Николай Ядринцев
Николай Михайлович Ядринцев октября ) — российский и ( 18 1842, Омск — 7 июня 1894, Барнаул общественный деятель, исследователь, археолог тюрколог . Его открытия включают орхонскую письменность , Каракорум столицу Чингисхана, и Орду -Балык столицу Уйгурского каганата. , Он также был одним из основоположников сибирского регионализма.
Биография
[ редактировать ]Николай Ядринцев родился в семье омского купца. После Томской гимназии он поступил в Петербургский университет . Там он начал свою активную общественную деятельность. В 1860 году вместе со своим другом и единомышленником [ нужна ссылка ] Г. Н. Потанин , Ядринцев организовали группу сибирских студентов в составе членов С. С. Шашкова, Н. И. Наумова, И. В. Омулевского, И. А. Худякова, Ч. Валиханов и другие, будущие выдающиеся писатели и ученые. Общественное движение 1860-х годов захватило сибирских земляков. Они устанавливали связи с революционерами-демократами, читали запрещенную литературу, участвовали в студенческих бунтах, в результате которых были арестованы. В эти годы журнал «Искра» ( русская «Искра»), клон «Современника», напечатал свои первые обвинительные фельетоны в адрес Н. Ядринцева. В 1860-е годы Ядринцев стал убежденным демократом.
Члены русско-сибирской общины близко к сердцу приняли нужды родной земли, превращенной царизмом в колонию, и решили самоотверженно бороться за развитие сибирской окраины, против ее порабощенного положения. Движение, начатое Н. Ядринцевым и Г.Н. Потанин получил название «сибирский патриотизм» или «сибирский сепаратизм». Они считали, что только сибиряки могут защитить интересы Сибири, цель и обязанность всех сибиряков они видели только в служении своей земле. Они поднимали вопрос о неизбежности отделения Сибири от России и в своей листовке призывали земляков восстать и создать в Сибири независимую демократическую республику.
В 1862-1863 годах члены сибирской общины, прервав учебу, разъехались по сибирским городам для продвижения своих идей. Их призыв не встретил горячего отклика, но их устная и печатная кампания против царской власти и угнетателей Сибири, за возрождение и просвещение родной территории была поддержана прогрессивной частью сибирской общественности, особенно молодежью. К этому времени относится ряд статей, фельетонов и речей Н. Ядринцева с резким осуждением пороков местного помещичьего класса и чиновников управления. Н. Ядринцев горячо призывал открыть университет в Сибири и начал кампанию по сбору пожертвований для университета, продолжавшуюся более 20 лет. В 1880 году в Томске был основан, а в 1888 году открыт первый русский университет в Сибири .
Сибирские сепаратисты встревожили правительство, они были арестованы в 1865 году. В ходе следствия Н. Ядринцев провел три года в тюрьме в родном Омске. В 1868 г. «сибирские сепаратисты» Н. Ядринцев, Г. Н. Потанин и другие сибирские патриоты были приговорены к принудительным работам и ссылке. отправлен в Шенкурск Архангельской Н. Ядринцев был области, где провел пять лет ссылки (1868-1873) в неустанной работе по самообразованию, изучению истории, сибирских проблем, разработке основных принципов сибирского сепаратизма. Там он познакомился с трудами Карла Маркса и, хотя и не стал марксистом, перенял некоторые его положения. Публиковал очерки, статьи и фельетоны в «Деле», «Отечественных записках», «Неделе», «Волго-Камской газете» и других либеральных периодических изданиях. В Шенкурске в 1872 году он написал свою первую монографию «Русская община в тюрьме и ссылке» , которая принесла широкую известность автору и его прогрессивным идейным и научным позициям.
В 1873 году приговор Ядринцеву был «милостивейше» смягчен царем, и Ядринцев уехал в Петербург , а затем в Омск, где поступил на государственную службу и прожил до 1881 года. «пришельцы» (коренные народы на русском колониальном жаргоне), крестьяне и мигранты. Из Омска по контракту с Русским географическим обществом он дважды путешествовал по Сибири и Алтаю , исследуя экономику и географию, археологию и этнографию, антропологию и языкознание. Во время путешествий по Алтаю в 1878-1880 годах Ядринцев собрал сведения о курганах , крепостях и других археологических памятниках, записал легенды о некоторых из них, сделал зарисовки многих археологических находок. Эти материалы были опубликованы Московским археологическим обществом . За результаты своего научного путешествия Н.Ядринцев был награжден золотой медалью Русского географического общества.
В 1881 году Ядринцев переехал в Петербург, где оставался до 1887 года. На материалах, собранных в Сибири, он написал монографию «Сибирь как колония» , принятую в России как монументальнейшее произведение сибирской литературы, и энциклопедию Сибирская жизнь. В этой книге автор разработал основные принципы того, что стало известно как сибирский сепаратизм.
В 1881 году Ядринцев начал издавать газету «Восточное обозрение» демократической направленности. Статьи, фельетоны и репортажи были тепло встречены простыми русскими людьми, страдавшими от произвола местных властей и эксплуатации. Многие авторы были политическими ссыльными. Они разоблачали сибирских правителей и раскрывали махинации. Газета сразу же приобрела популярность в Сибири и стала признанным лидером сибирской прессы, но в сибирской администрации и местных финансистах она вызвала ненависть и ярость. Газета способствовала пробуждению и развитию общественного сознания сибирской русской интеллигенции и других слоев населения. Оно выступало за расширение прав сельских и городских автономий, свободу печати и общественной жизни, реорганизацию первобытной школьной системы, гласность в системе суда присяжных. К 1880-м годам Ядринцев публиковал статьи не только в «Восточном обозрении», но и в десятках других изданий, включая «Европейский вестник», «Отечественные записки», «Русский регистр», «Дело» и др. Имя Николая Ядринцева стало известен во всей прогрессивной России, установил связи с группой «Свобода труда» в Женеве. В 1888 году издание «Восточного обозрения» было перенесено из Петербурга в Иркутск, поближе к своей аудитории, а Ядринцев остался в столице.
Ядринцев стремился ускорить развитие отсталой окраины Российской империи. Он надеялся пробудить «местный патриотизм» в различных слоях сибирского населения и, в первую очередь, среди малочисленной этнически русской сибирской интеллигенции, что способствовало бы улучшению управления и просвещения Сибири и приведению ее к процветанию. Но с течением времени число сибирских патриотов не увеличивалось и Сибирь оставалась в печальном положении. Ядринцева особенно угнетал рост сибирской богатой элиты. Выражая идеи «народной воли», он надеялся, что Сибирь перепрыгнет через капиталистический этап.
В 1889 году по контракту с Русским географическим обществом Ядринцев отправился в Монголию, где обнаружил остатки раннесредневекового города Хара-Балгас и древней монгольской столицы Каракорума. В ущелье Кошо-Цайдам (долина реки Орхон) Ядринцев нашел два петроглифических памятника с рунической письменностью древних тюрков VI-VIII веков, позднее расшифрованной датским ученым В. Томсеном . Эти открытия принесли Ядринцеву мировую известность и стали одной из величайших научных сенсаций XIX века. Вслед за этим уже в 1891 году была организована повторная Орхонская экспедиция Российской академии наук с участием Ядринцева во главе с этническим немцем, уроженцем Барнаула, признанным тюркологом академиком В. В. Радловым . Орхонская экспедиция обнаружила еще памятники рунической письменности с эпитафиями тюркских каганов и другой знати. Результаты экспедиции были опубликованы Радловым в его «Атласе монгольских древностей» (1892-1893) и в специальном сборнике трудов Орхонской экспедиции (1892).
В 1891 году Ядринцев опубликовал третью монографию «Сибирские пришельцы, их жизнь и современное положение», дополнившую книгу «Сибирь как колония». На наглядном фактическом материале книга изображала бедственное состояние сибирских народов, существующих в нищете и невежестве, безжалостно угнетаемых царизмом и русскими капиталистами. В то же время Ядринцев высоко ценил влияние русских людей на переход сибирских кочевников к оседлому земледелию, приобщение их к русской культуре. Автор проявил в своей монографии свою великую человечность как настоящий друг и защитник малочисленных народов Сибири. Одновременно Ядринцев опубликовал в Женеве брошюру «Иллюзия величия и нищета», в которой безжалостно критиковал российское самодержавие.
В 1891-1892 годах Ядринцев уехал из Петербурга в Тобольскую губернию, где помогал в организации помощи голодающим и пострадавшим от эпидемии холеры, для спасения крестьян и особенно выходцев из России. В начале 1890-х годов Ядринцев отправился во Францию и Америку для изучения проблем мигрантов, намереваясь помочь русским мигрантам в Сибири. Для практической реализации своего плана Ядринцев в 1894 году отправился в Барнаул , где, по его собственным словам, спровоцировал «крестьянскую войну» в защиту русских алтайских земледельцев. Там 7 июня 1894 года скончался Николай Ядринцев. Предполагается, что он покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви.
Мемориалы
[ редактировать ]Улицы имени Ядринцева есть в сибирских городах Омске , Иркутске , Барнауле . Его память также чтит Ядринцевская улица в Новосибирске .
Ссылки
[ редактировать ]Данная статья представляет собой краткое изложение биографической статьи в «Мемориалах истории и культуры Барнаула» , Барнаул, 1983, стр. 70–77 (на русском языке).