Питер Кэткарт Уоссон
Питер Уэйсон | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 17 апреля 2003 г. | (78 лет)
Место отдыха | Хайгейтское кладбище |
Национальность | Английский |
Гражданство | Британский |
Альма-матер | Оксфорд , Университетский колледж, Лондон |
Известный | Психология рассуждения |
Родственники | Сидни Ригби Уэйсон (дядя) |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Учреждения | Университет Абердина , Университетский колледж, Лондон |
Докторанты |
Питер Кэткарт Уэйсон (22 апреля 1924 — 17 апреля 2003) был когнитивным психологом в Университетском колледже Лондона , который стал пионером в области психологии рассуждения . Он стремился объяснить, почему люди постоянно совершают логические ошибки. Он разработал задачи и тесты для демонстрации такого поведения, такие как задача выбора Уэйсона , задача THOG и задача 2-4-6. Он также ввел термин « предвзятость подтверждения ». [1] для описания тенденции людей немедленно отдавать предпочтение информации, которая подтверждает их предубеждения, гипотезы и личные убеждения, независимо от того, верны они или нет.
Личная жизнь [ править ]
Уэйсон родился в Бате, Сомерсет , 22 апреля 1924 года и умер в возрасте 79 лет в Уоллингфорде, Оксфордшир , 17 апреля 2003 года. Питер Уэйсон был внуком Юджина Уэйсона . [2] и сын Юджина Монье и Кэтлин (Вудхаус) Уэйсон. [3] Уэйсон женился на Марджори Вере Салберг в 1951 году, и у пары родилось двое детей, Оружейник и Сара. [3] Его дядей был генерал-лейтенант Сидней Ригби Уэйсон .
Питер Уэйсон выдержал обучение, которое было отмечено постоянными неудачами. [2] С началом Второй мировой войны Уэйсон завершил офицерскую подготовку в Сандхерсте, а затем служил офицером связи в 8-й бронетанковой бригаде , к тому времени уже отдельной бригаде. [3] Уэйсон вернулся домой в 1945 году, будучи освобожденным от своих офицерских обязанностей из-за тяжелых травм. Затем Уэйсон изучал английский язык в Оксфорде в 1948 году. [3] и стал преподавателем в Абердинском университете . Разочаровавшись в преподавании английского языка, Уэйсон вернулся в Оксфордский университет , чтобы получить степень магистра психологии в 1953 году, а затем докторскую степень в 1956 году в Университетском колледже Лондона . [3] Он продолжал преподавать в Университетском колледже Лондона до выхода на пенсию в начале 1980-х годов. [2]
Ранние исследования
Большая часть первых областей экспериментов Питера Уэйсона относилась не к области психологии рассуждения, а к языку и психолингвистике. Уэйсон и Джонс провели эксперимент, в котором испытуемых просили оценить числовые утверждения, такие как «7 — четное» и «9 — нечетное», и указать, является ли это утверждение истинным или ложным. Результаты показали, что утвердительные утверждения быстрее оценивались как истинные, а не как ложные, а отрицательные утверждения быстрее оценивались как ложные, чем как истинные. [4] На основе этих результатов Уэйсон пришел к выводу, что негативы используются в повседневном дискурсе для исправления распространенных заблуждений. Примером такого употребления может быть «Стула здесь нет». Уэйсон продолжал исследовать и экспериментировать в области психолингвистики. Со Сьюзен Кэри [5] В Гарвардском центре когнитивных исследований Уэйсон обнаружил, что контекст влияет на понимание высказывания, измеряемое временем, необходимым для ответа. Участники, скорее всего, быстрее отреагировали на утверждение «Круг номер 4 не синий» в контексте, в котором все остальные круги были красными. [6] Уэйсон пришел к выводу, что контекст влияет на понимание.
Начало психологии рассуждения [ править ]
До создания психологии рассуждения широко распространено мнение, что люди рассуждают посредством логического анализа. Уэйсон выступал против такого логицизма, утверждая, что люди неспособны рассуждать и довольно часто становятся жертвами предубеждений . Уэйсон считал, что многие вещи в его жизни были непоследовательными и, следовательно, необоснованными. [7] Когда Уэйсон планировал свои эксперименты, целью было изучить нелогичную природу человека. Уэйсон также хотел глубже изучить предвзятость подтверждения , тенденцию стремиться доказать свою гипотезу, а не опровергнуть ее.
задача 2-4-6 и Уэйсон
В 1960 году Уэйсон разработал первую из многих задач, которые он разработал, чтобы выявить недостатки человеческого мышления. Задача «2-4-6» стала первым экспериментом, показавшим нелогичность и иррациональность людей. В этом исследовании испытуемым говорили, что экспериментатор имел в виду правило, применимое только к группам по трое. Правило «2-4-6», которое имел в виду экспериментатор, заключалось в «любой возрастающей последовательности». В большинстве случаев испытуемые не только формировали гипотезы, которые были более конкретными, чем необходимо, но и проверяли только положительные примеры своей гипотезы. Уэйсон был удивлен большим количеством испытуемых, которые не смогли правильно выполнить задание. Испытуемым не удалось проверить примеры, несовместимые с их собственной гипотезой, что еще раз подтвердило гипотезу Уэйсона о предвзятости подтверждения. [8]
Задание с четырьмя картами [ править ]
В 1966 году Уэйсон создал задачу выбора , также известную как задача с 4 картами. В этой задаче участникам предлагались четыре карты на столе, а экспериментатор давал правило. Затем участникам было предложено выбрать только карточки, чтобы определить, было ли правило, данное им экспериментатором, истинным или ложным. Как и ожидал Уэйсон, большинство участников не смогли правильно ответить на вопрос. Только десять процентов участников решили это задание правильно. [9] Предвзятость подтверждения сыграла большую роль в этом результате, поскольку участники обычно выбирали карты для подтверждения своей гипотезы, а не для ее устранения.
Задача TOG [ править ]
Уэйсон разработал еще одну задачу, названную задачей THOG , для дальнейшего изучения психологии рассуждения. Участникам были показаны карточки с белым ромбом, черным ромбом, белым кругом и черным кругом. Затем им было дано правило и указание выбрать, какие из карт будут THOG, какие нет и какие нельзя классифицировать. Задача THOG требовала от испытуемых проведения комбинационного анализа — задачи, которую должен выполнить взрослый человек, используя разум и логику. Однако половине участников не удалось правильно решить задачу. [7]
Подход к экспериментированию [ править ]
Питер Уэйсон применил довольно нетрадиционный подход к учебе. При проведении экспериментов он подходил более активно. Хотя у него было несколько помощников, он настоял на том, чтобы присутствовать при проведении экспериментов, чтобы активно наблюдать за поведением испытуемых на протяжении всего процесса. Говорят также, что Уэйсон придал своему исследованию атмосферу клинической психологии , спросив испытуемых, что они думают о самом эксперименте, а также о полученных результатах. Эти оценки были записаны и помещены в его статьи, придавая им более личный и уникальный аспект, чем многие другие научные статьи того времени. Целью Уэйсона было открытие новых психологических явлений и новых аспектов человеческого поведения, а не только проверка собственных гипотез.
Публикации [ править ]
Уэйсон написал следующие книги:
- Мышление и рассуждение (совместно с П. Н. Джонсон-Лэрдом, 1968 г.)
- Психология рассуждения: структура и содержание (совместно с П. Н. Джонсон-Лэрдом, 1972)
- Мышление: Чтения по когнитивной науке (под редакцией П. Н. Джонсон-Лэрда, 1977 г.)
- Психология шахмат (совместно с Уильямом Хартстоном, 1983).
Ссылки [ править ]
- ^ Телеграф. «Питер Уэйсон» . Телеграф . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гардиан (25 апреля 2003 г.). «Питер Уэйсон» . Хранитель . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Уэйсон, Питер Кэткарт» . Гейл Литература: Современная Авторы: Гейл В контексте: Биография . Гейл. 2003 . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Уэйсон, Питер; Джонс, Шейла (1963). «Негативы: денотат и коннотация». Британский журнал психологии . 54 (4): 299–307. дои : 10.1111/j.2044-8295.1963.tb00885.x . ПМИД 14079021 .
- ^ Уэйсон, Питер; Кэри, Сьюзен (февраль 1965 г.). «Контексты правдоподобного отрицания». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 4 (1): 7–11. дои : 10.1016/s0022-5371(65)80060-3 .
- ^ Ньюстед, С. (2003). «Питер Уэйсон (1924–2003)». Мышление и рассуждение . 9 (3): 177–184. CiteSeerX 10.1.1.377.616 . дои : 10.1080/13546780244000141 . S2CID 144447692 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньюстед, Стивен; Эванс, Джонатан Ст. Б.Т. (1 июля 1995 г.). Перспективы мышления и рассуждения: очерки в честь Питера Уэйсона . Lawrence Erlbaum Associates Ltd. Сассекс, Великобритания: ISBN 978-0863773587 .
- ^ Уэйсон, Питер (1960). «О неустранении гипотез в концептуальной задаче». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 12 (3): 129–140. дои : 10.1080/17470216008416717 . S2CID 19237642 .
- ^ Чейтер, Н.; Оуксфорд, М. (2001). «Человеческая рациональность и психология рассуждения: куда нам идти дальше?». Британский журнал психологии . 92 : 193–216. дои : 10.1348/000712601162031 .
- 1924 рождения
- 2003 смертей
- Британские психологи XX века
- Академики Абердинского университета
- Преподаватели Университетского колледжа Лондона
- Выпускники Оксфордского университета
- Выпускники Университетского колледжа Лондона
- Похороны на Хайгейтском кладбище
- Офицеры британской армии
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Когнитивные психологи
- Англичане шотландского происхождения
- Английские психологи
- Выпускники Королевского военного колледжа в Сандхерсте.
- Люди из Бата, Сомерсет
- Офицеры Королевского бронетанкового корпуса
- Военнослужащие из Бата, Сомерсет