Вернер В. Виттманн

Вернер В. Виттманн (родился 11 января 1944 г.) — немецкий психолог , исследователь-оценщик и методолог исследований . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Вернер В. Виттманн вырос в Нюрнберге , где он получил степень Abitur в 1964 году. Он изучал психологию во Фрайбургском университете (диплом 1972 года) и получил докторскую степень в 1977 году, защитив диссертацию по факторно-аналитическим моделям, методологическим исследованиям и проблемам воспроизводимость. Во время получения степени в 1984 году он занимался темой оценочных исследований, которая была опубликована в 1985 году в виде книги издательством Springer-Verlag. С 1973 по 1984 год Вернер В. Виттманн был научным сотрудником Психологического института Фрайбургского университета на кафедре психологии личности ( Йохен Фаренберг ), где в 1984 году был назначен на временную должность профессора с упором на методологию. С 1988 года до 1993 года он был профессором C2 на факультете экономики и социальных наук Университета Эрланген-Нюрнберг , а с С 1993 года до выхода на пенсию в 2009 году он занимал кафедру психологии II, методов, диагностики и оценки на факультете социальных наук Мангеймского университета . Его интерес к совместным исследовательским проектам, преподаванию и международному обмену привел к тому, что он получил несколько приглашенных профессорских должностей, в том числе в университетах. Гейдельберг , Берлин . (FU), Берн , Фрибур (Швейцария), Вена и Сан-Диего ( SDSU ). С 2006 по 2009 год Вернер Виттманн возглавлял Институт Отто-Зельца в Мангеймском университете, а затем стал главой отдела оценки, диагностики и методов того же института. Вернер В. Виттманн является/был членом редакционной коллегии нескольких научных журналов, в том числе. Журнал экспериментальной психологии: прикладной, Zeitschrift für Personalpsychologie, Diagnostica, Applied Measurement und Praxis Klinische Verhaltensmedizin und Rehabilitation.
Исследовать
[ редактировать ]В центре творчества Вернера Виттмана — попытка объединить порой противоречивые методы и цели экспериментальных и неэкспериментальных исследовательских подходов в социальных и поведенческих науках. Его работа основана на работах Ли Кронбаха , Дональда Т. Кэмпбелла , Томаса Д. Кука , Р. Ф. Боруха, Эгона Брунсвика , Л. Сехреста, Джина В. Гласса, Рэймонда Бернарда Кеттелла и Кеннета Хаммонда.
Центральное место в исследованиях и научной теории Вернера Виттмана уделяется рассмотрению многомерной теории надежности и валидности (особенно Wittmann, 1985, 1988). В качестве возможного решения общей ковариационной проблемы, описанной Йохеном Фаренбергом (Fahrenberg, 1982), был предложен многометодный подход в психологической диагностике (так называемый Multitrait-Multimethod-MTMM-Approach ). Ядром является модель из 4, а затем и 5 блоков данных (Five-Box-Model, Wittmann, 1990), модель для концепции, выполнения и оценки оценочных исследований, которая в основном использовалась в исследованиях в области реабилитации и разведки. Он основан на блоке данных Кеттела «Базовая матрица отношений данных» BDRM (Рэймонд Кеттелл, 1966) и модели линзы Брунсвика (Брансуик, 1956). Помимо пяти связанных блоков данных, основными определяющими факторами являются принцип симметрии и принцип агрегирования данных.
Интегративное мышление Вернера Виттмана сделало его пионером оценочных исследований в Германии, открыло новые перспективы для решения фундаментальных проблем методологии трансляционных исследований и сделало его пионером в принятии научно обоснованных решений в здравоохранении. В знак признания его вклада в исследования в области оценки Вернер Виттманн получил в 2005 году премию Ф. Лазарсфельда за теорию оценки от Американской ассоциации оценки. [ 4 ] [ 5 ]
Основные направления исследований
[ редактировать ]- Психологическая методология, многомерная теория надежности и валидности
Оценочные исследования, особенно в области медицинской реабилитации, сосредоточены на психосоматической реабилитации. Здесь проведено несколько крупных исследований по оценке программ совместно с Юргеном Шмидтом и Рюдигером Нюблингом, включая «исследования Зауберберга», исследование EQUA, исследование катамнеза в Бад-Херренальбере и комплексный: метаанализ психосоматическая реабилитация, исследование MESTA Метаанализ эффектов немецкоязычной психотерапии совместно с Георгом Э. Мэттом
- Разработка нескольких процедур оценки и т. д. ZUF8 (Шмидт и др., 1989), FPTM (Нюблинг и др., 2006).
Недавняя твердая приверженность исследованиям в области амбулаторной психотерапевтической помощи, которые в настоящее время находятся в стадии разработки, совместно с Вольфгангом Лутцем, руководителем так называемого проекта ТЗ от имени Techniker Krankenkasse (TK), и вместе с Бернхардом Штраусом, руководителем пилотного исследования QS-PSY- BAY от имени Kassenärztlichen Vereinigung Bayern (Виттманн и др., 2012 и т. д.) Симметрия Брунсвика как ключевая концепция успешных психологических исследований: исследования взаимосвязи между рабочей памятью и интеллектом, интеллектом и решением сложных задач, интеллектом и школьными оценками, а также прогностической достоверности личностных качеств (экстраверсия, интроверсия).
Литература
[ редактировать ]- Виттманн, В.В.: Факторно-аналитические модели, методические исследования и проблемы воспроизводимости . Диссертация, Университет, философский факультет, Фрайбург i. Бр. (1977).
- Виттманн, WW (1985). Оценочные исследования. Задачи, проблемы и приложения. Берлин: Шпрингер.
- Мэтт, GE и Виттманн, WW (1985). Немецкоязычная психотерапия влияет на исследования, контролируемые статус-кво с точки зрения метаанализа. Журнал клинической психологии, 14 (4), 293–312.
- Виттманн, WW и Мэтт, GE (1986). Метаанализ как интеграция результатов исследований на примере немецкоязычных работ по эффективности психотерапии. Психологический обзор, 37(1), 20-40.
- Виттманн, WW (1987). Основы успешных исследований в психологии: мультимодальная диагностика, мультиплексирование, многомерная теория надежности и валидности. Диагностика, 33(3), 209-226.
- Шмидт Дж., Бернхард П., Виттманн В.В. и Лампрехт Ф. (1987). Различие между критериями единственного и множественного результата. Вклад в проблему критериев оценки. В Ф. Лампрехте (ред.), Специализация и интеграция в психосоматике и психотерапии. Немецкий колледж психосоматической медицины, 6–8 марта 1986 г. (стр. 293–299). Берлин: Шпрингер.
- Виттманн, WW (1988): Многомерная теория надежности. Принципы симметрии и успешные стратегии проверки . В JR Nesselroade & RB Cattell (ред.), Справочник по многомерной экспериментальной психологии (стр. 505–560). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
- Швейцер К. и Виттманн В. (1989). Оценка воспроизводимости психофизиологических связей по совокупным данным. Личность и индивидуальные различия, 10 (4), 427–435.
- Виттманн, WW (1990). Симметрия Брунсвика и концепция пяти блоков данных. Рамочная концепция комплексного оценочного исследования. Журнал педагогической психологии, 4 (4), 241–251.
- Кох У. и Виттманн В.В. (ред.). (1990). Оценочные исследования. Основа оценки социальных и медицинских программ. Берлин: Шпрингер.
- Виттманн, WW (1995). Значение брюнсвик-симметрии для психологических исследований и оценок. Европейский журнал психологической оценки, 11(1), 59-60.
- Кук, Т.Д. и Виттманн, WW (1998). Уроки, извлеченные из оценки в Соединенных Штатах и некоторые возможные последствия для Европы. Европейский журнал психологической оценки, 14 (2), 97–115.
- Нюблинг Р., Шмидт Дж. и Виттманн В.В. (1999). Отдаленные результаты психосоматической реабилитации. Психотерапия, психосоматика, медицинская психология, 343-353.
- Виттманн, В.В. и Зюсс, Х.-М. (1999). Исследование путей между рабочей памятью, интеллектом, знаниями и способностью решать сложные задачи с помощью симметрии Брансвика. В PL Ackerman, PC Kyllonen и RD Roberts (ред.), Обучение и индивидуальные различия (стр. 77–108). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Шмидт Дж., Нюблинг Р. и Виттманн В.В. (2000). Результаты психосоматической реабилитации на основе пяти исследований по оценке программы. Клиническая поведенческая медицина и реабилитационная практика, 13 (52), 32-47.
- Виттманн, В.В., Нюблинг, Р. и Шмидт, Дж. (2002). Оценочные исследования и оценка программ в здравоохранении. Журнал оценки, 39–60.
- Зюсс Х.-М., Оберауер К., Виттманн В.В., Вильгельм О. и Шульце Р. (2002). Объем рабочей памяти объясняет способность к рассуждению – и даже немного больше. Интеллект, 30, 261 – 288.
- Шмидт Дж., Стеффановски А., Нюблинг Р., Лихтенберг С. и Виттманн В.В. (2003). Качество результатов стационарной психосоматической реабилитации. Сравнение различных стратегий оценки. Регенсбург: Родерер.
- Бодюсель А. и Виттманн WW (2005). Моделирование показателей соответствия в подтверждающем факторном анализе на основе данных со слегка искаженной простой структурой. Моделирование структурными уравнениями, 12, 41–75.
- Андре Бодусель, Бернхард Биль и др.: Стратегии многомерных исследований: Festschrift в честь Вернера В. Виттмана (Отчеты по психологии) (английский). Издательство Шейкер, 2005.
- Нюблинг Р., Шульц Х., Шмидт Дж., Кох У. и Виттманн В.В. (2006). Анкета по мотивации психотерапии (ФПТМ) – построение теста и критерии качества. В Р. Нюблинг, Ф. А. Мутни и Дж. Бенгель (ред.), Реабилитационная мотивация и продолжительность лечения (стр. 252–270). Берн: Хубер.
- Виттманн, WWW и Клумб, Польша (2006). Как эксперименты по проверке психологических теорий могут вас обмануть. В RR Bootzin и PE McKnight (ред.), «Укрепление методологии исследования: психологические измерения и оценка» (стр. 185-211). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Фёлкле, MC, Акерман, П. и Виттманн, WW (2007). Размеры и коэффициенты эффекта < 1,0. Смысл или чушь? Методология: Европейский журнал методов исследования поведенческих и социальных наук, 3, 35-46.
- Стеффановский А., Лёшманн К., Шмидт Дж., Виттманн В.В. и Нюблинг Р. (2007). Метаанализ эффектов стационарной психосоматической реабилитации. Исследование Места. Берн: Хубер.
- Хант Э. и Виттманн В. (2008). Национальный интеллект и национальное процветание. Интеллект, 36(1), 1-9.
- Штраус Б.М., Лутц В., Стеффановски А. Виттманн В.В., Бёнке Дж.Р., Рубель Дж., Шейдт К.Э., Каспар Ф., Фогель Х., Альтманн У., Стейер Р., Циммерманн А., Брукмайер Э., фон Хейманн Ф., Крамер Д. и Кирхманн Х. (2014): Преимущества и проблемы практико-ориентированных психотерапевтических исследований в Германии: проекты TK и QS-PSY-BAY по обеспечению качества амбулаторной психотерапии .
- Кауфманн Э., Рейпс У.-Д., Виттманн В.В. (2013): Критический метаанализ исследований моделей линз в человеческом суждении и принятии решений PLoS ONE, декабрь 2013 г.
- Кауфманн Э., Виттманн В.В. (2016): Успех линейных моделей начальной загрузки: метаанализ с учетом предметной области, экспертных знаний и критериев PLoS ONE, июнь 2016 г.
- Кауфманн Э., Виттманн В.В. (2018): Недооценен потенциал Швейцарии в области STEM? Яркий свет на международное сравнение PISA [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исследовательские ворота: Вернер Виттманн
- ^ Лейбниц Психология - ПсихикаАвторы: проф. Доктор Вернер Виттманн
- ^ Представители Библиотеки Конгресса: Виттман Вернер В.
- ^ Вернер Виттманн, Мангеймский университет
- ^ Американская ассоциация оценки: Получатели теории оценки Пола Ф. Лазарсфельда
- ^ Университет Мангейма: сервер публикаций
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт Отто-Зельца, Университет Мангейма
- Литература проф. Доктор Вернер В. Виттманн в Центре психологической информации и документации Лейбница (ZPID)