Эстетическая дистанция
Эстетическая дистанция означает разрыв между сознательной реальностью зрителя и вымышленной реальностью, представленной в произведении искусства. Когда читатель полностью погружается (также известный как «погружен») в иллюзорный повествовательный мир книги, автор достигает близкой эстетической дистанции. Если затем автор отвлекает читателя от реальности истории, по сути напоминая читателю, что он читает книгу, говорят, что автор «нарушил эстетическую дистанцию». [1] [2]
Обзор
[ редактировать ]Эта концепция берет свое начало из Иммануила Канта «Критики суждения» , где он устанавливает понятие бескорыстного удовольствия , которое не зависит от наличия у субъекта желания самого объекта, пишет он, «наслаждение от прекрасного искусства не является, в чистом суждении вкуса [...] непосредственный интерес представляет не объект, а скорее присущий красоте характер, делающий ее пригодной для такого партнерства, - следовательно, характер, который принадлежит самой сущности красоты. ." [3]
Сам термин «эстетическая дистанция» взят из статьи Эдварда Буллоу, опубликованной в 1912 году. В этой статье он начинает с изображения пассажира на корабле, наблюдающего за туманом в море. Если пассажир думает о тумане как об опасности для корабля, это переживание неэстетично, но рассматривать прекрасную сцену с отстраненным удивлением — значит занять законную эстетическую позицию. Чувствовать надо, но не слишком сильно. Буллоу пишет: «Дистанция… достигается путем отделения объекта и его привлекательности от самого себя, путем отключения его от практических потребностей и целей. Таким образом, становится возможным только «созерцание» объекта». [4]
Авторы фильмов, художественной литературы, драмы и поэзии демонстрируют разные уровни эстетической дистанции. Например, Уильям Фолкнер склонен призывать к тесной эстетической дистанции, используя повествование от первого лица и поток сознания , в то время как Эрнест Хемингуэй склонен призывать к большей эстетической дистанции от читателя, используя повествование от третьего лица .
Нарушение эстетической дистанции
[ редактировать ]Все, что вырывает зрителя из реальности художественного произведения, считается нарушением эстетической дистанции. Простой пример в театре или кино — «ломать четвертую стену», когда персонажи приостанавливают развитие истории, чтобы поговорить напрямую со зрителями. Когда эстетическая дистанция намеренно нарушается в театре, это известно как эффект дистанцирования , или Verfremdungseffekt , концепция, придуманная драматургом Бертольдом Брехтом .
Множество примеров нарушения эстетической дистанции можно найти и в метафантастике . Уильям Голдман в «Принцессе-невесте» неоднократно прерывает свою собственную сказку, чтобы поговорить напрямую с читателем. В мюзикле « Останови мир, из которого я хочу выйти» главный герой , Литлчеп , периодически останавливает ход пьесы, чтобы напрямую обратиться к зрителям.
В кино эстетическая дистанция часто нарушается непреднамеренно. Примерами могут служить эпизодическая роль режиссера, плохие спецэффекты или, возможно, откровенный продакт-плейсмент — любого может быть достаточно, чтобы вырвать зрителя из реальности фильма. Дэвид Мэмет в книге «О режиссуре фильма» утверждает, что любое прямое изображение секса или насилия в фильме является неотъемлемым нарушением эстетической дистанции, поскольку зрители инстинктивно выносят суждения о том, было ли то, что они только что увидели, реальным, и поэтому их вытаскивают из игры. рассказывания историй.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Литературные термины
- ^ Мерриам-Вебстер
- ^ Кант, Иммануил (1790). «Критика чистого суждения». пер. Мередит, Джеймс Крид. Блэксбург: Технологический институт Вирджинии. 91.
- ^ Буллоу, Эдвард (1912/1989). «Психическая дистанция» как фактор искусства и как эстетический принцип. Дики Г., Склафани Р., Роблин Р. Эстетика: критическая антология. 2-е изд. Нью-Йорк: Церковь Святого Мартина. 322.