Мастерская Хагенауэра в Вене
Werkstätte Hagenauer Wien - (wHw) - был семейным предприятием в Вене, которое на протяжении своей почти девяносталетней истории производило прекрасные предметы ручной работы для украшения и использования. Мастерская закрылась в 1987 году, но торговые помещения компании, открытые в 1938 году на Венской Опернринге, сохранились и сегодня как музей и магазин.
Карл Хагенауэр
[ редактировать ]Карл Хагенауэр (1872–1928) основал компанию, которая впоследствии стала Werkstätte Hagenauer Wien, в 1898 году. Начинал он учеником в венской компании Würbel & Czokally, производящей серебряные изделия. [ 1 ] Затем он учился на ювелира. [ 2 ] прежде чем основать собственный бизнес, один из многих в Вене, производящих небольшие статуэтки и полезные предметы. В его мастерской создавались его собственные проекты и работы других художников, таких как Йозеф Хоффманн и Отто Прутшер . [ 3 ] Его сыновья Карл (1898–1956) и Франц (1906–1986) стали известными дизайнерами.
Карл Хагенауэр
[ редактировать ]
Карл был влиятельным дизайнером в стиле ар-деко . В одиннадцать лет он поступил в Венскую школу прикладного искусства . Он учился у Йозефа Хоффмана и Оскара Стрнада. [ 4 ] и создавал дизайны для художественного коллектива Wiener Werkstätte . После военной службы в пехоте он возобновил обучение и получил квалификацию архитектора. Он присоединился к семейному бизнесу в 1919 году и вскоре взял на себя руководство как в области дизайна, так и в области управления. [ 5 ]
Карл Хагенауэр отреагировал на изменение общественных вкусов под влиянием популярности Венского сецессиона . Его стилизованные животные и причудливые существа (напоминающие работы Wiener Werkstätte дизайнера Дагоберта Пече ), изготовленные вручную из латуни, имели широкую популярность на внутреннем и американском рынках. [ 6 ] Некоторые из них были полезны, например, зеркала, резаки для сигар , пепельницы, [ 7 ] для сигарет огарки - многие в виде спортсменов или животных, подсвечники, штопоры, подставки для книг и цоколи для ламп. Статуэтки, украшения на капоте и другие более крупные скульптуры из дерева и металла (например, культовая Жозефина Бейкер из коллекции Музея Casa Lis в стиле модерн и ар-деко). [ 8 ] в Саламанке ) носили чисто декоративный характер. [ 9 ]
Он разработал товарный знак компании, обведенный буквой «wHw», и зарегистрировал его в 1927 году. Первый каталог, в котором использовался этот товарный знак, датирован 1928 годом. [ 10 ] в год смерти его отца, и Карл взял на себя руководство бизнесом. Позже компания расширилась и начала производить мебель, главным образом разработанную Юлиусом Йирасеком. [ 11 ]
Рисунки Карла были достаточно популярны, чтобы их воспроизводили и продавали фальшивомонетчики в 1930-х годах. [ 12 ] и совсем недавно. [ 13 ]
Работы Карла Хагенауэра нашли активный американский рынок отчасти благодаря усилиям нью-йоркской галеристки Рены Розенталь , которая представила скульптуру Жозефины Бейкер на витрине 1935 года. Он совершил два путешествия в Нью-Йорк, чтобы навестить ее в 1930-х годах. [ 14 ] и проставил на некоторых товарах, продаваемых через ее магазин, специальный знак «RENA» в дополнение к своей торговой марке «wHw». Покровительство Розенталя имело решающее значение для послевоенного успеха Werkstätte Hagenauer; Военные действия вызвали задержку оплаты за последний контейнер с продукцией, отправленный в 1938 году, на несколько лет, а последующее изменение обменного курса было очень выгодно для австрийской фирмы, поддержав усилия по восстановлению. [ 15 ] Компания занялась производством металлических предметов и мебели, необходимых для восстановления домов и других построек, поврежденных или разрушенных во время войны. В 1950-е годы вновь стали появляться более декоративные изделия.
Франц Хагенауэр
[ редактировать ]Карл был главным дизайнером предметов повседневного обихода (и некоторых скульптур), а его младший брат Франц специализировался на скульптуре. Франц Хагенауэр также с раннего возраста учился у Франца Цижека в Венской школе прикладных искусств и присоединился к семейному бизнесу в двадцать лет. Его интерес и талант заключались в скульптуре из листового металла, а не в литых фигурах, а позже в своей карьере он возглавлял классы обработки металлов и дизайна металлов в Академии прикладных искусств.
Франц взял на себя управление компанией после смерти Карла в 1956 году.
Ученики и партнеры
[ редактировать ]Юлиус Йирасек (1896–1965) был австрийским архитектором, обучавшимся у Оскара Стрнада и Йозефа Франка в Венской школе прикладных искусств. Он также создавал украшения, керамику и стеклянную посуду. Йирасек провёл тридцать лет, с 1930 по 1960 год, в Werkstätte Hagenauer, где он отвечал за мебель и посуду. [ 16 ]
Рихард Рохач (1906–1956) был мастером по металлу и дизайнером, который с четырнадцати лет учился в Werkstätte Hagenauer Wien. Он оставался в компании до 1932 года, когда открыл собственную мастерскую и получил сертификат мастера. [ 17 ] После войны компания Richard Rohac произвела широкий ассортимент декоративных и практичных предметов из латуни, которые обслуживали как внутренний, так и зарубежный рынки. Его работы, а также работы его делового партнера, художника-эмальера Эльфи Мюллера, стали предметом американской кинохроники 1950-х годов. [ 18 ]
Карл Шмидт (род. 1948) — скульптор, художник и промышленный дизайнер. В 1962 году он начал четырехлетнее обучение работе с медными духовыми инструментами у своего профессора Франца Хагенауэра. [ 19 ] После смерти Франца он продолжал управлять мастерской, а затем и компанией до 1987 года. [ 20 ] В 1987 году он основал собственную мастерскую в Вене, а затем в 2009 году — Ателье Карла Шмидта в Нойдорфе.
Признание
[ редактировать ]- 1923 Первая международная биеннале декоративного искусства, Монца (диплом).
- 1925 Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства, Париж (серебряная и бронзовая медаль).
- Всемирная выставка 1927 года, Филадельфия (золотая медаль)
- Государственная премия Австрии 1934 г.
- Всемирная выставка 1937 года, Париж (Гран-при)
- Триеннале 1948 года, Милан (Гран-при)
- Триеннале 1951 года, Милан (две золотые и серебряная медали)
- Триеннале 1954 года, Милан (золотая медаль)
- Триеннале 1957 года, Милан (серебряная медаль)
- Всемирная выставка 1958 года, Брюссель (золотая медаль).
Выставки
[ редактировать ]- 1938 Австрийское современное искусство, Мангейм.
- 1971 Австрийский музей прикладного искусства, Вена.
- 1986 Галерея Würthle, Вена
- 2011 Музей Отто Вагнера, Вена
Литература
[ редактировать ]- Эдвард, Альфред В. (1996). Скульптуры и металлические изделия в стиле ар-деко . Атглен: Шиффер.
- Кронштейнер, Ольга (2011). Хагенауэр, венский модернизм и новая объективность . Вена: Вагнер: Музей труда. ISBN 978-3-200022614 .
- Робинсон, Сал и Уэйн Медоуз (2015). Австрийский дизайн фигурного штопора: Обёк ∙ Боссе ∙ Хагенауэр ∙ Рохач . Ванкувер: Подвалы Китсилано. ISBN 978-0-9689294-1-4 .
- Брайнсберг, Эрих (2016). Франц Хагенауэр – исключительное искусство . Вена: Миморава. ISBN 978-3-9905706-9-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мразек, Вильгельм. Мастерские Хагенауэра 1898–1971 , каталог выставки, Музей прикладного искусства, Вена, 1971 г.
- ^ Байарс, Мел. Энциклопедия дизайна. Нью-Йорк, 2004 г.
- ^ Галерея Хагенауэр
- ^ Лонг, Кристофер. «Werkstätte Hagenauer: дизайн и маркетинг в Вене между мировыми войнами». Исследования декоративного искусства 10 (весна-лето 2003 г.)
- ^ Хагенауэр, Рональд. «Мастерская Хагенауэра Вена - wHw». Торговец коллекционными предметами 91 (декабрь 2009 г. - март 2010 г.) и 92 (март - май 2010 г.)
- ^ Розенталь, Рудольф и Хелена Л. Рацка. История современного прикладного искусства, Нью-Йорк, 1948 г.
- ^ "МОМА"
- ^ "Музей Каса Лис"
- ^ Миллер, Джудит. Арт Деко. Дорлинг Киндерсли, 2005 г.
- ^ Мастерская Карла Хагенауэра. Вена, 1928 год.
- ^ Байерле, Тулга и Карин Хиршберге. Век австрийского дизайна: 1900-2005 гг. Базель; Бостон: Биркхойзер, 2006 г.
- ^ Розенталь, Рудольф и Хелена Л. Рацка. История современного прикладного искусства, Нью-Йорк, 1948 г.
- ^ Хагенауэр Подделки
- ^ Фонд Свободы Эллиса
- ^ Кронштейнер, Ольга. Хагенауэр, венский модернизм и новая объективность . Вена, 2011 г.
- ^ Вена Werkbundsiedlung
- ^ Робинсон, Сал и Уэйн Медоуз. Австрийский фигурный штопор: Обёк ∙ Боссе ∙ Хагенауэр ∙ Рогач
- ^ Скопп, Питер. «RR: Не Рена, а Ричард – подпись художника или импортная марка?» Der Krätzer 23 (сентябрь 2006 г.) и 24 (февраль 2007 г.)
- ^ Карл Шмидт
- ^ Ателье Карла Шмидта
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. стр. 316. ИСБН 9783822840788 . OCLC 809539744 .