Смбат Шахазиз
Смбат Шахазиз ( арм . Смбат Шахазиз , 1840, Аштарак , Армения — 5 января 1908, Москва , Россия ) — армянский просветитель, поэт и публицист.
Биография
[ редактировать ]Он родился в семье священника и был младшим из шести братьев. До 10 лет он обучался на дому, а затем был отправлен в Лазаревское училище в Москве . После окончания учебы в 1862 году его попросили остаться и преподавать современный и классический армянский язык в начальной школе, пока он готовился к поступлению в университет. В 1867 году он получил степень по восточным языкам в Петербургском университете . Он получил должность преподавателя в Лазарианском колледже и сохранял ее в течение тридцати пяти лет, до выхода на пенсию в 1897 году.
Писать начал еще в студенческие годы, находился под влиянием Рафаэля Патканяна и Хачатура Абовяна . Он сотрудничал с журналом «Хиусисапайл» («Северное сияние»), который основал и редактировал Степанос Назарян . Его статьи и эссе вызвали общественный интерес, и он оставался автором до закрытия газет. В 1860 году он опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Азатутян жамер» («Часы свободы»), включающий тридцать три стихотворения, большинство из которых были написаны на современном армянском языке и несколько на классическом. Тема стихов варьировалась от любви, природы и национальных героев. Вторая его книга вышла в 1865 году: это было длинное патриотическое стихотворение под названием «Левони виште» («Горе Левона»). Стихотворение рассказывает о Левоне, серьезном, идеалистичном армянском юноше, обучающемся на Крайнем Севере. Он глубоко обеспокоен и опечален тяжелыми условиями на своей родине, в то время как его соотечественники продолжают вести расточительную жизнь, а некоторые даже отрицают свою армянскую идентичность. Одинокий и опечаленный, он решает вернуться домой и внести свой вклад в борьбу с невежеством, раболепством, моральным и религиозным упадком и коррумпированным руководством во всех сферах. Стихотворение, отразившее реформистскую идеологию, зародившуюся в Российская империя в то время была принята очень хорошо.
Статьи, очерки и выступления по национальным и социальным проблемам того времени составляют значительную часть наследия Шахазиза. Он поощрял использование современного армянского языка, критиковал архаичные методы образования и консерватизм религиозных лидеров, осуждал деспотизм и лицемерное отношение европейских держав к армянскому вопросу . В 1893 году он основал Абовян-Назарянский фонд для нуждающихся в средствах писателей. После выхода на пенсию в 1898 году он создал в Москве комитет для организации ухода и обучения детей, осиротевших в результате Гамидианской резни . Он разоблачил антиармянскую позицию режима царской России в «Хисёгутюнер Вардананц тони артив» («Воспоминания о празднике Вардананк», 1901 г.) и двуличность турецкой дипломатии в «Микани хоск им энтерцогнерин» («Несколько слов моим читателям», 1903 г.). Он умер в 1908 году. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Наследие армянской литературы: от восемнадцатого века до наших дней , Агоп Джек Хаджикян, Габриэль. Басмаджян, Эдвард Сергеевич Франчук (стр. 377-378)