Хорасанский стиль (поэзия)
Стиль Хорасани (перс. سبک خراسانی сабк-и Хорасани «стиль Хорасана», также известный как сабк-и Туркестани «стиль Туркестана», также транслитерируется Хорасани ) — движение в персидской поэзии, связанное с двором Газневидов , связанный с Большой Хорасан (сейчас разделен между Ираном, Афганистаном, Таджикистаном и Узбекистаном).
История
[ редактировать ]Этот термин был придуман в начале двадцатого века. [ 1 ] Традиционно считается, что он характеризует первый период новоперсидской поэзии, продолжающийся с девятого века нашей эры до второй половины двенадцатого. Для него характерны простая поэтическая техника, конкретные образы и метафоры, некоторые архаичные языковые особенности. Несмотря на ограниченное использование арабских заимствований, поэзия в этом стиле находилась под влиянием арабского стиха, особенно с точки зрения его просодии, и доминирующим жанром была поэма-хвала. [ 2 ]
На смену периоду Хорасани пришел сабк-и иракский («иракский стиль») с его более широким использованием арабизмов, более сложными метафорами и образами, а также поворотом к спиритуализму. [ 3 ] Однако переход между периодами не был резким. [ 4 ] Этот стиль вернулся к популярности с так называемым литературным возрождением ( базгашт-э адаби ) восемнадцатого-двадцатого веков. [ 5 ]
Экспоненты
[ редактировать ]Выдающееся исследование этого стиля было проведено Мухаммадом Джафаром Махджубом в 1971 году. [ 6 ] Главные представители этого лиризма — Аджади , Фаррухи Систани , Унсури и Манучехри . Мастера панегириков, такие как Рудаки, были известны своей любовью к природе, их стихи изобиловали запоминающимися описаниями.
Пример
[ редактировать ]А. А. Сейед-Гохраб противопоставляет следующие отрывки, чтобы проиллюстрировать стиль Хорасани. [ 7 ] Первый представляет собой описание дворца из Касиды 31 Фаррухи Систани, написанное в начале одиннадцатого века. Описание простое и конкретное:
- Посреди сада стоял королевский дворец.
- Верх бруствера располагался между двумя башенками.
- Внутри дворца были украшены портики.
- Каждый выход на бельведер
- Один был украшен, как китайская парча.
- Мани. В другом были картинки, как в «Артанге»
- В этом дворце изображения Царя Востока
- Были вырезаны/покрашены в нескольких местах:
- В одном месте он сражается, держа в руке небольшое копье.
- В другом месте он пирует, держа в руке чашу с вином.
Второе относится к концу периода Сабк-и Хурасани , недалеко от периода Сабк-и Ираки : описание дворца, построенного Арслан Шахом из Газны , составленное Усманом Мухтари около 1100 года. Это описание гораздо менее конкретный и гораздо более духовный по тону:
- Древняя сфера стала центром мировой империи.
- Через это место Юпитер осуществляет свое небесное влияние.
- Когда солнце увидело с неба свои парапеты,
- Оно склонило голову к земле, а глаза к порогу.
- [Когда] райские девы увидели это из своих садов,
- Они приняли этот дворец за золото, а рай — за рудник.
- Они считали землю незначительной из-за ее твердого строения;
- Воздух в этом дворце был настолько хорош, что воздух (снаружи) был тяжелым.
- Архитектор использовал свой интеллект и душу, чтобы спроектировать это здание.
- Твердостью ума и благодатью души.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Персидская поэзия», в Принстонском справочнике мировой поэзии , изд. Роланд Грин и Стивен Кушман (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2017), стр. 419.
- ^ А. А. Сейед-Гохраб, Куртуазные загадки: загадочные украшения в ранней персидской поэзии (Лейден: Издательство Лейденского университета, 2010), стр. 20; Анжела Садеги Техрани, «Модернистская поэзия в Иране и пионеры», Азиатский журнал междисциплинарных исследований , 2.7 (июль 2014 г.), 167–69 (стр. 167).
- ^ А.А. Сейед-Гохраб, Куртуазные загадки: загадочные украшения в ранней персидской поэзии (Лейден: Издательство Лейденского университета, 2010), стр. 20.
- ^ Асгар Сейед-Гохраб, «Стилистическая преемственность в классической персидской поэзии: размышления о Манучехри от Дамгана и Амира Моэззи», в «Эпохе сельджуков », изд. Эдмунд Герциг и Сара Стюарт, Идея Ирана, 6 (IB Tauris).
- ^ Анжела Садеги Техрани, «Модернистская поэзия в Иране и пионеры», Азиатский журнал междисциплинарных исследований , 2.7 (июль 2014 г.), 167-69 (стр. 168).
- ^ Сабк-и Хурасани дар шир-и фарси: барраси-и мухташат-и сабки-и шир-и фарси аз агхаз-и сухур та пайан-и карн-и панджум хиджри персонаж персидской поэзии из его истоки до конца пятого века хиджры] ([Тигеран]: Интишарат-и Фирдавс, 199-? [первая публикация 1971]).
- ^ А. А. Сейед-Гохраб, Куртуазные загадки: загадочные украшения в ранней персидской поэзии (Лейден: Издательство Лейденского университета, 2010), стр. 39–42, на основе Джули Скотт Мейсами, «Дворцы и рай: описание дворца в средневековой персидской поэзии», в исламском искусстве и литературе , изд. О. Грабарь и К. Робинсон (Принстон, 2001), стр. 21–54.