Соседи (фильм, 1937 г.)
Соседи | |
---|---|
![]() Оригинальный польский плакат | |
Этажом выше | |
Режиссер | Леон Тристан |
Написал | Эммануэль Бадер Людвик Старский Евгениуш Бодо |
В главных ролях | Евгениуш Бодо Юзеф Орвид Елена Гроссовна Людвик Семполинский |
Кинематография | Северин Штайнвурзель |
Музыка | Генри Уорс |
Производство компания | Урания-Фильм |
Дата выпуска |
|
Время работы | 84 минуты |
Страна | Польша |
Язык | Польский |
Соседи [ 1 ] ( Польский : Piętro wyżej ) — польская музыкальная романтическая комедия 1937 года, снятая Леоном Тристаном , с Эугениушем Бодо , Юзефом Орвидом и Хеленой Гроссовной в главных ролях . Сюжет повествует о двух соседях, которые, хотя и не связаны между собой, но имеют одну и ту же фамилию (Генрик и Иполит Пончек) и являются полными противоположностями друг друга. Осложнения возникают, когда племянница старшего, Иполит Помпек, приезжает в гости и попадает в квартиру Хенрика, который тут же влюбляется в нее.
Фильм получил главный приз на Фестивале польского кино во Львове в 1938 году. В сентябре того же года «Пеньтро выжей» был дублирован на идиш и выпущен под названием «Шхним» . известный польско-еврейский актер Менаше Оппенгейм. В главной роли снялся [ 1 ] «Соседи» — один из самых популярных польских довоенных фильмов. Фильм , во многом вдохновленный фильмами, предшествовавшими Кодексу , известен первым в истории изображением трансвестита на экране. [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В фильме рассказывается история двух соседей по многоквартирному дому на улице Щенслива, 13: старшего Иполита Пончека (который живет внизу) и младшего Генрика Пончека (квартиросъемщика, живущего этажом выше). Кроме фамилий, у них почти ничего общего. Первый – любитель классической музыки, а второй – известный радиодиктор и джазмен. Они ведут постоянную войну друг с другом, так как владелец квартиры не может убрать назойливого жильца. Ситуация еще больше осложняется приездом молодой родственницы Иполита по имени Лодзя, в которую (при взаимности) влюбляется Генрих.
Помимо ситуационной комедии и остроумных диалогов, успех фильму обеспечили и песни в исполнении Эугениуша Бодо , ставшие хитами.
Бросать
[ редактировать ]- Евгениуш Бодо - Генрих Пончек [ а ]
- Юзеф Орвид - Иполит Пончек
- Елена Гроссовна - Лодзя
- Людвик Семполинский - Кулька-Кулькевич
- Станислав Волинский - Протазы
- Чеслав Сконечный - Дамазы
- Алина Зелиска - Алисия Бонечка
- Феликс Хмурковски - Стефан Бонецкий
- Юлиан Кшевинский - директор Польского радио
- Людвик Перский - музыкант
- Стефан Ласковский - музыкант
- Винценти Лоскот - музыкант
- Мечислав Бил-Билажевский - диктор на балу-маскараде
- Александр Сучицкий - сотрудник радио
Производство
[ редактировать ]
Производством фильма «Соседи» занималась студия «Урания-Фильм» под руководством Витольда Дыбовского. Режиссером фильма был назначен Леон Тристан, а сценарий к нему написали Эмануэль Шлехтер , Людвик Старский и звезда фильма — Эугениуш Бодо . Последний также взял на себя художественное руководство фильмом. Северин Штайнвурзель отвечал за операторскую работу фильма. [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыку к фильму и песням к нему написал Хенрик Уорс , слова написал Шлехтер. [ 3 ] появилось три песни в «Соседях» Всего :
- «Сегодня та, а завтра та» ( фокстрот )
- «Сексуальная привлекательность» (фокстрот)
- « Я договорился с ней о встрече в девять » ( танго )
Прием
[ редактировать ]В профессиональном еженедельном иллюстрированном журнале «Кино» был положительный отзыв о «Соседях» : «... наконец-то очень хорошая польская кинокомедия (...) шаг вперед в развитии кино». [ 4 ] В рецензии в «Наше Пшеглоде» комедия получила высокую оценку за то, что «юмор, основанный на моральных мотивах, по мере развития сюжета превращается в комедию, напоминающую сюрреалистический юмор братьев Маркс [Маркса]». [ 5 ] С другой стороны, «Соседи» подверглись резкой критике в правых кругах. Мечислав Хошовский написал о фильме следующее:
Они нашли людей, которые демонстрировали на экране массам бесстыдство и заставили их поверить, что это верх артистизма. Тогда они определили глупость как юмор, остроумие или комедию, и некритичные массы согласились с этим, потому что это соответствовало их низким инстинктам. Объединив то и другое, они создали фильм-ревю и кинокомедию и с помощью соответствующей рекламы завоевали расположение не только масс, но и - "интеллигенции". [ 6 ]
Также рецензент правой газеты «Просто з мосту» А. Микуловский выразил неодобрение пародийной сценой Мэй Уэст: когда «Бодо появляется в женском костюме, вызывая восторг менее привередливой публики, то сложенные в аплодисментах руки падают вниз». ". [ 6 ] В анонимной рецензии в Gazeta Polska говорится: «Фильм в целом банален. Интерьеры совершенно неприглядны. [...]. Неудачная идея с радиоведущей в костюме Мэй Уэст серьезно погружается в пошлость». [ 7 ]
Спустя годы «Соседи» получили положительные отзывы. Паула Апанович с портала Oldcamera.pl заявила, что фильм Тристана - это «путешествие в далекую эпоху - встреча со смеющимся межвоенным, ощущением затылком прохладного дыхания катастрофы, которая должна была произойти через мгновение». . [ 8 ] Лукаш Будник из Film.org.pl подчеркнул, что «Соседи» - «один из самых ценных фильмов того времени [межвоенного периода, который многие сегодня считают лучшим». [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Этажем выше» . nitrofilm.pl . Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Этажем выше» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ «Музыка в фильме «Этажем выше » . www.staremelodie.pl . Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ Курц, Ивона (2009). Прокаженный, или quid pro quo, или тело в кинокультуре межвоенного периода. В: Тело и сексуальность в польском кино. Себастьян Ягельский, Агнешка Морстин-Поплавска (на польском языке). Краков: Издательство Ягеллонского университета. стр. 13–23. ISBN 978-83-233-2642-7 .
- ^ Левицкий, Аркадиуш (30 декабря 2020 г.). «Трансгендер/трансвеститизм/переодевание в польское кино» . Журналистика и СМИ . 11 : 49–56. дои : 10.19195/2082-8322.11.5 . ISSN 2082-8322 . S2CID 212701029 .
- ^ Jump up to: а б Ягельский, Себастьян. «Квир-теория и польское кино» . Культурный обзор . 13 : 256–272. ISSN 1895-975Х .
- ^ «Блуждаю по кинотеатрам. «Этажем выше» ». Газета Польска . 1937 год.
- ^ Апанович, Паула. « Петро выше» — незабываемая комедия довоенной Польши» . oldcamera.pl через web.archive.org . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 г.
- ^ Будник, Лукаш. «ПОЛ НАВЕРХ. 80 лет со дня премьеры» . oldcamera.pl .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Версия на идише: «Помпек».
Библиография
[ редактировать ]- Паула Апанович: «Соседи» — незабываемая комедия довоенной Польши. OldCamera.pl, 20 апреля 2020 г. [по состоянию на 18 ноября 2020 г.]. (польский).
- Лукаш Будник: Соседи. 80 лет со дня премьеры. Film.org.pl, 18 февраля 2017 г. [Проверено 18 ноября 2020 г.].
- Марек Гендриковски. Вокруг определения кинопародии. «Изображения. Международный журнал европейского кино, исполнительского искусства и аудиовизуальных коммуникаций». 14 (23), стр. 29–38, 2014. ISSN 1731-450X
- Себастьян Ягельский. Квир-теория и польское кино. «Обзор культурологии». 13 (3), стр. 256–272, 2012. ISSN 1895-975X
- Ивона Курц: Лепрекон, или qui pro quo, или тело в кинокультуре межвоенного периода. В кн.: Тело и сексуальность в польском кино. Себастьян Ягельский, Агнешка Морстин-Поплавска (ред.). Краков: Издательство Ягеллонского университета, 2009, стр. 13–23. ISBN 978-83-233-2642-7
- Аркадиуш Левицкий. Трансгендер/трансвестизм/кроссдрессинг в польском кино. «Журналистика и СМИ». 11, стр. 49–56, 2020. дои : 10.19195/2082-8322.11.5 ISSN 2082-8322 . [по состоянию на 30 декабря 2020 г.].
- Кинообзоры, «Наше обозрение» (63), 1937, с. 6.
- Гуляя по кинотеатрам. «Квартира наверху», «Газета Польска» (66), 1937, с. 13.