Фланн Эбби
Фланн Майнистрех (умер 25 ноября 1056 г.) был ирландским поэтом и историком. [ 1 ]
Фланн был сыном Эхтигерна мак Кенгуссо, который был лектором в монастыре Монастербойс (современное графство Лаут ), в ирландском Майнистир-Буите , откуда и прозвище Фланна, означающее «Монастербойс». Он принадлежал к Цианнахта Брег , роду, который на рубеже первого тысячелетия контролировал Монастербойс, предоставляя своих аббатов и других знатных людей. [ 2 ] Сам Фланн также был там «fer légind» (букв. «человек, изучающий тексты», т. е. лектор, глава монашеской школы), как и его отец. Его сын, которого также звали Эхтигерн (ум. 1067), станет настоятелем ( airchinnech ) Монастербойса. [ 3 ]
Самые ранние датируемые работы Фланна относятся к годам после битвы при Клонтарфе (1014 г.), когда Маэль Сехнейл мак Домнейл из Уи Нейла возобновил свое правление в качестве Верховного короля Ирландии (1014–1022 гг.). Это Ríg Themra di tesbann tnú и Ríg Themrea toebaige íar ttain , которые вместе составляют ориентированную на Уи Нейла историю правления Тары . [ 4 ] Среди других его стихотворений некоторые, по-видимому, были написаны гораздо позже, Mide maigen clainne Cuind , [ 5 ] имеет дело с кланом Чолмайн , к которому принадлежал Маэль Сехнаилл, в то время как цепь Мугаин инген Конкраид и Сил наедо Слейн на слег оба имеют дело с соседним Уи Нейлом, родственником Сил наэдо Слейн , когда-то повелевавшим Цианнахта Брег. Фланну также приписывают серию из пяти стихотворений о королях и военной истории северного королевства Уи Нейл Сенела Неогейна , а также о легендарном происхождении крепости Сенела Неогейна в Айлехе . [ 6 ]
Ряд стихотворений Фланна можно найти в « Лебор Габала Эренн» — « Книге о вторжении в Ирландию» , а его работы о « Туата де Дананн» оказали большое влияние. [ 7 ] а пара касается мировой истории или тем классической литературы. [ 8 ] Наиболее влиятельной была плотина Рейдига, Dé, do nim , длинная метрическая история мировых королей евсевианской связана с Беды традиции, которая, по-видимому , Chronica Maiora . [ 9 ] В эпоху раннего Нового времени Фланн стал известен как автор ряда прозаических синхронистических трактатов. Хотя трактаты действительно средневековые, необоснованные доказательства причастности Фланна отсутствуют. [ 10 ] Некоторые из этих трактатов помещают ирландскую историю в универсальную историю, в традициях Хроникона Евсевия-Иеронима . [ 11 ] В другом представлены списки ирландских и шотландских королей, составленные с целью показать современников, что является важным источником по ранней истории Шотландии , независимо от того, считается ли Фланн ее автором. [ 12 ]
Несмотря на свое загадочное происхождение, идея о том, что Фланн является автором синхронистического материала, оказала большое влияние на его последующую интерпретацию учеными. Например, Эоин Макнейл считал Фланна первым из синтетических историков; его предполагаемый синтез библейской истории и хроник зарубежного мира с ирландскими анналами , мифами и генеалогическими записями должен был во многом подражать последующим писателям. [ 13 ] В более общем плане Фрэнсис Джон Бирн заявил, что он « ...был ведущим светилом среди «синтетических историков», которые формировали то, что должно было оставаться официальной историей до семнадцатого века и далее... » и что « ...это Во многом благодаря его [Фланну] авторитету официальная доктрина монополии верховной королевской власти Уи Нейля со времен Святого Патрика до узурпации Брайана была принята даже в Мюнстерских Анналах Инисфоллен » . [ 14 ] Рассматривая свои стихотворные истории Тары и различных королевств Уи Нейл, Даувит Браун поместил Фланна в центральное средневековое историографическое движение, направленное на продвижение королевств над династиями как политических единиц; его интерес к выявлению причин смерти королей, например, связан с подчеркиванием « институционального долголетия королевской власти в отличие от смертности королей » . [ 15 ]
Сам Фланн умер 25 ноября 1056 года, дата, указанная в «Анналах Тигернаха» . В « Анналах Ольстера» он назван « выдающимся лектором и знатоком исторических знаний Ирландии ». Четверостишие о Фланне появляется в анонимном стихотворении о епископском дворе Аэда Форрейда (епископа Армы , 1032–1056), написанном между 1032 и 1042 годами; он представляет собой краткий, но, вероятно, почти современный эскиз этого человека.
« Фланн, из знаменитой церкви сладкоголосого Буйте .
Медленный взгляд ока в его нежной голове .
Он знаток волшебного меда, пьющий эль .
Последним знатоком земли трех финнов является Фланн ». [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. также Кэри: Фланн Манистрех (ум. 1056) ; Ни Маонай: Фланн Манистрех
- ^ Доббс, родословная и семья
- ^ Кэри: Фланн Майнистрех (ум. 1056)
- ^ Бирн, Ирландия и ее соседи , стр.866.
- ^ Питер Дж. Смит (редактор и перевод): Mide Maigen
- ^ МакНил (ред. и пер.): Стихи Фланна Майнистреха , Гвинн (ред. и пер.): Айлех II
- ^ Кэри: Легенда ирландского национального происхождения , стр. 18-22; Таник: Götterdämmerung Фланна Майнистреха
- ^ Например, Мак Эоин (изд. и перевод [комментарий на современном ирландском языке]): Поэма о Троянской войне.
- ^ Mac Airt (изд. и пер.): Среднеирландские стихи о мировом царстве ; Мак Аирт (ред. и пер.): Среднеирландские стихи о мировом царстве (сюита) ; и Мак Эйрт (изд. и пер.): Среднеирландские стихи о мировом царстве (сюита) . Дополнительную информацию см. здесь .
- ^ Скоукрофт: Книга захвата, часть 1 , стр.128 (n.135), 131
- ↑ Один из таких трактатов см. в MacCarthy (изд. и пер.), Codex Palatino Vaticanus No. 830 , стр. 286–317 .
- ^ Андерсон: Список королей , стр.109; Браун: Ирландская идентичность , стр. 2, 171 (№ 23).
- ^ МакНил: Кельтская Ирландия , стр. 26–41.
- ^ Бирн, Ирландия и ее соседи , стр.865–866.
- ^ Браун, Независимость Шотландии , стр. 39–47.
- ^ Мерфи (изд. и пер.), Поэма во славу , стр.155
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Марджори О. (октябрь 1949 г.), «Списки королей», Scottish Historical Review 28:2 , том. 28, стр. 108–118, JSTOR 25525997.
- Браун, Даувит (1999), Ирландская идентичность Королевства Шотландии , Исследования по кельтской истории 18, Вудбридж: Бойделл, ISBN 978-0851153759
- Браун, Даувит (2007), Независимость Шотландии и идея Британии: от пиктов до Александра III , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0748623600
- Бирн, Фрэнсис Джон (2005), «Ирландия и ее соседи, ок. 1014–1072», в Ó Cróinín, Dáíbhí (ред.), Доисторическая и ранняя Ирландия , Новая история Ирландии, том. Я, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 862–898, ISBN 978-0-19-922665-8
- Кэри, Джон (1994), Ирландская национальная легенда о происхождении: синтетическая псевдоистория (PDF) , Лекции квиггина по источникам средневековой гэльской истории 1, Кембридж: Департамент англосаксонского, норвежского и кельтского языков, Кембриджский университет
- Кэри, Джон (2004), «Фланн Майнистрех (ум. 1056)», Оксфордский национальный биографический словарь , Оксфорд: Oxford University Press , получено 22 марта 2008 г.
- Доббс, Маргарет Э. (1956), «Родословная и семья Фланна Манистреха», Журнал Археологического общества графства Лаут , том. 5:3, Археологическое и историческое общество графства Лаут, стр. 149–153, JSTOR 27728169.
- Гвинн, Эдвард Дж. (1906), «Айлех II», The Metrical Dindshenchas , vol. IV, Дублин: Ирландская королевская академия, стр. 101–107.
- Маккарти, Варфоломей (1892), Палатино-Ватиканский кодекс № 830 , Серия лекций Тодда 3, Дублин: Королевская ирландская академия
- Мак Аирт, Шон (1954), «Среднеирландские стихи о мировом царстве», Etudes Celtiques , vol. 6, стр. 255–280.
- Мак Аирт, Шон (1956), «Среднеирландские стихи о мировом царстве (сюита)», Etudes Celtiques , vol. 7, стр. 18–45.
- Мак Аирт, Шон (1959), «Среднеирландские стихи о мировом царстве (сюита)», Etudes Celtiques , vol. 8, стр. 98–119, 284–297.
- МакЭоин, Gearóid (1961), «Поэма о Троянской войне [Люид Джейсон на своем корабле]», Studia Hibernica 1 , Studia Hibernica, редакционная коллегия, St. Патрика, Драмкондра, колледж Дублинского городского университета, стр. 19–55, JSTOR 20495675.
- Макнил, Эоин (1913), «Стихи Фланна Майнистреха о династиях Айлеха, Миде и Бреги», Archivium Hibernicum 2 , vol. 2, Католическое историческое общество Ирландии, стр. 37–99, JSTOR 25529575.
- Макнил, Эоин (1921), Селтик Ирландия , Дублин: Лестер
- Мерфи, Джерард (1944), «Поэма во славу Аода Форрейда, епископа Армы (1032–1056)», в О'Брайене, Сильвестр (редактор), Measgra i Cuimhne Michil Uí Cléirigh , Дублин: Assisi Press, стр. 140–164
- Ни Мхаонаиг, Мэйр (2005), «Фланн Манистрех», в Даффи, Шон (редактор), Средневековая Ирландия: Энциклопедия , Лондон: Routledge, стр. 303–306, ISBN 978-0415940528
- Скоукрофт, Р. Марк (1987), «Книга захвата. Часть I: Рост текста», Эриу 38 , том. 38, Королевская Ирландская академия, стр. 81–142, JSTOR 30007523.
- Смит, Питер Дж. (2004), «Mide Maigen Clainne Cuind: Средневековая поэма о королях Mide», Peritia 15 , doi : 10.1484/J.Peri.3.433
- Таниш, Эйстейн (2012), «Götterdämmerung Фланна Майнистреха как соединение внутри Лебора Габала Эренн», Quaestio Insularis 13
- Таниш, Эйстейн (2015), Прием и использование Фланна Майнистреха и его работы в средневековой гэльской рукописной культуре (доктор философии), Эдинбургский университет, hdl : 1842/15763