Роджер Буажоли
Роджер Буажоли | |
---|---|
![]() Буажоли дает показания на заседании Комиссии Роджерса в феврале 1986 года. | |
Рожденный | Роджер Марк Буажоли 25 апреля 1938 г. Лоуэлл, Массачусетс , США |
Умер | 6 января 2012 г. Нефий, Юта , США | 73 года) ( 06.01.2012 )
Альма-матер | Массачусетский университет Лоуэлла |
Известный | Попытки предотвратить Челленджера катастрофу |
Награды | Премия AAAS за научную свободу и ответственность (1988 г.) [1] |
Научная карьера | |
Поля | Машиностроение |
Учреждения | Мортон Тиокол |
Примечания | |
Руководитель проекта твердотопливных ускорителей программной системы «Шаттл» |
Роджер Марк Бойжоли ( / ˌ b oʊ ʒ ə ˈ l eɪ / BOH -zhə- LAY ,; [2] 25 апреля 1938 — 6 января 2012) — американский инженер-механик , специалист по гидродинамике и аэродинамике . Он наиболее известен тем, что высказал решительные возражения против запуска космического корабля " Челленджер" за несколько месяцев до гибели космического корабля и его экипажа в январе 1986 года. Бойжоли правильно предсказал, основываясь на более ранних полетных данных, что уплотнительные кольца на ракетных ускорителях потерпит неудачу, если шаттл будет запущен в холодную погоду. Менеджеры Мортона Тиокола решили запустить шаттл, несмотря на его предупреждения, что привело к катастрофическому провалу. [3] Его считали высокопоставленным разоблачителем . [4] [5]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Бойжоли родился 25 апреля 1938 года в городе Лоуэлл, штат Массачусетс . Он вырос в районе Бельвидера в семье рабочего с мельницы и одного из трех братьев. В старшей школе он играл в теннис. [6]
Буажоли изучал машиностроение в Массачусетском университете Лоуэлла . [6]
Карьера
[ редактировать ]Бойжоли начал свою карьеру в компании по производству подержанных самолетов в западном Массачусетсе, а затем переехал в Калифорнию на работу. [6] Впоследствии он работал в компаниях в Калифорнии над системами жизнеобеспечения лунного модуля и лунным транспортным средством. [7] Позже он работал в компании Morton Thiokol , производителе твердотопливных ракетных ускорителей (SRB) для программы «Спейс Шаттл».
Проблемы безопасности уплотнительных колец
[ редактировать ]
Легенда:
А – стальная стенка толщиной 0,5 дюйма (12,7 мм).
Б – базовое уплотнительное кольцо ,
С – опорное уплотнительное кольцо ,
D – Укрепляющая повязка,
Е – изоляция,
Ф – изоляция,
Г – ковровое покрытие,
Н – герметизирующая паста,
I – фиксированное топливо
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2020 г. ) |
В июле 1985 года Бойжоли написал своему начальству докладную записку, касающуюся ошибочной конструкции твердотопливных ракетных ускорителей, которая, если оставить ее без внимания, может привести к катастрофическому событию во время запуска космического корабля "Шаттл" . Такое катастрофическое событие произошло шесть месяцев спустя, что привело к космического корабля " Челленджер" катастрофе .
Эта записка последовала за его расследованием твердотопливного ракетного ускорителя (SRB) с полета шаттла в январе 1985 года . В ходе расследования он обнаружил, что первое из двух уплотнительных колец полностью вышло из строя, а второе уплотнительное кольцо было повреждено.
Уплотнительные кольца представляли собой два резиновых кольца, которые образовывали уплотнение между двумя секциями SRB. Секции ускорителей соединялись с помощью хвостовиков и вилочных соединений , а кольца предназначались для герметизации соединения, обеспечивая при этом неизбежное перемещение между секциями в условиях полета. По замыслу давление изнутри усилителя должно было протолкнуть кусок замазки в стык, заставив уплотнительное кольцо занять свое место. Система никогда не работала так, как задумано. Кольца должны были сидеть в пазу и герметизировать стык между секциями гидроусилителя. Однако было обнаружено, что динамика полета привела к тому, что соединения SRB сгибались во время запуска, открывая зазор, через который могли выходить выхлопные газы ракеты. Когда суставы сгибались, кольца выходили из своих канавок и перемещались в новое положение в суставе. Этот процесс называется экструзией. Выдавленное кольцо образует уплотнение в этом новом положении, но за время, необходимое кольцу для смещения, соединение разгерметизировалось, и горячие газы могли выйти наружу - процесс, называемый прорывом. Эти горячие газы повредили кольца до тех пор, пока не было достигнуто уплотнение.
Расследование Бойжоли показало, что степень повреждения уплотнительного кольца зависела от времени, которое потребовалось кольцу, чтобы выйти из канавки и обеспечить герметичность, и что это время зависело от температуры колец. Холодная погода сделала резину жесткой и менее гибкой, а это означает, что экструзия занимала больше времени и происходило большее количество выбросов. Он определил, что если уплотнительные кольца будут достаточно повреждены, они могут выйти из строя.
Если бы второе уплотнительное кольцо вышло из строя, результаты почти наверняка были бы катастрофическими: почти мгновенный взрыв гигантских размеров привел бы к полной потере шаттла, экипажа и объектов стартовой площадки, что, по-видимому, было бы единственным исходом. Его расследование показало, что первое уплотнительное кольцо вышло из строя, потому что низкие температуры в ночь перед полетом поставили под угрозу гибкость уплотнительного кольца, уменьшив его способность образовывать уплотнение. Температура при запуске составляла всего 10 ° C (50 ° F) , самая низкая за всю историю наблюдений (до 28 января 1986 г.). Первое резиновое уплотнительное кольцо образовало частичное, а не полное уплотнение; но второе уплотнительное кольцо выдержало.
Бойжоли отправил своим менеджерам записку с описанием проблемы, но, очевидно, был проигнорирован. [8] После нескольких дальнейших записок была созвана оперативная группа для расследования этого дела, но через месяц Буажоли понял, что у оперативной группы нет ни власти, ни ресурсов, ни поддержки со стороны руководства. В конце 1985 года Буажоли сообщил своим менеджерам, что, если проблема не будет решена, существует явная вероятность того, что миссия шаттла закончится катастрофой. Никаких действий предпринято не было.
Челленджера Катастрофа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2020 г. ) |
После объявления о «Челленджер» подтверждении миссии на 28 января 1986 года Буажоли и его коллеги попытались остановить полет. Ночью температура должна была упасть до -1 ° C (30 ° F). Бойжоли считал, что это серьезно поставит под угрозу безопасность уплотнительного кольца и, возможно, полета.
Этот вопрос обсуждался с менеджерами Morton Thiokol, которые согласились, что проблема достаточно серьезна, чтобы рекомендовать отложить рейс. Протоколы НАСА требовали, чтобы все субподрядчики шаттлов подписывали каждый полет. Во время телефонной конференции «да/нет» с руководством НАСА накануне запуска Мортон Тиокол уведомил НАСА о своей рекомендации отложить запуск. Представители НАСА решительно поставили под сомнение эти рекомендации и попросили (некоторые говорят, что оказали давление) Мортон Тиокол отменить свое решение.
Менеджеры Morton Thiokol попросили на несколько минут отключиться от телефона, чтобы еще раз обсудить окончательную позицию. Руководство провело совещание, на котором инженерная группа, включая Бойжоли и других, была намеренно исключена. Менеджеры Morton Thiokol сообщили НАСА, что их данные неубедительны. НАСА спросило, есть ли возражения. Ничего не услышав, НАСА решило запустить миссию STS-51-L Challenger .
Историки отмечают, что это был первый раз, когда НАСА запустило миссию после получения явной рекомендации о запрете запуска от крупного подрядчика, и что ставить под сомнение эту рекомендацию и просить о ее пересмотре было весьма необычно. Многие также отметили, что резкое сомнение в отношении рекомендации «не применять» резко контрастирует с немедленным и безоговорочным принятием, когда рекомендация была заменена на «разрешить».
Опасения Буажоли оправдались. [9] Поначалу Бойжоли почувствовал облегчение, когда полет взлетел, поскольку он предсказал, что SRB взорвется перед взлетом.
При возгорании уплотнительное кольцо сгорело дотла, что привело к образованию слабой герметизации соединения. Через 58 секунд после запуска шаттл обрушился высотным ветром, пепельная печать разрушилась, и горячие газы вырвались из соединения видимым шлейфом, похожим на паяльную лампу, который прожег внешний бак с водородом. Примерно на 73 секунде соседняя стойка SRB подломилась, правый ракетный ускоритель врезался в внешний топливный бак, и машина быстро развалилась.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]После того, как президент Рональд Рейган приказал президентской комиссии расследовать катастрофу, Буажоли был одним из вызванных свидетелей. Он рассказал о том, как и почему, по его мнению, уплотнительные кольца вышли из строя, и заявил, что собрание, созванное менеджерами Morton Thiokol, в результате которого была вынесена рекомендация о запуске, было «форумом для неэтичного принятия решений, возникшим в результате интенсивного запугивания клиентов». [10] Будучи изолированным от своих коллег, которые перепроектировали уплотнительное кольцо, его самооценка пострадала, и он потерял уверенность в себе как инженер. Буажоли, который понимал потенциальные последствия небезопасного запуска, действовал на своей совести, пытаясь его предотвратить. Но руководители Thiokol не уважали его как ценного профессионала. Через шесть месяцев после катастрофы Буажоли попросил продленный отпуск по болезни. Он больше никогда не работал инженером. [11]
Покинув Morton Thiokol, Буажоли основал судебно-инженерную фирму, и его часто приглашали говорить об этике лидерства. [6]
Личная жизнь
[ редактировать ]За свою честность и порядочность как до, так и непосредственно после катастрофы шаттла Буажоли получил Премию за научную свободу и ответственность от Американской ассоциации содействия развитию науки в 1988 году. [1] [12]
Когда Бойжоли покинул Мортон Тиокол, он взял 14 коробок со всеми записками и бумагами, которые он получил или отправил за семь лет. 13 мая 2010 года он подарил свои личные меморандумы — шесть коробок личных бумаг, включая записки и заметки из его показаний в Конгрессе, — Университету Чепмена в Ориндже, Калифорния . Рэнд Бойд, специалист по специальным коллекциям и архивный библиотекарь библиотеки Чепмена в Лезерби, сказал, что материалы будут каталогизированы и заархивированы. Их могут просмотреть посетители библиотеки. [13] [14]
Буажоли женился на своей жене Роберте в 1963 году. У пары было две дочери и на момент его смерти восемь внуков. [6] Бойжоли умер от рака толстой кишки, почек и печени 6 января 2012 года в Нефи, штат Юта . [7]
Изображение в СМИ
[ редактировать ]В снятом для телевидения фильме 1990 года «Челленджер» Буажоли сыграл актер Питер Бойл . [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роджер М. Бойжоли , веб-страница Американской ассоциации содействия развитию науки . Полный текст: «За образцовые и неоднократные усилия по выполнению своих профессиональных обязанностей инженера, предупреждая других об опасных для жизни проблемах конструкции космического корабля «Челленджер», а также за настойчивые рекомендации против трагического запуска в январе 1986 года». Проверено 7 февраля 2012 г.
- ^ «Другие сочинения NLS: Скажи как, AD» . Библиотека Конгресса . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ «Aerospaceweb.org | Спросите нас — катастрофа космического корабля «Челленджер»» . www.aerospaceweb.org .
- ^ коллектив, Один (7 мая 2020). «Коронавирус: замалчивание информаторов серьезно вредит общественному здравоохранению» . Libération.fr .
- ^ «Кас де Челленджер: главный информатор?» .
- ^ Jump up to: а б с д и «Уроженец Лоуэлла, предупреждавший о взрыве «Челленджера», умер в возрасте 73 лет» . Лоуэлл Сан . 6 февраля 2012 года . Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Дуглас (3 февраля 2012 г.). «Роджер Бойжоли, 73 года, умер; его предупредили об опасности шаттла» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ «Результатом будет катастрофа» . www.lettersofnote.com. 27 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Уэр, Дуг Г. (28 января 2016 г.). «Инженер, предупредивший о катастрофе «Челленджера» 1986 года, все еще терзается чувством вины, спустя три десятилетия» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Буажоли, Роджер. космического корабля «Челленджер «Этические решения - Мортон Тиокол и катастрофа »» . onlineethics.org . Проверено 5 августа 2008 г.
- ^ Макклири, Рэйчел М. (27 января 2023 г.). «Мнение | Человек, который пытался остановить запуск космического корабля «Челленджер»» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Роже Буажоли и катастрофа Челленджера » . onlineethics.org. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 5 августа 2008 г.
- ↑ Филдс, Юджин В., «Чепмен получает документы о катастрофе Челленджера» , The Orange County Register , 13 мая 2010 г., 21:37.
- ^ «Библиотеки Лезерби» . www.chapman.edu .
- ^ Розенберг, Ховард (24 февраля 1990 г.). « Челленджер: снята не та история» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 17 сентября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бойжоли, Роджер (15 мая 2006 г.) «Этические решения - Мортон Тиокол и катастрофа космического корабля «Челленджер» - Индекс» Интернет-центр инженерной этики, Национальная инженерная академия
- Роджер и Роберта Бойжоли Коллекция катастроф NASA Challenger в библиотеках Лезерби Университета Чепмена
- История «Челленджера» аварии НАСА из Центра космических полетов имени Маршалла , обсуждение уплотнительного кольца и возражений Бойжоли против полета.
- Робисон, Уэйд, Бойжоли, Дэвид Хукер и Стефан Янг, «Представление и искажение фактов: Тафт и инженеры Мортона Тиокола на Challenger ». Архивировано 5 июня 2016 г., в Wayback Machine ( Science and Engineering Ethics (2002) 8, 59–81. ) резко критикует проведенный Эдвардом Тафтом анализ неиспользования графики перед катастрофой в « Визуальных объяснениях» Тафта . Робисон был профессором Рочестерского технологического института ; Хукер и Янг, студенты-первокурсники РИТ. Альтернативная ссылка.
- Американские аэрокосмические инженеры
- Американские инженеры-механики
- Инженеры из Юты
- Смертность от колоректального рака в США
- Американские информаторы
- Смертность от рака в Юте
- Люди из Лоуэлла, Массачусетс
- Люди из Сент-Джорджа, штат Юта
- Катастрофа космического корабля "Челленджер"
- Выпускники Массачусетского университета Лоуэлла
- 1938 рождений
- смертей в 2012 г.
- Люди из Нефия, штат Юта