Предел Кантровица
В газовой динамике Кантровица предел относится к теоретической концепции, описывающей дросселируемый поток на сверхзвуковых или близких к сверхзвуковых скоростях. [ 1 ] Когда изначально дозвуковой поток жидкости испытывает уменьшение площади поперечного сечения, скорость потока увеличивается, чтобы поддерживать тот же массовый расход согласно уравнению неразрывности . Если околосверхзвуковой поток испытывает сжатие площади, скорость потока будет увеличиваться, пока не достигнет местной скорости звука, и поток будет заглушен . Это принцип, лежащий в основе предела Кантровитца: это максимальная степень сжатия, которую может испытать поток до того, как поток заглушится, и скорость потока больше не может увеличиваться выше этого предела, независимо от изменений давления на входе или выходе.
Вывод предела Кантровица.
[ редактировать ]Предположим, что жидкость входит в сжимающееся изнутри сопло в поперечном сечении 0 и проходит через горловину меньшей площади в поперечном сечении 4. Предполагается, что нормальный скачок уплотнения начинается в начале сжатия сопла, и эта точка в сопле равна называется сечением 2. Из-за сохранения массы внутри сопла массовый расход в каждом поперечном сечении должен быть равен:
Для идеального сжимаемого газа массовый расход в каждом поперечном сечении можно записать как: [ 2 ]
где – площадь поперечного сечения в указанной точке, - коэффициент изэнтропического расширения газа, – число Маха потока в заданном сечении, – постоянная идеального газа , – стагнационное давление , и это температура застоя .
Установив одинаковые массовые расходы на входе и в горловине и признав, что общая температура, соотношение удельных теплоемкостей и газовая постоянная постоянны, сохранение массы упрощается до:
Решение для A 4 /A 0 ,
Будут сделаны три предположения: течение за нормальным скачком во входном отверстии изоэнтропическое, или p t4 = p t2 , течение в горловине (точка 4) звуковое, такое, что M 4 = 1, и давления между различными точки связаны нормальными ударными соотношениями, что приводит к следующему соотношению между давлением на входе и в горле: [ 1 ]
А поскольку M 4 = 1, ударные отношения в горловине упрощаются до: [ 2 ]
Замена на и в выражении соотношения площадей дает:
Это также можно записать как, [ 3 ]
Приложения
[ редактировать ]Предел Кантровитца имеет множество применений в газодинамике входящего потока, включая реактивные двигатели и ракеты, работающие на высоких дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, а также высокоскоростные транспортные системы, такие как Hyperloop.
Воздухозаборники гиперзвукового двигателя
[ редактировать ]Предел Кантровитца демонстрирует степень сжатия или изменения площади двумерного поперечного сечения, которую гиперзвуковой воздухозаборник может использовать при успешном запуске воздухозаборника двигателя (или во избежание вытеснения гиперзвуковой входной ударной волны). [ 4 ]
Гиперлуп
[ редактировать ]Предел Кантровица — фундаментальная концепция Hyperloop , предлагаемой высокоскоростной транспортной системы. Hyperloop перемещает пассажиров в герметичных капсулах через трубку частичного вакуума на высоких дозвуковых скоростях. Поскольку воздух в трубке перемещается в меньшую площадь поперечного сечения между капсулой и трубкой и вокруг нее, поток воздуха должен ускоряться из-за принципа непрерывности . Если капсула движется по трубке достаточно быстро, поток воздуха вокруг капсулы достигнет скорости звука, и поток затруднится , что приведет к большому сопротивлению воздуха на капсуле. Условие, определяющее, дросселируется ли поток вокруг капсулы, является пределом Кантровица. Таким образом, предел Кантровитца действует как «ограничение скорости» - для данного соотношения площади трубы и площади капсулы существует максимальная скорость, с которой капсула может двигаться, прежде чем обтекание дросселей капсулы и сопротивление воздуха резко возрастет. [ 5 ]
Чтобы преодолеть ограничение скорости, установленное пределом Кантровица, есть два возможных подхода. Первый вариант позволит увеличить диаметр трубки, чтобы обеспечить большую площадь обхода воздуха вокруг капсулы и предотвратить захлебывание потока. Однако на практике это решение не очень практично, поскольку трубку придется изготовить очень большой, а затраты на логистику такой большой трубки непрактичны.
В качестве альтернативы в ходе основного исследования проекта Swissmetro (1993–1998 гг.) было обнаружено, что на борту транспортного средства может быть установлена турбина, которая будет проталкивать вытесненный воздух через кузов транспортного средства (TurboSwissMetro). [ 6 ] [ 7 ] и, следовательно, для уменьшения воздействия в дальней зоне. Это позволило бы избежать постоянного увеличения лобового сопротивления транспортного средства из-за дросселирования потока за счет мощности, необходимой для привода турбины, и, следовательно, обеспечить более высокие скорости. В этом контексте была разработана компьютерная программа NUMSTA; он позволяет моделировать динамическое взаимодействие нескольких высокоскоростных транспортных средств в сложной сети туннелей, включая эффект удушения.
Эту идею также предложил Илон Маск в своей статье Hyperloop Alpha 2013 года, где компрессор размещается в передней части капсулы. [ 5 ] Компрессор активно всасывает воздух из передней части капсулы и передаёт его в заднюю часть, минуя зазор между капсулой и трубкой, одновременно направляя часть потока на питание с пневматическими подшипниками системы подвески с низким коэффициентом трения . [ 5 ] Включение компрессора в капсулу Hyperloop обходит ограничение Кантровица, позволяя капсуле двигаться со скоростью более 700 миль в час (около 1126 км/ч) в относительно узкой трубе.
Для капсулы, движущейся по трубке, предел Кантровица определяется как отношение площади трубки к площади байпаса как снаружи капсулы, так и через любой воздушный компрессор: [ 8 ]
где: | |
= площадь поперечного сечения области байпаса между трубой и контейнером, а также перепуск воздуха, обеспечиваемый компрессором на борту контейнера | |
= площадь поперечного сечения трубы | |
= число Маха потока | |
= = коэффициент изоэнтропического расширения | |
( и - удельная теплоемкость газа при постоянном давлении и постоянном объеме соответственно), |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кантровитц, Артур; duP, Коулман (май 1945 г.). «Предварительное исследование сверхзвуковых диффузоров» (PDF) . Предварительный конфиденциальный отчет L5D20 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Массовый расход сжимаемой жидкости» . www.grc.nasa.gov . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ Карран, ET; Мурти, СНБ (1 января 2001 г.). ГПВРД . АААА. ISBN 9781600864414 .
- ^ Молдер, Санну. «Гиперзвуковая конструкция воздухозаборника для высокой производительности и запуска» (PDF) . Департамент машиностроения Университета Макгилла . Квебек: НАТО.
- ^ Jump up to: а б с Маск, Илон (12 августа 2013 г.). «Гиперпетля Альфа» (PDF) . SpaceX. стр. 3–4 . Проверено 14 августа 2013 г.
- ^ Рудольф, Александр (1996). Сравнение систем активного и пассивного перепуска потоков . Лозанна: EPFL.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Рудольф, Александр (1998). Моделирование сжимаемого потока в туннельных системах, вызванного поездами, движущимися с высокой скоростью . Лозанна: EPFL. п. 173.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Ван Ви, Д; Квок, Ф; Уолш, Р. (июль 1996 г.). «Пусковые характеристики сверхзвуковых воздухозаборников». АИАА 96-2914 . дои : 10.2514/6.1996-2914 .
Была оценена способность классического предела Кантровица прогнозировать степень сокращения при перезапуске, и было показано, что он применим для конфигураций жесткого запуска/перезапуска.