Циркумплексная модель групповых задач
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Циркумплексная модель групповых задач представляет собой круг с четырьмя квадрантами, представляющими целевую деятельность, выполняемую группами людей. Действия включают в себя: создание задачи, выбор правильной процедуры, согласование решений конфликтов и выполнение задачи.
Обзор
[ редактировать ]Циркумплексная модель групповых задач была вдохновлена циркумплексной моделью эмоций, графическим представлением эмоциональных состояний (см. Классификацию эмоций § Циркумплексная модель ), которая обычно представляет собой круг с неприятным слева, приятным справа, активацией сверху и и деактивация внизу. Все остальные эмоции располагаются по кругу как комбинации этих четырех основных состояний. Он основан на теории, согласно которой люди воспринимают эмоции как перекрывающиеся и неоднозначные. [1]
Джозеф Э. МакГрат модифицировал циркумплексную модель эмоций, включив в нее групповую динамику, основываясь на работах Шоу, Картера, Хэкмана, Штайнера, Шифлетта, Тейлора, Лорджа, Дэвиса, Лафлина и других. [2] МакГрат использовал эту модель в качестве исследовательского инструмента для оценки выполнения групповых задач.
Групповая динамика
[ редактировать ]Групповая динамика включает в себя влиятельные действия, процессы и изменения, которые существуют как внутри групп, так и между ними. [3] Групповая динамика также предполагает научное изучение групповых процессов. [3] Благодаря обширным исследованиям в области групповой динамики теперь хорошо известно, что все группы, несмотря на их бесчисленные различия, обладают общими свойствами и динамикой. [3] Исследователи социальной психологии попытались систематизировать эти общие черты, чтобы лучше понять истинную природу групповых процессов.
Например, социально-психологические исследования показывают, что существует множество взаимодействий и действий, связанных с достижением цели, которые предпринимают группы всех размеров. Эти взаимодействия были классифицированы Робертом Ф. Бэйлсом , который всю свою жизнь пытался найти ответ на вопрос: «Что делают люди, когда они находятся в группах?». [3] Чтобы упростить понимание групповых взаимодействий, Бэйлз пришел к выводу, что все взаимодействия внутри групп можно отнести либо к взаимодействию в отношениях (или социально-эмоциональному взаимодействию), либо к взаимодействию по заданию . [4]
Разработка
[ редактировать ]Точно так же, как Бэйлс был полон решимости определить основные типы взаимодействий, происходящих в группах, Джозеф Э. МакГрат был полон решимости выявить различные виды деятельности, связанные с достижением целей , которые регулярно демонстрируются группами. Макграт внес большой вклад в понимание групповой динамики, разработав свою комплексную модель групповых задач. [5] Как и предполагалось, модель МакГрата эффективно организует всю групповую деятельность, различая четыре основные групповые цели. Эти цели называются циркумплексной моделью четырех квадрантов групповой задачи, которые классифицируются на основе доминирующего процесса выполнения, участвующего в интересующей группу задаче. [6]
Авария
[ редактировать ]Четыре квадранта следующие:
- Генерация идей или планов
- Выбор решения
- Переговоры по решению конфликта
- Выполнение задачи
Чтобы еще больше дифференцировать различные групповые действия, связанные с целями, МакГрат подразделяет эти четыре категории, в результате чего в общей сложности получается восемь категорий. Распределение этих категорий выглядит следующим образом:
1. Генерация идей или планов
- Тип 1: Задачи планирования: например, создание планов.
- Тип 2: Творческие задачи: например, генерация идей.
2. Выбор решения
- Тип 3: Интеллектуальные задачи: например, решение задач с правильными ответами.
- Тип 4: Задачи по принятию решений: например, решение проблем, на которые нет правильного ответа.
3. Переговоры по решению конфликта
- Тип 5: Задачи, связанные с когнитивными конфликтами: например, разрешение конфликта точек зрения.
- Тип 6: Задачи со смешанными мотивами: например, разрешение конфликта интересов.
4. Выполнение задачи
- Тип 7: Соревнования/сражения/конкурентные задания: например, разрешение конфликтов власти.
- Тип 8: Производительность/психомоторные задачи: например, выполнение задач производительности.
Подробности
[ редактировать ]По мнению МакГрата и Кравица (1982), [6] Четырьмя наиболее часто представленными задачами в литературе по групповой динамике являются интеллектуальные задачи, задачи принятия решений, задачи когнитивного конфликта и задачи со смешанными мотивами.
Циркумплексная модель групповых задач продвигает организацию целенаправленной деятельности на шаг дальше, различая задачи, предполагающие сотрудничество между членами группы, задачи сотрудничества (типы 1, 2, 3 и 8) и задачи, которые часто приводят к конфликту между членами группы. , конфликтные задачи (типы 4, 5, 6 и 7). [3] Кроме того, в комплексной модели групповых задач МакГрата также проводится различие между задачами, требующими действия (поведенческие задачи), и задачами, требующими концептуального анализа (концептуальные задачи). «Поведенческие задачи» включают типы 1, 6, 7 и 8, а «концептуальные задачи» включают типы 2, 3, 4 и 5. [3]
Визуальное представление
[ редактировать ]Циркумплексная модель групповых задач, очевидно, является очень подробной и сложной моделью. Для более полного понимания ее свойств было разработано визуальное представление модели. (нужна схема модели)
Дальнейшее объяснение
[ редактировать ]Поскольку циркумплексная модель групповых задач довольно подробная и сложная, многие исследователи в области социальной психологии пытались описать модель различными способами, чтобы обеспечить читателям оптимальное понимание модели. Например, согласно Штраусу и МакГрату (1994), [7] все четыре квадранта и различные типы задач, которые они содержат, связаны друг с другом в двухмерном пространстве. Точнее, Штраус и МакГрат (1994). [7] утверждают, что горизонтальное измерение циркумплексной модели групповых задач отражает степень, в которой задача влечет за собой когнитивные, а не поведенческие требования к производительности, тогда как вертикальное измерение отражает степень и форму взаимозависимости между участниками. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Познер Дж., Рассел Дж.А., Петерсон Б.С. (2005). «Окружная модель аффекта: интегративный подход к аффективной нейробиологии, когнитивному развитию и психопатологии» . Развитие и психопатология . 17 (3): 715–34. дои : 10.1017/S0954579405050340 . ПМК 2367156 . ПМИД 16262989 .
- ^ «Окружная модель типов групповых задач» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2014 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Форсайт, ДР (2009). Групповая динамика . Нью-Йорк: Уодсворт.
- ^ Бэйлс, РФ (1999). Системы социального взаимодействия: теория и измерение . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.
- ^ МакГрат, Дж. Э. (1984). Группы: Взаимодействие и производительность . Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- ^ Jump up to: а б МакГрат, Джозеф Э.; Кравиц, Дэвид А. (1982). «Групповое исследование». Ежегодный обзор психологии . 33 : 195–230. дои : 10.1146/annurev.ps.33.020182.001211 .
- ^ Jump up to: а б с Штраус, Сьюзен Г.; МакГрат, Джозеф Э. (1994). «Имеет ли значение среда? Взаимодействие типа задачи и технологии на производительность группы и реакцию участников». Журнал прикладной психологии . 79 : 87–97. дои : 10.1037/0021-9010.79.1.87 .