Наскальные рисунки Астувансалми
( Наскальные рисунки Астувансалми фин . Astuvansalmen kalliomaalaukset ) расположены в Ристиине , Миккели , Южное Савония , Финляндия , на берегу озера Йовеси , которое является частью большого озера Сайма . Картины находятся на высоте от 7,7 до 11,8 метров над уровнем воды озера Сайма . В то время, когда были сделаны наскальные рисунки, уровень озера был намного выше. Здесь находится около 70 картин. [1]
Наскальные рисунки были официально найдены финским археологом Пеккой Сарвасом в 1968 году, хотя местные жители знали о них и раньше.
Сайт Астувансалми
[ редактировать ]Скала, на которой расположены картины, похожа на человеческую голову, форма которой особенно заметна зимой, если смотреть со льда озера. Вероятно, скала была своего рода культовым или церемониальным местом. Изображения лосей на финских наскальных рисунках могут быть связаны с «животным обрядом», при котором гарантируется преемственность видов, на которых ведется охота. ритуалом, в ходе которого животное отправляют обратно своему «владельцу». [2]
Самые старые картины были созданы около 3000–2500 лет до нашей эры. Они расположены на самом высоком уровне (около 11 метров). Уровень воды резко изменился (около 2,5 метров) во время оползня Вуокси . Позже уровень медленно опустился на 8 метров до нынешнего уровня. Все более поздние картины были сделаны с лодок во время разных исторических уровней воды.
На этом месте, на дне озера, были найдены и другие археологические артефакты, в том числе небольшие янтарные статуэтки древних богов ( Укко и Акка ). Также были найдены украшения с животными, на одном из которых изображена голова медведя. Ювелирные изделия и статуэтки относятся к некоторым религиозным церемониям, проводимым на этом месте.
Также были найдены наконечники стрел, датированные 2200–1800 гг. До н.э. и 1300–500 гг. до н.э.
Поселения каменного века примерно 3300–2800 гг. До н.э. были найдены недалеко от Астувансалми в Хейниеми.
Узоры
[ редактировать ]Наскальные рисунки Астувансалми содержат следующие изображения: от 18 до 20 лосей, примерно столько же человеческих фигур, десятки рук и следов животных, от 8 до 9 лодок, а также геометрические фигуры и изображения, на которых предположительно изображены рыба и собака. [2]
Картины могли иметь связь с сибирской и североевропейской шаманской традицией , где солнце считалось оленем или лосем, бегущим по небу. Саамы . также верили, что Солнце — это бегущее Космическое Солнце-Олень Люди на картинах были шаманами, которые контактировали с духовным миром посредством транса с помощью игры на барабанах и песен. Шаманизм – древнейшая культурная традиция Финляндии и Севера. [2] Он активно присутствовал уже в эпоху палеолита .
Лось традиционно был очень важной добычей для народов севера. Лось также означал Центр Вселенной. У некоторых из восемнадцати лосей Астувансалми есть точки на сердце. Все, кроме одного, смотрят на запад. Кто-то движется, кто-то стоит.
Лодка была важным средством передвижения в озерных регионах доисторической Финляндии. Большие лодки из кожи и дерева строились еще до того, как викинги начали строить свои большие корабли. Лодки были очень похожи на модели североамериканских индейцев.
Человеческие фигуры — это одновременно шаманы и духи, связанные с охотничьими обрядами. Человеческие фигуры могли также означать людей, которые их нарисовали. Считается, что редкая женская фигура с луком в руке изображает мифическую Теллерво , богиню из мифологии Калевалы , которая считается прародительницей человечества. Женщины обычно никогда не принимали участия в охоте, поэтому ее считают более божественной по природе. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наскальные рисунки Астувансалми в Ристиине , Конвенция всемирного наследия.
- ^ Jump up to: а б с д Антти Лахельма (2008). «Прикосновение красного: археологические и этнографические подходы к интерпретации финских наскальных рисунков» (PDF) . Финское антикварное общество. стр. 15, 46, 257–259 . Проверено 22 февраля 2014 г.
– – большое количество лосей на финских наскальных рисунках ассоциирует их с охотой, а не в традиционном понимании охотничьей магии. Вместо этого картины были написаны для того, чтобы вернуть затравленному лосю их «дух-хозяина», которого она отождествляла с «Дамой с луком» в Астувансалми. По мнению Сиикалы, этот образ, скорее всего, представляет собой существо из духовного мира, поскольку в современных приполярных культурах существуют особые табу в отношении женщин и дичи: «само присутствие женщины в охотничьих покоях могло осквернить охотничьи снасти, сделать [их ] непригоден для использования» (Сиикала 1981: 94). По мнению Сиикалы, наскальные рисунки следует понимать как места, где шаман мог связаться с «хранителем» вида лосей.
(по-английски)
Финские ссылки
[ редактировать ]- Вириландер Ханнеле, Ristiina historia 1, Pieksämäki 1989, страницы: 18–20, 23, 31–34.
- Юха Пентикайнен: Астувансалми как ритуальное место
- Наскальные рисунки Астувансалми
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с наскальными рисунками Астувансалми , на Викискладе?
- Наскальные рисунки в Финляндии Онлайн-архив наскального искусства Фонда Брэдшоу.
61 ° 26'30 "N 027 ° 32'30" E / 61,44167 ° N 27,54167 ° E