Бан Тапене

Ban Thapene) — деревня в районе Луангпрабанг, провинция Луангпхабанг , Лаос . Деревня была впервые основана около 130 лет назад семьями Кха Хок, одной из хму . этнических подгрупп [ 1 ] [ 2 ] Как и у многих других горных жителей Луанг Прабанга, средства к существованию и культура таких этнических групп , как Лао Лум , Кха Хок, Яо и Хмонг в Бан Тапене, зависят от природных ресурсов . [ 3 ]
География
[ редактировать ]Бан Тапене находится примерно в 29 км к юго-западу от Луанг Прабанга. Топография Бан Тапене состоит из гор, небольших долин, ручьев и водопадов с высотой от 450 до 930 метров. Деревня примыкает к деревням Бан У и Нонг Хо на севере, деревням Бан Хокман и Па Си на западе, деревне Бан Янг на юге и деревням Лонг Лао Кау и Лонг Лао Май на востоке. [ 1 ]
Этническая принадлежность и демография
[ редактировать ]Бан Тапене является домом для таких групп, как Лао Лум, Кха Хок, Яо и Хмонг. В декабре 2016 года в Бан Тапене было 139 домохозяйств с населением 637 человек, большинство из которых составляли Кха Хок и Лао Лум. [ 1 ]
Природные ресурсы
[ редактировать ]
Общая природная площадь Бан Тапене, узаконенная местными властями при поддержке SPERI и CCFD в 2016 году, составляет примерно 1775,59 га . Эта территория включает в себя различные категории лесов и земель, например, лесные угодья, охраняемые общинным духом, [ 4 ] лесные массивы, охраняемые сообществом, [ 5 ] лесные угодья общинного и семейного пользования, сельскохозяйственные земли , земли для жилья и объектов инфраструктуры (например, начальная школа , клиника и храм ), туристические земли и военные земли.
Бан Тапене имеет взаимосвязь грунтовых вод , небольших ручьев и водопада . Водопад Куанг Си высотой 60 метров является частью ручья Хуой Си, берущего свое начало в орочьей горе Фу Нам в хребте Луанг Прабанг . Ручей Хуой Си протекает через деревни Нам Уок и Тапене, а затем впадает в реку Меконг .
Природные ресурсы, особенно леса, играют жизненно важную роль для материальных и духовных ценностей этнических групп Бан Тапене. Лес и земля, особенно леса духов [ 6 ] такие как горы Нам Орк и горы Хуа Тат, это места, где этнические группы в Бан Тапене могут исповедовать свои традиционные верования. [ 7 ] посредством ежегодных и сезонных церемоний поклонения духу природы. [ 8 ] Бан Тапене установил свое общественное регулирование, основанное на обычном праве. [ 9 ] и государственная политика, направленная на сохранение таких средств к существованию и культурных объектов для будущих поколений.
Экономика
[ редактировать ]
До 1994 года средства к существованию [ 3 ] семей в Бан Тапене в основном основывались на природных ресурсах, горном сельском хозяйстве [ 10 ] [ 11 ] или вахтовое культивирование , [ 12 ] сажают влажный рис , выращивают коров и буйволов, а также собирают недревесные лесные продукты . Впоследствии из-за лаосской политики запрета вахтового земледелия [ 13 ] и создание охраняемых территорий [ 14 ] [ 15 ] Чтобы сохранить водораздел Куанг Си и развивать туристическую зону Куанг Си, традиционная практика была частично преобразована в мелкомасштабные туристические услуги возле водопада Куанг Си . К 2014 году некоторые семьи в Бан Тапене все еще владеют земельными участками для ведения сельского хозяйства . Бан Тапене планирует превратить эти участки в зону, управляемую сообществом, для сельскохозяйственного производства. [ 1 ] Помимо регулярного дохода, получаемого от туристических услуг, жители деревни также производят изделия, например, традиционную парчу, одежду, корзины и изделия из дерева для продажи туристам в качестве сувениров. Эти продукты в основном производятся из недревесных лесных продуктов, собранных в лесах общественного пользования. [ 5 ] и семейные леса после периода пара .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чан Тхи, Лань; Ле Ван, Калифорния; Фонтхип; Ван Син Мин (декабрь 2016 г.). «Управление природными ресурсами на основе культуры: Бан Тапене, провинция Луангпхабанг, Лаос» . [ нужна полная цитата ]
- ^ ЛеБар, Фрэнк М. «Наблюдения за перемещением Хму в северный Таиланд» (PDF) . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Кейт, Барбер (сентябрь 2013 г.). «Средства к существованию и антропология» .
- ^ Барбер, Кейт; Туан, Д.Т. (2015). Духовные леса, обычное право и коренные этнические меньшинства во Вьетнаме . Вьетнам: Издательство «Знание». стр. 15–21.
- ^ Jump up to: а б «Лесное право» (PDF) . 24 декабря 2007 года . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ «Обновление лесного духа сообщества. Альянс за суверенитет средств к существованию» . Март 2014 года . Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ «ЮНЕСКО – Социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия» .
- ^ Верле, Ванденхенде (2014). «Дух природы - подход к теории биологической экологии человека» .
- ^ Випо (2013). «Обычное право, традиционные знания и интеллектуальная собственность: обзор проблем» (PDF) .
- ^ Эйджа, Пеху. «Горное земледелие в Лаосской НДР» (PDF) .
- ^ Чепмен, Ээ; Буахом, Баунтонг. «Системы горного земледелия в Лаосской НДР: проблемы и возможности для животноводства» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2014 г. Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Хумчитсават, СОДАРАК (1999). «Изменение методов культивирования этнических категорий хмонгов, кхаму и лаосцев в водоразделе Нам Нане, район Нане, провинция Луангпхабанг, Лаосская НДР» (PDF) . НАФРИ . Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2018 года . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Пхенг, Сувантонг (1995). «Смена земледелия в Лаосской НДР: обзор землепользования и политических инициатив» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2018 года . Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ «Лаосская Народно-Демократическая Республика: Национальный отчет об охраняемых территориях и развитии» (PDF) . 2003. Архивировано из оригинала (PDF) 22 мая 2021 года . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ «Обзор комплексных подходов к сохранению и развитию сообществ в Лаосской Народно-Демократической Республике» (PDF) . 2011 . Проверено 10 февраля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]