Мономания от зависти
Мономания от зависти | |
---|---|
![]() | |
Художник | Теодор Жерико |
Год | 1822 |
Тип | Картина маслом |
Размеры | 72,1 см × 58,5 см (28,4 × 23,0 дюйма) |
Расположение | Музей изящных искусств Лиона , Лион |
от Мономания зависти [ 1 ] : 4 также известная под именем Гиена Сальпетриерская, [ 2 ] Портрет женщины, страдающей от навязчивой зависти. [ 2 ] и маниакальная зависть, [ 3 ] написанная маслом на холсте -романтика — картина французского художника Теодора Жерико, . Написанный как часть его серии из десяти портретов душевнобольных, это один из пяти сохранившихся до наших дней. [ 3 ] В настоящее время он находится в Музее изящных искусств Лиона , Франция. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Психические отклонения и иррациональные состояния ума интересовали художников-романтиков, которые ставили под сомнение рациональность Просвещения . Жерико, как и многие его современники, исследовал влияние душевных состояний на человеческое лицо и разделял распространенное в его время убеждение, что лицо точнее выявляет характер, особенно в безумии и в момент смерти. Помимо анализа лиц пациентов больниц и учреждений для душевнобольных, он также изучал головы жертв гильотины. [ нужна ссылка ]
Описание
[ редактировать ]На « Портретах сумасшедших» изображены пациенты парижских психиатрических больниц «Ла-Сальпетриер» и «Бисетр» . [ 4 ] : 14 [ 3 ] Историки искусства описывают эти портреты как значимые из-за их «беспрецедентной объективной трезвости». [ 5 ] отмечая, что они «обладают мощным реализмом, на который совершенно не влияют романтические настроения или художественная драматизация». [ 3 ]
Комиссия и повторное открытие
[ редактировать ]« Портреты безумцев» были заказаны Этьеном-Жан Жорже, врачом из Ла Сальпетриер. [ 6 ] Портреты оставались неизвестными в течение десятилетий после их создания, пока они не были вновь обнаружены на чердаке в Баден-Бадене, Германия, в 1863 году. [ 4 ] : 22 Дом и портреты принадлежали доктору Адольфу Лашезу. [ 4 ] : 22 Некоторые источники указывают, что портреты обнаружил Лачез. [ 4 ] : 22 другие утверждают, что это был журналист и искусствовед Луи Виардо . [ 6 ] [ 1 ] : 13 Виардо помогала Лашезу продавать портреты. [ 4 ] : 22
Виардо описала портреты в письме от 6 декабря 1863 года, которое затем было опубликовано в Gazette des Beaux-Arts (январь 1864 года). [ 4 ] : 22 Что касается «Мономании зависти », он писал: «Однако ее мономания была не яростью и даже не злобой, а завистью, о которой Вольтер сказал: «Она ненавидит живых, ухаживает за гниющей гробницей». Эта несчастная женщина не могла, например, видеть себя, не ощущая внутренней ярости, выражающейся скрежетом зубов и налитыми кровью глазами». [ 4 ] : 43
Техника
[ редактировать ]На каждом портрете из серии Жерико изображена фигура, слегка повернутая в сторону, на темном фоне. [ 7 ] : 170 Простота композиции и сильная освещенность голов акцентируют внимание зрителя на лицах. [ 7 ] : 170–173 [ 4 ] : 14 Историк искусства Лоренц Эйтнер отмечает, что Жерико вместо того, чтобы «обобщать черты [своего объекта] или подчеркивать их эксцентричность, с особым вниманием фиксировал их индивидуальный внешний вид». [ 5 ] Грегор Ведекинд и Макс Холлейн отмечают отличительную технику Жерико с «взволнованными мазками кисти, использованием пигмента в качестве виртуозной зарисовки или пастозной корки, а также цветов, которые иногда включают сернисто-желтый, алый красный и ядовито-зеленый». [ 7 ] : 176
Историки искусства часто подчеркивали отличительные черты лица женщины в «Мономании зависти» , в том числе ее «костлявые щеки» и «сосудистые звездочки». [ 8 ] Роберт Снелл также придает значение направлению взгляда женщины влево, «что, учитывая западную тенденцию читать картины слева направо, кажется, еще труднее следить за [ее взглядом] и представлять, что может быть у [ее ума] ." [ 1 ] : 14 Снелл также утверждает, что взаимодействие волос и одежды женщины «задает визуальный ритм, который предполагает физическую и эмоциональную лабильность». [ 1 ] : 15 Ее красный шарф имеет форму буквы «V» и, по словам Снелла, «работает как предупреждающая буква «V» гадюки». [ 1 ] : 15–16
Цель
[ редактировать ]Хотя точная цель каждого из этих портретов остается неизвестной, среди ученых ходят некоторые предположения. [ 3 ] Некоторые встают на сторону Виардо и утверждают, что картины должны были служить документами в клинических исследованиях Жорже. [ 5 ] В поддержку этого утверждения Лоренц Эйтнер отмечает, что «доктор Жорже верил в симптоматическую значимость внешнего вида лица и тела при диагностике психических расстройств» и «при документировании конкретных случаев было важно передать физиогномику пациента со строгой объективностью. " [ 5 ]
Точно так же некоторые комментаторы предполагают, что эти портреты «возможно, пытались выполнить роль, которую вскоре после этого сыграла фотография в медицинской и юридической областях: роль доказательства и, возможно, основы для диагностики». [ 4 ] : 16 Другие, однако, отмечают, насколько уникален Жерико в том смысле, что он включил в свои портреты пафос. [ 9 ] : 222 Это противоречит идее, что их цель была прежде всего научной. [ 9 ] : 223
Наконец, некоторые ученые подчеркивают собственную борьбу Жерико с психическим здоровьем, когда речь идет о целях этих портретов. Сообщается, что по возвращении в Париж в 1821 году его здоровье начало ухудшаться. [ 3 ] Травма позвоночника, которую он получил в следующем году, усугубила проблему. [ 4 ] : 19 Таким образом, некоторые предполагают, что портреты «говорят о хрупком психическом здоровье [Жерико]». [ 9 ] : 221 утверждая, что «в изуродованном и безумном он находит что-то от себя, что-то, что является не только альтер-эго художника, но и его». [ 7 ] : 176
Наследие
[ редактировать ]Жерико «Мономания зависти» вдохновила на создание ряда других работ. Марлен Дюма Картина 2011 года «Навязчивая зависть» основана на композиции Жерико. [ 7 ] : 178–179 Он отличается только цветовой гаммой, четкостью и обрезкой. Считается, что размытость картины указывает на припадок. [ 7 ] : 179
Дженнифер Мецкер опубликовала «Жерико рисует портрет женщины, страдающей от навязчивой зависти» в своем сборнике стихов 2021 года, посвященном психически больным, под названием « Гиперграфия и другие неудачные попытки попасть в рай» . Он фокусируется на детальных чертах лица женщины, в том числе на ее «хитрой ухмылке» и «веках с красной оправой». [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]Четыре другие сохранившиеся работы из серии «Портреты безумцев» изображены ниже.
-
-
Monomane du vol (Мономанство воровства); [ 1 ] : 3 Также известен как «Портрет клептомана». [ 4 ] : 9
-
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Снелл, Роберт (2017). Портреты душевнобольных: Теодор Жерико и предмет психотерапии . Лондон: Карнак Букс. ISBN 978-1-78220-247-9 .
- ^ Jump up to: а б с «Портрет женщины, страдающей от навязчивой зависти, также известной как Гиена Сальпетриера» . Музей изящных искусств Лиона .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Жерико, [Жерико] (Жан-Луи-Андре-)Теодор» . Гроув Арт онлайн . 2003. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.t031509 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тан, Фиона (2018). 10 безумий . Цыганские публикации. ISBN 9789492811158 .
- ^ Jump up to: а б с д Эйтнер, Лоренц Э.А.; Нэш, Стивен А. (1989). Жерико: 1791-1824 гг . Сан-Франциско, Калифорния: Музеи изящных искусств Сан-Франциско. п. 67.
- ^ Jump up to: а б Лавейсьер, Сильвен (1991–1992). Жерико — Национальные галереи Гран-Пале . Париж: Встреча национальных музеев. п. 244.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ведекинд, Грегор; Холлейн, Макс Жерико «Образы жизни и смерти» . Мюнхен: Издательство Хирмер.
- ^ Jump up to: а б Мецкер, Дженнифер (2021). Гиперграфия и другие неудачные попытки попасть в рай . Каламазу, Мичиган: Проблемы поэзии и прозы. п. 49. ИСБН 9781936970711 .
- ^ Jump up to: а б с Ионе, Эми (2016). Искусство и мозг: пластичность, воплощение и незамкнутый круг . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-32298-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жерико, Теодор (1819–1822), Мономан зависти. Коллекции Музея изящных искусств Лиона, Франция.
СМИ, связанные с Ла Фоль, или Мономан де л'зависть, на Викискладе?