Два вида праведности
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Два вида праведности — это лютеранская парадигма (как и доктрина двух царств ). Он пытается определить идентичность человека по отношению к Богу и остальному творению. Два вида праведности прямо упоминаются в проповеди Лютера 1518 года, озаглавленной «Два вида праведности», в комментариях Лютера к Посланию к Галатам (1535 г.), в его «О рабстве воли» , Меланхтона «Апологии Аугсбургского исповедания» и в третьей статье Формулы Согласия . Это также неявная предпосылка, лежащая в основе работы Лютера « О свободе христианина», а также других работ.
В богословии «быть праведным — значит быть человеком, каким Бог задумал его в творении, а затем снова в искуплении». [ 1 ] Лютеране верят, что существует «два измерения человеческого существа» или два отношения, которые определяют человеческую природу. [ 2 ] Первое измерение определяет отношения человека с Богом, а второе определяет отношения человека с его соседями-людьми и остальным творением Бога. «В первом случае мы получаем праведность перед Богом через веру во Христа. В последнем случае мы достигаем праведности в глазах мира делами, когда выполняем возложенные на нас Богом обязанности». [ 3 ]
Праведность корам део
[ редактировать ]Первый вид праведности — это праведность Корам Део («пред лицом Бога»). Реформаторы также называли это пассивной праведностью, праведностью веры, праведностью Евангелия, чужой праведностью и христианской праведностью. Роберт Колб часто называл это праведностью идентичности, потому что она восстанавливает идентичность человека как дитя Божьего. [ 3 ]
Эта праведность «является праведностью, которую мы получаем от Бога». [ 3 ] Человек является праведным coram deo , то есть он находится в правильных отношениях с Богом, когда он просто получает вмененное послушание Христу и прощение грехов через веру. Эта праведность пассивна и не зависит от Закона. [ который? ] Человек не является праведным в глазах Бога из-за своего выбора или обязательств, своих добрых дел или своего благочестия, своих эмоций или интеллекта. Напротив, он праведен, потому что Отец избирает его от создания мира (Еф. 1:3-14) и объявляет его праведным благодаря искупительной смерти Иисуса и оправдывающему воскресение (Рим. 3:21-28, 4: 18-25). Так, Лютер описывает праведность веры Авраама, говоря: «Другой вид праведности — это праведность веры, которая зависит не от каких-либо дел, а от благосклонного отношения Бога и Его «расчета» на основании благодати». [ 4 ] Христианская праведность свободно дается Духом через средства благодати (т.е. крещение, провозглашение прощения за Христа, Вечеря Господня).
В своей проповеди «Два рода праведности» (1518 г.) Лютер сравнивает эту чуждую праведность с браком. Когда мужчина и женщина состоят в браке, у них все общее. Через веру человек женится на Христе. «Поэтому через веру во Христа праведность Христа становится нашей праведностью, и все, что Он имеет, становится нашим; напротив, Он Сам становится нашей». [ 5 ]
Делает праведность
[ редактировать ]Отношения человека с Богом всегда определялись Божьими обетованиями и верой. Еще до грехопадения Адам и Ева были праведны в глазах Бога не из-за своего послушания, а потому, что Бог объявил их добрыми, и они поверили. Вера всегда определяла праведность coram deo . Таким образом, праведность перед Богом не может зависеть от человеческих достижений или заслуг. Такая идея была для Лютера совершенно невозможной.
Закон и Евангелие
[ редактировать ]Лютеранская парадигма Закона и Евангелия соответствует этому первому измерению. Закон обвиняет и осуждает грешников перед Богом. Любая попытка оправдать себя перед Богом человеческими достижениями является оскорблением Бога. Закон осуждает подобные попытки, обнажает вину человека и сокрушает его гордыню. Евангелие приносит бесплатное прощение и воскрешает грешника к новой жизни. В этом измерении последнее слово остается за Евангелием.
Последствия для пастырского служения
[ редактировать ]Когда пастор учит своих людей, что человечество становится праведным в глазах Бога только через веру, они воздают всю славу Господу за спасение человечества. Лютеранские реформаторы знали, что любые разговоры об оправдании делами приведут к гордыне. Более того, Лютер и его коллеги считали, что проповедь пассивной праведности дает полное утешение. Это оставляет грешника полностью уверенным в том, что Бог — его любящий Отец и что Иисус — его милосердный Господь, несмотря на его грех.
Праведность coram mundo
[ редактировать ]Второй вид праведности – это праведность coram mundo (праведность в глазах мира). Реформаторы также называли это активной праведностью, гражданской праведностью, надлежащей праведностью, праведностью Закона и праведностью разума или философии. Роберт Колб часто называл этот вид праведности праведностью характера, поскольку она касается отношений и поведения человека. [ 3 ]
Человек является праведным coram mundo , когда он находится в правильных отношениях с остальным творением, и это достигается посредством действий человека. Таким образом, праведный родитель — это родитель, который заботится о своем ребенке, праведный ученик — это ученик, который усердно учится и уважает своих учителей, праведный гражданин уважает правительство и платит налоги и т. д.
Эта праведность активна, то есть «праведность дел — это праведность, которой мы достигаем человеческими способностями». [ 3 ] Таким образом, эта праведность основана на Законе (т.е. доброй воле Божией). В отличие от первого измерения, где Закон только обвиняет, во втором измерении Закон действует как руководство. Закон показывает человечеству, как Бог задумал устроить мир, и предупреждает, что грех часто имеет временные последствия. В конечном счете, «цель праведных дел — благополучие этого мира», а не отношения человечества с Богом. [ 3 ]
Праведность Закона определяется призванием человека. Бог не ожидает от всех людей одинаковых дел. Более того, эта праведность распространяется на все творение. Люди несут ответственность перед всей Землей, а не только перед своими соседями.
Несовершенство гражданской праведности
[ редактировать ]Человек способен своим разумом и силой совершить великие дела для ближнего. Однако эти добрые дела несовершенны, запятнаны греховными желаниями и нечистыми побуждениями. Таким образом, Лютер постоянно подчеркивал, что активная праведность не может заслуживать спасения: «Пожалуйста, обратите внимание и здесь на различие, которое Павел проводит, ссылаясь на двойную праведность Авраама. Во-первых, это праведность дел, или моральная и гражданская праведность; но он отрицает, что Авраам этим оправдывается в глазах Божиих, хотя бы он и был из-за этого праведен в глазах людей. При этой праведности ему действительно есть чем хвалиться перед людьми, но, как и прочим, он лишен славы Божией». [ 6 ]
Важность добрых дел
[ редактировать ]Хотя обязательства и действия человека не могут заслужить вечное благоволение и спасение Бога, они угодны Богу в том смысле, что Бог заботится о временном благополучии этого мира, и Ему приятно работать через дела человека, чтобы заботиться о своих творениях.
Более того, это второе измерение человеческого существования позволяет позитивно использовать Закон (т.е. Третье использование Закона) и изучать этику . Перед Богом Закон только и всегда обвиняет человека из-за греха, но перед миром Закон является полезным руководством, которое наставляет людей невежественных, обманутых плотью или культурой или застрявших в моральной дилемме.
Два вида парадигмы праведности не только предотвращают праведность дел и синергизм, но также предотвращают распущенность и антиномизм. Благодаря этой парадигме лютеране способны исповедовать как божественный монергизм (т.е. только Бог несет ответственность за спасение), так и человеческую ответственность. Другими словами, спасение только по благодати и только через веру не снимает с человека ответственности в этом мире.
Третий вид праведности?
[ редактировать ]Лютеранские реформаторы говорили об активной праведности двояко. Во-первых, они часто говорили об активной праведности как о чем-то общем, что объединяет верующих и неверующих. Не только христиане, но и мусульмане, иудеи, буддисты и атеисты способны быть верными супругами, любящими родителями и трудолюбивыми сотрудниками. Христиане и нехристиане выполняют многие из одних и тех же внешних строительных работ. Они часто разделяют общее понимание этики. Таким образом, Меланхтон Аристотеля может похвалить «Никомахову этику» как лучшую из когда-либо написанных работ по вопросам гражданской праведности. [ 7 ]
Однако реформаторы также говорили об активной праведности, имея в виду только новое послушание христиан. Таким образом, формула гласит: «Правильно сказать, что в этой жизни верующие, ставшие праведными через веру во Христа, имеют прежде всего праведность веры, которая им засчитывается, а затем праведность нового послушания или добрых дел, которые им причитаются». в них начинаются, но эти два вида праведности не осмеливаются смешиваться друг с другом». [ 8 ] Кроме того, Лютер в своей проповеди 1518 года определяет активную праведность как «продукт праведности первого типа, фактически ее плод и последствие». [ 9 ]
Из-за этого некоторые лютеранские богословы (например, Джоэл Бирманн) [ 10 ] рекомендовали говорить о третьем виде праведности – активной праведности христианина, являющейся результатом работы Духа.
Имеет смысл говорить о двух видах праведности и трех видах. С одной стороны, деятельная праведность христианина и неверующего одинакова, ибо оба совершают одни и те же внешние дела в одних и тех же призваниях. Например, человек не может визуально отличить верного сотрудника-христианина от верного неверующего сотрудника. В определенном отношении активная праведность христианина отличается только тем, что запятнавший ее грех прощен. Другими словами, праведность coram deo освящает праведность coram mundo .
С другой стороны, Библия проводит различие между активной праведностью верующих и активной праведностью неверующих. В конце концов, только добрые дела христиан угодны Богу. В Последний День Иисус будет хвалить только дела овец и осуждать только дела козлов (Мф. 25:31-46). Более того, Дух действует внутри христианина после обращения. Дух дает христианину добродетельные, святые желания (обычно называемые плодами Духа) и распинает его греховную плоть. Ведимый Духом христианин с нетерпением ждет Закона Божьего, который больше не может обвинять его совесть, чтобы он мог направлять его, тогда как неверующий всегда ищет руководства в созданных человеком законах и философиях, полных ошибок. Другими словами, христианские праведники приведут к новому послушанию.
Оба способа описания активной праведности являются библейскими и использовались лютеранскими реформаторами. Поэтому допустимо говорить либо о двух видах праведности, либо о трех, а также приемлемо определять активную праведность как дела, совершаемые как верующими, так и неверующими, или как новое послушание, возникающее после обращения.
Другие ссылки
[ редактировать ]Лютеранский теолог Фрэнсис Пипер кратко упоминает два вида парадигмы праведности в своей «Христианской догматике»:
В терминологии Лютера существует «два вида» прощения грехов или оправдания: «внутреннее» и «внешнее». Внутреннее оправдание происходит через благодатное обетование Евангелия и через веру, которая держится этого обетования. Внешнее оправдание происходит через добрые дела христиан, которые, как следствие и плод внутреннего оправдания, доказывают людям, что внутреннее оправдание существует. [ 11 ]
Богословы за пределами лютеранской церкви также отметили и использовали эту парадигму. Например, Джонатан Эдвардс упоминает два типа парадигмы праведности в своей знаменитой проповеди об оправдании:
Святые имеют двойную праведность: вмененную праведность, и только она имеет какое-либо значение для оправдания; и присущая праведность, то есть та святость и благодать, которые находятся в сердцах и жизни святых. Это праведность Христа, а также вмененная праведность: вмененная праведность — это праведность Христа, принятая для них, присущая святость — это праведность Христа, сообщенная им. Они черпают свою святость от Христа как ее источника. Он дает это Своим Духом, чтобы передавалась святость Христа, отражался свет солнца. Бог радуется святым и за то, и за другое: как за вмененную праведность Христа, так и за явленную святость Христа, хотя только первое имеет какое-либо значение для оправдания. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чарльз Аранд, «Два вида праведности как основа закона и Евангелия в апологии», Lutheran Quarterly XV (2001): 420.
- ^ Чарльз Аранд, «Два вида праведности как основа закона и Евангелия в апологии», Lutheran Quarterly XV (2001): 420-421.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чарльз Аранд, «Два вида праведности как основа закона и Евангелия в апологии», Lutheran Quarterly XV (2001): 421.
- ^ Мартин Лютер, «О рабстве воли», Работы Лютера: Карьера реформатора III, Том. 33 (Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia, 1963), 270–271.
- ^ Мартин Лютер, «Два вида праведности», Мартин Лютер: Отрывки из его сочинений, Ред. Джон Дилленбергер (Нью-Йорк: Anchor Books, 1961), 87.
- ^ Лютер, О рабстве воли, 270–271.
- ^ Извинение IV:15 (Колб/Венгерт, 2000).
- ^ Твердая декларация формулы согласия III:32 (Колб/Венгерт, 2000).
- ^ Мартин Лютер, «Два вида праведности», 89.
- ↑ См. видео «Два вида праведности 2», часть серии «Христианская доктрина», на странице I-Tunes семинарии Конкордия, опубликовано с разрешения доктора Бирманна.
- ^ Фрэнсис Пипер, Христианская догматика, Vol. 2 (Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia, 1951), 543.
- ^ Джонатан Эдвардс, Проповеди и беседы 1723-1729, Том. 14, ред. Кеннет П. Минкема (издательство Йельского университета, 1997), 340–341.