Jump to content

Ференц Центерий

Ференц Центерий
Центерий, гр. 1970 год
Рожденный
Ференц Центерий

( 1937-12-29 ) 29 декабря 1937 г.
Умер 7 ноября 2014 г. ) ( 2014-11-07 ) ( 76 лет
Национальность венгерский
Образование Технологическая школа ( Дьёр , Венгрия ), Университет иудаизма, изящных искусств (Лос-Анджелес, Калифорния)
Известный Скульптор
Движение Абстрактный

Ференц Центери (29 декабря 1937 – 7 ноября 2014) был абстрактным скульптором по металлу, известным своими концептуальными работами, связанными с возникновением космической программы США в 1960-х годах. Он был особенно известен высокой степенью технической точности обработки и сварки своих скульптур.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Центерий родился в 1937 году в этнической венгерской семье, в семье плотника в Блаже , Румыния ( венгерский : Balázsfalva ). Когда он был молод, его семья переехала в Дьёр , Венгрия , где он вырос, а затем получил образование инженера. Он бежал из страны во время Венгерской революции 1956 года, переехав на велосипеде через австрийскую границу, и добрался до Лос-Анджелеса, штат Калифорния, в качестве беженца. Он был призван в армию Соединенных Штатов в 1961 году и находился в USAGD Браконне, недалеко от Ангулема , Франция, где он начал лепить из таких материалов, как камень и дерево, работая в базовом механическом цехе. Вернувшись в Соединенные Штаты, он работал слесарем и сварщиком Heliarc и начал использовать в своих скульптурах материалы космической эры, такие как алюминий и люцит .

Ранняя карьера

[ редактировать ]

В течение 1960-х и 1970-х годов Чентери создал множество работ, в которых он использовал различные формы, а также промышленные материалы, такие как алюминий и нержавеющая сталь, чтобы выразить свою концепцию космических исследований и разработок. [ 1 ] На протяжении всего этого периода он активно выставлял свои работы в столичном регионе Лос-Анджелеса, но по мере того, как его популярность и признание начали расти, он отказался от публичных показов своих работ, чтобы сосредоточиться исключительно на развитии своего искусства. Он также преподавал скульптуру в Калифорнийском технологическом институте в 1969–1970 учебном году. [ 2 ] [ 3 ]

Выставки Центери посещали известные представители арт-сцены Лос-Анджелеса, а также голливудские писатели, продюсеры и режиссеры. Дизайн истребителя TIE во франшизе «Звездных войн» очень напоминает скульптуру Центери, которая появилась на несколько лет раньше фильма, что позволяет предположить, что взгляды Ференца на технологии соответствовали взглядам других футуристических провидцев его эпохи. [ нужна ссылка ] Его скульптуры также были показаны в первой сцене телешоу « Ночная галерея», которое вел Род Серлинг .

Скульптура Ференца Центери 1967 года, выставленная в районе Лос-Анджелеса/Голливуда в конце 1960-х годов.

Конец 1970-х по настоящее время

[ редактировать ]

Чентери продолжал формулировать свое художественное видение космоса и технологий на протяжении 1970-х и 1980-х годов, работая независимым сварщиком точной сварки в аэрокосмических компаниях, включая Лабораторию реактивного движения (JPL), работая над такими проектами, как программа «Вояджер» . В конце 1980-х он открыл галерею в Пасадене, штат Калифорния , где проводил частные выставки своих работ. В 1990-е годы он расширил сферу своей деятельности, включив в нее функциональное искусство, выпустив серию заказанных произведений, включая фонари и фонтаны, для клиентов в Западном Лос-Анджелесе.

Проблемы со здоровьем вынудили его уйти из сварки и серьезных работ по металлу в 2001 году, и в 2004 году он переехал в Идиллуайлд, Калифорния , где продолжил создавать произведения искусства, используя альтернативные материалы, в том числе серию кинетических скульптур, которые он назвал «спиннерами» или «Идиллуайлдс», построенных из перфорированного металла и тонких листов ПВХ-пластика. Ференц также продолжал каталогизировать и сохранять венгерские народные песни, в том числе множество оригинальных мелодий, написанных на стихи Шандора Петефи . Он умер в своем доме в Айдилуайлд 7 ноября 2014 года.

Критический прием

[ редактировать ]

Искусствовед и писатель Los Angeles Times Генри Дж. Селдис назвал Центери «одним из самых интригующих молодых скульптурных талантов на местной сцене». [ 4 ] позже назвав свою работу «необычайно интересной» и заявив, что «он достигает простой элегантности, основанной на довольно сложных схемах». [ 5 ]

В обзоре 5-й ежегодной выставки в Южной Калифорнии в Художественном музее Лонг-Бич в 1967 году известный искусствовед и гравер из Лос-Анджелеса Артур Миллиер назвал работы Центери «впечатляющими», назвав его одним из «четырех лучших талантов в [] полезной выставке». . [ 6 ]

Доктор Дэвид Смит, основатель Художественной галереи Бакстера Калифорнийского технологического института , [ 7 ] написал, что его скульптура представляет собой «великолепно интеллектуальное искусство, захватывающее воображение зрителя», и заявил, что «его раннее обучение и постоянный, часто весьма оригинальный и творческий опыт работы с металлами являются одними из источников искусства, которое настолько точно, что захватывает дух». " [ 8 ]

Коллекции и общественные работы

[ редактировать ]
  • Две скульптуры Центери находятся в постоянной коллекции Музея Хиршхорна и Сада скульптур « Бесконечность» (1967). [ 9 ] и Третий этап (1966) . [ 10 ]
  • Его скульптура «Четверство» была приобретена для коллекции Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе в 1976 году. [ 11 ]
  • Ференц спроектировал и изготовил звездчатый многогранник для крыши Венгерской реформатской церкви в Онтарио, Калифорния. [ 12 ] Это самая высокая точка в окрестностях и известная видимая достопримечательность.

Выставки

[ редактировать ]
  • «Пять американцев» (1963) – Музей изящных искусств, Бордо, Франция.
  • «Ежегодная выставка Южной Калифорнии» (1966) - Художественный музей Лонг-Бич, Лонг-Бич, Калифорния.
  • «Первая ежегодная выставка небольших изображений» (1966) – CSULA, Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «Выставка новичков '67» (1967) - Центр визуальных искусств Литтона, Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «Вторая ежегодная выставка небольших изображений» (1967) – CSULA, Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «Первая персональная выставка» (1967) – Галерея Comara, Лос-Анджелес, Калифорния. [ 4 ]
  • «Cerritos Open» (1968) - Колледж Серритос, Серритос, Калифорния
  • «Ежегодная выставка Южной Калифорнии» (1968) - Художественный музей Лонг-Бич, Лонг-Бич, Калифорния.
  • «Вторая персональная выставка» (1968) – Галерея Comara, Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «53-я Национальная апельсиновая выставка» (1968) – Сан-Бернардино, Калифорния.
  • «Ежегодная общекалифорнийская выставка» (1968) - Художественный музей Лагуна-Бич, Лагуна-Бич, Калифорния.
  • «Шоу двоих» (1969) – Государственный колледж Вентура, Вентура, Калифорния
  • «6-я национальная ежегодная выставка» (1969) - Университет штата Вашингтон, Беллингем, Вашингтон.
  • «Арт-экспо Южной Калифорнии» (1969) – Дель Мар, Калифорния.
  • «Ежегодная общегородская выставка» (1969) - Художественный музей Лагуна-Бич, Лагуна-Бич, Калифорния.
  • «45-я ежегодная выставка Общества художников Пасадены» (1969) – Художественный музей Пасадены, Пасадена, Калифорния.
  • «Шоу двоих» (1970) – Калифорнийский технологический институт, Пасадена, Калифорния. [ 13 ]
  • «Персональная выставка» (1970) – Галерея Comara, Лос-Анджелес, Калифорния. [ 5 ]
  • «Восьмая ежегодная выставка Южной Калифорнии» (1970) - Художественный музей Лонг-Бич, Лонг-Бич, Калифорния.
  • «Групповая выставка» (1970) – Западный колледж, Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «Шоу двух мужчин» (1970) – Художественный музей Палос-Вердес, Палос-Вердес, Калифорния.
  • «Всегородской фестиваль искусств» (1972) – Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «Шоу двух мужчин» (1974) – Центр искусств Бренда, Глендейл, Калифорния. [ 14 ]
  • «Десятая ежегодная выставка небольших изображений» (1976) – CSULA, Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «Всегородской фестиваль искусств» (1978) – Лос-Анджелес, Калифорния.
  • «Частная выставка» (1988) – Пасадена, Калифорния.
  • «Los Angeles Artwalk» (2001) – Лос-Анджелес, Калифорния.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Путеводитель по выставке «Новички '67» . Литтонский центр изобразительных искусств. 1967. {{cite news}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  2. ^ «Художественная выставка» (PDF) . Новости Калифорнийского технологического института . Том. 4, нет. 2. Февраль 1970 г. с. 3 . Проверено 12 ноября 2014 г.
  3. ^ Рэндалл, Паула (март 1970 г.). «Вестник». Информационный бюллетень Общества художников Пасадены .
  4. ^ Перейти обратно: а б Селдис, Генри Дж. (9 июня 1967 г.). «В галереях». Лос-Анджелес Таймс .
  5. ^ Перейти обратно: а б Селдис, Генри Дж. (30 октября 1970 г.). «Критический путеводитель по галереям». Лос-Анджелес Таймс .
  6. ^ Миллиер, Артур (19 марта 1967 г.). «Тенденции последних 50». Los Angeles Evening and Sunday Herald Examiner .
  7. ^ «Дэвид Р. Смит (Некролог)» (PDF) . Калифорнийский технологический институт .
  8. ^ Смит, Дэвид (1970). ЧЕРТЕЖИ И ГРАФИКА ПОЛА ДЭРРОУ, СКУЛЬПТУРА ФЕРЕНЦА КСЕНТЕРИ . Калифорнийский технологический институт. Художественная галерея Бакстера.
  9. ^ Музей Хиршорна и сад скульптур, Бесконечность, 1967 г.
  10. ^ Музей Хиршорна и сад скульптур, третья сцена, 1966 г.
  11. ^ «Письмо Дэниела Дука, директора Галереи изящных искусств CSULA» .
  12. ^ «Венгерская реформатская церковь, Онтарио, Калифорния (изображение)» .
  13. ^ Палмер, Ларри (28 января 1970 г.). «Разрыв между художественными формами в Калифорнийском технологическом институте». Пасадена Стар-Ньюс . п. Б-1.
  14. ^ Мюррей, Джоан (23 февраля 1974 г.). Артнеделя . {{cite news}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ad4381df99be0db7dbdf54dd517fefb__1715169240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/fb/6ad4381df99be0db7dbdf54dd517fefb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ferenc Csentery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)