Франко Бургерсдейк
Франко Бургерсдейк | |
---|---|
![]() Портрет Бургерсдейка | |
Рожденный | 3 мая 1590 г. |
Умер | 19 февраля 1639 г. |
Занятие | ректор Лейденского университета |
Академическая работа | |
Дисциплина | Логика, моральная философия |

(Лейден, Эльзевир, 1635 г.)
Франко Петри Бургерсдейк , или Франциск Бургерсдициус (урожденный Франк Питерсзон Бургерсдейк; 3 мая 1590 — 19 февраля 1635), был голландским логиком , который работал профессором логики и моральной философии и ректором Лейденского университета . Преподавание Франко Бургерсдейка помогло поднять авторитет логики и философии в голландских университетах. [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Франко Бургерсдейк родился 3 мая 1590 года в Де Лиере . Бургерсдейк провел большую часть своего детства на ферме и посещал латинские школы в Амерсфорте (1604–1606) и Делфтском гиназиуме (1606–1610). Вскоре после этого он решил изучать теологию в Лейденском университете. Его растущий интерес к дебатам привел его к тому, что он стал учеником Гисберта Воэция , заместителя директора Staten Collegie. После окончания образования в Лейдене он продолжил обучение в Сомюрском университете , где в 1614 году стал профессором философии. После арминианской «чистки» университетов Голландской Республики Бургерсдейк вернулся в Голландию. [ когда? ] и стал профессором логики в Лейденском университете. Позже он был назначен заведующим кафедрой этики, а затем сменил ее на кафедру философии. [ 1 ] Он умер в Лейдене .
Причина популярности Бургерсдейка связана с его первой книгой Idea Philosophiae Naturalis , которая стала образцом для его более поздних произведений. Его трактовка своих предметов ясна, логична, лаконична и хорошо организована. Метод упорядоченного обучения, который он использовал, был разработан, чтобы привить «надежную ученость». Начав со своего метода определения и классификации, он исследовал всю натурфилософию в 26 диспутах, каждый из которых представлял набор тезисов, которые можно было дополнительно изучить, обратившись к перечисленным примерам за и против. Очередной сборник диспутов состоялся в Коллегиум Физикум. Репутация Бургерсдейка в 17 веке основывалась на его систематических руководствах. Свое педагогическое значение они получили благодаря эффективной адаптации Corpus Aristotelicum к стандартам гуманистического метода. Бургерсдейка Неоаристотелизм связан с контрремонстрантским движением в Голландской республике.
Религиозные проблемы и их влияние на академическую карьеру Бургерсдейка.
[ редактировать ]Во время перемирия между голландской и испанской армиями в 1609 году последователи профессора теологии Якоба Арминия потребовали от Штатов Голландии пересмотреть некоторые религиозные вопросы. Эти вопросы представляли собой серию конфликтов между арминианами , последователями Яакова Арминия , и гомаристами , последователями Франсика Гомара . Эти конфликты возникли из-за разного толкования Священного Писания. [ 1 ]
Их дебаты на протяжении многих лет были глубоко запутаны в голландской политике. В 1608 году конфликты обострились, когда Генеральная ассамблея Федерального голландского государства потребовала созвать синод; против этого выступила провинция Голландия, которая поддерживала арминиан. В ответ провинция Голландия использовала свою военную мощь для восстановления порядка. Однако это привело их к конфликту со штатгальтером Морисом, принцем Оранским , который устроил переворот и получил контроль над всей страной, положив тем самым конец политической перепалке. Религиозный конфликт вскоре закончился после того, как 9 мая 1619 года международный синод Дорт вынес решение в пользу гомаристов. [ 1 ]
Благодаря этому постановлению все арминианство было фактически изгнано из республики. университете Удаление привело к открытию вакансий в Лейденском . Бургерсдейк увидел в этом возможность вернуться в Голландию. Он был назначен профессором логики, а позже назначен заведующим кафедрой этики. Его обучение богословскому образованию завершилось в 1623 году. [ 1 ]
В 1626 году Бургерсдейку было поручено отредактировать « Иоганна де Сакробоско, De sphaera» чтобы избавить книгу от латыни. [ 1 ]
Интерес к философии
[ редактировать ]Бургерсдейк участвовал в двух спорах в 1623 и 1627 годах, в которых затрагивался аристотелевский свод знаний о естественных знаниях. [ 1 ] Его бывший профессор и заведующий кафедрой философии Лейденского университета Якхей ( Гилберт Джек) поссорился с Бургерсдейком, потому что считал, что Бургерсдейк выходит за рамки полномочий его кафедры. [ 2 ] После смерти Якхея в 1628 году Бургерсдейк сменил кафедру этики на кафедру философии. [ 1 ]
Хотя Бургерсдейк, как известно, верил в принципы Аристотеля, он также верил в рождение новых звезд и сверхъестественное воздействие небес на земной мир. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Он получил свое первое назначение в протестантской академии Сомюра , где он был профессором философии с 1616 по 1619 год. Он вернулся в Лейден в качестве профессора логики и этики и прочитал свою вступительную лекцию «De fructu et utilitate loges» в 1620 году. Назначен на кафедру философии в 1628 году Бургерсдейк стал ведущей фигурой в университете, занимая должность ректора (1629, 1630, 1634) и написал влиятельные учебники по натуральной философии, метафизике, логике, этике и политике.
Достижения
[ редактировать ]В 1625 г. были изданы новые правила. На последнем году обучения можно было преподавать некоторые аспекты этики, физики и географии, и Бургерсдейку было поручено поднять средневековую «варварскую» латынь из « De sphaera» Иоганна де Сакробоско до гуманистических стандартов, сделав «астрономию» ясной и легкой для понимания. Этот учебник, написанный по заказу голландских государств, не следует воспринимать как иллюстрацию консерватизма Бургерсдейка. Целью было ознакомить студентов с «азами» предмета, который, как сказано во введении к конспекту, необходимо будет углубить в университете. В 1628 году, после смерти Якхея, Бургерсдейк сменил моральную философию на физику, но задолго до этого читал лекции по физике. В 1624 году была проведена первая серия из пятнадцати диспутов, посвященных аристотелевскому корпусу естественной философии, а в 1627 году была организована следующая серия. Хотя его оратор Петр Куней отметил, что некоторые друзья покойного были удивлены этим шагом, поскольку «моральная философия, переданная Сократом с небес на землю, является самой выдающейся частью философии», он отметил гуманистические амбиции Бургерсдейка к скрытой в природе Истине. Таким образом, он прояснил аристотелевскую философию, преподаваемую «общественным авторитетом» в школах, и устранил «ее неясности», которые позже усилились. «Схоластические комментаторы, такие как Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот». Таким образом, ключевыми терминами Бургерсдейка являются метод и система , причем порядок является необходимым условием науки.
Работает
[ редактировать ]
Бургерсдейк был хорошо известен своим сборником логических суждений. Он написал Institutionum logicarum в двух книгах, в которых особое внимание уделялось порядку и методу. Он черпал вдохновение у Аристотеля , но также следовал методам Петруса Рамуса . [ 3 ]
Второй сборник Бургерсдейка посвящен моральной и политической мысли. Этот сборник также находился под сильным влиянием Аристотеля . [ 3 ] [ 4 ]
- Идея натурфилософии . (Лейден, 1622 г.)
- Идея моральной философии . (Лейден, 1623 г.)
- Две книги логических институтов . (Лейден, 1626 г.)
- Идея философии одновременно естественна и нравственна . (Оксфорд, 1631 г.)
- Конспект логических институтов . (Лейден, 1632 г.)
- Collegium physicum, disputationibus XXXII. absolutumФизколледж, дебаты 32 абсолютный (Лейден, 1637 г.)
- Две книги метафизических институтов . (Лейден, 1640 г.)
- Идея экономической и политической доктрины . (Лейден, 1644 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Валлериани, Мэтью, изд. (2020). Сфера Иоганна де Сакробоско в период раннего Нового времени дои : 10.1007/978-3-030-30833-9 . ISBN 978-3-030-30832-2 . S2CID 212924313 .
- ^ Дибон, Пол (1954). Голландская философия в золотой век . Эльзевир. OCLC 768983468 .
- ^ Jump up to: а б Рюстоу, Эдвард Г. (1973). Физика в Лейдене семнадцатого и восемнадцатого веков: философия и новая наука в университете . Гаага. ISBN 90-247-1557-1 . OCLC 828873 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вермидж, Риенк Х. (2002). Кальвинисты-коперниканцы: принятие новой астрономии в Голландской республике, 1575-1750 гг . ЗНАЮ. ISBN 90-6984-340-4 . OCLC 989650172 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бос, Эгберт П. 1993. Франко Бургерсдейк (1590-1635) неоаристотелевец в Лейдене , Амстердам: Родопи. ISBN 90-5183-374-1 .
- Валериани, Мэтью. 2020. Сфера Иоганна де Сакробоско в период раннего Нового времени. Чам: Спрингер.
- Дибон, Поль Огюст Жорж. 1954. Голландская философия в золотой век . Амстердам: Эльзевир.
- Рюстоу, Эдвард Грант. 1973. Физика в Лейдене семнадцатого и восемнадцатого веков: философия и новая наука в университете . Гаага: Нийхофф.
- Вермий, Риенк. 2002. Кальвинисты-коперниканцы: принятие новой астрономии в Голландской республике, 1575–1750 гг. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 813.