Теория драмы
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В исследовании операций теория драмы является одним из нескольких методов структурирования проблем . Он основан на теории игр и адаптирует использование игр к сложным организационным ситуациям, учитывая эмоциональные реакции, которые могут спровоцировать иррациональные реакции и заставить игроков переосмыслить игру. В драме эмоции вызывают рационализации, которые создают изменения в игре, и поэтому изменения следуют за изменениями до тех пор, пока либо все конфликты не будут разрешены, либо не станут необходимыми действия. Затем разыгрывается переопределенная игра.
Теория драмы была разработана профессором Найджелом Ховардом в начале 1990-х годов и с тех пор нашла применение в обороне, политике, здравоохранении, производственных отношениях и коммерческих целях. Теория драмы является продолжением работы Говарда по анализу метаигр , разработанной в Пенсильванском университете в конце 1960-х годов и официально представленной в его книге «Парадоксы рациональности» , опубликованной MIT Press . Анализ метаигр первоначально использовался для консультирования по переговорам об ограничении стратегических вооружений (ОСВ).
Основы теории драмы [ править ]
Драма разворачивается через эпизоды , в которых взаимодействуют персонажи . Эпизод представляет собой период предигрового общения между персонажами, которые после общения выступают в роли игроков в игре, построенной посредством диалога между ними. Действие, которое следует за эпизодом, — это разыгрывание этой игры; это устанавливает следующий эпизод. Большая часть теоретико-драматической терминологии заимствована из театральной модели, применяемой к взаимодействиям в реальной жизни; таким образом, эпизод проходит через этапы постановки сцены , развития , кульминации и решения . Далее следует развязка , то есть действие, определяющее следующий эпизод. Термин «теория драмы» и использование театральной терминологии оправданы тем фактом, что эта теория применима к сценическим пьесам и художественным сюжетам, а также к политике, войне, бизнесу, личным и общественным отношениям, психологии, истории и другим видам человеческого взаимодействия. Он был применен при структурировании «Дилеммы узника» , пьесы Дэвида Эдгара в Вест-Энде о проблемах поддержания мира.
На этапе подготовки эпизода персонажи в той или иной форме обмениваются идеями и мнениями и пытаются отстаивать свою предпочтительную позицию – результат игры, который они надеются увидеть реализованным. Позиция, которую занимает каждый персонаж, может зависеть от позиций других. Каждый персонаж также представляет запасной вариант или заявленное намерение . Это действие (т.е. индивидуальная стратегия), которое, по словам персонажа, он будет осуществлять, если текущие позиции и заявленные намерения не изменятся. В совокупности заявленные намерения образуют то, что называется угрозой будущего, если они противоречат позиции какого-либо персонажа; если они этого не делают – т. е. если они реализуют каждую позицию – они образуют так называемое соглашение .
Когда среди персонажей общеизвестно , что позиции и заявленные намерения рассматриваются их ведущими как «окончательные», подготовка заканчивается, и стороны достигают момента истины . Здесь они обычно сталкиваются с дилеммами, возникающими из-за того, что их угрозы или обещания невероятны или неадекватны. Возможны разные дилеммы в зависимости от того, есть соглашение или нет. Если есть соглашение (т. е. заявленные намерения реализуют каждую позицию), возможные дилеммы напоминают те, которые встречаются в игре «Дилемма заключенного» ; они возникают из-за того, что персонажи не доверяют заявленному намерению друг друга выполнить соглашение. Если согласия нет, возможны новые дилеммы, напоминающие игру в курицу ; они возникают из-за того, что угроза персонажа или его решимость придерживаться своей позиции и отвергать другие позиции могут быть невероятными для другого персонажа.
Теория драмы утверждает, что персонаж, столкнувшийся с дилеммой, испытывает определенные положительные или отрицательные эмоции, которые он пытается рационализировать, убеждая себя и других, что игру следует переопределить таким образом, чтобы устранить дилемму; например, персонаж с невероятной угрозой делает его заслуживающим доверия, злясь и находя причины, по которым он должен предпочесть осуществить угрозу; Точно так же персонаж с невероятными обещаниями испытывает положительные эмоции по отношению к другому, когда ищет причины, по которым ему следует сдержать свое обещание. Эмоциональное напряжение приводит к кульминации , где персонажи переопределяют момент истины, находя оправдания для изменения позиций, заявленных намерений, предпочтений, вариантов или набора персонажей. Существуют некоторые экспериментальные данные, подтверждающие это утверждение теории драмы (см. П. Мюррей-Джонс, Л. Стаббс и Н. Ховард, «Анализ конфронтации и сотрудничества: экспериментальные и математические результаты», представленный на 8-м Международном научно-исследовательском мероприятии по командованию и контролю). Технологический симпозиум, июнь 2003 г. — с чьего сайта его можно скачать.
Определены шесть дилемм (ранее называвшихся парадоксами) и доказано, что если ни одна из них не существует, то у персонажей есть соглашение, выполнение которого они полностью доверяют друг другу. Это основная теорема теории драмы. Пока не будет достигнуто решение, отвечающее этим условиям, персонажи находятся под эмоциональным давлением, требующим рационализации переопределения игры, в которую они будут играть. Переопределения, вдохновленные новыми дилеммами, затем следуют друг за другом, пока в конечном итоге, с разрешением или без него, персонажи не становятся игроками в игре, которую они определили для себя. С точки зрения теории игр, это игра с фокусом , т. е. это игра, в которой каждый игрок заявил о своем намерении реализовать определенную стратегию. Эта стратегия является ее угрозой (частью угрожаемого будущего), если соглашение не достигнуто, и ее обещанием (частью соглашения), если соглашение достигнуто. На этом этапе игроки (поскольку они играют в игру) решают, верить ли друг другу, и, таким образом, предсказывать, что сделают другие, чтобы самим решить, что делать.
определенные в теории Дилеммы , драмы
Дилеммы, с которыми персонаж А может столкнуться по отношению к другому персонажу Б в момент истины, заключаются в следующем.
- Дилемма сотрудничества А: Б не верит, что А выполнит свое фактическое или предполагаемое обещание реализовать позицию Б.
- Дилемма доверия А: А не верит, что Б выполнит свое фактическое или предполагаемое обещание реализовать позицию А.
- Дилемма убеждения А (также известная как «сдерживание»): Б определенно предпочитает угрожаемое будущее позиции А.
- Дилемма отказа А (также известная как «побуждение»): А может предпочесть позицию Б угрожаемому будущему.
- Дилемма угрозы А: Б не верит, что А выполнит свою угрозу не реализовать позицию Б.
- Дилемма позиционирования А: А предпочитает позицию Б своей, но отвергает ее (обычно потому, что А считает позицию Б нереалистичной)
с теорией Связь игр
Теоретики драмы строят и анализируют модели (называемые карточными столами или досками вариантов ), которые изоморфны игровым моделям, но в отличие от теоретиков игр и большинства других разработчиков моделей не делают этого с целью найти «решение». Вместо этого цель состоит в том, чтобы найти дилеммы, с которыми сталкиваются персонажи, и таким образом помочь предсказать, как они переопределят саму модель, то есть игру, в которую будут играть. Такое предсказание требует не только анализа модели и ее дилемм, но и исследования реальности за пределами модели; без этого невозможно решить, какие способы изменения модели для устранения дилемм могут быть рационализированы персонажами.
Связь между теорией драмы и теорией игр носит дополняющий характер. Теория игр не объясняет, как создается игра, в которую играют, т. е. как игроки выбирают небольшое количество игроков и стратегий из практически бесконечного множества, которое они могут выбрать, и как они приходят к общему знанию о выборе и предпочтениях друг друга. результирующие комбинации стратегий. Теория драмы пытается объяснить это, а также объяснить, как в игре достигается фокус, который в конечном итоге разыгрывается. Однако теория драмы не объясняет, как будут действовать игроки, когда им, наконец, придется сыграть в конкретную игру с фокусом, хотя она и должна делать предположения по этому поводу. Это то, что теория игр пытается объяснить и предсказать.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Н. Ховард, «Анализ конфронтации», Публикации CCRP, 1999. Доступно на веб-сайте CCRP .
- П. Беннетт, Дж. Брайант и Н. Ховард, «Теория драмы и анализ конфронтации» - можно найти (наряду с другими недавними методами ПСМ) в: Дж. В. Розенхед и Дж. Мингерс (ред.) «Возвращение к рациональному анализу для проблемного мира»: методы структурирования проблем в отношении сложности, неопределенности и конфликтов, Wiley, 2001.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Дж. Брайант, Шесть дилемм сотрудничества: межорганизационные отношения как драма, Wiley, 2003.
- Н. Ховард, Парадоксы рациональности , MIT Press, 1971.