2008 года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Франческо (Чекко) Бонифачо родился 7 сентября 1912 года в Пиране , [ 1 ] Истрия , которая тогда была частью Австро-Венгрии , позже Италии , а сейчас является частью Словении. Он был вторым из семи детей, рожденных Джованни и Луиджи Бусдон Бонифачо. Его отец работал кочегаром на пароходах, отходящих из Триеста, поэтому большую часть времени его не было дома. Его мать устроилась на работу уборщицей, чтобы пополнить свой доход. Семья была набожными католиками. Франческо посещал местную начальную школу Пирано и получил религиозное образование в местном приходе Сан-Франческо, где служил прислужником.
семинарист
[ редактировать ]В 1924 году Бонифачо поступил в семинарию в Каподистрии-Копере. [ 1 ] где он получил прозвище Эль Сантин (маленький святой) за свое послушание, кротость, служение и доступность своим товарищам. В сочельник 1931 года умер его отец. В следующем году он поступил в Центральную духовную семинарию Гориции. Это были неспокойные годы для Италии: фашизм уже укрепил свою политическую власть и стремился уменьшить влияние католической церкви в Италии. В 1934 году фашисты развернули кампанию в прессе против местной церкви из-за выступления епископа Луиджи Фогара. Однако молодой Бонифачо не особо интересовался политикой.
Священство
[ редактировать ]октября 1936 года Бонифачо был рукоположен в сан дьякона в Триесте архиепископом Карло Марготти Гориции 26 , а 27 декабря 1936 года он был рукоположен в священники в Триестском соборе Сан-Джусто. Свою первую службу он отслужил в своей родной церкви Пирано Сан-Джорджо Дом 3 января 1937 года. Несколько месяцев спустя он был назначен викарием в Читтанова-д'Истрия . [ 1 ] где он создал местное отделение Azione Cattolica (Католическое действие).
13 июля 1939 года епископ Триеста Антонио Сантин назначил Бонифачо викарием Виллы Гардосси или Красицца (ныне Красица), небольшого городка, расположенного в Буизе между Буйе и Гризиньяной . Сообщество состояло из нескольких небольших деревень (Баредин, Пунта, Лоццари, Буззаи, Гардосси, Монте-Чини, Мусолини, Стация Лой, Костеллас, Браичи и Радани) и имело население 1300 человек, большинство из которых были крестьяне. Туда к нему присоединяются его мать и младший брат. В доме приходского священника не было ни водопровода, ни электричества; еда была скудной и состояла в основном из супа, поленты и яиц. [ 2 ]
Он быстро организовал движение Azione Cattolica и хор в приходе. Он преподавал религию в местной школе и открыл небольшую библиотеку. Дон Франческо поделился тем немногим, что у него было с едой, с беднейшими из своих прихожан. Он не отличался крепким здоровьем, страдал астмой, постоянным кашлем и хроническими заболеваниями бронхов и легких. Тем не менее, послеобеденное время он посвящал посещениям приходов. В любую погоду он путешествовал по долине вдоль и поперек, пешком или на велосипеде, даря утешение и поддержку. Дон Франческо пользовался любовью народа. [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Война разразилась в июне 1940 года, но имела очень незначительный эффект в Истрии до итальянского разгрома 8 сентября 1943 года. Части итальянской и югославской коммунистических партий организовались, чтобы захватить контроль. Район Виллы Гардосси с его лесами и изолированными домами был идеальным местом для партизан. Немецкие войска прибыли примерно в середине сентября и заняли ключевые позиции Истрии. Дон Франческо продолжал свое обычное служение своему сообществу, но встретил эту новую ситуацию с большой энергией и исключительным мужеством. Во время кордона немецкой армии и поисковой операции он рисковал своей жизнью, чтобы найти и похоронить тела павших партизан. Он не позволил немцам поджечь дом, поскольку они считали, что он используется для укрытия партизан. Он предотвратил акцию протеста у фашистского штаба в Буе после убийства крестьянина и спас от партизанского расстрела человека, которого они считали немецким информатором. Молодые люди, которые не хотели быть призванными в новую итальянскую фашистскую армию или вынуждены вступать в партизанские силы, нашли убежище в приходском доме. [ 3 ]
После войны
[ редактировать ]В мае 1945 года партизанская армия вытеснила немецкие и итальянские войска из Истрии. Этот регион был почти полностью присоединен к новой коммунистической Югославии Тито. Новый режим рассматривал католическую церковь как потенциального врага. Вместо религиозных праздников были введены новые праздники. Новое правительство отговаривало людей посещать церковь и размещало агентов за пределами церквей, чтобы они записывали имена тех, кто это делал. Дон Франческо считался лидером общества и угрозой новому режиму. Некоторые лояльные прихожане сообщили ему, что некоторые члены его общины приняли новые стандарты, и предупредили его не доверять им. В то время югославский коммунизм был построен по советскому образцу, и наряду с обычным насилием их также обучали использованию дезинформации, пропаганды и ложных обвинений. Он отправился в Триест, чтобы проконсультироваться со своим епископом, который посоветовал ему быть осторожным и ограничить свою деятельность внутри церкви, избегая каких-либо публичных позиций. [ 2 ] Монсеньор Сантен также призвал его оставаться «верным [своим] обязанностям, не поддаваясь никем запугиванию». [ 3 ] Дона Франческо обвинили в том, что он «подрывник и антикоммунист». На эти ложные обвинения он ответил тем, что провел собрание Акции в церкви с широко открытыми дверями, чтобы каждый мог видеть сказанное.
Смерть
[ редактировать ]За несколько дней до смерти некоторые преданные прихожане предупредили дона Франческо, что его жизнь в опасности. Он признался своему товарищу-священнику, дону Гвидо Бертуццо, капеллану Сиччиоле, что даже разговаривать на улице стало для него очень опасно, поскольку он находился под строгим наблюдением. Он посоветовал прихожанину-активисту «пометить свое оружие», поскольку знал, что «друзы» (коммунисты) сейчас отрезают головы своим жертвам.
Отец Бонифачо, вероятно, был убит 11 сентября 1946 года, в тот же день, когда он исчез, и его тело так и не было обнаружено. [ 4 ] В последний раз около 16:00 его видел живым дон Джузеппе Рокко, его духовник и капеллан Пероя. Более поздняя реконструкция показала, что на обратном пути из Грожняна его остановили какие-то «Народные гвардейцы», избили до смерти, а его тело бросили в фоибу . [ 5 ] В других неподтвержденных версиях говорилось, что, по общему мнению, его также подвергали физическому насилию, забивали камнями и, в конечном итоге, дважды ударили ножом. Когда его брат пошел запросить информацию у местной «Народной милиции» (коммунистической полиции), он был арестован по обвинению в распространении ложной и антикоммунистической пропаганды. Вскоре после этого семья переехала в Италию.
Судьба отца (дона) Франческо Бонифачо была не единственным насилием, совершенным против католической церкви на бывших итальянских территориях, отошедших к Югославии в 1945 году. В июне 1946 года триестский епископ Монс. Сантин был остановлен и избит коммунистическими активистами, когда он направлялся в Копер/Каподистрия, входившую в то время в его епархию, для участия в церемонии конфирмации; его делегат Монс Джакомо Укмар также был избит 23 августа 1947 года, в тот же день, когда был убит другой священник Дон Миро Булесич; его горло было перерезано. [ 5 ] 11 ноября 1951 года другой делегат епископа Триеста Монс. Джорджио Бруни был избит во время участия в конфирмации в Карказеоне от имени епископа. [ 3 ]
Беатификация
[ редактировать ]Тогдашний епископ Триеста Антонио Сантин, родившийся в Ровиньо (ныне Ровинь в Хорватии), впервые подал предложение о беатификации дона Франческо Бонифачо еще в 1957 году. Монс. Эудженио Равиньяни, нынешний епископ Триеста, написал отчет об убийстве священника 3 июля 1983 года. Он написал, что дон Франческо Бонифачо был убит в возрасте 34 лет вечером 11 сентября 1946 года. В течение многих лет ничего не было известно, пока свидетели не подтвердили. и пролить свет на то, что произошло той ночью. Во всех показаниях говорилось, что Бонифачо избили и бросили в яму. В других сообщениях упоминается, что его забили камнями, ранили ножом и застрелили. [ 6 ]
Споры
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2012 г. ) |
В номере журнала «Аввенире» от 7 февраля 2006 года была опубликована статья, в которой говорилось, что дон Луиджи Рокко, которого посетил дон Бонифачо в 1946 году в Грозняне, сказал, что священника бросили в яму Мартинези в Грозняне. [ 7 ] Хотя тело Бонифачо могло быть брошено в фоибу под названием Мартинес, это сомнительно, поскольку его останки так и не были найдены. Также возможно, что его тело было сожжено. [ 8 ]
Парижский мирный договор, подписанный в 1947 году, когда Истрия почти полностью отошла к Югославии, до сих пор остается вопросом, который определяет отношения между Италией и новыми государствами бывшей Федерации Югославии. Зверства в Фойбе являются предметом разногласий в современной итальянской политике. Правые СМИ обвиняют левых в попытке преуменьшить масштабы массовых убийств, одновременно сосредоточив внимание на преступлениях, совершенных фашистами. [ 6 ] Бонифачо и его мученическая смерть от рук коммунистов стали важным символом истории Фойбе и исхода итальянцев из Истрии.
Знаменитый истрийский священник Монс. Бозо Миланович, автор многих книг по истории Истрии и преступлениям, совершенным против священников, написал книгу «Истра у двадесетом стольеку» («Истрия в двадцатом веке», Пазин 1996). В этой книге он описал работу «коллегии священников Св. Павао для Истрии» в 1946 году. Он написал, что они обсуждали «тайно пропавшего итальянского священника в Буйстине (…)», а Иван Гра, священник в истрийских деревнях Сисан и Лижнян в своей книге «Истарска црква у ратном врихору» (1943–1945) (Истрийская церковь в войне ветры), опубликованная в Пазине в 1992 году, описала преступления против истрийских священников, но ни разу не упомянула дона Бонифачо. Однако в фельетоне Istarski Svecenici - Ratne i Poratne Zrtve (Истрийские священники – военные и послевоенные жертвы), опубликованном в ежемесячном журнале «Ladonja» в августе 2005 года, Иван Гра написал о Франческо Бонифачо. С 1939 года и до своей кончины он был настоятелем прихода Красица в Буйстине. После окончания войны юго-коммунистические власти не могли его терпеть, потому что он слишком сильно вмешивался в их идеологическую работу. 10 сентября 1946 года пришло известие, что в Буйстине у них – коммунистов – есть список молодых священников, которых Народная гвардия должна «ликвидировать». Дон Бонифачо был первым в списке, но он решил продолжить свои обязанности священника. На следующий день, 11 сентября, вечером, Народная гвардия ждала его, когда он пешком возвращался домой из Грозняна, и после резкого обсуждения его насильно увезли. С тех пор все его следы исчезли и место его смерти остается неизвестным (...)». Коммунистический писатель, публицист и журналист Джакомо Скотти, итальянский коммунист-эмигрант из Неаполя, в своей книге «Крик фоибы» (Риека, 2008) не упоминает ни об убийстве дона Бонифачо, ни о том, что его тело было брошено в фоибу. Джакомо Скотти, крупный эксперт по этой теме в Хорватии и Италии, писал: «Как только я начал писать о беатификации дона Бонифачо, содержащемся в Триесте, и об убийстве, я заявил, что этого священника нет в списке жертв фобе. В Лиге борцов-антифашистов мне сообщили, что дон Бонифачо пропал без вести в сентябре 1946 года и что сведений о его убийстве или смерти в яме нет.
Церемония беатификации была проведена в Триестском соборе Святого Джусто 4 октября 2008 года епископом Триеста Эудженио Равиньяни; Понтифика представлял архиепископ Анджело Амато.
В 2005 году площадь Триеста была названа в честь Франческо Бонифачо. Пьяцца Франческо Бонифачо — парк в столичном Неаполе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Блаженный Франциск Бонифаций, священник и мученик», Триестская епархия
- ^ Перейти обратно: а б с Петтити, Джанпьеро. «Блаженный Франческо Джованни Бонифачо», Святые и Блаженные, 30 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с « Дон Франческо Бонафачо, приход Сан-Джероламо, Триест» . Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Руководитель, Мерко. «Дон Франческо Бонифачо», «Зенит» , 8 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Беатификация дона Бонифачо», Национальная ассоциация Венеции Джулии и Алмазии, ноябрь 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Набор беатификации священника Фойбе», журнал Italy , 20 августа 2008 г.
- ^ «Дон Франческо Бонифачо», Avvenire , 7 февраля 2006 г.
- ^ Винья, Марко. «Священники, убитые во время резни в Фойбе», «Муниципалитет Пиньятаро , 9 февраля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Сборник статей о Франческо Бонифачо:
- Эудженио Равиньяни, епископ Триеста.
- Биография дона Франческо Бонифачо
- Беатификация дона Франческо Бонифачо в Триесте
- Интервью с Джованни Бонифачо
- Интервью монс. Рокко су дон Бонифачо
- Интервью с монсеньором. Малнати на Дону Бонифачо
- Дон Бонифачо и Католическое движение действия. (C78.NBR)
- 1. ^ Газета Avvenire от 5 августа 2008 г.: «Триест, священник-мученик фоибы, благословленный 4 октября».
