Портрет клептомана
Портрет клептомана | |
---|---|
![]() | |
Художник | Теодор Жерико |
Год | 1822 |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 61,2 см × 50,2 см (24 дюйма × 19 + 3/4 дюйма ) |
Расположение | Музей изящных искусств, Гент , Гент |
«Портрет клептомана» или «Портрет сумасшедшего» ( фр . L'Aliéné или Portrait d'un Cleptomane , также известный как Le Monomane du Vol ) — картина Теодора Жерико , написанная маслом в 1822 году . Это часть серии из десяти портретов, сделанных для психиатра Этьена-Жана Жорже , и в настоящее время хранится в Музее изящных искусств в Генте , Бельгия.
Фон
[ редактировать ]Картина входит в серию из десяти портретов безумных обитателей приюта Сальпетриер в Париже. [ 1 ] Жерико сделал это ближе к концу своей карьеры, и пять оставшихся портретов [ 2 ] из серии представляют собой последний триумф художника. Психиатр Этьен-Жан Жорже, один из основоположников социальной психиатрии, попросил Жерико написать эти картины, которые представляли бы каждую из клинических моделей заболевания. [ 3 ] Жорже считал, что деменция — это современное заболевание, которое во многом зависит от социального прогресса в промышленно развитых странах. Он считал, что психически больным нужна помощь. [ 1 ] Вместо того, чтобы приводить больных в класс для изучения их физических характеристик, врач поручил Жерико рисовать модели, изображающие различные виды безумия. Жорже оценил объективность этой серии работ, установивших связь между романтическим искусством и эмпирической наукой.
Другие портреты из серии «Безумные» ( Les Monomanes )
[ редактировать ]-
Человек, страдающий иллюзиями военного звания ( фр . Le Monomane du Commandement Militaire ), 1822 (Собрание Оскара Рейнхарта- ам-Рёмерхольца , Винтертур )
-
Портрет женщины, страдающей от навязчивой зависти ( фр . La Monomane de l'envie ), 1822 ( Музей изящных искусств Лиона )
-
Портрет похитителя детей , он же Детский вор , он же Безумец-похититель ( фр . Le Monomane du vol d'enfants ), 1822–1823 ( Музей изящных искусств Мишеля и Дональда Д'Амуров , Спрингфилд, Массачусетс )
Описание
[ редактировать ]Работа была выполнена быстро, что послужило прообразом забот импрессионистов. Однако картина не принадлежала к импрессионизму . В то время предоставление достоинства душевнобольным было новинкой: их обычно исключали из общества, [ 4 ] а предыдущие работы изображали сумасшедших как одержимых существ или нелепых людей, согласно средневековому верованию. [ 1 ]
Жерико старался объективно показать лицо больного: пустой взгляд клептомана устремлен в бесконечность и лицо его застыло, с запущенной бородой и грязной шеей. [ 1 ] Картины примечательны своим бравурным стилем, выразительным реализмом и документированием психологического дискомфорта отдельных людей, который становится еще более острым на фоне истории безумия в семье Жерико, а также хрупкого психического здоровья самого художника. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Барбара Эшенбург и Ингеборг Гюссов, «Романтизм и реализм», в книге «Мастера западной живописи» , Ташен, 2005, стр. 427 ( ISBN 3-8228-4744-5 )
- ^ Поллитт, Бен (9 августа 2015 г.). «Теодор Жерико, Портреты безумцев» . smarthistory.org . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Эйтнер, Лоренц , «Введение», Теодор Жерико , Саландер-О'Рейли, 1987, стр. 5.6.
- ^ ПФР Каррасса, Мастера живописи , специальные выпуски, SL, 2005. ISBN 84-8332-597-7 , стр. 196.
- ^ Патрик Нун: Пересечение Ла-Манша , стр. 162. Tate Publishing , 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с «Портретом клептомана» Теодора Жерико на Викискладе?