Зета (автомобиль)
Zeta — марка автомобилей , производившаяся в Австралии с 1963 по 1965 год южноавстралийской производственной компанией Lightburn & Co.
Компания Lightburn and Co., признанный производитель бетономешалок и стиральных машин , производила автомобили на своем заводе в Аделаиды пригороде Камден-Парк . Первая модель Zeta была представлена в 1963 году по цене 595 фунтов стерлингов . Производство прекратилось в 1965 году, последние автомобили были проданы в 1966 году, а общий объем продаж составил менее 400 автомобилей. [1]
Модели
[ редактировать ]Автомобили Zeta выпускались в следующих моделях:
Зета Седан | 2-дверный седан – Villiers Engineering 324cc – 4-ступенчатая механическая коробка передач |
Зета Седан Делюкс | |
Зета Утилита | |
Зета Спортс | родстер — ZF Sachs 493cc — 4-ступенчатая механическая коробка передач |
Lightburn также выпустила электрический малолитражный автомобиль в стиле мобильного скутера, способный перевозить двух взрослых и доступный в двух моделях. [2]
Функции
[ редактировать ]Седан и Утилита
[ редактировать ]Седан Zeta (также известный как Zeta Runabout) и Utility оснащались двигателем Villiers объемом 324 куб . См и имели передний привод с независимыми задними продольными рычагами. Седан не был оборудован задним люком, поэтому для доступа к грузовому отсеку требовалось снять передние сиденья, удобство которых рекламировалось как положительная особенность. Шасси кузовом из было стальным, с стекловолокна, закрывающим большой, но скромный салон. Окна были из плексигласа, за исключением лобового стекла, которое было многослойным. Двери были стальные с раздвижными окнами из плексигласа.
Шины для седана и универсала были Michelin 125 R12, как указано в характеристиках. Четырехступенчатая коробка передач Villiers Engineering с кулачковым сцеплением не имела реверса, поэтому двигатель приходилось выключать и запускать заднюю передачу, что обеспечивало четыре передачи заднего хода. Топливо подавалось самотеком из бака за приборной панелью. Указатель уровня топлива представлял собой пластиковую трубку, идущую сверху вниз по баку, с градуированной стеклянной трубкой на приборной панели. Как показали дорожные испытания Wheels в 1974 году: «он показывает от полного до пустого, в зависимости от уклона, дроссельной заслонки и, вероятно, среднего времени по Гринвичу».
Utility была самой редкой из моделей Zeta, всего было выпущено всего 8 штук. [3] Некоторые из них были куплены автопарком городского совета Сиднея . Гайд-парка [1] Механически Utility был идентичен седану. [3]
Спорт
[ редактировать ]Двухместный Zeta Sports был представлен в 1964 году. [4] Стиль кузова был основан на Генри Медоуза Спринт версии микроавтомобиля Frisky , разработанной Гордоном Бедсоном и Китом Пекмором. [5] хотя Лайтберн приписал дизайн Микелотти . [4] Автомобиль с кузовом из стекловолокна весил 400 килограммов (882 фунта) и имел 10-дюймовые колеса с барабанными тормозами по всему периметру . Как и у Гоггомобиля Дарта, у него не было дверей и бамперов. [6] Zeta Sports был оснащен западногерманским двигателем ZF Sachs двухцилиндровым двухтактным FMR 500 объемом 498 куб.см и мощностью 15,5 киловатт (21 л.с.). Двигатель имел диаметр цилиндра 70 мм и ход поршня 67 мм. [4] Первоначально был разработан и использовался в 4-колесном микроавтомобиле FMR Tg500 . Zeta Sports оснащалась 4-ступенчатой секвентальной коробкой передач заднего хода в сочетании с двигателем. Было выпущено 48 экземпляров. [7]
История продаж
[ редактировать ]Однако в случае с Zeta неудача была заложена в продукт с самого первого дня. [8]
— Тони Дэвис, Экстра Лимон!
Помимо странности дизайна, коммерческому успеху автомобиля помешало неудачное время, поскольку он был выпущен на рынок одновременно с Morris Mini , который был всего на 60 фунтов дороже. В результате с 1963 по 1966 год было продано всего 363 автомобиля, в том числе 28 моделей Sports. Согласно вывеске в Национальном автомобильном музее в Бердвуде, Южная Австралия , было изготовлено 48 экземпляров спортивной модели.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лайтберн Индастриз» . Уникальные автомобили и запчасти . Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ Спаркс, Пэт. «Ранэбаут Лайтберн 1967 года» . ЕВ Альбом . Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Хопкинс, Клайв (16 сентября 2011 г.). «Два удара гения» . Жизнь за рулем : 23 . Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Zeta Sports дает 70 миль в час 44 миль на галлон, Австралийское руководство по двигателям, июль 1964 г.
- ^ Медоуз, Джон; Кейт Пекмор (2013). «Быстрый спринт» . Официальный сайт Meadows Frisky . Проверено 2 ноября 2013 г.
- ^ Дэвис, Тони (2005). Дополнительный лимон! . Сидней: Бантам. стр. 10–13. ISBN 1-86325-550-8 .
- ^ Дон Лак, Зета, Альтернативный австралийский автомобильный спорт, Восстановленные автомобили № 122, май – июнь 1997 г., стр. 22
- ^ Лимон! 60 героических автомобильных неудач , стр. 9, Тони Дэвис, Random house Australia, 2004 г.