Политика
Сияса (سياسة) — арабский термин, связанный с политической властью. В досовременной исламской литературе оно использовалось для обозначения государственного управления и управления делами государства. Это использование привело к возникновению значения «политика», которое это слово имеет в современном арабском языке. В классических исламских работах по политической теории под влиянием Греции, таких как аль-Фараби » « Ас-Сияса аль-Маданийя , этот термин относится к отрасли философии, изучающей искусство управления государством. В суннитской исламской юриспруденции ( фикхе ) этот термин встречается во фразе сияса шарийя , что буквально означает управление в соответствии с шариатом . Эта фраза относится к доктрине, иногда называемой политическим измерением исламского права, которая была разработана в период позднего средневековья в попытке гармонизировать исламское право с практическими требованиями государственного управления. [ 1 ] Доктрина подчеркивала религиозную цель политической власти и выступала за неформальное применение исламского права, если этого требовали целесообразность и утилитарные соображения. Впервые оно возникло в ответ на трудности, вызванные строгими процессуальными требованиями исламского права, которое отвергало косвенные доказательства и настаивало на показаниях свидетелей, что затрудняло вынесение приговоров по уголовным делам в судах под председательством кади (шариатских судей). В ответ исламские юристы разрешили большую процессуальную свободу в ограниченных обстоятельствах, таких как рассмотрение жалоб на государственных чиновников в мазалимских судах, находящихся в ведении совета правителя, и применение «исправительных» дискреционных наказаний за мелкие правонарушения. Однако при мамлюкском султанате суды-некади расширили свою юрисдикцию до коммерческого и семейного права, действуя параллельно с шариатскими судами и обходясь без некоторых формальностей, предписанных фикхом. Дальнейшее развитие доктрины попыталось разрешить это противоречие между управлением государством и юриспруденцией. В более поздние времена его стали использовать для оправдания правовых изменений, внесенных государством ввиду общественные интересы , если они не противоречат шариату. Османские правители использовали его для обнародования свода административных, уголовных и экономических законов, известных как канун . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Наджар. «Сияса в исламской политической философии». Исламская теология и философия: исследования в честь Джорджа Ф. Хурани. Глава 7. Страница 91 .
- ^ Босворт, CE; Неттон, ИК; Фогель, Ф.Е. (2012). «Сияса». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1096 . (требуется подписка)
- ^ Йосеф Рапопорт (2009). «Политическое измерение (сияса шарийя) исламского права» . В Стэнли Н. Каце (ред.). Оксфордская международная энциклопедия истории права . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195134056 . (требуется подписка)