Сюзанна Уней
Сюзанна Уней | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Увеа , Острова Луайоте, Новая Каледония, Франция | 15 августа 1945 г.
Умер | 21 июня 2016 г. Веллингтон , Новая Зеландия | (70 лет)
Национальность | Французский (Новая Каледония) |
Другие имена | Сюзанна Уней-Смолл |
Занятие | Активист |
Сюзанна Уней (15 августа 1945 - 21 июня 2016) была канакской активисткой за независимость и феминисткой из Новой Каледонии, которая провела свои последние годы в Новой Зеландии. Она поддерживала различные другие идеи, включая безъядерный Тихий океан и независимость маори.
Ранние годы
[ редактировать ]Сюзанна Уней родилась в 1945 году в Увеа в провинции Острова Луайоте в Новой Каледонии . [ 1 ] Официальной датой ее рождения было 15 августа 1945 года, хотя позже она обнаружила, что эта дата могла быть неверной. [ 2 ] Она выросла в Пуандимье на восточном побережье Новой Каледонии. [ 1 ] Во время французского колониального правления численность канаков сократилась с примерно 70 000 в доколониальную эпоху до примерно 26 000 в 1980-х годах. Канаки были отделены от белых и подвергались множеству ограничений и повинностей. Оуней писал: «Мы выросли, видя, как унижали наших родителей». [ 3 ] Серьезное сопротивление канаков начало развиваться в 1960-х и 1970-х годах. В ответ французское правительство поощряло массовую миграцию в Новую Каледонию, чтобы превратить канаков в бессильное меньшинство. [ 3 ]
Будучи школьницей, Оуней возмущалась расовым высокомерием своих учителей и надеялась, что когда-нибудь появится способ бороться с таким поведением. Она написала: «Мои мечты стали реальностью в сентябре 1969 года, когда Нидоиш Нейслин , верховный вождь [сын] Маре, вернулся в Новую Каледонию из Франции и основал политическую группу под названием «Красные шарфы». [ 4 ] Уней присоединился к партии «Ружские фуляры» («Красные шарфы»), которая боролась за независимость канаков от Франции. Она работала в банке и часто использовала свою зарплату, чтобы помогать другим членам группы. Она также участвовала в движении за безъядерный и независимый Тихоокеанский регион (NFIP) и в женском движении Тихоокеанского региона. [ 2 ]
Феминизм
[ редактировать ]Уней отметил, что канакские женщины участвовали в «массовой» активности с середины XIX века, когда они пытались спрятать своих мужей и детей от французской армии. Совсем недавно они боролись с запретом на контрацепцию, введенным французами, а также поддерживали и участвовали в оппозиции французским вооруженным силам. [ 5 ]
В 1974 году Уней была арестована и избита за выражение своего несогласия с празднованием колонизации Новой Каледонии 24 сентября 1853 года. [ 6 ] разработала концепцию феминистской группы женщин-эксплуатантов канаков в луте (GFKEL) . В тюрьме Уней вместе с другими женщинами, включая Деве Городи , единственную канакскую женщину, когда-либо получившую высшее образование, [ 7 ] Целью организации было обеспечение равного обращения с женщинами в движении за независимость. [ 8 ] В 1984 году GFKEL была одной из организаций-учредителей Канакского и Социалистического фронта национального освобождения (FLNKS: Front de Libération Nationale Kanak et Socialiste). [ 1 ] Примерно в 1986 году GFKEL бездействовал. [ 9 ] Оуней писал в 1986 году:
Нам, канакским женщинам, приходится политизировать все, чтобы построить справедливое общество. Их [канакских мужчин] отношение к женщинам такое же, как у белых поселенцев, богатых людей и армии. Другие политические движения создали свои собственные женские секции, чтобы готовить для мужчин во время общих собраний. Мы хотели, чтобы группа боролась с этим. Женщины хотели поговорить о контрацепции. Раньше в нашем обществе всегда была контрацепция. Если женщина хотела иметь детей, она могла, а если нет, то могла пойти к одной из пожилых женщин, которая знала, какие травы и листья ей можно использовать. Но с тех пор, как появилась церковь, говорить о контрацепции преступление, поэтому мы организуемся для борьбы с этим. [ 10 ]
В своей книге 1990 года Канаки Оуней отметила, что в движении за независимость было мало женщин, и некоторые мужчины пытались их отговорить, заявив, что женщинам запрещено говорить. Некоторые женщины также относились к ним негативно, потому что они обсуждали такие темы, как контрацепция. [ 11 ] Оуней выразила враждебность по отношению к христианской церкви, которая, по ее мнению, исказила обычаи и установила мужское доминирование. [ 12 ] Она написала:
Некоторые считают, что по обычаю положение женщины ниже мужчины. Ничто не говорит об этом: что по обычаю женщину следует бить или насиловать, или она должна закрывать рот, когда рядом ее муж. В обычаях ничего такого не говорится. Это большая ложь. Просто чтобы защитить себя, свою власть... Нам придется изо всех сил бороться за то, чтобы люди поняли, что свободные канаки предназначены для всех. Не только независимость для мужчин, но и независимость для всех. Я пытаюсь изменить отношение своих братьев, но не могу их ненавидеть. [ 11 ]
Новая Зеландия и другие страны
[ редактировать ]Сюзанна Уней потеряла работу в Нумеа из-за своей работы по обеспечению независимости канаков и в начале 1984 года поехала в Новую Зеландию изучать английский язык. [ 1 ] Совет организаций по оказанию помощи за рубежом (CORSO) и Ассоциация молодых христианских женщин (YWCA) спонсировали ее в Новой Зеландии, и позже она участвовала в проектах с обеими организациями. Сюзанна жила в Новой Зеландии, училась в Кентерберийском университете , где получила степень по социологии, и опубликовала несколько работ о независимости канаков. В 1985 году она посетила Третью Всемирную конференцию по положению женщин в Найроби , где познакомилась с активисткой Анджелой Дэвис . В 1980-х годах она стала участвовать в движении за суверенитет маори в Новой Зеландии, выступая на многих хуэй . [ 2 ] В 1986 году она вышла замуж за новозеландца Дэвида Смолла. [ 1 ] Двое братьев Унеи были убиты французскими войсками во время действий сопротивления Новой Каледонии в апреле 1988 года. [ 13 ]
В 1990-е годы Ресурсный центр по проблемам Тихоокеанского региона, секретариат NFIP, переехал из Окленда , Новая Зеландия, в Суву , Фиджи. [ 2 ] Сюзанна была назначена помощником директора по деколонизации . [ 1 ] «Омомо Мелен Пасифик» («Женщины-жизненная сила Тихоокеанского региона») была создана в декабре 1994 года на встрече, созванной Унеи, как сеть активистов из Австралии, Новой Зеландии, Бугенвиля, Восточного Тимора, Новой Каледонии, Таити и Западного Папуа. Непосредственной целью было обеспечить заметное участие в предстоящей Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине . Уней тщательно отбирала членов, которые, по ее мнению, имели здравые политические взгляды. Сеть боролась с логистическими проблемами, языковыми барьерами и отсутствием финансирования, но ее участники были полны энтузиазма. [ 14 ]
Проект «Омомо Мелен» был направлен на то, чтобы на Пекинской конференции были рассмотрены вопросы деколонизации Тихого океана. [ 15 ] В 1995 году Оуней представлял проект в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке во время заключительной подготовительной конференции в Пекине. Она позаботилась о том, чтобы в проект Глобального плана действий (ГПД) было включено заявление о положении женщин на колонизированных территориях. [ 15 ] Она выступала на Форуме НПО ООН по проблемам женщин в 1995 году, где заявила, что соглашения с Францией в конце 1980-х годов не смогли серьезно решить проблемы канакских женщин. По ее мнению, неоколониальные отношения, сложившиеся во время французской оккупации Новой Каледонии, привели к домашнему насилию, изнасилованиям и разделению труда, которое вынудило женщин играть подчиненную роль. [ 16 ] В Пекине Оуней выступил на пленарном заседании Форума на тему «Препятствия на пути к миру и безопасности человека» и принял участие в работе глобального трибунала, организованного Советом по правам человека азиатских женщин. На этих мероприятиях она настойчиво привлекала внимание к проблеме ядерных испытаний в Тихом океане. [ 15 ]
Брак Оунея распался в 1997 году. Она оставалась в Увеа до 2000 года, когда вернулась в Веллингтон , Новая Зеландия, со своими двумя приемными детьми. [ 1 ] Она умерла в Веллингтоне 21 июня 2016 года в возрасте 70 лет. [ 2 ]
Публикации
[ редактировать ]- Сюзанна Уней (1985), За независимость канаков, Борьба против французского правления в Новой Каледонии , Окленд: Labor Publishing Co-operative Society Ltd.
- Сюзанна Уней (1987), «Канакские женщины: из кухни в борьбу», в Дэвисе (редактор), «Третий мир - второй секс» , Лондон: Zed Books
- Сюзанна Уней (1990), Канаки
- Сюзанна Оуней-Смолл (1992), «Канаки: «Мир», подписанный нашей кровью», в книге Дэвида Роби (редактор), Ту Галала: Социальные изменения в Тихом океане , Веллингтон и Аннандейл: Бриджит Уильямс и Плутон
- Сюзанна Уней (1992), «За независимого канаки», в фильме Леноры Ферстал; Анджела Гиллиам (ред.), Противостояние наследию Маргарет Мид: стипендия, империя и южная часть Тихого океана , Филадельфия: издательство Temple University Press
- Сюзанна Уней (1995), «Новая Каледония», в Международной комиссии юристов (редактор), « Женщины и право в Тихом океане» , Женева: Международная комиссия юристов.
- Сюзанна Уней (1998), «Свободные канаки», в Золе де Иштар (ред.), Тихоокеанские женщины выступают за независимость и денуклеаризацию , Крайстчерч
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Канакская активистка за независимость Сюзанна Уней .
- ^ Jump up to: а б с д и Чайва 2016 .
- ^ Jump up to: а б Диблин 1998 , с. 230.
- ^ Чаппелл 2010 , с. 52.
- ^ Даймонд 2013 , PT219.
- ^ Ферстел 1994 , с. 159.
- ^ Ферстел 1994 , стр. 159–160.
- ^ Ферстел 1994 , с. 160.
- ^ Хеннингем 1992 , с. 80.
- ^ Оуней 1986 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Иштар 1994 , с. 246.
- ^ Иштар 1994 , с. 219.
- ^ Ферстел 1994 , с. XXIV.
- ^ Райлз 2001 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2012 , с. 126.
- ^ Запад 2014 , с. хххв.
Источники
[ редактировать ]- Чаппелл, Дэвид (2010), «Безголовый» туземец отвечает: Нидоиш Нейслин и пробуждение канаков в Новой Каледонии 1970-х годов», The Contemporary Pacific , 22 (1), University of Hawai'i Press: 37–70, doi : 10.1353/cp.0.0094 , hdl : 10125/19981 , JSTOR 23724721 , S2CID 153953391
- Даймонд, Мари Жозефина (29 июня 2013 г.), Женщины и революция: глобальные выражения , Springer Science & Business Media, ISBN 978-94-015-9072-3 , получено 12 ноября 2017 г.
- Дибблин, Джейн (21 апреля 1998 г.), День двух солнц: ядерные испытания США и жители островов Тихого океана , New Amsterdam Books, ISBN 978-1-4617-3270-9 , получено 12 ноября 2017 г.
- Фёрстел, Ленора (28 июля 1994 г.), Противостояние Маргарет Мид: стипендия, империя и южная часть Тихого океана , Temple University Press, ISBN 978-1-56639-261-7 , получено 11 ноября 2017 г.
- Джордж, Николь (01 ноября 2012 г.), Положение женщин: гендерная политика и обстоятельства на Фиджи , ANU E Press, ISBN 978-1-922144-15-7 , получено 12 ноября 2017 г.
- Хеннингем, Стивен (1992), Франция и южная часть Тихого океана: современная история , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1305-5 , получено 12 ноября 2017 г.
- Иштар, Зол Де (1994), Дочери Тихого океана , Spinifex Press, ISBN 978-1-875559-32-9 , получено 12 ноября 2017 г.
- «Активистка за независимость канаков Сюзанна Уней умерла» , CathNews NZ и Asia Pacific , 1 июля 2016 г. , получено 11 ноября 2017 г.
- Оуней, Сюзанна (январь 1986 г.), «Борьба канакских женщин», Off Our Backs , 16 (1, Латиноамериканские женщины), off Our back, inc.: 10, JSTOR 25794750
- Райлз, Аннелиза (2001), Сеть наизнанку , University of Michigan Press, ISBN 0-472-08832-7 , получено 12 ноября 2017 г.
- Теайва, доктор Терезия (28 июня 2016 г.), «Дань активистке за независимость Канаков Сюзанне Уней» , Scoop Media , получено 11 ноября 2017 г.
- Уэст, Лоис (21 января 2014 г.), Феминистский национализм , Рутледж, ISBN 978-1-136-66967-5